Практическая психология

Дав павел

В творческой работе предлагается сравнительный анализ стихотворений А.Фета и С. Есенина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №261 Кировского района Санкт - Петербурга

Творческая работа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. ФЕТА « ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА», С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА».

предмет: «Литература»

Исполнитель:

Дав Павел,

Ученик 5Б класса

Руководитель:

Старец И.Н.,

учитель литературы и русского языка

Санкт-Петербург

2014

I. Введение 2

II. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза" 3

1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина 3

2. Анализ художественного образа березы 5

2.1. Многообразие изобразительных средств 5

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений 6

III. Заключение 9

IV. Приложение 11

V. Список использованной литературы 12

Введение

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. Пейзаж часто созвучен настроениям, чувствам человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно передать, но можно высказать в поэзии. Родная природа привычна для каждого человека, но не каждый способен разглядеть ее красоту. Поэты отличаются от нас тем, что они умеют увидеть в привычном и обыденном новое и необычайное. Поэты, наблюдая за явлениями природы, передают свое мироощущение, настроение, состояние души. Родина, родной дом, дом детства, родная природа - эти понятия неразрывно связаны между собой.

Есть в России дерево, образ которого дорог сердцу каждого русского человека, оно давно уже стало символом нашей Родины, воплощением чистоты и красоты русской души. А сколько песен и стихов посвящено этой красавице. К образу березы обратились и воспели в своих стихах два совершенно разных поэта: Афанасий Фет – поэт XIX века и Сергей Есенин – поэт XX века.

Объектом исследования творческой работы стали тексты стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Предмет исследования : языковые средства стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Задачи:

1. Научиться анализировать стихотворный текст.

2. Выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания

художественного образа и выражения своих чувств.

3. Сопоставить и определить, что общего в данных стихотворениях и в чем их

различие.

Цель работы: через сравнение выявить своеобразие поэзии Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэзии отражают духовный мир поэта, его восприятие мира.

Гипотеза: основы мировидения и миропонимания у поэтов закладываются уже в детстве.

Практическое применение: творческую работу можно использовать на уроках литературы при изучении творчества С. Есенина и А. Фета, а также для обучения сравнительному анализу стихотворений.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза"

  1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина

Сравним стихотворение С.Есенина «Береза» с «Печальной березой» А.Фета. Для лучшего понимания различий в творчестве поэтов познакомимся с их биографией.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) родился 5 декабря в имении Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени". Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

В детстве Фета было и грустное и хорошее. До 14 лет он обучался дома. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления жизни, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Дом поэта составляет центр пространства, природы, которая изображается в его пейзажной лирике. Поэтому в стихах его часты упоминания о том, что поэт созерцает природу в окно. Поэт окружен особой сферой, «своим пространством», и это-то пространство и является для него образом родины.

Поэтические наклонности мальчика поощрял прежде всего его дядя, человек образованный и начитанный, любитель поэзии и истории. В 14 лет Афанасия Фета отвезли в пансион в городе Верро Лифляндской губернии, где он провел три года. Позже его определили в частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в Московский университет. В 1844 году окончил словесное отделение философского факультета университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его первая книга «Лирический пантеон».

В 40-60-е годы XIX века стихи Фета регулярно печатались в журналах и четырежды выходили отдельными сборниками, пользовались популярностью и любовью многих читателей,

В передаче картин природы, времен года, тончайших личных переживаний он добился максимального совершенства. Погружаясь в мир лесов, полей, березовых рощ, цветущих садов, наблюдая природу во всем многообразии ее непрерывно меняющейся жизни, Фет искал и находил в ней соответствия своему душевному миру, источник нравственного успокоения. Поэт чувствует - как он сам признавался в стихах - «связь» с миром природы.

Ради достижения своей цели - вернуть дворянское звание - в 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. В 1858 году вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Так, хозяйствуя на земле и продолжая писать стихи, Фет прожил до 72 лет. За это время он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Афанасий Афанасьевич Фет умер 3 декабря 1892 года. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.

Сергей Александрович Есенин(1895-1925) родился 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина были крестьяне. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. Его дед держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов – «она рассказывала сказки, некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Есенин любил пение матери. Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари». Поэтому и стихи его похожи на плавные, спокойные народные песни. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами труда. С детства поэта окружала родная природа. «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке синеют леса, воздух чист и прозрачен»,- писал он. Здесь, на рязанской земле, он увидел и полюбил всю красоту русской природы, которую воспел в своих стихах. Умение рисовать картины русской природы - одна из самых сильных сторон таланта Сергея Есенина.

Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. Там начался его творческий путь, проходивший под сильным влиянием народной поэзии, стихотворений Кольцова, Некрасова и так называемых «крестьянских» поэтов (И. Никитин, И. Суриков). Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на развитие природного таланта юного поэта.

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И. Сурикова. С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Душевной гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы.

Итак, поэтов разделяет 70 лет. Фет вырос в помещичьей усадьбе. Есенин – «крестьянский сын». Это значит, что они разговаривали на разных языках, смотрели на мир по-разному. Фет и Есенин представляют собой два традиционных уклада: дворянской усадьбы и крестьянской избы. Все это отразилось в их стихах.

  1. Анализ художественного образа березы
  1. Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

1842г.

С. Есенин
Береза

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет

Есенин

Эпитеты

печальная, траурный

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Сравнение

как гроздья винограда

точно серебром, снежною каймой, белой бахромой

Олицетворение

прихотью мороза разубрана

береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит

Метафоры

траурный наряд,

игра денницы

кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне

Инверсия

прихотью мороза разубрана она,

ветвей концы висят,

Люблю игру денницы я замечать

а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки

Архаизмы и возвышенная лексика

денница

ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница ), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

У Фета - это настроение грусти и радости (смена настроения).

Печальная береза

Траурный наряд

Жаль

Радостен для взгляда.

У Есенина - это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.

Сонная тишина

Лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна - в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.

У Есенина береза - кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета - печальная, ее не радует зимний наряд.

  1. Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» - снег - осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») - не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Заключение

При сравнительном анализе стихотворений А. Фета "Печальная береза" и С. Есенина "Береза" мы выявили их сходство и различия.

Что объединяет эти стихотворения?

1) Художественный образ березы.

2) Тема. Обе березы красивые, зима украсила и нарядила их, на снежинках поблескивает свет зари.

3) Место действия – под окном.

Чем отличаются эти произведения?

1) Неповторимые языковые средства.

2) Разная эмоциональная окраска стихотворений.

Одно и то же зимнее дерево можно увидеть по-разному. Две березы – фетовская и есенинская – и похожи, и непохожи одновременно. Это еще и потому, что одна увидена из окна дворянской усадьбы, другая – из окошка крестьянской избы. Подтверждается наша гипотеза, что основы мировидения у поэтов закладываются уже в детстве. В стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Отсюда и разница во взглядах их поэтического воплощения.

Фетовская береза выглядит утонченной красавицей, аристократкой. Красавица не сама одевалась, она «разубрана прихотью мороза». Она и стоит как-то безжизненно, тихо, спокойно. Так вели себя сдержанно знатные дамы.

А у Есенина? Это яркая, веселая, молодая красавица. Как истинно русская красавица, она сама «принакрылась снегом, точно серебром». Она более похожа на девушку-невесту в свадебном наряде («белая бахрома», «снежная кайма» платья).

Каждый поэт рисует природу такой, какую больше всего любит или какую наблюдает в данный момент.

Стихотворение Есенина «Берёза» - это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что это стихотворение – пейзаж , мы всё же видим и самого лирического героя. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру.

Афанасий Фет в стихотворении «Печальная береза» изображает березу, которую он ежедневно видит из окна своей комнаты, и этот зимний пейзаж служит для поэта воплощением красоты и зимней жизни природы родного края. Состояние скованной морозом березы как нельзя больше соответствует печальным чувствам и переживаниям поэта. Может быть это связано с переживаниями об утраченном дворянстве. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между замерзшим деревом и автором. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда, "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии .

Эти стихотворения относятся не только к разным эпохам, но и к разным типам мироощущения. В стихотворении Фета более важным для поэта является взаимоотношения человека и природы, а в стихотворении Есенина - наслаждение от красоты увиденного поэтом мира.

Приложение

Словарь литературоведческих терминов, используемых в работе

Архаизм – устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора – скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Эпитет – образное определение предмета или явления, дающее дополнительную художественную характеристику, выраженное преимущественно прилагательным.

Список использованной литературы

Лотман Л. М. А. А. Фет / История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука,1980.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 318с.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

Русская поэзия середины XIX века: Сборник/ Сост., подг. текста, предисл., примеч. Н.В. Банникова. - М.: Московский рабочий, 1985. - 391с.

Элегия - стихотворение, заключающее в себе размышления и чувства поэта, чаще всего печальные и грустные.

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта — Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» — короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

Что описывает нам автор? Белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. И стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях — и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.

Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Стихотворение «Печальная береза...»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: