Практическая психология

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

Задачи:

Образовательные

  • различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах;
  • закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
  • дифференциация звуков по звонкости-глухости;
  • закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Развивающие

  • развитие мелкой, общей моторики, согласования движений и речи,
  • развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
  • развитие фонематических процессов.

Воспитательные

  • создание ситуации успеха,
  • стимулирование речевой активности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, су-джок массажеры, массажеры “чудо-пальчики”, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент – психогимнастика с элементами массажа. Звучит релакс. музыка.

Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать.

Показ 1-го слайда.

Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!

Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы лица и ладошек:

“Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение).

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения оп лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это.
(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Возьмите в руки массажные шарики, выполним упражнение.

1. “Шарик”

В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.

Достали пружинку.

Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
В землю косточки сажает.

2. “Обезьянка”.

Обезьянка мыла мылом лапку
Каждый пальчик оп порядку.
Вот намылила БОЛЬШОЙ,
Сполоснув его водой.

Не забыла и УКАЗКУ,
Смыв с него и пыль и краску.
СРЕДНИЙ мылила усердно:
Самый грязный был наверно.

БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
Кожа стала сразу красной.
А МИЗИНЧИК быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.

Молодцы.

II. Основная часть.

1. Развитие логического, невербального мышления, зрительного восприятия.

Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, вам необходимо собрать ее в единое целое.

Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. Показ 2-го слайда.

2. Введение в тему.

Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Посмотрите, а после подумайте и скажите, какова тема нашего занятия? Над чем мы будем работать? Показ 3-го слайда.

Ранним утром стая гусей направлялась к воде важно крича: “Га-га-га”.

А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: “Ко-ко-ко”.

Скажите, кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

Кто же скажет. Какова тема нашего занятия? Как определили? (гусь – звук г, куры – к)

Показ 4-го слайда.

Правильно, мы будем работать со звуками г и к, будем учиться их различать на слух, обозначать эти звуки буквами Г-К и различать их на письме.

3. Сравнительная характеристика звуков Г-К.

Расскажите все, что вы знаете об этих звуках, сравните звуки Г – К и скажите, чем они похожи и чем отличаются.

Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

Показ 5-го слайда.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук Г – согласный, звонкий, в слове может быть твердым и мягким.

Произнесите звук К. Показ 5-го слайда.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

Звук К – согласный, глухой, в слове может быть твердым и мягким.

4. Обозначение звуков г – буквами на письме и при чтении.

Показ 6-го слайда.

А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

5. Слоговая зарядка. Показ 7-го слайда.

А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

  • ГА-ГО-КА-КО
  • ГУ-ГИ-КУ-КИ
  • КО-ГО-ГО-КО
  • КУ-ГУ-КУ-ГУ
  • КА-ГА-КА-ГА
  • ГО-КО-КО-ГО
  • ГУ-ГУ-КУ-КУ

6. “Отгадай загадки”.

А еще Звуковичок приготовил вам загадки.

Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. Показ 8-го слайда.

Черный, проворный,
Кричит “крак” -
Червякам враг (Грач)

Кто сидит на ёлке, на суку,
Счет ведет: “Ку-ку-ку-ку” (Кукушка)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это... (Гусь)

Клохчет, клохчет,
Детей созовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка; все птицы, а она животное).

III. Физминутка.

Показ 9-го слайда.

А теперь немного отдохнем и покажем Звуковичку как мы умеем рассказывать стихи руками. Встаньте все.

На горе мы видим дом.
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты
Вот душистые цветы.
Кистями рук сложить “домик”
Волнообразные движения рук
Изобразить руками деревья, кусты
Пальцами показать бутон, который распускается
Окружает все забор
За забором – птичий двор.
Мы ворота открываем
К дому быстро подбегаем
В дверь стучимся: “тук-тук-тук”
Кто-то к нам идет на стук
Изобразить пальцами забор
Погладить ладонями стол
Кистями рук показать ворота
Пальцами пробежать по столу
Постучать кулаком по столу
Ладонь к уху – прислушаться.

В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки вперед, ладонями кверху.

7. Работа в тетрадях.

А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них. Показ 10-го слайда.

Запишем дату, тему.

8. “Слоговая мозаика”

Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги Показ 10-го слайда:

Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

(после выполнения задания взаимопроверка)

9. Упражнения для глаз.

Показ 11-го слайда.

А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

Проследите глазами за движущимися предметами.

11. Автоматизация звуков р – рь в слогах, словах и фразах.

Покажите Звуковичку, как вы выполняете гимнастику для язычка.

Показ 12-го слайда.

Бегемотик;

Лягушка;

Чистим зубы;

Лошадка.

Автоматизация звуков в словах.

Произнесите четко, какой предмет изображен.

Показ 13-го слайда.

12. Игра “ловушка”.

Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру “ловушка”. Кто в нее попадет, тот выбывает из игры. Поиграем? Задание такое, повторить правильно предложение.

Трава косит Романа.

У гривы густой конь.

Гиря поднимает Борю.

Трава заросла тропинкой.

Ватрушка на завтрак ела Риту.

Чему учились, выполняя это упражнение?

IV. Итог занятия.

Показ 14-го слайда.

Оценивание работы учащихся на уроке

Вывод (что делали, какие звуки учились различать)

Приходил Звуковичок
Приносил нам сундучок.
Угощайтесь, наслаждайтесь,
И во вторник возвращайтесь.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

    Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

    Развитие фонематического восприятия;

    Развитие и совершенствование грамматического строя;

    Развитие связной речи.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

Игра «Найдите «лишнее» слово».

Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

Какое «лишнее» слово? Почему?

Со звуком «Ф».

ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

Какое «лишнее» слово?

    Знакомство с новым материалом.

    Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил.

Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

Какой это звук, гласный или согласный?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (ГОРОХ).

Выделите первый звук из слова.

Характеристика звука (согласный, звонкий).

    Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

    Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

    Дифференциация Г-К.

а) Дифференциация Г-К в слогах.

1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

КА

ГА

КО

ГО

КУ

ГУ

КЫ

ГЫ

КЕ

ГЕ

КЮ

ГЮ

КИ

ГИ

КЯ

ГЯ

АКА

АГУ

АКЫ

АКИ

АГИ

АКЯ

2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

б) Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

Что получилось?

КОМОК

КАЗАК

КОТУ ТАЩАТ УТОК

ГОРИ ПИРОГ.

2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

У меня свон повадки,

[Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

(КАПУСТА). (ГРИБ).

Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

Носок как спица, Жжется, как горчица!

Летит - кричит, Что за диво?

Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

Устно составьте предложение с каждым словом.

ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

в) Дифференциация Г-К в предложениях.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

Грелась, на, годика, солнышко.

Колхозники, в, складывать, сено, стог.

Дорога, усыпана, вся, галькой.

Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

г) Дифференциация Г-К в связной речи.

Прочтите сказку.

«Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

«Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

«Ну и как же его варить?».

«Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

«Готово? Кушайте на здоровье?»

Попробовали друзья, плюются:

«Компот называется? Сам ешь?»

«Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

Вопросы:

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

    Кто жил во дворе?

    Что сообщил друзьям кот?

    Что принесли животные коту для компота?

    Понравилось ли друзьям угощение кота?

А теперь перескажите содержание сказки.

    Итог занятия . Чему научились на занятии?

Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро мне!

Доброе утро тебе!

Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

Доброе утро, Сашенька.

Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

Какое у нас время года?

Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

Скажите, сколько в нем слов?

Дети- В этом предложении три слова.

2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

3. Игровое упражнение «Подари звук »

Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На полянке - большое дерево.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

5. Листья весело играют с ветерком

Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

6. У дерева длинные крепкие корни

Руки «сплетены» в предплечье

Язык напряженно тянется вниз

7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

5. Дыхательная гимнастика

Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

Вдох через нос выдох через рот -1раз.

Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

Приготовили правую руку.

Набрали носом воздух.

Приготовили левую руку.

Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

7. «Назови слово»

Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

Назовите первый звук в слове ГРИБ .

Назовите первый звук в слове КОТ .

9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

- Звуки [Г] и [К] какие ?

- Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

11. «Закончи слово» .

Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

Ка-ка-ка- белая мука,

Га-га-га- зеленые луга,

Ко-ко-ко- не ходите далеко,

Ку-ку-ку- белка на суку.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

13. «Слова наоборот»

Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой.

Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий.

Начало- конец. Умный- глупый.

Звонкий- глухой.

Прямая- кривая.

Продать- купить.

Страшный- красивый.

14. Игровое упражнение «Где находится звук

Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

Где ещё может находиться звук ?

Логопед размещает на доске звуковую линейку .

Рассмотрите картинки.

Определите, где находится звук [Г] или [К] .

15. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики :

прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут : топ, топ, топ!

Весело хохочут : ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные) .

16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

Очень нравится Котофеичу с вами играть.

Вы такие умные, смышлёные.

Посмотрите внимательно на этот рисунок.

Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

А- О- К- Ш- Л.

Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

Из этих букв выложите слово .

Дети- ШКОЛА.

Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

Катя, какое слово у тебя получилось?

Паша, а ты какое слово выложил?

18. «Составить и «записать» предложение».

Рассмотрите картинку.

Кто на ней нарисован?

Что на ней нарисовано?

Придумайте предложение к этой картине.

КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

Сколько слов в этом предложении?

- «Запишите» это предложение.

Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

Назвать первое/ второе/ третье слово.

Обозначьте первое слово в предложении.

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

Назовите самое короткое слово. С.

19. Знакомство с буквой .

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г . ***

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

Из скольких элементов состоит буква Г ?

Какие это элементы?

Из скольких элементов состоит буква К ?

Какие это элементы?

Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

20. «Ребус»

ГРОЗА КРОТ

21. Развитие графических навыков.

Пропишите букву Г и К .

22. Подведение итогов.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала . С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К - глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшиеся буквы в словах.

Ора...орка кни...а доро...а

…рибы сне…овик...ошка...рот.

нет...и Ни...ита...рокодил.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков Г-К в слогах.

Записать слоги в две строчки: с Г - в первую, с К - во вторую.

КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

2. Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

(Ответ: справа - песок, сок, покос, око; слева - коса, оса, док

Словарная работа: око, код.

3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

УТЮГ - УТЮГИ МОЛОТОК -

ЛИСТОК - БЕРЕГ -

ОВРАГ - ПОЛОГ -

ГАЛСТУК - САПОГ -

СТОГ - КЛУБОК -

4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.



Вопросы:

Чтона спине у верблюда?

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

3. Дифференциация Г-К в предложениях.

а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости-кости Собака грызет ….

В четверг к нам приедут ….

горка-корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на....

Галина-калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра-игра. Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная....

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

Подул сильный ветер, __________ гром.

В лесу кукует ______________.

Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

Дождь перестал и __________ солнышко.

Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

Логопедический физминутка.

4. Дифференциация Г-К в связной речи.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

Прочтите записанный рассказ.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

Игра «Доскажи словечко».

Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

Это что еще за куст? И забил в ворота...(ГОЛ).

Как же быть без хруста.

Если я... (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

Люди веслами …(ГРЕБУТ).

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

Ведь правда вкусная... (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые... (ГРАЧИ).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ).

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

3. Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.



Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

И похожа на жука, Псревернул - и буква - Ш!

И при этом точно жук

Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

4. Дифференциация Ж-Ш.

а) в слогах (слоговая таблица).

1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

б) Дифференциация Ж, Ш в словах .

1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША - шар, шапка...

2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

ЖИРЫ ШУРА

ЖЕЛЕЗО ШАЛИТЬ

ЖУРАВЛЬ ШЕЛЕСТИТ

3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

ШАР-ЖАР ШАЛИТЬ-ЖАЛИТЬ

ШАЛЬ-ЖАЛЬ УШИ-УЖИ

5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

Прочтите слова 1-го столбика, второго.

в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

В болоте квакала...

Миша пил молоко из...

Бабушка печет вкусные...

Кошка ловит...

Туристы воду носят во...

Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Ж - Ш в связной речи.

Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

Карточка № 1

Загадка

В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

Карточка № 2

Они похожи

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.

Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

Карточка № 3

Загадка

На дорожку вышли рожки .

Вы не будете бодать.

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять.

Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Карточка №4

Семейка

Мышка в кружечке зеленой.

Наварила каши пшённой .

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина

Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

Карточка №5

Загадка

У меня три подружки, у каждой по кружке,

Сколько кружек у всех моих подружек?

Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

Карточка №6

Загадка

На бахче у нас растет,

Как разрежешь - сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется...

Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42

Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г" – К, К "] и буквах Г, К.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение дифференцировать звуки[Г, Г" – К, К"] на слух и в произношении: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  2. Закреплять артикуляционные укладов звуков [Г]-[К];
  3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, уметь согласовыватья движения и речь;
  2. Развивать познавательные психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Улыбнитесь мне, улыбнетесь друг другу.
- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос и поднимите правое плечо. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Ещё раз: вдох через нос, поднять левое плечо, выдох через рот. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
- Для того, чтобы правильно, красиво говорить, возьмём зеркала, выполним артикуляционную гимнастику для языка.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередуем: «Трубочка» - «Заборчик»
«Лопатка»
«Горка»
Чередуем: «Лопатка» - «Горка»

II. Введение в тему занятия.

Отгадайте загадки:
1. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
- Назовите первый звук в слове кукушка.
2. Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …. (гусь)
- Назовите первый звук в слове гусь.
- Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии?
- Запишите в тетрадях дату.

III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.

Сегодня на занятии нам будут помогать гномик. Он изображён на слайде. Он нам будет давать задания на компьютере. Приготовьтесь выполнять его задания.

Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к" - г, г"].

Произнесите звуки [к, к" - г, г"].
1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звуки [Г], [Г"] - гласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - гласные, глухие
б) Звуки [Г], [Г"] - согласные, глухие
Звуки [К], [К"] - согласные, звонкие
в) Звуки [Г], [Г"] - согласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - согласные, глухие(правильный ответ)
2. Выбери правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звук [Г] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [Г"] - согласный, звонкий, твёрдый
б)Звук [Г] - согласный, звонкий, твёрдый
Звук [Г"] - согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ)
в) Звук [К] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [К"] - согласный, звонкий, твёрдый
г)Звук [К] - согласный, глухой, твёрдый
Звук [К"] - согласный, глухой, мягкий(правильный ответ)
3. Звуки [Г] - [К] относятся друг к другу, как:
а) Твёрдые - мягкие согласные
б) Ударные - безударные гласные
в) Парные согласные(правильный ответ)
г) Гласные-согласные
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г"] - [К], [К"] из слов.

1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г - Г"] ?
Предложены картинки:
- корова, груша
- корзина, корона
- гриб, гитара
- кукуруза, гранат
- В какой группе слов встречаются звуки [г - г"]?Запишите эти слова, подчеркните букву г.

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ?
Предложены картинки:
- гриб, гиря
- кормушка, горох
- комары, грач
- куры, козлята
- Назовите картинки в каждой группе.
- В какой группе слов встречается звук [к]? Запишите эти слова, подчеркните в них букву к.

3. Найдите лишнюю картинку?Почему она лишняя?
Предложены картинки:
- гриб, горы, картина, градусник
- клетка, корыто, кроссовки, гроза
- Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?

4. Прочитайте и отгадайте загадки.В названии какой отгадки мы слышим звук [к]?
а) Чёрный, проворный летает,
Червяков на пашне хватает,
Летом он за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
б) Красные лапы,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (гусь)
в)Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт, -
Она знать даёт.(собака)
Гимнастика для глаз.
Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза.Выполнить круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Задание №3. Звукобуквенный анализ слов

1. Какая схема слова соответствует данной картинке?
Предложены картинки: клетка, лягушка.
Предложены 4 схемы к каждому слову.
К слову клетка - правильная схема №2
К слову лягушка - правильная схема № 4

2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец?
Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста.
- Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй)
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
- В каких словах встречается звук [г]?
- В каком слове звук [г] первый?

3. Назовите картинки. Определите, какие звуки [Г - Г"] или [К - К"] в данных словах, подберите к ним соответствующие схемы.
Предложены картинки: гриб, груша, ключ.

- Определите, какие звуки [г - г"] или [к - к"] в данном слове. Выберите соответствующую схему.
Гриб - буква г, схема №2
Груша - буква г, схема №1
Ключ - буква к, схема №1

4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит?
Предложены картинки: рукавицы, виноград.
- Назовите, что изображено на картинке?
- Какой звук [г] или [к] в данном слове.Определите, какой по счёту он стоит.

Физминутка.

Для начала мы с тобой повращаем головой.
Оборот и оборот, а потом наоборот.
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!
Повороты влево – вправо, это лёгкая забава.
Нам известно всем давно – там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать.
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно.
Отдых кончен наш, ребята, нам пора опять за парты.

Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г - К.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к.
Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он
(мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)

2. В написании каких слов пропущены слоги ГА - ГУ - ГИ?
ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га).
ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт.
ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки).

3. В написании каких слов пропущены слоги КА - КО - КИ?
КА:(ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка).
КО:(ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки.
КИ:(ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена.
- Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

4. Подберите подходящее по смыслу слово.
Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины.
На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора).
- Сколько слов в первом предложении? Запишите это предложение. Составьте к нему графическую схему.
Аналогичная работа проводится со вторым, третьим, четвёртым предложением.

5. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
Сегодня на уроке мы отгадывали закадки(загадки). Подул сильный ветер, закремел (загремел) кром (гром). В лесу гукует (кукует) гукушка (кукушка). Галя раскрашивает гартинку (картинку) цветными гарандашами (карандашами). В лесу ребята собрали белые крибы (грибы) и спелые якоды (ягоды). Дождь перестал и выклянуло (выглянуло) солнышго. (солнышко).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Над различением каких звуков вы работал сегодня на занятии?
Все ли задания вам удалось выполнить?
В каких заданиях вы допустили ошибки?
Какую бы оценку вы себе поставили?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: