Практическая психология

1) Расскажите, пожалуйста, какие предметы будут ограничены в рамках реформы базового школьного образования? В чем, на ваш взгляд, состоит суть вашей реформы школьного образования? Стандарты школьного образования какой страны Вы считаете наиболее подходящими нам для применения? Зачем Вы стали проводить реформу образования в РФ? Во всем мире известно, что советская система образования была очень хорошей. Подготовка в советское время ученых была выше, чем в капиталистических странах, что и приводило к «утечке мозгов». Обычно реформы проводят тогда, когда есть явное отставание от лидеров в соответствующих областях.

Слово реформа не самое мое любимое слово. Постоянные изменения в образовании происходят во всем мире. Это связано с тем, что жизнь меняется очень быстро. Мы живем в абсолютно другой стране не только по сравнению с тем, что было двадцать лет назад, но и по сравнению с тем, что было десять лет назад. Образование должно создавать для человека возможность успешно жить и работать в том времени, в котором он живет. Поэтому изменения в образовании абсолютно необходимы. Это императив. Каждый человек должен все время учиться, получать новые знания.

Задача модернизации образования - создать возможности для человека в нужный момент максимально комфортно получить все необходимые знания. Создать условия, как говорят компьютерщики, для апгрейда, для продвижения человека вперед. Поэтому, я считаю, что если отвлечься от эмоциональных моментов, многие согласятся с тем, что в образовании надо многое менять. Менять постоянно. Учитывая, что жизнь меняется быстро и бурно, мы не сможем, и ни одна страна не может, что-то изменив и зафиксировав, потом жить на этом уровне. Поэтому обсуждать необходимо не то, нужны или не нужны изменения, а какие, и что именно делать.

В России должны быть российские стандарты образования. Взяв из многих стран хорошие практики, мы все равно будем использовать свое. Потому что в скандинавских странах общество и образ жизни одни, на Востоке другие, в Америке – третьи. Мы должны понимать, в каком мире мы живем.

Я по образованию естественник, закончил матмех, и мне представляется принципиально важным, чтобы в век бурного развития цифры, а мы все живем в цифровом мире, должным образом преподавалась математика.Сегодня границы между физикой, биологией, химией размыты. На очередном витке спирали эти предметы все в большей степени рассматриваются интегрировано и взаимосвязано как некая единая дисциплина. Мы живем в очень сложно организованном мире, поэтому существует целый набор гуманитарных знаний, без которых мы вряд ли сможем жить. Человек должен формироваться как гармоничная личность. Нельзя жестко ограничивать себя каким-либо профилем. Во-первых, ты не знаешь, что с тобой произойдет через пять-десять лет. Жизнь меняется так быстро, что может все повернуться. Во-вторых, школа - это единственное место, где ты можешь бесплатно, я подчеркиваю, бесплатно, получить комплексные знания, которые тебе, может быть, потом не удастся получить просто потому, что руки не дойдут. Образование должно быть широким, но в зависимости от индивидуальных предпочтений глубина изучения того или иного предмета может быть разной.

Я понимаю, что вы от меня хотите: чтобы я перечислил набор предметов. А я не буду перечислять. Этот набор должен быть выработан экспертным сообществом. Задача министра, добиться того, чтобы экспертное сообщество учло все мнения. Я, как вы знаете, принципиально не выступал, несмотря на всю критику, по поводу стандартов старшей школы, потому что считал, что могу повлиять на работу экспертного сообщества. У меня есть своя точка зрения. Я ее изложу, но в тот момент, когда буду уверен, что это не повлияет на реальную свободную дискуссию. Считаю, что на школьном уровне мы должны идти навстречу ребятам, в большей степени ребятам, чем их родителям, в том, чтобы они могли более глубоко изучать одни предметы, и при этом не потеряли окончательно здоровье, изучая все сразу.

2) Андрей Александрович, остановите безумный закон! Для чего 23 апреля в третьем чтении принят закон, согласно которому с 1 сентября 2011 года среднее образование в России станет платным? Деньги понадобились на какие-то более важные цели? Политика правительства противоречива: в 2007 году - поощрение деторождения для поддержания демографии Российских граждан; я стала матерью близнецов, получила сертификат на материнский капитал - спасибо! Но теперь это далеко не спасает! Если мне придется платить за каждого по 7 тыс. руб. в месяц в течение 5-6 лет, в школу ходить нам будет не по карману... Это, по меньшей мере, безответственно. Вам не стыдно за эту реформу? Малоимущее население лишается права на образование. Наше правительство хочет революцию?! Тогда к чему же эти реформы в области образования? Я хоть и не отношу себя к необеспеченным, но оплачивать учебу детей мне накладно. Здравоохранение платное, бесплатное врагу не пожелаешь. Как вы считаете, 2 часа в неделю уроков русского языка достаточно для сдачи экзаменов? Зачем из детей делать люмпенов? Мало того, что по телевидению одни страшилки, фэнтези, убийства, разборки, так теперь обучение платное. А если в семье не один ребенок, а два-три?

Я сразу вспоминаю Булгакова: «Не читайте советских газет». Думаю, что речь идет о , о переходе на бюджетные и автономные учреждения. Ни одного слова в этом законе - ни в самом законе, ни в пояснениях, ни в подтексте - нет о том, что образование становится платным! На мой взгляд, оно станет гораздо более ориентированным на то, чтобы каждый человек, независимо от своего материального положения, мог получить знания хорошего качества за счет государства. Я абсолютно в этом убежден.

Вы меня спрашиваете, откуда все берут цифру семь тысяч рублей?! Вы не знаете, как создается информационный повод? Я опровергал пятнадцать раз, опровергну шестнадцатый! Бесплатное образование гарантировано! Гарантировано по Конституции! Гарантирован ни один, ни два, ни три, ни четыре предмета, гарантирован полный объем!

С введением объем знаний, который гарантируется за счет бюджета, не уменьшится, а увеличится. К тому же появится возможность гораздо более жесткого спроса со школы за предоставляемые знания. Пока деньги предоставляются на основе сметы, жестко спросить за результат очень сложно. При таком подходе деньги, строго говоря, даются на содержание школы, и в рамках этих денег должна быть обеспечена учеба. А в рамках , деньги даются на то, чтобы научить ребят. И в нем четко сформулировано, что за эти деньги должны быть даны определенные знания. Еще раз повторяю, объем знаний, который должны получить ребята за бюджетные деньги, ни в коем случае не уменьшится!

3) Андрей Александрович, как вы считаете, в стандартах старшей школы вообще нужны какие-то общие обязательные предметы? Или все-таки лучше оставить старшеклассникам право самим выбирать предметы для изучения?

Считаю, что у ребят в старших классах должна быть серьезная свобода выбора. Я уверен, что старшеклассник - это уже достаточно взрослый человек, который вполне способен выбирать, что он хочет изучать. Но при этом, на мой взгляд, определенные сектора знаний должны быть обозначены. Старшеклассник может выбирать, насколько глубоко он хочет изучать предметы из того или иного направления. Регулирующая роль государства, старшего поколения должна присутствовать. Для того, чтобы не получилось, что через пять-десять лет нам предъявили претензии «Почему вы не заставили меня это учить? Вы, взрослые люди, что, не понимали, что мне это может понадобиться?!»

4) Хотелось бы знать не только цель проводимых реформ, но и быть уверенным в их необратимость. Не должны мы отставать от общемировых тенденций. При нынешней интенсивности жизненных процессов 5, а то и 6 лет высшего обучения - непозволительная роскошь. Я, понимаю так, если в институты отбирают лучших, то непонятно, чему их учить 6 лет. Если ты лучший, то должен усвоить программу за 3 года, а если не можешь, то и 6 лет пользы не принесут. Мой вопрос: Есть ли гарантия необратимости реформы образования, или будем по старинке зубрить застарелые догмы и пользоваться логарифмической линейкой?

Иногда хочется, чтобы те, кто спрашивают, встретились друг с другом и поспорили (смеется). Во-первых, это в советское время в институты отбирали лучших. Тогда из выпускников школ, а я напомню, что далеко не все ребята, которые поступали в первый класс заканчивали школу, в вузы поступали не более 20%. Сегодня только на бюджетные места из выпускников попадает больше половины. А де-факто - либо напрямую, либо после техникума - сегодня в вузах учится 70-80% выпускников школ. Поэтому, сегодня мы пришли фактически к всеобщему высшему образованию. Правильно это или нет - другой вопрос. Но это факт. И если мы сегодня начнем пытаться сузить эту возможность, лишить кого-то права получать высшее образование, даже если этот человек учится не очень хорошо, то социальная напряженность, а она и так не мала по отношению к изменениям в образовании, возрастет многократно.

Еще одна вещь - все годы, которые отведены на обучение в вузах, по-настоящему учится абсолютное меньшинство. Я разговаривал с очень многими ректорами, преподавателями, студентами. Толковые студенты, начиная с 3 курса, активно работают по специальности. Те, кто не хочет особо учиться, после 1-2 курса что называется «тусуются». Людей, которые не покладая рук учатся все 5-6 лет - считанные единицы. Я прикидывал, каков процент «ботаников», в самом хорошем смысле, в наших вузах. В самом лучшем случае, их не более 15-20%.

Одна из задач болонского процесса - дать ребятам возможность выбирать образовательную траекторию. Пройдя определенный этап в образовании, они могут принимать самостоятельное решение: идти работать, или продолжать обучение. Я считаю, что, если действительно учиться, получить те знания, которые и раньше давали за 4 года, с современными технологиями можно гарантировано. Думаю, можно и быстрее, если ставить перед собой такие задачи. При этом важно, что и учить надо по-другому. И тут вопрос не только к ребятам, но и к преподавателям, которые в интенсификации своего труда не всегда заинтересованы.

5) Не секрет, что недавно резко сократилось количество бюджетных мест на гуманитарных специальностях во многих вузах страны. В том числе в ФИНЭКе на гуманитарном факультете, где я получила действительно очень качественное образование переводчика, число бюджетных мест упало, насколько мне известно, в 2 раза. Если Вы беспокоитесь о том, что в стране избыток экономистов, лингвистов и юристов, то сокращение бюджетных мест в лучших вузах страны, как мне кажется, не решение проблемы. Хороших специалистов не хватало и будет не хватать: все мои знакомые, окончившие государственные вузы, прекрасно устроены. Не лучше ли было бы лишить лицензий различные частные «институты», «академии», «колледжи» и т.д., выдающие за скромную плату корочки государственного образца? Тогда «липовых» специалистов станет меньше, но зачем же лишать действительно талантливых гуманитариев возможности бесплатно получить качественное и престижное образование? Все равно поэт в инженеры не пойдет, уверяю Вас, он скорее пойдет за плату изучать литературу в такую вот «шарашкину контору».

Как будете решать проблему этого года, когда в стране будет очень мало выпускников школ и некому будет идти в вузы, учитывая, что армия тоже не спит?

Сокращение бюджетных мест в минимальной степени касается специализированных качественных вузов, в том числе гуманитарных. Но давайте смотреть на объективную реальность. В этом году количество выпускников школ меньше 800 тысяч, еще семь лет назад их было 1,5 миллиона. В целом ряде вузов уже некого учить. Если недавно любой вуз был абсолютно спокоен и говорил: «Не нужны нам ваши бюджетные деньги, у нас внебюджетные студенты заполнят все», то сегодня борьба за бюджетные места резко обострилась. Отчасти из-за демографического спада. Отчасти из-за того, что благодаря ЕГЭ ребята имеют возможность найти место, где бы они получили образование за счет бюджета. Спрос на платные образовательные услуги сокращается.

Сегодня в первую очередь сокращается количество бюджетных мест по гуманитарным и экономическим профессиям в непрофильных вузах. Например, в этом году такое сокращение произошло по юриспруденции, психологии, филологии, экономике в технических вузах, потому, что в ряде случаев это был просто способ зарабатывания денег. Ассоциация юристов призывает нас даже к еще более жесткому сокращению подготовки юристов в непрофильных вузах.

Что касается негосударственных вузов, то в последние годы у них возникли огромные проблемы. Потому что, как я сказал, контингент уменьшился. Возможность поступления на бюджетные места увеличилась. В прошлом году, в среднем, негосударственные вузы набрали примерно 15% от своего обычного приема. Есть несколько очень хороших негосударственных вузов, которые сохраняют свой контингент, но их небольшое число. У государственных вузов возникла проблема с набором на внебюджетные места.

В ФИНЭКе места по экономике, учитывая демографию, практически не сокращены. Но если речь идет о подготовке переводчиков, то это все-таки не совсем вопрос финансово-экономического университета. Точно знаю, что, например, в МГУ, СПбГУ бюджетные места по этой специальности сохранились, а в Лингвистическом университете даже увеличились.

6) Сроки весеннего призыва в армию до 15 августа. Порядка 40% выпускников школ к этому моменту еще не достигают 18 лет. Ректоры подписывают приказ о зачислении в институт в конце августа. Официально дети числятся в школе до 31 августа, но Министерство обороны с этим не считается, а Министерство образования с ним не может договориться. За кем остаются дети?

Я согласен с точкой зрения Ефима Лазаревича: учебный год заканчивается 31 августа и до этого времени дети числятся в школе. Мы это доводили до Министерства обороны. Недавно мы и коллеги из Минобороны получили поручение от президента разобраться с этой проблемой. Рассчитываю, что вопрос будет решен в самое ближайшее время в пользу ребят, которые должны иметь право до 31 августа дождаться зачисления в вуз. Как вы знаете, по нашему законодательству вопрос призыва определяет не Министерство образования, а Министерство обороны. Мы свою точку зрения отстаиваем и предлагаем конкретные решения. Например, на наш взгляд, вопрос может быть урегулирован внесением соответствующих поправок в . Или через принятие указа президента России, которым будет дано право на отсрочку соответствующим категориям граждан.

7) Скажите, какова цель проводимых в образовании реформ и почему именно такие формы эти преобразования имеют? Оцените реформы с точки зрения качества образования. Скажите, пожалуйста, за 7 лет Вашего руководства министерством, какие реформы науки и образования удались, какие не удались и какие еще надо провести, чтобы догнать мировой уровень? Спасибо.

Мы довольно существенно продвинулись в системе адресной поддержки и в образовании, и в науке. В рамках нацпроекта, в рамках программы комплексного развития регионов мы поддержали лучшие школы, создав для большего количества ребят возможность учиться в нормальных условиях. Есть конкретные цифры. До того, как было создано наше министерство, в современных условиях – т.е. с нормальным питанием, с нормальными условиями для занятий физкультурой, в хороших кабинетах физики, химии, биологии, информатики училось менее 15% ребят. Сегодня - больше 50% по стране в целом. А в некоторых регионах до 90%. Это существенный прорыв.

Мы в значительной степени изменили систему мотивации учителей. Сегодня, как правило, учителя стремятся остаться в школе.

Мы существенно увеличили зарплаты в науке. Зарплаты никогда никого не могут устраивать, денег всегда не хватает. Но, когда мы в 2006 году начинали проект по повышению зарплат в Академии наук, нам никто не верил, что за 3 года ее можно увеличить с 6 до 30 тысяч. А сегодня никто не вспоминает, что это произошло. Мы существенно усилили конкурсные процедуры при поддержке научных разработок и в исследовательских институтах, и в вузах. Очень важно, что мы выделили группу ведущих вузов на основе сложных и честных конкурсов. Сегодня группа ведущих вузов и учит, и проводит научные исследования на совершенно другом уровне, который был невозможен еще пять лет назад. Это произошло. Мы изменили подход к оценке образования. Когда я пришел на место министра, самая расхожая фраза была: «У нас самая лучшая система образования! Ее не надо трогать. Единственное, что можно поменять - немножко добавить денег». Первые два года одной из самых сложных тем обсуждения было то, что у нас не самая лучшая система образования, что мы уже не имеем советскую систему образования, что она де-факто разрушена. И что, до тех пор, пока мы не поставим диагноз, мы не начнем лечение. Если вернуться к тому, что было семь-десять лет назад, вы увидите, что у нас вообще не было системы образования! Она была разрушена! Катастрофическое количество вузов и студентов, полное изменение структуры подготовки, падение качества преподавания в большинстве вузов. И когда мы сегодня оцениваем подготовку выпускников, мы пожинаем плоды того, что произошло в девяностых и в конце восьмидесятых. Мы изменили очень многие тенденции. В тот момент, когда начиналась деятельность Министерства, профессия ученого стояла в самом конце длинного списка профессий с точки зрения общественной значимости, интересности, привлекательности. Сегодня она входит в первую пятерку. Да, при этом, часть уезжает за границу, часть использует знания, чтобы работать в бизнесе, но статус у этой профессии качественно изменился.

8) Действительно ли ряд коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья перейдет на заочное обучение по компьютеру дома?

Речь совсем о другом. Данная программа касается не школ, а конкретных детей. Есть дети, которые не могут учиться даже в коррекционных школах. Физически не могут. Эти ребята обычно учились в рамках экстерната. Из-за отсутствия соответствующих условий они были лишены общения со своими сверстниками. Фактически они были оставлены на семью и самих себя. Сегодня, благодаря новым технологиям, эти ребята получили возможность стать частью класса. Теперь они общаются не только с учителями, с помощью информационных технологий они как бы присутствуют в классе на уроках. Дистанционное обучение идет не взамен коррекционных школ, а вдобавок, чтобы каждый из ребят чувствовал себя не просто вовлеченным, а стал частью коллектива. Считаю, чем в большей степени ребенок может быть вовлечен в нормальное обучение, тем лучше. Если ребенок может ходить в коррекционную школу, а не сидеть дома – хорошо. Еще лучше, если он может ходить не в специальную коррекционную школу, а в коррекционный класс в обычной школе. Еще лучше, если этот ребенок может учиться в обычном классе. Чем больше он вовлечен, тем лучше. Но, если в силу ряда ограничений, он этого лишен, тогда лучше не раз в полгода видеть учителя, который принимает экзамены, а иметь возможность каждый день общаться и с учителем, и со сверстниками. Я посещал некоторые пункты дистанционного образования - ребята отказываются от каникул. Они просят, чтобы учитель общался с ними каждый день. Для них это окно в мир. Даже не телевизор и даже не интернет, а учитель, нацеленный на общение с ними.

9) Добрый день! Что хорошего в отмене стипендии? Почему бы не увеличить стипендию вместо ее отмены, чтобы можно было прожить (или хотя бы оплатить коммунальные услуги)? Зачем сокращать часы русского языка в школе? (Надеюсь, это лишь слухи.) Не кажется ли Вам, что в школах необходимо ввести этику обязательным предметом? Не кажется ли Вам, что масса бумаг, которые вынуждены «сочинять» преподаватели университетов, отвлекает их от учебного процесса?

Ничего хорошего в отмене стипендии нет. Я категорически против того, чтобы отменять стипендию. Вопрос в том, что должны быть иные способы распределения стипендии. Сейчас увеличиваются стипендиальные фонды. Считаю, что распределять стипендию можно по-другому. Гораздо большую роль в этом должны играть сами студенты, потому что они действительно знают, кому из них в большей степени необходимо получение стипендии. Большие стипендии должны давать тем, кто имеет серьезные социальные проблемы, и тем, кто хорошо учится. А тот, кто и учиться так себе, и обеспечен нормально, может обойтись без нее.

Что касается этики. Этика - очень важная вещь. Но новые предметы в школе могут появиться только вместо каких-то других предметов. Человек не может учиться в школе 70 или 80 часов в неделю. Есть ограничения по здоровью - 36 часов регулярных занятий в неделю. За этим следят медики, и правильно, что следят: у нас и так достаточно проблем со здоровьем.

Что касается русского языка. В то время, когда я учился, основное изучение этого предмета заканчивалось в 8 классе. В 9-10 классе была только литература. При этом часы на ее изучение были увеличены как раз за счет того, что русский язык уже не преподавали. Но, когда мы писали сочинения, учителя проверяли, насколько грамотно мы пишем. Думаю, что тем, кто не стал грамотным к 8-9 классу, трудно наверстывать упущенное в 10 и 11 классе.

По поводу бумаг. Мы пытаемся в максимальной степени перейти на электронный документооборот в школах и вузах. Пока есть некоторые противоречия с бюрократическими процедурами. Но, думаю, мы сумеем добиться того, чтобы место бумажных журналов заняли электронные. Считаю, что все вопросы решаемы. При этом важно к такой форме работы приучать учителей. Поэтому ждать, что это произойдет в одночасье, не приходится. Но уже сейчас есть ряд регионов, которые готовы стать пилотными площадками по переходу на электронный документооборот.

10) Уважаемый господин министр! Когда российские государственные вузы начнут публиковать свои бюджеты в открытом доступе? Абсолютно не ясно, куда тратятся федеральные и иные средства, получаемые вузами.

Предложение хорошее. Было бы правильным, если бы вузы публиковали свои бюджеты. Думаю, скоро мы выработаем такое решение. Более того, считаю, что и ректоры, по примеру сотрудников министерства, могли бы публиковать декларации о своих доходах.

11) Уважаемый Андрей Александрович! 1. Жалованье офицерам и полицейским увеличивают в разы. Вы можете пролоббировать увеличение зарплаты преподавателям вузов (не ВШЭ, не МГУ, а провинциальных университетов) хотя бы в 1,3 раза? Почему военные у нас важнее, чем преподаватели? 2. ВАК хочет увеличить число публикаций в журналах списка ВАК до 15 (для соискателей степени доктора наук). Для публикации нужны деньги (от 4 тысяч). Откуда мы можем взять деньги, если зарплата кандидата наук редко превышает 15 тысяч в месяц (так в Новосибирске)? 3. ВАК планирует сократить число диссертационных советов в регионах. Зачем? Почему бы не открыть региональные советы по специальностям в каждом федеральном округе, чтобы люди не искали огромные деньги для поездки в Москву? 4. Может ли министерство создать федеральную программу для трудоустройства педагогов школ и вузов, которые были закрыты или не набрали учащихся?

Финансово-экономические службы вузов не могут использовать имеющиеся в вузах дополнительные средства, поступившие для увеличения оплаты труда работников вузов с 1 июня на 6,5% т.к. ждут какого-то нормативно-правового акта, о котором их проинформировало ваше министерство еще вначале года. Скажите, какой документ должен поступить в вузы, кем подготовленный, какого содержания и когда он будет в вузах? Сегодня уже 26 мая! Бухгалтерии должны начать начисление аванса 10-12 июня. Поэтому, времени остается совсем немного.

Увеличения зарплат преподавателей вузов удалось добиться в 2008 году при переходе на новую систему оплаты труда, когда фонд оплаты труда сразу увеличился на 30%. После этого проходили индексации. Как раз с этим связан второй вопрос. Сразу скажу, что увеличение фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений на 6,5% с 1 июня 2011 года предусмотрено федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Никаких других нормативных документов не требуется.

Возвращаясь к переходу на новую систему оплаты труда, отмечу, что тогда в целом ряде вузов полученные деньги поровну раздали всем. Это абсолютно неэффективно. В вузах, в которых произошла дифференциация зарплат в зависимости от качества работы, сотрудники почувствовали существенные изменения. Это стимулировало людей на действительно более активную работу. Не согласен, что все провинциальные вузы проигрывают столичным в плане финансовой обеспеченности. Все зависит от эффективности управления и качества работы всего вузовского коллектива. При этом следует понимать, что резкое уменьшение контингента студентов, о котором я уже говорил, неминуемо ведет к уменьшению внебюджетных средств вузов. Даже с учетом того, что федеральный бюджет для высшей школы продолжает расти, в ряде вузов происходит уменьшение фонда оплаты труда. И сейчас, действительно, встречаются случаи, когда зарплата преподавателя вуза ниже средней по экономике региона. Сразу встает вопрос: что это за вуз, как там организована работа, не следует ли его реорганизовать?

По поводу платных публикаций. В серьезных научных изданиях этого не бывает. Чтобы в них напечатали, статья должна быть хорошей. Если вы за деньги печатаете, то скорей всего и журнал соответствующий.

Про диссоветы. Они созданы для того, чтобы гарантировать высокий уровень защищаемых работ, а не обеспечивать комфортную защиту соискателям. Количество диссертационных советов надо уменьшать, а не увеличивать. Потому что каждый совет должен давать дорогу только настоящим ученым. Задача про трудоустройство выбывших педагогов в такой постановке больше относится к Минздравсоцразвития. Наша задача добиться того, чтоб ребят учили самые сильные педагоги. Чтобы хорошие педагоги оставались в школах и вузах. При этом педагоги, которые в силу демографического спада остаются невостребованными, сегодня имеют возможность изменить свою карьерную линию. Например, если школа не набрала учеников, учитель может пойти работать в детский сад или в учреждение дополнительного образования – это быстро развивающиеся сегменты, где ощущается серьезная нехватка квалифицированных кадров. Преподаватель вуза может найти себя в сфере образования взрослых. Сегодня много вполне состоявшихся людей хочет получить новые компетенции, реализовать себя: изучать историю или иностранные языки, заниматься живописью, повышать компьютерную грамотность. Открывающиеся возможности можно и нужно осваивать.

12) Уважаемый Андрей Александрович! Когда будет повышена заработная плата дошкольным работникам (воспитателям, старшим воспитателям, музыкальным руководителям, логопедам, психологам детских садов)? Имея 30-летний стаж работы, высшее образование, которое вообще не учитывается, высшие категории, мы получаем от 4 до 7 тысяч рублей. Как можно жить на эти деньги? Обратите, пожалуйста, на нас внимание.

Какие планы на ближайшие пару лет у министерства образования в сфере развития дошкольного образования? Я работаю в детском саду в Чебоксарах и в первую очередь самый проблемный это кадровый вопрос, который стоит во многом из-за предельно низких зарплат (оклад 3300 рублей, с надбавками 5270 - стоит учитывать и стаж, и количество рабочих часов). И второй главный вопрос это большие очереди из желающих поступить в детский сад. В моем городе, в прошедшем году, планировалось построить 3 детских садика, но не один не начали даже строить, а очередь для поступления составляет больше 5 тысяч детей. Неужели никак нельзя договориться с застройщиками, которые возводят новые жилые районы, что бы они строили и детский сад, и школу в своем новом районе?

Вопрос важный. На самом деле размер зарплаты дошкольных работников определяется местной властью. И некоторые регионы выработали позитивные решения. Мы информируем о таком опыте все субъекты и рекомендуем внедрять лучшие практики на своих территориях. Главный принцип: зарплата должна зависит от качества педагогического труда. А ее распределение должно носить прозрачный характер, т.е. к этому процессу должны привлекаться члены трудового коллектива, профсоюза, родительского комитета. Могу отметить, что новый импульс решению данного вопроса должна придать и инициатива председателя правительства повысить зарплату учителям минимум на 30%. Регионы, которые уже обеспечили доведение средней зарплаты учителя до средней зарплаты по экономике региона, задают вопрос: могут ли они за счет прихода федеральных субсидий направить свои высвобождающиеся деньги на улучшение условий работы в дошкольной сфере. Да, могут. От этого выиграет вся система. Строительство детских садов также относится к компетенции местных властей. Мы считаем, что одновременно со строительством новых детских садов, должны разрабатываться и вариативные формы дошкольного образования. Вовлекать ребят в систему дошкольного образования можно и нужно за счет развития семейных дошкольных групп, групп присмотра и ухода, групп кратковременного пребывания. Понимая необходимость срочного решения этой проблемы, федеральный центр в этом году выделил 1 млрд рублей на региональные программы развития дошкольных образовательных учреждений. Субсидии из федерального бюджета получат те регионы, которые разработают комплексные программы, позволяющие увеличить количество мест для малышей в детских садах.

13) Как Вы относитесь к тому, что МРОТ больше ставки педагога? Как при такой низкой ставке средняя зарплата учителя в Омской области может достигать 15 тыс.? Сколько можно обманывать общество, что благодаря реформе, зарплата педагогов возросла? Это только в отчетах чиновников. Почему в принятом стандарте НПО значительно сокращен объем часов профессиональной подготовки?

Считаю, что зарплату педагога надо привязывать не к МРОТ, а к средней зарплате по экономике региона. Сейчас мы вырабатываем такое решение. На сегодня средняя зарплата учителя в Омской области около 12 тысяч рублей. 15 тысяч - это данные по стране в целом. Надо понимать, что регионы разные. Благодаря переходу на новую систему оплаты труда средняя зарплата учителей действительно возросла. В 2004 году по стране она составляла порядка 6 тысяч рублей. Могу сказать, что в регионах, которые наиболее активно вошли в реформу, зарплата учителя выросла более существенно. В других – менее. Сегодня председатель правительства поставил задачу перед всеми регионами: обеспечить повышение зарплаты учителей минимум на 30%. Для того, чтобы это произошло, федеральный центр выделяет 120 млрд рублей. Относительно начального профобразования. Все стандарты НПО готовились вместе с работодателями. Современные работодатели заинтересованы в максимально быстрой подготовке квалифицированных кадров. Благодаря новым технологиям обучения сегодня их запросы можно удовлетворить. И новые стандарты это отражают.

14) Расскажите, пожалуйста, не собираются ли вернуть золотым и серебряным медалистам школ прежние льготы при поступлении в вузы? И еще один вопрос, который вам уже надоел, наверное. Новый стандарт начального образования предполагает ли наличие в школах психологов и педагогов дополнительного образования на твердом гарантированном окладе или им лучше уже сейчас искать новую работу?

Есть законодательно закрепленная система поступления. Это ЕГЭ, олимпиады, третье направление - постепенное введение системы портфолио, при которой в расчет берутся все достижения ребят как в школьных, так и внешкольных мероприятиях. Думаю, что учету золотых и серебряных медалей в ней тоже найдется место.

Несмотря на определенные недостатки, система ЕГЭ является наиболее объективной из всех, которые были, и которые предлагаются взамен сегодня. К тому же, ЕГЭ способен к совершенствованию, к улучшению проверочных процедур, сохраняя при этом независимый характер оценки знаний ребят.

Что касается, штатного расписания школ, то в этом вопросе школам предоставлена свобода. Школа должна сама определить, с помощью каких специалистов она сможет обеспечить реализацию новых стандартов.

15) Первый и самый важный вопрос: на основании чего проводится Единый Государственный Экзамен, если в России до сих пор нет стандартов полного среднего образования, которые были бы утверждены законом? Второй вопрос: Вы всерьез считаете, что благодаря ЕГЭ снизился уровень коррупции? Или это Ваше пожелание? Третий вопрос связан с подготовкой нового проекта закона. Почему в нем не прописаны хотя бы ориентировочные нормативы оплаты труда педагогических кадров?

ЕГЭ, как и любой экзамен, проверяет то, как учатся ребята в школе. У нас есть действующие учебные планы, стандарты по тем предметам, которые преподаются. Будут новые стандарты, будут по-другому учить ребят. И в соответствии с этим проверять, как ребята усвоили то, чему их учат. Любой экзамен проверяет знания в соответствии с тем, чему учили и чему научили.

По поводу коррупции. Убежден, что по сравнению с тем, что было, уровень коррупционности снизился. Наконец появился механизм, который позволяет вскрывать коррупционные схемы. Поэтому складывается ощущение, что нарушений стало больше. Да просто в обществе стали об этом открыто говорить. Часто люди путают понятие «коррупции» с понятием «оплаты». Если, например, человек нанимает репетитора, чтобы он научил, и при этом репетитор не имеет возможности повлиять на оценку, - это не коррупция. Коррупция – когда человек, участвующий в подготовке или организации экзамена привлекается не для того, чтобы научить, а чтобы обеспечить высокий балл, независимо от реальных знаний. Я имею в виду исправления, диктовку ответов, создание специальных условий. По оценкам экспертов, ЕГЭ уменьшил затраты семей. Иначе у нас не было бы такой мощной волны приезжих ребят из провинций, из очень маленьких сел и городов, в престижные университеты.

Что касается подготовки нового . Нормативы оплаты труда педагога в нем не обозначены потому, что это запрещено нашим законодательством. Согласно российской системе законотворчества, любые финансовые вопросы прописываются в законах, связанных с бюджетом. Так же как вопросы о минимальном уровне заработной платы прописываются в трудовом законодательстве.

Если говорить о школе, то такие вопросы вообще регулируются региональными законами. Школы финансируются не из федерального бюджета, а из регионального. За счет федерального бюджета мы можем давать гранты, поддерживать определенные проекты, но не финансировать оплату труда в школах. Однако мы намерены предложить к обсуждению закрепление нормы о том, что расчеты нормативов финансирования образовательных учреждений осуществляются с учетом необходимости обеспечить соответствие средней зарплаты учителей средней зарплате по экономике соответствующего региона.

Если говорить о федеральных вузах, то в этом случае министерство может в большей степени влиять на то, чтобы средняя зарплата преподавателей была не ниже, чем средняя зарплата по экономике региона. И мы ставим такую задачу перед ректорами.

16) Как Вы оцениваете компетентность людей, составляющих задания для ЕГЭ? Вот два примера: экзамен по немецкому языку на 100 баллов не смогли получить специалисты из института этого языка в Германии из-за некорректности вопросов (можно правильно дать несколько ответов, а в тестах есть один неизвестно кем выбранный), экзамен по русскому в 9-х классах - вопрос о синонимах (в русском языке у одного слова есть несколько синонимов, а в ответе только один). Кто Ваши специалисты? Может они сами диплом купили?

Я специально спрашивал Любовь Николаевну Глебову про случай с экзаменом по немецкому языку. Она пыталась выяснить о какой некорректности вопросов идет речь. Оказалось, что Гете-Институт не проводил критического анализа контрольных измерительных материалов по немецкому языку. Почвой для обсуждения послужило личное мнение одной из сотрудниц института. За это данная организация принесла свои извинения.

Что касается специалистов, разрабатывающих контрольные измерительные материалы, то это ведущие преподаватели вузов, методисты, учителя. Было бы некорректно называть их имена, т.к. эксперты все-таки должны быть избавлены от давления. Однако могу привести следующую статистику: среди разработчиков контрольных измерительных материалов 14% имеют степень доктора наук, 46% - кандидата наук. 20% разработчиков представляют Российскую академию образования, 14% - МГУ, 10% - МПГУ. Я не думаю, что кто-либо из них покупал диплом.

17) Скажите, пожалуйста, насколько правдоподобна статья в газете «Президент» об отмене Единого государственного экзамена? Что представляет собой реформа среднего образования с платными предметами и 4 обязательными? И с какой целью она будет вводиться?

Статья неправдоподобна и некорректна. Еще год назад я обращался с призывом к депутатам Госдумы и СМИ - не дергать детей в момент сдачи экзаменов. Отмены ЕГЭ не будет. Будут изменения. Они все время происходят. Например, в прошлом году была отменена часть А в заданиях по математике. Сейчас рассматривается возможность сделать то же самое по некоторым другим естественным дисциплинам. Обсуждается механизм введения устной составляющей в ЕГЭ по иностранным языкам, расширение творческой части. Но отмены ЕГЭ не будет, сама идея останется.

18) Уважаемый Андрей Александрович! Вы всерьез считаете, что самая главная для школы задача выпускать «квалифицированных потребителей»?

Нет. Я считаю, что самая главная задача для школы выпускать востребованных людей.Словосочетание «квалифицированный потребитель» возникло, в связи с обсуждением искажения структуры подготовки в современных вузах. Все согласятся с тем, что разработчиков ракетных двигателей требуется не очень много, а тех, кто занимается их эксплуатацией и производством, необходимо гораздо больше. Нам важно готовить не только тех, кто создает принципиально новое, но и тех, кто умеет это использовать. Строители должны делать то, что спроектировал архитектор, а не творить нечто свое. Тогда здание завтра не обрушится.

19) Проводится ли работа в области отбора и сопровождения талантливых детей, с целью их дальнейшего распределения в научно-исследовательские институты и удержания в России? Затрагивает ли эта деятельность воспитанников детских домов?

Работа по выявлению талантливых ребят ведется. В рамках нацпроекта было выделено целое направление «Государственная поддержка талантливой молодежи». Накоплен серьезный опыт. Сложились успешные практики поиска одаренных ребят и в учебе, и в науке, и в спорте, и в искусстве. Существует целая инфраструктура по поддержке одаренных ребят, как на федеральном, так и на региональных уровнях. При ведущих университетах действуют специализированные учебно-научные центры. Создана сеть очно-заочных и дистанционных школ, которые ориентируются на сопровождение талантливых детей из сельских, отдаленных и труднодоступных районов. Считаю, что нашим уникальным опытом являются и олимпиады школьников. Они позволяют выявлять способности ребят в самых разных областях. Осуществляется и материальная поддержка талантливой молодежи. Так в рамках нацпроекта, премии от 30 до 60 тыс. рублей получили более 25 тысяч ребят победителей и призеров различных конкурсов. Все это в равной степени касается и воспитанников детских домов. Для них есть и специальные программы. Например, ежегодно проводится Всероссийский конкурс детского художественного творчества детей-сирот «Созвездие».

В рамках новой программы развития образования эта работа будет усилена. Речь идет и о новых образовательных программах, и о соответствующей переподготовке педагогов. Что касается какого-либо распределения талантливой молодежи, то все-таки у нас свободное общество, крепостного права нет. Мы не можем сначала подготовить, а потом куда-то отправить. Наша задача - создавать возможности для талантливых ребят учиться в самых лучших образовательных учреждениях.

20) В Краснодаре на совещании, которое вел Владимир Путин, обсуждался закон о студенческом спорте. Интересно, как он будет работать, в каком направлении олимпийских видов или тех видов, которые развивает Российский студенческий спортивный союз, например, самбо? Если он направлен на РССС, то какая доля финансирования олимпийских и не олимпийских видов будет?

Речь идет не об отдельном законе, а о внесении изменений в действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В настоящее время Российским студенческим спортивным союзом подготовлен такой законопроект, предусматривающий закрепление за Российским студенческим спортивным союзом статуса организации, осуществляющей координацию деятельности по развитию студенческого спорта в Российской Федерации.

Мы согласовали предложения Минспорттуризма по внесению изменений в действующее законодательство в части закрепления в нем понятий «Студенческий спорт» и «Студенческая лига». Кроме того, нашим министерством подготовлен проект соглашения Минобрнауки, Минспорттуризма и РССС о сотрудничестве по вопросам развития студенческого спорта. Могу сказать, что диалог со спортивным сообществом налажен. Наша общая задача сделать так, чтобы студенты имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом. Что же касается приоритетов в развитии конкретных видов спорта и, в частотности, соотношения олимпийских и неолимпийских видов спорта и их финансирования, то этот вопрос все-таки непосредственно Минспорттуризма и РССС.

21) Как РФ собирается участвовать в набирающей силе кампании по радикальному продлению человеческой жизни? Будет ли специальная программа по поддержке исследований и разработки лекарства «от старости», какие конкретно меры запланированы, какие бюджеты выделены? В США на научном состязании mprize.org мышам жизнь продлили в 2,5 раза (для человека это могло бы значить жить до 200 лет). Какова будет реакция министерства на то, что в этом, пожалуй, самом важном для человечества научном состязании не принимает участия ни одна научная группа из РФ? Так какой же план - Россия участвует в следующей научной революции, связанной с радикальным продлением жизни или будет опять плестись в конце?

Действительно, в мире очень активно развиваются life sciences науки. Однако и Россия неслучайно выделила развитие медицинских технологий и фармацевтики в стратегическое направление своей модернизации. Работают специальные целевые программы. Например, в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» на исследования в области «Живых систем» и биотехнологии уже было выделено более 9 млрд рублей. Существует ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».Россия выпускает свои генно-инженерные лекарственные средства и вакцины – гормон роста, интерферон, интерлейкины, эритропоэтин и другие.

Успехи в разработке лекарственных средств, направленных на продление человеческой жизни, есть в лаборатории под руководством академика Скулачева В.П. в НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ им. М.В. Ломоносова. Насколько мне известно, им удалось создать препарат, который показывает эффективность на уровне, сопоставимом с результатами лучших зарубежных исследователей. Аналогичные успехи есть и в Санкт-Петербургском институте биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН, где исследования проходят под руководством Хавинсона В.Х. Кроме того, наши ученые активно участвуют в международном проекте по созданию ключевых фрагментов протеома человека. Это следующий этап после успешной расшифровки генома. Кроме нас свой фрагмент создают Корея, Канада, США и Швеция. Планируется, что после соединения полученных результатов, удастся добиться существенного прорыва в диагностике и лечении заболеваний. И тем самым улучшить и удлинить человеческую жизнь.

22) Андрей Александрович! Изменение структуры высшей школы, которое при Вас началось (имею в виду создание федеральных и научно-исследовательских университетов), Вы пытались наполнить смыслом через создание программ развития этих вузов. Это понятно, ведь каждая корпорация должна иметь осознанную стратегию. Но насколько принятые программы вменяемы и актуальны? Насколько они действительно способны стимулировать развитие вузов? Ведь инновации программ призваны реализовывать те, кто понятия не имеет что это, как и зачем это делать (и это напоминает ситуацию, когда микропроцессор создается руками лесорубов). Каким может быть решение проблемы?

Программы развития национальных исследовательский университетов писались квалифицированными специалистами. Неслучайно, эти программы прошли очень серьезный конкурс и были одобрены ведущими экспертами. И те, кто сейчас реализует программы, в большинстве случаев способны наполнить их содержанием. Другое дело, что те задачи, которые еще три-четыре года назад казались трудно исполнимыми, сегодня представляются тривиальными. Именно поэтому мы сегодня ведем достаточно жесткий мониторинг работы и национальных исследовательских и федеральных университетов. Причем, чтобы обеспечить наиболее высокую планку, к мониторингу привлекаются не чиновники, а представители бизнеса и науки. В результате удается ставить задачи по своевременному изменению принятых программ. Мы хотим большего, и мы вправе рассчитывать на большее.

Г. А. Алексейчук

«Проблемы и перспективы развития образования в современном мире»

Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяет как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности человека .

Безусловно, важным компонентом успешной реализации задач при внедрении новых стандартов образования является осуществление преемственности ФГОС начального и основного общего образования. Все требования ФГОС к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов предполагают организацию комплексных условий для развития ребенка как субъекта деятельности обучающихся, а также для измерения результатов и отслеживания их динамики на разных возрастных этапах.

Концептуальная основа современных образовательных стандартов - системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые направлены на развитие ключевых компетенций школьников.

Наша страна в настоящее время испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути.

Современный этап развития педагогической системы ориентирован на идеи гуманизации и гуманитаризации. Многочисленные исследования, рассматривающие задачи и перспективы формирования нового образования, сходятся на едином понимании отличительных особенностей данного процесса, определяя его необходимым условием наличие диалога и сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

С этих позиций гуманизацию образования можно определить как направленность образовательного процесса на развитие отношений взаимодействия между его субъектами, а гуманитаризацию как ориентацию на освоение содержания образования, направленного на решение задач развития личности и её самоактуализации.

И мир не может стоять на одном месте. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Наряду с последовательным решением глобальной задачи развития образования осмыслению и конкретизации подвергаются проблемы образовательной системы, касающиеся её целей, содержания, методов, форм, а также изменений самих субъектов образовательного процесса. В качестве наиболее значимых можно выделить следующие:

Обновление и усложнение задач, содержания и структуры образования;

Активное внедрение инновационных технологий при отсутствии критериев эффективности инновационной деятельности и наличии феномена сопротивления инновациям;

Преодоление ухудшения состояния физического и психического здоровья школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебного процесса;

Инертность образовательной системы при внедрении научных достижений в учебный процесс, устаревшая материальная база школ;

Снижение престижа педагогической деятельности в глазах общественности, имеющее следствием уменьшение притока молодых кадров в школу, старение педагогических коллективов;

Дефицит квалифицированных педагогов для дальнейшего расширения образовательных услуг;

Тенденция снижения качества российского образования (по данным исследований PISA).

Кризисные явления в современном обществе требуют поиска направлений, определяющих перспективы развития и совершенствования общего образования.

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Потребует ли новая школа новых учителей? Я думаю, да. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами – учителя.

Не надо забывать и то, что главный работник на уроке в новой школе – это ученик. Задача учителя, стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по - своему » - вот что должны помнить учителя новой школы.

Наряду с указанными вопросами, пристальное внимание педагогов и руководителей начального образования обращено на решение множества других актуальных проблем. На их наличие указывают как психологи, так и педагоги:

Осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и основной школой;

Увеличение числа первоклассников, не готовых к обучению школьного типа, в связи с переходом на 4-летнее начальное образование и снижением возраста поступления детей в школу;

Увеличение числа детей, имеющих пограничные нарушения соматического и психического здоровья на этапе поступления в школу;

Внедрение в образовательных процесс массовой школы новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно.

Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В этом году школа активно участвовала в различных мероприятиях школьного, районного, областного, Всероссийского уровня. Мероприятия посвященные знаменательным датам: День учителя, день матери, Новогоднее мероприятие, месячник Служу Отечеству, посвященный 23 февраля, Международный женский день, в районных мероприятиях посвященных юбилейной дате 200- летию Отечественной войны 1812 года, 1100-летию зарождения Российской государственности, 70-летию победы в Великой Отечественной Войне.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

В перспективе школы должны расширить взаимодействие и преемственность основного и дополнительного образования для эффективной качественной организации внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основным содержанием духовно -нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для современного социума нужен человек, не подбирающий способ решения задачи из известных, им освоенных, а способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы, используя опыт предметного ученичества.

В этих условиях становится очевидным, что в системе образования должны происходить кардинальные перемены. Школа как институт, выстроенный в логике индустриального общества, оказался в резком и непродуктивном конфликте не только с будущим, но и настоящим.

В связи с этим перемены, происходящие в России, выдвигают задачу развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов (Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», проект Закона об образовании, национальная инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения). «Миру нужно образование, нацеленное на формирование личности, способной к разностороннему целостному видению и анализу» (Д.А. Медведев).

Для того чтобы реформа в образовании состоялась, необходимо решить несколько принципиальных вопросов, среди которых наиболее важным является, безусловно, осмысление нового места, отводимого учителю. В образовательном учреждении необходимо создать условия для саморазвития педагога, спланировать системную работу по развитию креативности, мотивационной готовности к инновационной деятельности.

Учитель нередко задает вопрос, «зачем нужны новые технологии, можно ли обойтись в работе привычными формами, методами». Наверное, все можно оставить как есть, и в школе в том числе, но у учителя на планете Земля всегда была и есть миссия дать крылья для полета своему ученику. Современный молодой человек должен гибко реагировать на изменения в экономике, жить в условиях поликультурного общества, владеть навыками коммуникативного взаимодействия, уметь работать в команде. Трудно выпустить в современную жизнь ученика, пользуясь только известными и проверенными временем технологиями, и вопрос «зачем нужны новые технологии» больше риторический. При движении вперед мы используем опыт предыдущих поколений и создаем, внедряем новое на перспективу завтрашнего дня.

Таким образом, задача развития умения учиться у школьников становится значимой для их первичного профессионального самоопределения. Её успешное и последовательное решение в образовательном пространстве школы может повлечь за собой широкий спектр позитивных последствий: от готовности и стремления к непрерывному образованию в течение жизни и соответствующего поведения на рынке труда до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретёт мощный ресурс саморазвития, модернизируясь прежде всего внутренними силами своих собственных субъектов - детей и взрослых.

Подводя итог высказанному, мы можем со значительной долей уверенности утверждать, что решение актуальных вопросов общего и начального образования относится не только к психолого-педагогической, но и акмелогической проблематике и имеет прямое отношение к прогрессивному развитию отдельного субъекта и нации в целом.

Литература

    Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

    Кукушин В.С . Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.

    Мельникова, Е.Л . Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / ЕЛ.Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

    Развитие критического мышления / С.И Зеер-Бек, И.В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 219 с.

    Резапкина, Г.В . // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 2. -С. 92-102.

    С.А. Котова , кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.

    Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т.2. - 816 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.-31 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011.

Для тех, кто осуществляет контроль над Россией, эволюционные темпы деградации интеллектуального потенциала страны представляются недостаточными. Поэтому на повестке дня появился вопрос о безотлагательном проведении «реформы» образования. Сегодня СМИ представляют дело таким образом, что все люди в нашей стране делятся на тех, кто за реформы и тех, кто против реформ. Но, прежде всего, надо разобраться, за какие реформы вообще надо выступать, и не направлена ли деятельность «реформаторов» к уничтожению интеллекта страны. Ряд аспектов планируемой реформы образования обсуждался в публикациях «Независимой газеты» и сборника .

В статье И. Шарыгина рассмотрена аргументация «реформаторов»:

«Утверждение, что система российского образования, как и все прочее, оставшееся от советской власти, нуждается в серьезном реформировании, объявляется сегодня аксиомой, а аксиомы, как известно, не доказываются. Вот наши руководители и их советники и не утруждают себя доказательствами. «Вы, конечно, понимаете, что наше среднее и иное образование необходимо реформировать», – говорят нам. И мы смущенно бормочем: «Да, конечно, понимаем, но…»

А вот я не понимаю, зачем надо реформировать школьное образование в России, и, в частности, его математическую часть. Более того, процессы, происходящие сегодня в школьном образовании, – это вовсе не реформы, а разрушение. Что же касается конкретно школьного математического образования России, то здесь можно сказать, что происходит разрушение одного из значимых научно-культурных достижений человечества XX столетия. И этот процесс может иметь самые печальные последствия для земной цивилизации. И если что и нужно сегодня образованию, так это несколько лет стабильности – стабильности учебных программ, планов и учебников. Стабильного, а попросту, соответствующего закону финансирования, и достойного вознаграждения за труд учителя. И никаких радикальных реформ. Но реформы уже запущены».

И.Ф. Шарыгин отмечает, что, в принципе, реформы нужны, поскольку мир меняется. Однако образование по своей природе относительно консервативно. Необходима преемственность, и обновление не должно превышать определенных процентов.

Другой аргумент реформаторов – сделать так, как в «цивилизованных странах», полностью несостоятелен, поскольку образование в России было одним из лучших в мире и намного превосходило большинство так называемых «цивилизованных» государств.

Тогда во имя чего это делается? В статье И.Ф. Шарыгина отмечаются три качественных момента:

«Идейные сторонники реформ в образовании главной своей целью ставят изменение менталитета русского народа. Такие заявления я сам читал в газетах. Это геноцид в чистом виде. Здесь следует заметить, что у любой системы есть характеристики, которые в принципе не подлежат изменению, и любая попытка их изменить может привести к уничтожению самой системы. При этом сами эти характеристики могут быть не так уж и значимы. Простейший пример: нельзя России перейти на левостороннее движение, не уничтожив наш автопарк и не потеряв много жизней».

«Второе предположение. Рыночники и прагматики видят в образовании огромный лакомый кусок: тут и движимость и недвижимость, земля и недра, люди и интеллект, неограниченные возможности для «пиара» любого цвета. И этот кусок остается неприватизированным или почти неприватизированным. Чем, рискуя жизнью, заниматься переделом собственности, лучше осваивать новые «плодородные земли». А для начала заявить, что эти земли истощены, обесценены, и их надо перепахать. Старая схема – сначала обанкротить, а затем приватизировать – может сработать еще раз».

«Существует также версия, разделяемая многими компетентными людьми, что определенные круги на Западе, победившие в холодной войне, чтобы сделать эту победу окончательной, ставят сегодня в качестве основной стратегической задачи разрушение системы образования России. Что касается конкретно России, то полезно лишить ее такого важнейшего стратегического ресурса, как образование. Российское образование до сих пор востребовано на внешнем рынке. Образованная Россия с ее неисчерпаемыми природными ресурсами – соперник не просто опасный, но непобедимый».

В статье С.И. Валянского конкретизируются положения статьи и выделяется, по-видимому, главный момент:

«Цель у реформы есть. И она проста. Нам неоднократно говорили, что вокруг образования, «в тени», вращается более миллиарда долларов.

Вот слова одного из разработчиков реформы Клячко Т.Л., директора Центра образовательной политики высшей школы экономики:

«Все, что мы делали, это хотели снизить платность в нашем образовании и хотели ее по возможности легализовать. Потому что до тех пор, пока она под ковром, она не контролируема, она может быть любой. Я хочу вам сказать, что сейчас репетиторам в московские вузы платятся суммы, которые достаточны для 3, 4, а иногда и 5 лет официального платного обучения. И тем не менее они платятся для того, чтобы ребенок только в этот вуз поступил. Я могу привести цифры». (Стенограмма конференции «Реформа школы: за и против» 22 февраля 2001 года).

Так вот, цель проводимой реформы – «легализовать» эти потоки и пустить их в «нужном направлении». В реформе содержится идея легализации деятельности общественных учреждений по привлечению средств и легализация всех видов денег, циркулирующих в системе образования. Говоря нормальным языком, предполагается узаконить все взятки и поборы, которые существуют в системе образования.

А все разговоры, затеянные по поводу этой реформы, лишь обычная пиар-акция для достижения своих целей».

В основе этих целей – ускорение процесса сознательного ухудшения качества образования. Развертывается подготовка реформы образования, которая должна привести к необратимой его деградации. В документе, который часто называют доктриной Грефа, основные задачи этой реформы сформулированы следующим образом:

«Поддержка вхождения новых поколений в глобапизованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занимать центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение».

Разработан и план конкретных мероприятий: 12-летнее обучение, введение единого экзамена, всеобщее тестирование, замена учебного заведения учебной организацией, постепенная ликвидация бесплатного обучения.

Можно отметить и другие социальные последствия действий «реформаторов». Так, сокращение в несколько раз количества часов на естественнонаучные предметы означает в перспективе лишение страны квалифицированных преподавательских кадров, создание нового отряда безработных и обездоленных. А ведь такие кадры создаются десятилетиями. Поэтому результат планируемого тотального разрушения образования окажется необратимым.

Говоря о финансово-имущественных аспектах «реформы», отметим, что фактически речь идет о смене форм собственности. Так, в числе других предложений в проекте реформ есть одно, на первый взгляд не очень существенное: учебные заведения (учреждения) переименовать в учебные организации. Согласно статье:

«На деле же это означает смену формы собственности. В системе образования начнут плодиться многочисленные акционерные общества с очень ограниченной ответственностью, а само Министерство образования превратится в очередного монстра-монополиста. Что-то вроде РАО ЕС (Российское Акционированное Образование, Единая Система), а руководящие работники министерства в одночасье станут крупными собственниками».

В интервью ректора МГУ академика В.А. Садовничего отмечается^]:

«Изменение юридического статуса университетов (вместо «государственное учреждение» – «образовательная организация») может привести к их приватизации. Организация – это учредительство. А если к числу учредителей кроме государства допустить юридические и физические лица, то откроется возможность превращения государственных вузов в частные. Это опасно, в свою очередь, тем, что учредители будут решать, что выгодно в данный момент университету, а что нет. Например, модно ныне быть менеджером и совсем не популярны физики, поэтому я, хозяин, и решу, что физический факультет сегодня мне можно закрыть. Но вся беда в том, что завтра я его уже не смогу открыть – будут потеряны кадры, время, то, что называется научной школой. Таким образом, можно быстро разрушить всю систему образования».

Реформы не только дают возможность приватизации образования и обогащения на детях, но и открывают широкое поле для криминала. Вот как пишет об этом И.О. Шарыгин}

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: