Свято - Троицкий храм с. Троица 

 

Троица 2

 

    В настоящее время в селе Троица Курского района восстанавливается построенная в конце XVIII века из красного кирпича и освященная в 1801 году церковь Троицы Живоначальной.

 

 

История Троицкой церкви в селе Троицком, что на Рати (так именовалось село до революции) насчитывает более четырёхсот лет. По документальным источникам известно о строительстве на святом церковном месте, по меньшей мере, трёх деревянных предшественников сохранившегося каменного храма.

 

 ПЕРВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ (1597 – 1645 гг.)

В 1596 году, по решению Боярской думы, под руководством воеводы Ивана Поленова и головы Нелюба Огарёва была возрождена крепость на старом «курском городище». Для охраны южного порубежья страны в Курский край были переселены служивые люди –«дети боярские» преимущественно из Орловского и Мценского уездов. В качестве оплаты за ратную службу им выделялись земли в окрестностях Курска, в основном, по 100 четвертей (около 82-х гектаров). Вновь построенная Курская крепость стала не просто новым военным укреплением, но и полноценным населённым пунктом, центром колонизации, прилегающего к нему Курского уезда. Для удовлетворения религиозных запросов населения в Курске и Курском уезде начали строиться православные храмы и монастыри. Одной из таких церквей, построенной практически одновременно с Курской крепостью, была Троицкая церковь на реке Рати. Однако точной даты основания церкви мы не узнаем, в 1626 году в Москве случился великий пожар, в ходе которого сгорели все архивы Государева двора. Документы, касающиеся Курского края до 1626 года, в архивах практически отсутствуют. Определить время строительства церкви можно только по упоминаниям в более поздних документах. Так 12 февраля 1628 года сын боярский Евсей Неручев пишет челобитную царю Михаилу Федоровичу о справке за ним поместья после отца, в которой указывает, что его отец Дмитрий Неручев служил «ис Курска с курчаны детьми боярскими, как и город Куреск стал», т.е. со времени возрождения Курска в 1596 году. За свою службу Дмитрий НЕРУЧЕВ получил поместное жалование в сто четвертей (четей) «в Курском уезде в Тускарском стане, на реке на Рати, на Богатом колодезе, в селе Троецком». Из челобитной следует, что село Троицкое на Рати уже существовало в конце XVI века и что оно, как минимум, ровесница возрожденного Курска. А статус населенного пункта - «СЕЛО» и его название подразумевает наличие здесь в это время и Троицкой церкви.

Церковь в селе Троицком на Рати в первой половине XVII века входила в состав Курской десятины обширной Патриаршей области. Первое письменное упоминание о Троицкой церкви относится к 1628 году. В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа написано: «Церковь Живоначальной Троицы на погосте на Рати взято дани девятнадцать алтын и одна деньга». К сожалению, по Курской десятине в Патриаршем казенном приказе не сохранилось никаких дел как о строительстве церквей, так и о церковных причтах. В курских отказных книгах за 1631 г. Поместного приказа мы находим упоминание об одном из первых церковнослужителей Троицкой церкви села Троицкого, что на Рати, который засвидетельствовал раздел поместья Григория Булгакова в деревне Безобразово: «К сем книгам Троицкой поп Василей Яковлев сын руку приложил».

В январе 1635 г. «по Государя царя и великого князя Михаила Федоровича Всея Руси грамоте и по выписи с писцовых книг Степана Уньковского да подьячего Ивана Каровина и по с обыском губной староста Микифор Шуклин отделил» вернувшимся со Смоленской войны «курченам Потапу Леонтьеву сыну Смецкому да Филиппу Иванову сыну Жиленкову пополам по пятидесят чети со всеми угодьями» поместье Степана Матвеева в селе Троицком Тускарского стана Курского уезда. В документе опять фигурирует «троицкий поп Василей Иаковлев сын», который засвидетельствовал и этот документ ("руку приложил") вместо своих прихожан «детей боярских курчан Семена Артемова сына Писклова, Федора Терентьева сына Кутепова, Лукьяна Алексеева сына Писклова, Воина Федорова сына Писклова, Павла Федорова сына Федаревского».

В декабре 1645 г. страшный погром обрушился на Курский край. 20-тысячная орда крымских татар перешла Сейм у самого Курска. Враги разорили поместья и монастырские вотчины, сожгли церкви, села и деревни. Была сожжена церковь и в селе Троицком, а «людей побивали и полон многий взяли».

4 февраля 1647 года по Патриаршему приказу церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком на Рати была исключена из оклада, с церкви «денег и впредь иметь не велено, потому что церковь разорена от крымских людей, поп взят в полон (возможно упомянутый выше Василей Яковлев) и приходских людей никого нет».

Троицкая церковь

ВТОРАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ (1677 -1722 гг.)

После «татарскаго разоренья и пожоги» церковь не восстанавливалась более 30 лет, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы этого периода, в которых Троицкое называется ДЕРЕВНЕЙ на Богатом колодезе (т.е. населенным пунктом без церкви). В 1667 году Курская десятина была исключена из Патриаршей области и отдана в епархию Белгородского и Обоянского митрополита Феодосия. В середине 1670-х годов, когда угроза набегов крымских татар значительно ослабла, жителями Троицкого села была построена новая деревянная церковь. В документе Поместного приказа 1677 года Марья, жена Григория Писклова ходатайствует о «даче ей поместья на прожиток после мужа, состоящего в Курском уезде, в Тускарском стану в СЕЛЕ что была ДЕРЕВНЯ Троицкая». Священником этой церкви был Семён Евдокимов, сведения о котором можно найти в ландратской переписи 1719 года села Троицкого что на Рати Тускарского стана Курского уезда: «В селе церковь во имя Живоначальной Троицы. При той церкви во дворе поп Семён Евдокимов 65 лет», с которым проживали его жена - попадья Ирина, а также вдова его сына Каллистрата и его внуки - Пётр, Афанасий и Стефанида. В приход церкви кроме села Троицкого (в состав которого тогда входила и деревня Писклово) входили следующие деревни Тускарского стана Курского уезда Киевской губернии: Безобразово, Винниково, Старая Слободка на Святом Колодезе и Титово на Рати.

ТРЕТЬЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ (1722 – 1801 гг.)

Во второй деревянной Троицкой церкви в селе Троицком службы проводились до 1722 года, когда вместо нее была сооружена новая, третья по счету, деревянная церковь, вновь освященная во имя Святой Живоначальной Троицы.

После смерти священника Семёна Евдокимова приход Троицкой церкви перешёл по наследству к его внуку Петру Каллистратовичу, что в те времена было довольно широко распространено. Найденная при расчистке прилегающей к храму территории надгробная плита возможно принадлежит основателю рода Каллистратовых и строителю второй и третьей деревянных Троицких церквей священнику Семёну Евдокимову.

По данным ревизской сказки 1747 года в Тускарном стане села Троицкого, что на Рати, при Троицкой церкви проживали: поп Пётр Каллистратов сын Евдокимов 41 год, его сыновья: Пётр 15 лет, Максим 13 лет, Лукьян 10 лет и Иван 8 лет.

Сыновья Петра Каллистратовича позднее уже носили фамилию Каллистратовы, а не Евдокимовы и были священниками и диаконами, а их потомки постепенно расселяются по всей Курской губернии. Часть из них оседает в Старооскольском, часть в Рыльском и других уездах. По имеющимся сведениям, практически все из них принимали сан священника. А один из средних сыновей Петра Каллистратовича - Лукьян был после отца настоятелем церкви Троицы Живоначальной в селе Троицком на Рати. Известно, что у Лукьяна было четверо сыновей - Пётр, Елисей, Дмитрий и Иван, и дочь, вторая по старшинству, Параскева.

В 1784 году Троицкой церкви принадлежало 47 десятин 600 кв. саженей писцовой (т.е. полученной в давнее время) земли на правобережье р. Рати, между с. Троицким и д. Безобразово. Из них более 36 десятин составляли земли, пригодные для землепашества.

КАМЕННЫЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ (1801 – 1917 гг.)

К началу 80-х годов XVIII века деревянное строение Троицкой церкви сильно обветшало и в 1781 году прихожанами храма было начато строительство новой церкви из красного кирпича. В изданном в 1785 году «Описании Курского наместничества» прокурора Сергея Ивановича Ларионова читаем, что церковь Троицы в селе Троицком, что на Рати «ныне весьма ветха и вместо ея строится усердием того села жителей каменная во имя тож (Живоначальной Троицы)».

В те времена строительство каменной церкви было делом очень дорогостоящим и было под силу только весьма состоятельному приходу. Следует отметить, что в середине 80-х годов XVIII века из 38 церквей Курского уезда только 4 были каменные, а из 253 дворянских поместий только два имели каменные дома. Строительство новой каменной церкви растянулось на двадцать лет, и только в 1801 году церковь была освящена.

Согласно ведомости учета состояния причтов по церквям губернии 1845 г. в приходе Свято-Троицкой церкви села Троицкого на Рати значилось 1424 души мужского пола, из них военных – 5, статских – 10, дворовых – 110, крестьян 269, государственных крестьян – 1080. Прихожане церкви, кроме села Троицкого проживали в семи деревнях: Писклово, Безобразово, Петровское, Городище, Старая Слободка, Винниково и Водяная. Самая дальняя деревня – Водяная, располагалась на расстоянии 8 верст.

К середине XIX века площадь храма не вмещала в себя всех богомольцев и было принято решение о его расширении. К храму было пристроено два придела: левый был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый – в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Если посмотреть на фотографию храма, то можно увидеть обе пристройки невооруженным взглядом, выражается это в несоблюдении архитектурных пропорций при их строительстве. Купол храма получается не приподнятым, а над ним и сама колокольня не велика. Приделы были построены на средства, собранные однодворцами села Троицкого и деревень Писклово и Безобразово. Существенную лепту в строительство внесли местные помещики: сельца Петровского – Григорий Александрович Пожидаев и Александр Григорьевич Тимофеев, и деревни Городище – Любовь Матвеевна и Дмитрий Михайлович Шпажинские. Последний в 1866 году был погребён за алтарем Свято-Троицкой церкви, его надгробный памятник в несколько повреждённом виде сохранился до настоящего времени.

По состоянию на 1880 год приход Свято-Троицкой церкви включал, кроме села Троица, деревни Безобразово, Писклово, Слободка и сельцо Петровское. В начале XX в. в справочной книге о церквах… (1908 г.) в приходе указаны д. Безобразово, Петровское, Писклово, Слободка (Щигровского уезда), в которых проживали 1492 мужчин и 1605 женщин.

По клировой ведомости 1917 года в приходе значилось: село Троицкое – 275 мужчин, 288 женщин, количество дворов – 78; деревня Безобразово – 335 мужчин, 311 женщин, количество дворов – 95; деревня Петровское – 313 мужчин, 273 женщин, количество дворов – 88; деревня Писклово – 518 мужчин, 539 женщин, количество дворов – 147; деревня Городище – 107 мужчин, 122 женщин, количество дворов – 37; деревня Слободка (Щигровского уезда) – 257 мужчин, 291 женщин, количество дворов – 81. В этой же клировой ведомости сказано, что в Троицком храме три престола: главный – во имя Пресвятой Троицы; второй во имя Рождества Богородицы и третий – во имя введения в храм Пресвятой Богородицы».

Церковь владела землей, из которой 4 десятины располагались под храмом и погостом. Пахотной земли было 38 десятин, сенокосной – 8 десятин, под болотом и рекою 12 десятин, под лесом – 8 десятин. В приходе действовали четыре земские школы: в селе Троицком и в деревнях Писклово, Безобразово, Слободке. В Курском госархиве хранятся метрические книги Свято-Троицкой церкви за 1818, 1831-1848, 1886, 1893, 1896, 1902, 1905, 1907, 1909-1911, 1914, 1917, 1918гг., клировая ведомость за 1917 г.

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917 – 1991)

Опубликование декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 23.01.1918 г. потребовало заключения договора с Троицким Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, согласно которому жители с. Троицы 24 ноября 1920 г. приняли в бессрочное, бесплатное пользование церковное имущество. Согласно декрету, ВЦИК от 16.02.1922 г. из Троицкой церкви с. Троица изъят 21 серебряный предмет общим весом 23 фунта 6 золотников, в том числе евангелия – 2 шт., ризы с икон – 5 шт. Все изъятые серебряные предметы взвешены вместе с украшениями и эмалью; крышки с евангелий сняты, книги оставлены церкви. Из описи имущества составленной в 1923 г. можно судить о внутреннем убранстве храма: «…внутри храма 3 больших иконостаса, которые украшены вызлащенной резьбой по белому полю и установлены 8 святых икон малого размера. На иконах 3 серебряные ризы, серебряных лампад – 5, металлических – 6, подсвечников металлических разных размеров – 18, металлических семисвечников – 3, металлических люстр – 3, металлических хоругвей – 1 пара, два евангелия в бархатных переплетах с серебряной крышкой и два евангелия без крышки, крестов серебряных – 3, деревянных – 2, потир с полным серебряным прибором – 3, дарохранительница серебряная – 3 …». По данным о действующих молитвенных и религиозных объединениях по Бесединскому району Курской области на 1-е июня 1937 г. службы в Троицкой церкви проводились, а 29 ноября 1940 года Троицкая церковь Троицкого сельсовета с. Троица была закрыта.

Религиозная община Троицкой церкви возобновила свою деятельность в 1942 году во время немецкой оккупации в деревне 1-е Писклово, в частном доме, принадлежащем Писклову Алексею Софроновичу.

31 октября 1944 г. граждане с. 1-е Писклово составили договор с исполнительным комитетом Бесединского райсовета депутатов трудящихся, на основании которого приняли в бессрочное бесплатное пользование, находящееся в с. Троица Троицкого сельсовета Бесединского района Курской области одноэтажное каменное здание храма с находящейся при нём сторожкой. Причём богослужения возобновились в 1/3 храма (в правом приделе), остальные 2/3 помещения были заняты колхозом под зернохранилище. В октябре 1960 г. Троицкая церковь была снята с учета действующих, а 22 мая 1961 г. решением Курского областного Совета депутатов трудящихся здание церкви было передано Троицкому сельсовету под использование его для культурных нужд в селе, после необходимого переоборудования.

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА.

К началу 1990-х годов церковь была заброшена и находилась в плачевном состоянии. Она почти полностью лишилась кровли, заросла кустарником и бурьяном территория вокруг него, даже на куполе выросли деревья, отсутствовали стёкла в окнах и полы, в алтаре – свалка строительного мусора, разломаны все двери, снесена верхушка колокольни. Но, несмотря на разруху и заброшенность, чудом уцелели древние кованые решётки на окнах, кое-где – фрагменты росписи на стенах и даже купол храма! 30 октября 1998 года здание Троицкой церкви с. Троица постановлением губернатора №566 отнесено к памятникам Культовой архитектуры местного значения Курской области.

27 ноября 2002 года зарегистрирована религиозная организация – Свято-Троицкий православный приход Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат), расположенный в селе Троицкое (Писклово).

С 2009 года старанием прихожан курской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сотрудников Федеральной службы наркоконтроля г. Курска, учащихся курской школы № 50 и студентов Юго-Западного госуниверситета началось постепенное восстановление полуразрушенного храма. Были вынесены тонны мусора и разложившихся удобрений из церковного алтаря, очищена от растительности прилегающая территория.

По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в левом приделе был произведен ремонт: из шлакоблоков возведены стены, выстроена двойная кровля над приделом, залит цементом пол, установлена печка, сделан косметический ремонт внутри помещения, появились иконы и необходимая церковная утварь.

8 января 2011 года, в престольный праздник, в селе Троица, в старинном храме, после полувекового перерыва настоятелем храма Матери Божией в честь её иконы «Всех скорбящих Радость» г. Курска священником Вадимом Саниным была отслужена Рождественская литургия.

10.04.2012 г. Священник Вадим Владимирович Санин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Курска, по совместительству назначен настоятелем храма Троицы Живоначальной села Троица Курского р-на.

С весны 2016 года в храме начались активные строительно-восстановительные работы. Расчищены до «целого кирпича» поврежденные участки здания, а затем вновь выстроены купол и четверик, подготовлена к установке новая луковица храма, выполненная точно по образцу прежней.

20 июня 2016 г., в день Святого Духа, на старинный Свято-Троицкий храм с. Троица установили крест, который был реставрирован и заново позолочен. Перед установкой настоятель храма иерей Вадим Санин совершил молебен и освятил крест.

В 2017 году восстановительные работы были продолжены. Отштукатурен и покрашен четверик храма с шестью окнами. Купол храма, в виде четырехскатного шатра, покрыт серебристым металлом, сверкающем в лучах солнца. В куполе сделаны небольшие круглые окошки, сквозь которые в купол проникают лучи солнца. Купол венчает восьмигранный барабан с луковичной главкой, над которой возвышается отреставрированный позолоченный крест.

Произведены работы по восстановлению фронтона всего куба храма. Плоская скатная кровля храма покрыта серебристым металлом, установлены водосточные желоба и трубы. Восстановлена звонница колокольни, её купол и барабан. К храму была проложена асфальтовая дорога.

К празднику Пятидесятницы (Троицы) 2018 года, благодаря особым стараниям Вячеслава Шатохина и участия всех неравнодушных людей Свято-Троицкий храм восстановлен в первозданном виде. Покрашена звонница колокольни, её купол покрыт четырёхскатным шатром из серебристого металла, над барабаном колокольни вознёсся высокий шпиль с православным крестом.

В обновленной Свято-Троицкой церкви её настоятель протоиерей Вадим Санин провел праздничную литургию.

Летом и осенью 2018 года восстановительные работы в храме Троицы Живоначальной были продолжены. Отштукатурен и покрашен весь куб храма, вставлены рамы в оконные проёмы. Начались работы по подготовке к внутренней реставрации храма.

29.11.2018 г. Протоиерей Вадим Владимирович Санин, согласно прошению, освобожден от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Курска, от совмещения должности настоятеля Свято-Троицкого храма с. Троица Курского района Курской области и почислен за штат Курской епархии.

03.12.2018 г. указом по епархии Высокопреосвященного Германа, митрополита Курского и Рыльского настоятель Покровского храма с. Беседино Курского района протоиерей Андрей Георгиевич Машкин, назначен настоятелем Свято-Троицкого храма с. Троица Курского района Курской области.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы стал украшением села Троица, одним из тех мест, где люди будут черпать духовные силы, согласие, мир и любовь друг к другу.