Практическая психология

нашей планеты.

Биосфера — это оболочка Земли, заселённая живыми организма-ми и преобразованная ими.

Понятие «биосфера» (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) впервые появилось в 1875 г. в работе австрийского геолога Э. Зюсса (1831 — 1914), но широкое распространение в науке получило после выхода в свет книги академика В. И. Вернадского (1863—1945), которая так и называлась — «Биосфера» (1926). «Мне суждено сказать новое в уче-нии о живом веществе. Это учение может оказать на науку такое же влияние, как книга Дарвина», — писал Вернадский. До него понятие «биосфера» отождествлялось с «плёнкой жизни», а она ускользала от внимания учёных из-за своей ничтожности по сравнению с воздушной оболочкой (атмосферой), водной оболочкой (Мировым океаном , гидросферой) и земной корой (литосферой). Вер-надский (рис. 106) впервые доказал, что био-сфера — закономерный результат развития геологических оболочек планеты.

Известный русский писатель М. Пришвин восторженно оценил замечательную работу Вернадского: «Я всегда чувствовал смутно вне себя эту ритмику мирового дыхания, и пото-му научная книга Вернадского «Биосфера», где моя догадка передаётся как «эмпириче-ское обобщение», читалась мной, как в дет-стве авантюрный роман. И мне теперь стало гораздо смелее догадываться о творчестве так, что, может быть, эта необходимая для творче-ства «вечность» и есть чувство не своего чело-веческого, а иного, планетного времени, что, может быть, эту способность посредством внутренней ритмики сопри-касаться с иными временами, с иными сроками и следует назвать соб-ственно творчеством».

Биосфера имеет условные границы . Живые организмы населяют всю гидросферу (например, до дна самой глубокой Марианской впади-ны — более 11 км), нижние слои атмосферы (до высоты около 20 км) и верхние слои литосферы (до глубины 1—2 км). Следовательно, тол-щина биосферы совсем небольшая по сравнению с размерами плане-ты — всего около 50 км (рис. 107). Недаром её называют «плёнкой жизни». Верхняя граница биосферы определяется, во-первых, отсут-ствием кислорода, во-вторых, несовместимым с жизнью ультрафиоле-товым излучением и, в-третьих, земным притяжением, которое при-ходится преодолевать. Красноречиво о третьем факторе говорит то, что птицы и насекомые, проводящие большую часть времени в возду-хе, имеют сравнительно небольшие размеры (рис. 108), а вот громад-ные размеры китов (рис. 109) или моржей, живущих в морях и океа-нах, обусловлены выталкивающей силой воды. Но даже морские ги-ганты очень глубоко не опускаются из-за многократно возрастающего давления водной толщи. В глубине морей и океанов живут отдельные виды рыб и других существ, которые приспособились к таким пере-грузкам и постоянной тьме. Ограничивающим фактором нижних пре-делов биосферы является температура: там, где она выше +50 °C и ниже -60 °C, в окружающей среде могут жить только споры, бактерии или сине-зелёные водоросли .

Наибольшая концентрация жизни наблюдается там, где граничат воздух, суша и вода, а также имеется благоприятная температура, — в приливно-отливных зонах и в тропических лесах. Наименьшая — там, где наиболее суровые условия для жизни: в уже упомянутых морских глубинах, в зоне вечной мерзлоты, в пустынях и на высокогор-ных плато (рис. 110, 111).

В. И. Вернадский утверждал, что формирование биосферы явилось результатом сложного процесса эволюции нашей планеты. Биосфера Земли возникла не менее 4,5 миллиарда лет назад. На первых этапах эволюции атмосфера содержала мало кислорода, но в результате появления и развития растений, обладающих уникальной способностью к фотосинтезу, постепенно обогащалась кислородом. В свою очередь, это послужило важнейшим из условий для развития многих групп жи-вотных. Материал с сайта

Взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой (т. е. биосферные процессы) поддерживают на Земле в равно-весном состоянии газовый состав атмосферы, состав морских и пре-сных вод, влияет на климат и плодородие почв. Человечество же всё больше и больше вторгается в жизнь биосферы, изменяя течение про-цессов биологического круговорота веществ, энергии и информации.

На этой странице материал по темам:

  • С точки зрения физики, биосфера является:

  • Биосфера понятие границы структура

  • Многообразие животных в природе доклад

  • Верхняя и нижняя граница биосферы,ограничивающие факторы презентация

  • Границы биосферы и факторы их лимитирующие

Вопросы по этому материалу:

  • Что такое биосфера?

  • Какова структура биосферы?

  • Почему биосферу называют «плёнкой жизни»?

  • Кто из учёных доказал, что биосфера — закономерный итог развития геологических оболочек планеты?

  • Как биосфера связана с геологическими оболочками Земли — литосферой, гидросферой и атмосферой?

  • Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.

    Верхняя граница биосферы простирается от поверхности Земли до озонового экрана. Выше этой границы организмы жить не могут, так как там на них будут губительно действовать ультрафиолетовые лучи Солнца и низкая температура. Нижняя граница проходит по дну гидросферы и на глубине 4-5 км в земной коре материков (это зависит от того, на какой глубине температура горных пород достигает +100°С). Наиболее обильна жизнью часть биосферы у земной поверхности и до глубины 200 м в гидросфере.

    Однако жизнь не ограничена исключительно пределами биосферы. Микробы, споры и пыльца растений, органические молекулы обнаружены высоко в стратосфере. Не исключено, что они могут покидать Землю и уноситься в космическое пространство. Но это не означает расширения биосферы, так как за ее пределами могут существовать только неактивные формы жизни, находящиеся в состоянии скрытой жизнедеятельности.

    Сравнительно молодая оболочка Земли. Ее образование связано с появлением жизни на нашей планете. Вопрос о происхождении жизни издавна интересовал человека. Выдвигались разные предположения. В настоящее время ученые считают, что жизнь зародилась в воде, так как на суше в то время были сильные перепады температур, . Первые существа, появившиеся в воде, были несравненно проще даже самых примитивных из ныне живущих. Проходили миллионы лет, и живые организмы становились все сложнее и разнообразнее. Примерно 500 млн. лет назад организмы начали приспосабливаться к жизни на суше. Различные растения (еще очень примитивные) и животные (простейшие) постепенно заселяли и осваивали разные участки суши, вырабатывая различные приспособления для жизни в них. Начинается их участие в образовании . Таким образом, постепенно создавались условия для появления на суше высокоорганизованных растений (хвойных и цветковых). При этом в атмосферу начинает выделяться кислород, необходимый для дыхания. Постепенно все живые организмы расселялись во все сферы Земли. Живые организмы существенно изменили вид нашей планеты, преобразовали земную кору, гидросферу и нижние . Важнейшим этапом в изменении облика нашей планеты является появление и на Земле человека. Это произошло около 500 тыс. лет назад. По словам академика , воздействие человека на природу превосходит многие природные процессы. Совокупность всех живых организмов на планете называется биомассой (греч. bios - жизнь), или живым веществом. Величина эта огромна, но в сравнении с массой земной коры ничтожна. Правда, биомасса имеет замечательную способность обновляться, так как организмы размножаются.

    Обновляясь, живое вещество планеты производит в течение года около 250 млрд. тонн биологической массы в сухом весе. Подобные показатели называются продуктивностью биомассы. В глобальных масштабах эта величина сравнительно невелика. Но она способна возобновляться из года в год. За время существования живого вещества (более 3 млрд. лет) даже при его меньшей, чем теперь, средней продуктивности общая биомасса, выработанная живым веществом, в десятки и сотни раз превысила бы массу земной коры (ведь земной коре не свойственно самовоспроизведение). Такая активность жизни делает ее могучим геологическим и фактором на планете.

    Живое вещество перемещает, «пропускает сквозь себя» огромные , газов. Это постоянное перемещение веществ, я точнее, химических элементов и молекул, называется биохимическим круговоротом. Наиболее активно вовлекается в него кислород, углерод (и их соединение - углекислый ), азот, фосфор, сера, вода. И это понятно: ведь в живом веществе присутствуют эти газы (кислород составляет 70%, углерод - 18%, водород - 10,5%; на все другие элементы приходится всего 1,5%). Биогеохимические круговороты действуют очень активно. Биомасса Земли пропускает через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы - за 2 тыс. лет, а углекислый газ из атмосферы - за 300. Значит, за долгое время геологической истории живое вещество (биомасса) многократно переработало все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть горных пород земной коры.

    Биогеохимический круговорот - важнейший процесс, проходящий в биосфере. Благодаря ему происходит взаимосвязь всех , населенных живыми существами.

    Сила, движущая могучий биогеохимический круговорот в биосфере , - солнечная энергия. Ее ежегодно на Землю поступает столько, что она во много раз превышает мощность любого другого источника энергии Земли. Земные растения улавливают эту энергию в процессе фотосинтеза, но менее 1% от поступающей. Хотя и это количество очень велико. Оно в 10 раз больше, чем энергия ядерных реакций в недрах планеты. В результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества, идущие на питание их, а часть органических веществ откладывается. Вместе с зеленой массой эта отложенная часть может переходить в организм животных (сначала травоядных, а потом хищных) и там частично распадаться до более простых химических соединений. После гибели растений и животных микроорганизмы заканчивают разрушение органического вещества, что создает питательную среду, в том числе почвы, для возрождения и следующего цикла развития биомассы.

    Охрана биосферы - комплекс мероприятий, действующих с пользой для живого вещества и всей биосферы. От успеха этих мероприятий во многом зависит судьба жизни на Земле и будущее человечества.

    Основоположником учения о биосфере был В.И.Вернадский.

    Земля - единственная планета в нашей Солнечной системе, на которой зародилась жизнь. Во многом этому способствовало наличие у нее шести различных оболочек: атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы, пиросферы и центросферы. Все они ведут между собой тесное взаимодействие, которое выражается обменом энергии и материи. В данной статье мы рассмотрим их состав, основные характеристики и свойства.

    Внешние оболочки Земли - это атмосфера, гидросфера, литосфера.

    Газовая оболочка Земли - атмосфера, внизу она граничит с гидросферой или литосферой, а вверх простирается на 1000 км. В ней выделяются три слоя: тропосфера, которая является двигающейся; после нее находится стратосфера; за ней - ионосфера (верхний слой).

    Высота тропосферы - примерно 10 км, а масса - 75% от массы атмосферы. В ней происходит перемещение воздуха горизонтальным или вертикальным способом. Выше находится стратосфера, которая простирается на 80 км вверх. Она образует слои, перемещаясь в горизонтальном направлении. За стратосферой существует ионосфера, в которой воздух непрестанно ионизируется.

    Размер гидросферы - водной оболочки Земли, составляет 71% от всей поверхности планеты. Средняя соленость воды - 35 г/л. Океаническая поверхность имеет плотность примерно 1 и температуру 3-32° С. способны проникать не глубже двухсот метров, а ультрафиолетовые - на 800 м.

    Сфера обитания живых организмов - биосфера, она сливается с гидросферой, атмосферой и литосферой. Верхний край биосферы поднимается до верхних шаров тропосферы, а нижний достигает дна впадин в океанах. В ней выделяют сферу животных (более миллиона видов) и сферу растений (более 500 тыс. видов).

    Толщина литосферы - каменной оболочки Земли, может изменяться от 35 до 100 км. В нее входят все материки, острова и океаническое дно. Ниже под ней находится пиросфера, которая является огненной оболочкой нашей планеты. В ней наблюдается повышение температуры приблизительно на 1° С через каждые 33 метра вглубь. Вероятно, на большой глубине под влиянием огромного давления и очень высоких температур породы расплавлены и находятся в состоянии, близком к жидкому.

    Расположение центральной оболочки Земли - ядра - 1800 км в глубину. Большинство ученых поддерживает версию, что оно состоит из никеля и железа. В нем температура компонентов составляет несколько тысяч градусов по Цельсию, а давление - 3000000 атмосфер. Состояние ядра пока достоверно не изучено, но известно, что оно продолжает охлаждаться.

    Геосферные оболочки Земли постоянно изменяются: огненная - сгущается, а твердая - утолщается. Этот процесс в свое время спровоцировал появление каменных твердых глыб - материков. И в наше время огненная сфера не прекращает своего влияния на жизнь на планете. Ее воздействие очень велико. Постоянно меняются контуры материков, климат, океаны,

    Эндогенные и влияют на непрерывное изменение твердой что воздействует на биосферу планеты.

    Все внешние оболочки Земли имеют общее свойство - высокую подвижность, из-за которой малейшее изменение любой из них незамедлительно распространяется на всю ее массу. Это объясняет, почему однородность состава оболочек относительная в разное время, хоть они и подверглись значительным изменениям во время геологического развития. Например, в атмосфере, по мнению многих ученых, изначально не было свободного кислорода, но ее насыщал И позже, в результате жизнедеятельности растений, она приобрела сегодняшнее состояние. Подобным образом изменялся и состав водной оболочки Земли, что доказывают сравнительные показатели солевого состава замкнутых вод и океанических. Так же менялся и весь органический мир, в нем до сих пор происходят изменения.

    Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»

    Вариант 1

    Задание А.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2.

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

    а) 77 км;
    б) 12,5 км,
    в) 10 км;
    г) 2 км.

    4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:



    6. Живое вещество – это:

    а) совокупность всех растений биосферы;
    б) совокупность всех животных биосферы;
    в) совокупность всех живых организмов биосферы;
    г) нет правильного ответа.

    7. К косному веществу биосферы относятся:


    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;

    8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:



    9.

    а) да;
    б) нет.

    10. Ноосфера – это:

    а) сфера прошлой жизни;
    б) сфера разумной жизни;
    в) сфера будущей жизни;
    г) правильного ответа нет.

    Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

    Задание Б.

    1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

    (Изменениегазового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

    2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

    (Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

    3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

    (Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

    4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

    (

    Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат. )

    6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

    (Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

    (Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

    8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

    (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

    9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

    (Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты. )

    Вариант 2

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:



    2.

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

    а) 1 км;
    б) 2 км;
    в) 10 км;
    г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

    4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6.

    а) жизнь;
    б) биомасса;
    в) живое вещество;
    г) правильного ответа нет.

    7. К биокосному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

    а) да;
    б) нет.

    10. Эжен Леруа:

    а) создал учение о биосфере;
    б) предложил термин «биосфера»;
    в) предложил термин «ноосфера»;
    г) был другом В.И. Вернадского.

    Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Приведите несколько определений биосферы.

    (Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

    (Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

    3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

    4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

    (Биогенное – вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

    6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

    (Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы. )

    7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

    (Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды. )

    (Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность итого меньше. )

    9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

    (Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др. )

    Вариант 3

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) Ч.Дарвином;
    в) Э.Зюссом;
    г) правильного ответа нет.

    3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

    а) 100–200 м;
    б) 1–2 км;
    в) 3–4 км;
    г) 100–200 км.

    4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

    а) косное вещество;
    б) биокосное вещество;
    в) живое вещество;
    г) биогенное вещество.

    7. К биогенному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

    а) да;
    б) нет.

    10. Учение о ноосфере было разработано:

    а) В.И. Вернадским;
    б) Э.Леруа;
    в) П.Тейаром-де-Шарденом;
    г) все ответы верны.

    Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – г.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

    (В.И. Вернадский. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

    (Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

    3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

    4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

    (Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, – почва. )

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

    6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

    (Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

    7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

    (С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

    8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

    (Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% – консументы. )

    9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

    (Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс. )

    Вариант 4

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:

    а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

    2. Термин «биосфера» был предложен:

    а) Ж-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Леруа;
    г) правильного ответа нет.

    3. Границы биосферы определяются:

    а) наличием воды в жидкой фазе;
    б) благоприятным температурным режимом;
    в) уровнем радиации;
    г) наличием кислорода и углекислого газа;
    д) степенью солености воды;
    е) всеми перечисленными факторами.

    4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) отсутствие элементов минерального питания;
    в) неблагоприятный температурный режим;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

    а) жизнь;
    б) биомасса;
    в) живое вещество;
    г) правильного ответа нет.

    7. К живому веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:

    а) да;
    б) нет.

    10. Ноосфера – это:

    а) стадия разумной жизни;
    б) сфера разумной жизни;
    в) стадия развития биосферы;
    г) все ответы верны.

    Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – e; 4 – б; 5 – г; 6 – в; 7 – г; 8 – а; 9 – б; 10 – г.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

    (Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

    (Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

    3. Что входит в понятие «живое вещество»?

    (Совокупность всех живых организмов биосферы. )

    4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
    Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны пузырьки. )

    6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

    (Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения. )

    7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

    (Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза. )

    (По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

    9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

    (Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных .)

    ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

    ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ совокупность всех живых организмов (растений, животных и микроорганизмов), обитающих на Земле. По Э. Зюссу (1875, 1909) - это биосфера , по В. И. Вернадскому (1926) - живая составляющая биосферы, “пленка жизни”, по В. Н. Беклемишеву (1928) - геомерида .

    Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


    Смотреть что такое "ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ" в других словарях:

      живая природа - ▲ природа Земля, содержащий, жизнь живая природа, биосфера оболочка Земли, охваченная жизнью; ее свойства обусловлены деятельностью живых организмов; состоит из биомов; охватывает часть атмосферы, литосферу и верхнюю часть литосферы. на природе … Идеографический словарь русского языка

      Биосфера: В Викисловаре есть статья «биосфера» Биосфера живая оболочка земли. Биосфера книга В. И. Вернадского Биосфера научный эксперимент СССР (1973) по испытанию замкнутой системы жизнеобеспечения человека. Биосфера … Википедия

      Биострома, биоклимма, биофильм, пикнобиосфера, плетобиосфера, геомерида, живая оболочка Земли и др., по В. И. Вернадскому (1978), “слой живого вещества”; сумма фитосферы и зоосферы, совокупность биоценозов, сосредоточивших все живое вещество… … Экологический словарь

      ИОД - ИОД, Jodum (от греческого ioeides имеющий фиалковый цвет), твердый галоген с химическим обозначением J; атомный вес иода 126,932; иод занимает в периодической системе элементов по порядку 53 место, в 7 ряду VII группы. Кристаллизуется в виде… … Большая медицинская энциклопедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Вода (значения). Вода … Википедия

      Приспособленность водорослей к жизни при самых разнообразных внешних условиях обусловливает повсеместную их распространенность. В воде и на суше, в снегу, льдах и горячих источниках, по всему земному шару от просторов Северного Ледовитого … Биологическая энциклопедия

      Вода Общие Систематическое наименование Оксид водорода Традиционные названия вода Химическая формула Н2O … Википедия

      Вода Общие Систематическое наименование Оксид водорода Традиционные названия вода Химическая формула Н2O … Википедия

      Вода Общие Систематическое наименование Оксид водорода Традиционные названия вода Химическая формула Н2O … Википедия

    Книги

    • География. Сборник задач и упражнений. Базовый и углубленный уровни. Часть 1
    • География. Сборник задач и упражнений. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 , Колечкин Иван Сергеевич. Задачник-практикум предназначен для организации самостоятельной работы учащихся и направлен на формирование умений самостоятельно находить, анализировать и использовать географическую…

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: