Организация образовательного процесса

          МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково, осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности:

- реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;

- реализация образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

 

 

Форма обучения очная.

 

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств

2013-2014 учебный год

№ п/п

Наименование дополнительной общеобразовательной программы

Срок обучения

1.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

8(9) лет

2.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

5(6) лет

3.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

8(9) лет

4.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

8(9) лет

5.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области театрального искусства "Искусство театра"

5(6) лет

6.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

5(6) лет

  

Образовательные программы дополнительного образования 

художественно-эстетической направленности

2013-2014 учебный год

 

№ п/п

Наименование образовательной программы

Срок обучения

1.

«Фортепиано»

7(8) лет

2.

«Народные инструменты»

5(6)

3.

«Фольклорное искусство»

4(5)

4.

«Хореография»

7(8) лет

5.

«Театральное искусство»

8(9) лет

6.

«Эстрадное пение»

5(6)

 

 титульный лист

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

«Детская школа искусств» С. Рышково

_______________В.Г. Сергиенко

«___»_________________20___г.

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол №______

от «___»____________20___г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования 

«Детская школа искусств» с. Рышково

Курского района Курской области

на период 2013 – 2018 гг.

С. Рышково

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково

 

Изменения в Российском обществе вызвали изменение и в его социальном заказе перед системой образования: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Парадигма непрерывного творческого развития человека может быть реализована, прежде всего - в системе непрерывного дополнительного образования, в которой ребенок должен адаптироваться с

первых лет учебной деятельности школе - ориентировочная модель такой системы представлена в структуре и содержании разделов данной образовательной программы.

Образовательная программа МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково отражает ведущие цели, задачи, направления и содержание деятельности детской школы искусств, обеспечивает сохранение целостности

образовательного пространства учреждения и его специфики и определяет

главный результат педагогического процесса детской школы искусств - обеспечение достижения обучающимися уровня музыкальной, художественной образованности, являющейся основой социализации личности и ее профессионального самоопределения. В данном результате мы

определяем три позиции:

 элементарная музыкальная грамотность - базовый уровень обученности

основным способам музыкальной деятельности (чтение и понимание нот, нотная грамота, слышание и понимание музыкальной композиции, исполнение музыкальных произведений соответствующего уровня освоенной программы и т.д.);

 функциональная музыкальная грамотность - способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности (чтение нот «с листа», музицирование в различных социально-бытовых ситуациях, умение разбираться в музыкальных произведениях различных жанров и т.д.);

 музыкальная компетентность - деятельностная самореализация в музыкальном творчестве, способность объективно оценивать границы собственных музыкальных возможностей, способность к осознанному выбору профессии музыкального или художественного профиля и дальнейшему профессиональному обучению.

Все эти уровни поэтапно призвана реализовать данная образовательная

программа в педагогическом процессе МБОУ ДО «Детской школы искусств» с. Рышково.

1 модуль: Характеристика школы (информационная справка) и принципов ее образовательной политики.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области открылась в 1989 году. Школа осуществляет образование детей преимущественно от 6,5 до 18-летнего возраста. В школе обучается 170 детей.

Содержание и организация образовательной деятельности учреждения

обусловлены спецификой образовательных потребностей и возможностей жителей Курского района и отражаются в:

1. Образовательных программах (ОП) по видам искусств:

 «Музыкальное исполнительство»;

 «Хореографическое искусство»;

 «Фольклорное искусство»;

 «Театрального искусства»;

 «Эстрадное искусство»;

 «Ранняя профессиональная ориентация».

2. Дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных

программ в области искусств:

 «Фортепиано»;

 «Народные инструменты»;

 «Музыкальный фольклор»;

 «Хореографическое творчество»;

 «Декоративно-прикладное творчество»;

 «Искусство театра».

Детская школа искусств ориентирована на музыкальное, художественное, эстетическое образование детей с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, музыкальных, художественных, интеллектуальных и других) особенностей, музыкальных, художественных, образовательных потребностей и возможностей путем создания адаптивной музыкальной, художественной педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития каждого ребенка. А так же на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств. В соответствии с этим, данная образовательная программа – это целостная педагогическая система, опирающаяся в своей жизнедеятельности на принципы:

 гуманизации (утверждение ценности общекультурного наследия человечества, внимание к музыкальным и художественным ценностям);

 дифференциации (выявление и развитие у обучающихся склонностей способностей к различным изучаемым отраслям музыкальных знаний, художественной и музыкальной культуры);

 индивидуализации (построение образовательного процесса с каждым обучающимся на основе его индивидуальных интересов, склонностей и способностей; учет индивидуальных особенностей педагогов в реализации ими педагогических замыслов);

 личностного подхода (обеспечение благоприятных условий для личностного роста каждого субъекта образовательного процесса как полноценно функционирующей и развивающейся личности, находящейся в непрерывном движении становления);

 прогностичности (учет тенденций изменения социального заказа и системы образования, видение новых интересов и потребностей участников образовательного процесса);

 творческой направленности (утверждение ценностей творчества, новаторства);

 активности (включение всех участников образовательного процесса во все сферы жизнедеятельности школы).

Данные принципы, лежащие в основе содержания образовательной программы МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково, ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его музыкальных, художественных способностей и внутреннего духовного мира,

эмоциональной и волевой сферы, на творческое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей

(лиц их заменяющих)).

2 модуль: Аналитическое обоснование программы: образовательные интересы и потребности детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий его развития; выделение проблем, которые предполагается решать.

Данная образовательная программа представляет собой результаты

осмысления педагогической практики и потребностей общества в обновлении содержания дополнительного музыкального, художественного

образования.

Родители испытывают потребность в обеспечении детей в безопасных

условиях воспитания и заинтересованы в вовлечении детей в дополнительное

образование. Естественная потребность детей в деятельности способствует

возникновению у них интереса к профилю школы искусств, предоставляющей образовательные услуги. При этом определенная часть детей имеют природные музыкальные, художественные способности и желают получить хорошее музыкальное, художественное образование, как

основу будущей профессии. МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково видит решение проблемы удовлетворения разнообразных потребностей социума в создании адаптивной педагогической системы музыкального, художественного образования, способной реализовать все спектры социального заказа.

Однако, анализ образовательной практики системы дополнительного

музыкального, художественного образования позволяет выявить ряд противоречий:

• между предметной структурой музыкального, художественного образования и необходимостью получения интегративных результатов развития творческой личности;

• между требованием единых образовательных программ и необходимостью

удовлетворить индивидуальные потребности и интересы обучающегося, максимально развить индивидуальные способности;

• между возрастающим объемом содержания музыкального, художественного образования и необходимостью соблюдать возрастные нормативы учебной нагрузки на ребенка в целях сохранения его здоровья и

развития его мотивации к усложняющемуся по мере продвижения по ступеням образования виду деятельности.

Детская школа искусств - призвана решить важную современную педагогическую проблему: как не только удержать, но и развить естественный интерес ребенка к окружающему миру и к творческой деятельности в процессе музыкального, художественного образования.

3 модуль: Концептуальные подходы, назначение, приоритетные направления, цели и задачи образовательной деятельности МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково.

Новые концептуальные подходы ДШИ с. Рышково основываются на ее

философии как признании ценности личности каждого ребенка, которому предоставляются оптимальные возможности для развития и реализации потенциальных музыкальных, художественных способностей, позитивной развивающей коммуникации, творческой активности, гражданского становления - как основы личностного развития, социализации в позитивном

социуме и профессионального самоопределения.

Деятельность школы базируется на гуманистических подходах к формированию психологически и физически здоровой, творческой личности

с активной гражданской позицией, способной интегрировать в региональную, национальную и мировую культуру, реализуя свой творческий потенциал в собственных жизненных интересах и в интересах общества.

Миссия МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково: формирование культурной, социально адаптированной, развивающейся творческой личности с активной гражданской позицией, с адекватной самооценкой и оценкой окружающего мира готовой к реализации своего музыкального, художественного потенциала к сотворчеству, со сформированной устойчивой мотивацией к самоактуализации, музыкальному

самообразованию и самоопределению.

Целями деятельности школы являются:

• музыкальное, художественное развитие обучающихся посредством создания музыкально-эстетической среды и организации специальных видов

деятельности;

• социальная адаптация обучающихся за счет освоения ими обязательного

минимума содержания музыкальных, художественных образовательных программ, общекультурного развития и навыков творческой коммуникации;

• создание основы для ранней профессиональной ориентации обучающихся

как основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных музыкальных, художественных образовательных программ за счет использования реализации личностного подхода и практико-ориентированных технологий обучениями специализации в старшем звене обучения.

 

Задачи образовательной программы

МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково: 

• осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

• обеспечение условий для выполнения задачи вхождения ребенка в мир музыкального и художественного искусства как важного компонента культуры, освоение мировых музыкальных и художественных ценностей;

• обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального, художественного образования;

• использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

• создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его

склонностей, интересов, потребностей;

• адаптация современных методик, технологий и программ к условиям детской школы искусств, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ музыкального, художественного образования в условиях детской школы искусств.

Концептуальные подходы к организации образовательной деятельности МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково реализуются через учебный план.

4 модуль: Учебный план, регламентирующий образовательный процесс. Учебный план МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково (Приложение) составлен на основе:

1. Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств, для детских школ искусств (Москва, 2003), рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации) для использования в образовательном процессе детских школ искусств;

2. Примерных учебных планов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Учебный план образовательных программ по видам искусств.

Целью данного учебного плана является: создание благоприятных условий организации учебного процесса на основе выявления и реализации способностей каждого ребенка на всех этапах обучения, определения перспектив его развития - и тем самым предоставление оптимальных возможностей для активного включения в непрерывный процесс музыкального, художественного образования. Данный учебный план разработан с учетом учебных программ музыкального образования, адаптированных к условиям ДШИ.

Учебный план ориентирован на реализацию образовательных программ

(ОП):

 ОП «Музыкальное исполнительство»;

 ОП «Хореографическое искусство»;

 ОП «Фольклорное искусство»;

 ОП «Театрального искусства»;

 ОП «Эстрадное искусство»;

 ОП «Ранняя профессиональная ориентация».

Структура и содержание учебного плана соответствует требованиям примерного (типового) учебного плана и состоит из двух основных частей -

инвариантной и вариативной.

Инвариантный блок учебного плана реализует федеральный компонент требований музыкальных, художественных образовательных программ и обеспечивает единое образовательное пространство. Предметы инвариантной

части:

1. Музыкальный инструмент;

2. Сольфеджио;

3. Музицирование;

4. Музыкальная литература;

5. Классический танец;

6. Народно-сценический танец;

7. Историко-бытовой танец;

8. Ритмика и танец

9. Беседы о хореографическом искусстве;

10. Подготовка репертуара;

11. Слушанье музыки;

12. Сценическое действие;

13. Основы сценического движения;

14. Художественное слово;

15. Техника речи;

16. Беседы о театре;

17. Музыка;

18. Ритмика и танец;

19. Ансамбль;

20. Фольклорная хореография;

21. Народное творчество;

22. Эстрадное пение.

Инвариантная часть учебного плана гарантирует каждому обучающемуся овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков для продолжения образования (самообразования), участия в творческих коллективах (в том числе в детской школе искусств) и адаптации в современном культурном пространстве.

Вариативный блок учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей музыкального образования, творческих возможностей и интересов каждого обучающегося. Эта часть учебного плана

реализуется на предметах по выбору углубленного освоения предметов, индивидуальных и групповых занятиях.

Предметы вариативной части (предметы по выбору):

1. Чтение с листа;

2. Другой музыкальный инструмент;

3. Ансамбль;

4. Индивидуальное сольфеджио;

5. Работа над ролью;

6. Сольное пение.

Учебный план детской школы искусств обеспечивает сочетание стандартизации музыкального образования (для обеспечения единого образовательного пространства) и развития компетентного педагогического

творчества, основанного на знании педагогом индивидуальных особенностей

учащихся и закономерностей музыкального образования и музыкального творчества. То есть учебный план школы является правовой основой деятельности каждого педагога.

Учебный план разработан в соответствии с требованиями:

• полнота (учет требований программ музыкального, художественного образования, образовательных интересов и потребностей детей, родителей,

социума);

• целостность (внутренняя взаимосвязь структуры и содержания Учебного

плана и их соответствие образовательным программам изучаемых дисциплин);

• сбалансированность (целесообразное распределение, уравновешенность затрат между областями, циклами, предметами, ступенями обучения );

• преемственность (соблюдение логики содержания музыкальных образовательных программ по классам и ступеням образования;

использование методик, технологий и форм образовательной деятельности в

соответствии с возрастными закономерностями обучающихся);

• актуальность (соответствие содержания и структуры учебного плана реальным современным потребностям в музыкальном образовании как одной

из форм социализации личности);

• динамичность (возможность переориентации учащегося на этапах обучения, соответствующих вариативной части плана);

• перспективность (для обучающихся - обеспечение выпускников каждой ступени базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения музыкального образования; для педагогов – обеспечение условий для непрерывного творчества и саморазвития; для детской школы

искусств - создание ресурсов для совершенствования образовательного процесса).

Учебный план обеспечивает недельную нагрузку на каждого обучающегося, не превышающую максимально допустимую (в соответствии с примерным учебным планом образовательных программ детских школ искусств (Москва, 2003), рекомендованным Министерством культуры Российской Федерации для использования в образовательном процессе детских школ искусств. При этом обучающимся предоставлена возможность варьировать собственную недельную нагрузку за счет вариативной части.

Учебный план содержит целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки обучающихся и ее распределение. Комплекс предметов и объем часов, зафиксированных в учебном плане, определяют полноту и интенсивность образовательного процесса, что полностью отвечает целям и задачам музыкального, художественного образования.

Целями и задачами обучения на I ступени являются:

• выявление и развитие творческих музыкальных, художественных способностей учащихся в рамках образовательного процесса;

• формирование навыков специальной учебной деятельности;

• овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков (в соответствии с содержанием программы);

• достижение уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности.

Важное место среди предметов теоретического цикла I ступени занимает предмет «Слушание музыки», который позволяет более эффективно решать вопросы развития музыкального мышления учащихся на начальном этапе обучения и готовит их к освоению более сложного предмета - «Музыкальная литература» на следующих ступенях обучения.

Содержание учебных программ и структура учебного плана I ступени позволяет провести в процессе обучения дифференциацию учащихся по их способностям и возможностям - это является основой поступления учащегося на следующую ступень обучения.

Целями и задачами обучения на II ступени являются:

• создание условий для наиболее полной реализации целевого выбора обучающегося;

• достижение уровня развития личности, достаточного для ее творчески-

деятельностной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

• достижения уровня образованности, позволяющего выпускнику детской школы искусств самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

• приобретение собственного опыта музыкальной, художественной деятельности, выраженного в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями и навыками по выбранному виду искусства.

Важным результатом II ступени является формирование основ самостоятельной музыкальной, художественной деятельности, умение осваивать новый материал в музыкальной, художественной области, сохранение и развитие практических навыков. По подготовке профессионально ориентированных обучающихся, учебный план предлагает

III ступень обучения - ОП «Ранняя профессиональная ориентация».

Цель и задачи третей ступени обучения:

 создание оптимальных условий для подготовки способных детей, ориентированных на продолжение обучения, на поступление в средние специальные учебные заведения. В этих целях увеличено количество часов на профессионально ориентирующие предметы - это позволяет обеспечить условия для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего до профессиональной музыкальной компетентности.

Учебный план дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ в области искусств

Учебный план дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств реализуется на основании Федерального закона от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ.

Цель данного учебного плана является: приобщение детей к искусству, развитие их творческий способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к

возможному продолжению образования в области искусств в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Данный учебный план разработан и адаптирован к условиям МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково с учетом ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,

а также срокам их реализации. Учебный план разработан с учетом графика

образовательного процесса.

Учебный план отражает структуру образовательной программы в области искусств, установленную ФГТ, в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведение консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность

изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

Учебный план ориентирован на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств:

 «Фортепиано»;

 «Народные инструменты»;

 «Музыкальный фольклор»;

 «Хореографическое творчество»;

 «Декоративно-прикладное творчество»;

 «Искусство театра».

В учебном плане в соответствии с ФГТ предусмотрена обязательная и

вариативная части образовательной программы, с указанием в обязательной

части предметных областей, а также разделы – консультации, промежуточная

аттестация, итоговая аттестация.

Предметные области образовательных программ в области искусств имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При формировании учебного плана ДШИ, общий объем аудиторной

учебной нагрузки обязательной части, аудиторная нагрузка по предметным

областям и учебным предметам, наименование предметов обязательной части, а также количество часов консультаций соответствуют установленным

ФГТ нормам.

Вариативная часть образовательной программы в области искусств, а

также часы, отводимые на самостоятельную работу обучающихся по всем учебным предметам, установлены в пределах ФГТ объемов максимальной и

аудиторной нагрузки обучающихся.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не более 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не более 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участие обучающихся в творческих и культурно- просветительских мероприятиях ДШИ).

По каждой образовательной программе в области искусств установлен

предельный объем времени вариативной части, предусмотренный на аудиторные занятия. При формировании вариативной части учитывались подготовка кадров в области соответствующего вида искусств, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебным

предметам планировалась с учетом методической целесообразности, а также

параллельного освоения детьми программ начального общего и основного

общего образования.

В образовательной программе в области искусств ФГТ предусмотрен

раздел «консультации». Проведение консультаций осуществляется в форме

индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим

мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено в течение учебного

года. Резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации

или итоговую аттестацию) и методическую работу преподавателей.

Учебный план ДШИ включает в себя текущий контроль успеваемости,

промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Все компоненты учебного плана МБОУ ДО ДШИ с. Рышково, как и в целом образовательной программы, имеют соответствующее учебно- методическое обеспечение.

Наряду с этим детская школа искусств - призвана решить проблему: как исключить использование традиционных форм и методов музыкального,

художественного образования, не учитывающих реальные учебные возможности и потребности учащихся, а потому дающих низкие результаты?

Разрешить все выявленные противоречия и проблемы педагогический коллектив детской школы искусств намерен через определение новых концептуальных подходов к организации деятельности.

5 модуль: Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы МБОУ ДО ДШИ с. Рышково ориентировано на реализацию целей и задач музыкального и художественного образования, возросшие требования к музыкально-просветительской работе в современных условиях.

Одним из важных компонентов учебно-методического обеспечения педагогического процесса школы являются образовательные программы изучаемых дисциплин, адаптированные к условиям детской школы искусств.

Образовательные программы изучаемых в МБОУ ДО ДШИ с. Рышково дисциплин, разработанных педагогами, рассматриваются на методических объединениях.

Методический Совет проводит первоначальную экспертизу программ или изменений, вносимых педагогами в учебные программы. Педагогический

Совет принимает и согласовывает учебные планы и программы.

Качественное освоение всех образовательных программ обеспечивается в МБОУ ДО ДШИ с. Рышково компетентной, профессионально-грамотной работой всего педагогического коллектива и каждого педагога, имеющего специальную профессиональную подготовку, а также необходимыми условиями для проведения занятий (учебные кабинеты для индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий), комплектом музыкальных инструментов, нотного материала, аудиокассет, СД и DVDдисков и наглядности (представленной пособиями, выполненными типографским способом), и авторскими пособиями педагогов.

6 модуль: Описание особенностей организации образовательного процесса, формы организации образовательной деятельности, педагогических технологий; система промежуточной и итоговой аттестации учеников; взаимообусловленность и преемственность классов и ступеней образования; карта инновационной деятельности.

Образовательный процесс в МБОУ ДО ДШИ с. Рышково организован на основе единства содержания музыкального, художественного образования

(знаний, умений, навыков учащихся, опыта их творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности) и

форм учебной деятельности, побуждающих развитие самостоятельности, организованности, упорства и интеллектуально-творческой свободы.

Организация образовательного процесса обеспечивает активную деятельность детей в сфере музыкального и художественного искусства, что

способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к музыке, творчеству и создает условия к переходу от интересов детей к развитию их

способностей на основе выбора, решение задачи ранней профессиональной

ориентации. Важную роль в организации образовательного процесса и реализации целей и задач музыкального и художественного образования играет семья каждого обучающегося. Семья помогает в решении образовательных задач и задач социальной адаптации детей, в сохранении здоровья детей.

Образовательный процесс в детской школе искусств, строится на реализации психолого-педагогических подходов к его организации:

 педагогическое взаимодействие с педагогом, обладающим высокой культурой и профессионально владеющим инструментом и своим предметом;

 максимальная активизация самостоятельности обучающегося в решении эстетических и технических задач;

 использование проблемных ситуаций, развивающих интеллект, эмоционально-волевую сферу, музыкальный слух и эстетический вкус ученика;

 индивидуальный подход в методах работы с учеником и содержании изучаемого материала (подбор репертуара, объем заданий, контрольное время на освоение).

Решение основных дидактических задач музыкального и художественного образования в школе обеспечивается чередованием различных форм и видов

учебной деятельности:

 индивидуальные занятия:

 групповые занятия:

 коллективное музицирование:

 классное собрание:

 изложение педагогом нового материала;

 демонстрация педагогом практических приемов исполнительской деятельности;

 выполнение учебно-практических заданий по учебным и нотным пособиям:

 прослушивание учеником музыки в исполнении педагога и в звукозаписи;

 самостоятельное разучивание учеником произведений;

 чтение нот с листа;

 работа над техническими заданиями;

 подбор произведений по слуху;

 транспонирование;

 коллективное музицирование ученика с педагогом, с соучениками;

 обязательные выступления обучающихся на контрольных прослушиваниях (контрольных уроках, просмотрах, технических зачетах, академических концертах, экзаменах);

 участие обучающихся в конкурсах;

 публичные выступления обучающихся;

 выставки;

 спектакли;

 концерты.

Большое значение для обучающихся по ОП «Музыкальное исполнительство», играет работа с концертмейстером: исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, развивает их исполнительское мастерство в творческой коммуникации.

Учебный процесс дополняется различными формами внеклассной работ, задачами которой является расширение представлений учащихся о мире музыки и музыкальном творчестве, о мировых художественных шедеврах, развитие творческой инициативы. С этой целью в соответствии с планом учебно-воспитательной работы в школе организуются: музыкальные вечера, встречи с музыкантами, посещение концертов, участие старших учащихся в концертной и музыкально-просветительской деятельности вне школы, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.

Организация образовательного процесса ДШИ предусматривает обеспечение обязательной обратной связи о ходе целостного образовательного процесса и его отдельных компонентов:

 систематическое изучение уровня обученности детей, их умений и навыков, культуры публичных выступлений (контрольные работы, тестирование, экзамены, академические концерты, технические зачеты, открытые концерты, конкурсы, прослушивания, контрольные уроки, выставки, театральные постановки);

 педагогическое отслеживание уровня участия детей в жизни школы и культурной жизни социума, развития ценностного отношения к музыкальной культуре (анализ классной и школьной документации, конкурсы, фестивали);

 учет участия родителей и других членов семьи, обучающихся в жизнедеятельности школы, в музыкальном и художественном становлении ребенка (анализ школьной документации; собеседования с родителями, родительские собрания (класса и общешкольные);

 организация системы непрерывного контроля за состоянием образовательного процесса (входной, промежуточный и итоговый анализ, собеседования со всеми участниками образовательного процесса).

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1. оценка работы ученика на занятиях;

2. оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене;

3. результаты контрольных уроков;

4. 4) результаты просмотров

5. 5) другие выступления ученика в течение учебного года.

Выпускники 5(7) класса ОП «Инструментальное исполнительство», 4 класса ОП «Фольклорное искусство», ПО «Эстрадное искусство», ОП «Театральное искусство», 7 класса « Хореографическое искусство» считаются окончившими полный курс (основной) ступени обучения.

Обучающиеся, рекомендованные для поступления в средние специальные учебные заведения, с учетом мнения педагогического Совета, зачисляются на ОП «Ранняя профессиональная ориентация» - 4, 5, 8 класс.

При реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств для обучающихся предусмотрен также дополнительный год обучения.

7 модуль: Психолого-педагогическое обеспечение реализации образовательных программ; направленность образовательного процесса на социализацию, адаптацию и самоопределение обучающихся.

Основное назначение психолого-педагогического обеспечения реализации образовательной программы заключается в формировании адаптивной модели педагогической системы детской школы искусств.  Адаптивность модели (Адаптивность - система образования, нахождение детской школы искусств в образовательной среде) проявляется в ее открытости для всех детей с самыми разными способностями и возможностями: от выдающихся до обычного естественного проявления детской познавательной деятельности. Детская школа искусств создает возможности для получения качественного музыкального и художественного образования каждым ребенком.

Адаптивность педагогической системы ДШИ обеспечивается мобильностью, гибкостью и многообразными педагогическими технологиями, формами и методами работы с детьми. В основе работы с обучающимися на отделениях лежат индивидуальные планы – важный документ, отражающий и характеризующий процесс развития ученика. По итогам каждого учебного года на ученика составляется характеристика, которая освещает следующие стороны его индивидуальности:

• уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту;

• общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции; отношение к музыке, музыкальным занятиям;

• работоспособность, собранность;

• уровень развития самостоятельности, степень грамотности в разборе текста,

быстрота освоения музыкальных произведений;

• успехи к концу учебного года;

• недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

В характеристике обучающегося с профессиональными данными отражаются также такие индивидуальные качества, как развитие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные.

Педагогический процесс, наряду с достижением ведущих целей и задач

музыкального и художественного образования, направлен на сохранение (и

восстановление) здоровья обучающихся, систематическую педагогическую и

социальную поддержку всех участников образовательного процесса в детской школе искусств.

8 модуль: Управление реализацией программы

Управление реализацией программы осуществляется административным аппаратом ДШИ: директор координирует деятельность педагогического коллектива, руководитель Методического Совета - обеспечивает оперативное

управление образовательным процессом и реализует основные управленческие функции (анализ, планирование, организацию, контроль и

самоконтроль, регулирование деятельности педагогического коллектива).

Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения

функций и полномочий.

Стратегия развития ДШИ определяется Методическим Советом на основе образовательной программы, рассматривается на педагогическом Совете и утверждается директором ДШИ. Основой оценки реализации образовательной программы является создание банка данных о потребностях

в образовательных услугах и степени удовлетворения их школой, о мотивации учеников, творческом уровне педагогов. Данная информация является общедоступной и постоянно обновляется.

Важное направление управления образовательной программы – создание коллектива единомышленников, развитие сотрудничества, самоуправления с опорой на инициативных преподавателей.