Практическая психология

Конспект урока русского языка

Имя числительное как часть речи

6 класс (УМК С.И. Львовой)

Цель : познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

Задачи:

    Дать представление о разрядах числительных.

    Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.

    Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.

    Воспитывать творческие способности учащихся.

I . Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 2).

    Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

    Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный

На неделе пятниц семь -

Семимильными шагами -

За семью замками -

- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

II . Знакомство с новым материалом.

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №3).

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

    Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 4).

Вот один , иль единица , очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять , иль девятка , - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)

Все выделенные слова – это числительные.

2. Чтение теоретического материала на с. 100- 101.

Дайте определение имени числительному.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.

- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 6).

Имя числительное

количественное порядковое

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №7).

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

сотый автомобиль

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию


-

    Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 8).

Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

двестипятидесятый

тридцать шесть

одна пятая

Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).

6. Какова синтаксическая роль имени числительного?

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).

На компьютерном столе лежали две дискеты .

Концерт начнется в пять часов .

Я купил шестнадцать роз .

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

7. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (слайд № 10).

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки . В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.

8. Знаете ли вы, что…(слайд № 11).

Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.

Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.

У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.

III . Подведение итогов урока. (слайд № 12).

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Какие разряды имени числительного вы узнали?

- Какими могут быть числительные по строению?

- Какова синтаксическая роль имени числительного?

IV . Домашнее задание (тексты распечатаны).

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

Числительные

Слайдов: 10 Слов: 258 Звуков: 0 Эффектов: 2

Имя Числительное. Понятие о числительном. Отвечает на вопросы: Сколько? который? какой? Простые, сложные и составные числительные. Числительные. Простые. Слова с одним корнем. Сложные. Слова с несколькими корнями. Составные. Числительных из нескольких слов. Количественные числительные. Обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Количественные числительные склоняются по падежам, но не имеют рода и числа. Склонение по падежам. И.п. Сколько книг? Р.п. Скольких книг? Д.п. Скольким книгам? В.п. Сколько книг? Т.п. Сколькими книгами? П.п. О скольких книгах? Дробные числительные. - Числительные.ppt

Имя числительное

Слайдов: 16 Слов: 936 Звуков: 0 Эффектов: 0

Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые. В морфемном составе которого один корень. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное. В каком числительном пишется НН? а) 11. б) 12. в) 13. 12. В каких числительных пишется Ь в середине слова? а) 7, 17, 30. б) 60, 80, 900. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Найдите подлежащее в предложении. - Имя числительное.ppt

Числительное урок

Слайдов: 15 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 37

Программа «Система Занкова» Русский язык. 3 класс. Имя числительное. Вводный урок. Малина - маленькая. Медведь – ведает мёдом. Тетрадь – тетра (четыре). Маленькая, ведает, мёд, четыре. Что вы узнали о числительном? Что еще хотите узнать о числительном? Количество – сколько порядок - какой. Тайны языка. Два цветка. Третья бабочка. Физминутка. Третий. Сто. Пятая. Семнадцать. Сколько? Какой? Какая? Сто семнадцать. Третий пятая. Количественные. Порядковые. Восемь, третья, десять, сорок, пятнадцатый, два, восьмая, пятьдесят, сотый. Заблудиться в __________ соснах. _____________ в поле не воин. - Числительное урок.ppt

Урок числительные

Слайдов: 19 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 47

Пять Таять Девять Десять. Ять. Таять. Цели урока: Имя числительное. Четвёртое мая. Пять Девять Десять. Какие слова называются именами числительными? Образовать от количественных имён числительных порядковые имена числительные. - Пятый - девятый - десятый. Задание: Что интересного вы знаете о правописании числительных? Девяносто. Двести. Триста. Четыреста. В какой части количественных числительных пишется Ь? Сколько Ь может писаться в одном количественном числительном? У каких количественных числительных Ь пишется в конце слова? У каких количественных числи-тельных Ь пишется в середине слова? - Урок Числительные.ppt

Слова-числительные

Слайдов: 25 Слов: 534 Звуков: 0 Эффектов: 68

Имя числительное. Часть речи. Имена числительные изменяются по падежам. Морфологические признаки. Морфологический разбор. Мягкий знак в именах числительных. Выполните задание. Склонение целых числительных. Дробные числительные. Запишите дроби. Собирательные числительные. Случаи написания собирательных числительных. Вложенный пункт. Пункт. - Слова-числительные.pptx

Русские числительные

Слайдов: 16 Слов: 886 Звуков: 0 Эффектов: 80

Имя числительное. Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. История появления. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам, числам и родам. Имена числительные могут быть разными членами предложения. У количественных числительных нет категории одушевлённости-неодушевлённости. Склонение имен числительных. Склонение количественных числительных. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных. - Русские числительные.pptx

Числительное 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 476 Звуков: 0 Эффектов: 87

Урок русского языка. Имя числительное. Двадцать девятое января. Имя числительное как часть речи. Числительное. Две тысячи пятьсот сорок три. Цели урока: Мини-анкета. Таблица. Количественные числительные. Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое. Порядковые числительные. Отвечают на вопрос какой? который? Обозначают порядок предметов при счёте Примеры: первый, четвёртый, тридцатый. Отвечает на вопросы сколько? и какой? Три и два – пять. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Первый луч солнца разбудил девочку. - Числительное 6 класс.ppt

Имя числительное 6 класс

Слайдов: 16 Слов: 867 Звуков: 0 Эффектов: 18

Имя числительное 6 класс. Цели и задачи раздела «Имя числительное». Воспитательные: формировать интерес и уважение к родному языку. Методы и формы организации учебной деятельности. Ожидаемые результаты. Тематическое планирование по теме «Имя числительное». Урок по теме «Употребление числительных в речи». Разделимся на группы. Результаты исследований группы аналитиков. Цели исследования. Результаты социологического опроса. Результаты анализа текстов разных стилей. Подведём итоги. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - Имя числительное 6 класс.ppt

Названия числительных

Слайдов: 14 Слов: 510 Звуков: 0 Эффектов: 0

Происхождение слова. Миллион. Маффео и Николо Поло. Марко. Марко Поло. Поло отправился обратно в Венецию. Купцы Венеции. Тысяча. Существительное. Происхождение. Наличие. Числительное. Чужеземное слово. Числительное количественное. - Названия числительных.pptx

Урок Имя числительное

Слайдов: 20 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 6

Понятие об имени числительном. Урок-лабиринт в 6 классе. Русский язык. Древний Крит. Что такое лабиринт? Схема урока-лабиринта. 1. Изучи теорию. 3.Реши ребусы. 2. Немного истории. 4. Значение числа. 6.Орфографический футбол. 5.Синтаксическая роль. 7.Готовимся к выполнению домашнего задания. 8. Итоговая работа. Препятствие 1. «Изучи теорию». Частота использования числительных. Общее грамматическое значение. Количественные числительные. Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое. Порядковые числительные. Отвечают на вопрос какой? который? - Урок Имя числительное.ppt

Употребление числительных

Слайдов: 21 Слов: 616 Звуков: 0 Эффектов: 0

Третий лишний. Имя числительное. Урок русского языка. Укажи верное высказывание. Синтаксический разбор предложения. Склонение числительных. Числительные. Перемена. Урок литературы. Литературные произведения. Отгадайте ребусы. Урок математики. Запишите примеры словами. У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. Урок истории. Прошло четыре лета. Лето. Назовите фразеологизмы. Урок биологии. - Употребление числительных.ppt

Что такое имя числительное

Слайдов: 30 Слов: 546 Звуков: 0 Эффектов: 0

Имя числительное. Тонна. Десяток. Числительные по значению. Числительные. Числительные по составу. Двенадцать. Склонение количественного числительного. Склонение порядкового числительного. Монумент. Склонение дробного числительного. Слово. Укажи слово. Сложные числительные. Укажите ряд. Сочетание. Сочетание с собирательным числительным. Склонение собирательного числительного. - Что такое имя числительное.ppt

Числительное как часть речи

Слайдов: 23 Слов: 737 Звуков: 0 Эффектов: 5

Имя числительное как часть речи. Проект для 6 класса. Числительное как часть речи. Автор: Кудрявцева Виктория Анатольевна. 4 курс, филологический факультет. Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы. Какие разряды числительных бывают? Как изменяются числительные простые, составные и сложные? Правописание числительных. На какие разряды делятся количественные числительные? Представление результатов исследования: Буклет Стенгазета Сочинение Эссе Доклады Творческая презентация. Продолжительность проекта. 1 неделя 4 урока по 40 минут. Этапы проведения проекта. Подтемы: Имена числительные. - Числительное как часть речи.ppt

Имя числительное как часть речи

Слайдов: 35 Слов: 1327 Звуков: 0 Эффектов: 3

Имена числительные. Имя числительное как часть речи. Числительные тысяча, миллион, миллиард. Дробные числительные. Числительные полтора (полторы). Собирательные числительные. Порядковые числительные. Склонение имен числительных. Числительные сорок, сто, девяносто. Склонение дробных числительных. Числительные один, два, оба. Один. Правописание имен числительных. Трист. Проверьте себя. Прочитайте дробные числительные. Двое, два, две. Выделенные слова – порядковые числительные. В книге около девяносто страниц. Переведите на русский язык числительные. Образуйте от количественных числительных порядковые. - Имя числительное как часть речи.ppt

Употребление числительных в речи

Слайдов: 25 Слов: 1258 Звуков: 0 Эффектов: 38

Употребление имён числительных в речи. Умение грамотного употребления числительных. Одни ножницы. Ошибки в тексте. Употребление числительного. Ошибки в употреблении имен числительных. Собирательные числительные. Русский язык. Количественные и собирательные числительные. Числительные. Полтора. Здания выросли на пустыре. Температура держится на нуле. Пол – Москвы. В получасе ходьбы. Библиотека. Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами. Расстояние в тысячу девятьсот восемьдесят пять километров. Буквенный способ. Цифровой способ. Смешанный способ. - Употребление числительных в речи.pptx

Числительные в русском языке

Слайдов: 22 Слов: 829 Звуков: 0 Эффектов: 54

Было выпущено не более пятидесяти наименований книг. Какая часть речи называется именем числительным. Склоняются от 200 до 900 обе части. Склоняются все слова. При склонении дробных числительных изменяются обе части. Собирательные числительные при склонении имеют такие же окончания. Порядковые числительные изменяются как прилагательные по падежам. Прилагательное. Целые числа. Правильно впиши горизонтально числительные. Правильно употреби числительные. Как надо сказать: с обоих концов или с обеих концов. Форма ОБА. Часть речи, которая обозначает отвлечённое число. Отвечает на вопросы сколько? какой? который?. - Числительные в русском языке.ppt

Имя числительное в русском языке

Слайдов: 12 Слов: 973 Звуков: 0 Эффектов: 0

Морфология. Имя числительное. Самостоятельная часть речи. Числовое значение. Строение числительных. Разряды количественных числительных. Дробное числительное. Собирательные числительные. Обозначают порядок. Порядковые числительные. Морфологические признаки. Раздел науки о языке. - Имя числительное в русском языке.ppt

Русские и английские числительные

Слайдов: 9 Слов: 317 Звуков: 0 Эффектов: 0

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ количественных числительных в русском и английском языках и многое другое… ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ количественных числительных в русском и английском языках. Английский счет практически не отличается от русского. Поэтому вместо «двухсот» англичанин скажет «две сотни». Но разделять десятки и единицы принято или дефисом, или пробелом. Вот и вся мудрость! Гипотеза. Новое русское слово. Числительные в английском языке. - Русские и английские числительные.ppt

Разряды числительных

Слайдов: 7 Слов: 110 Звуков: 0 Эффектов: 0

Разряды количественных числительных. Количественные числительные – обозначают количество предметов, и отвечают на вопрос с к о л ь к о? Числительные, обозначающие целые числа; Собирательные числительные; Дробные числительные; Числительные, обозначающие целые части. Дробные числительные. При склонении изменяются обе части; Первая часть дробного числительного представляет собой количественное числительное, вторая часть – порядковое числительное; Собирательные числительные. Сочетаются: с существительными, обозначающими лиц мужского пола с существительными дети, люди, ребята; с существительными, которые употребляются только в форме множественного числа. - Разряды числительных.ppt

Порядковые числительные

Слайдов: 9 Слов: 116 Звуков: 0 Эффектов: 0

Порядковые числительные. Порядковые числительные Морфологический разбор имени числительного. Измените по падежам словосочетания с порядковыми числительными. Тысяча девятьсот девяносто седьмой год, шестьдесят первый ученик. Объяснительный диктант Числительные запишите словами. Ответьте письменно на вопросы: В каком году вы родились? В каком году образовался ваш город? Сколько лет вашей маме? Каков номер квартиры вашего лучшего друга? Сколько ступенек на лестнице при входе в школу? Фразеологическая разминка. Дополните своими примерами. Морфологический разбор имени числительного. - Порядковые числительные.ppt

Урок Порядковые числительные

Слайдов: 29 Слов: 451 Звуков: 0 Эффектов: 40

Имя числительное как часть речи. План урока. Что такое числительное? Разряды числительных. Количественные и порядковые числительные. Правописание количественных числительных. Поисково-исследовательская работа. Перевод словосочетаний с украинского языка на русский. Третій тиждень. Третья неделя. Перший місяць. Первый месяц. Третього зайвого. Третьего лишнего. П"ятий клас. Пятый класс. Десята година. Десятый час. Одне дерево. Одно дерево. Сьомий урок. Седьмой урок. Завдання уроку. Риси символізму в ліриці А. Рембо. Дифференцированное задание. Творческая работа. Буква ь в количественных числительных. - Урок Порядковые числительные.ppt

Собирательные числительные

Слайдов: 9 Слов: 476 Звуков: 0 Эффектов: 13

Собирательные числительные в нашей речи. Тема презентации: Тема урока: Собирательные числительные в нашей речи. Цель: научиться грамотно употреблять собирательные числительные в речи. Лабораторная работа. Тема: Употребление собирательных числительных в нашей речи. Цель: определить условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными. Сделайте вывод. 4. Обратите внимание на пункт III. Таблица «Собирательные числительные». Собирательные числительные. Лингвистическая задача. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. - Собирательные числительные.ppt

Примеры собирательных числительных

Слайдов: 30 Слов: 1186 Звуков: 1 Эффектов: 213

Урок русского языка в 6 классе. Проверка домашнего задания. Упражнение. Классная работа. Собирательные числительные. Изученный материал. Станция теоретическая. Определение собирательных числительных. Образование собирательных числительных. Склонение собирательных числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительного. Вставьте числительное. Кубановедение. Ребята, берегите зрение. Станция практическая. Проверь себя. Станция творческая. Тест. Найди ошибку. Найди правильное сочетание. Найди ошибку в употреблении числительных. Наречия. - Примеры собирательных числительных.pptx

Употребление собирательных числительных

Слайдов: 12 Слов: 452 Звуков: 0 Эффектов: 68

Собирательные числительные. Осмысление значения. Перепишите, заменяя цифры словами. Как образуются собирательные числительные. Рассмотрим схему. Запишите словосочетания. Существительные. Вставьте числительные. Синтаксический разбор предложений. Стилистическая разминка. Буря бушевала. - Употребление собирательных числительных.ppt

Простые и составные числительные

Слайдов: 16 Слов: 641 Звуков: 0 Эффектов: 0

Простые, сложные и составные числительные. Цели урока: Познакомить с простыми, сложными и составными числительными. Научить находить и различать данные числительные в тексте. Программное обеспечение. Microsoft Power Point Учебное электронное издание «Русский язык. Средняя школа. 6 класс. Программно-методический комплекс. Серия «Семейный наставник». – М.:ООО «Хронобус», 2001 г. Техническое обеспечение: Мультимедийные компьютеры Мультимедийный проектор и экран Сканер Принтер. План урока: Организационный момент. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Мотивация урока. - Простые и составные числительные.ppt

Написание числительных

Слайдов: 16 Слов: 526 Звуков: 0 Эффектов: 55

Имя числительное. Повторение. Один корень. Разряды числительных. Ь на конце и в середине числительных. Склонение количественных числительных. Склонение дробных числительных. Падеж. Склонение составных количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Вопросы. Синтаксический разбор. Фонетический разбор. Морфологический разбор. Морфемный разбор. - Написание числительных.ppt

Правописание числительных

Слайдов: 7 Слов: 172 Звуков: 0 Эффектов: 20

Правописание числительных пол и полу (половина). Через дефис? Слитно или раздельно? Пол – Калининграда Пол – Волги Пол – «Ярмарки» Пол - Шарика. Пишется через дефис: 1. Перед именем собственным (перед прописными буквами): Пол – лимона Пол – люстры Пол – литра Пол - лица. Исключение: поллитровка. 2. Перед буквой л: Пол – апельсина Пол – яблока Пол – облака Пол - ивы. 3. Перед гласными буквами: Пишется слитно: Полминутки Полчайника Полкартины Полстакана. I. Числительное ПОЛ перед согласными буквами (кроме л): Полумесяц Полуденный Полугодие Полустанок Полуостров Получасовой Полуфинал Полушубок. - Правописание числительных.ppt

Мягкий знак в числительных

Слайдов: 12 Слов: 406 Звуков: 0 Эффектов: 65

Имя числительное. Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает имя числительное? Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные. Количественные. Порядковые. Обозначают количество СКОЛЬКО? Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Три, тридцать три, тридцать. Третий, тридцать третий, тридцатый. Синтаксические функции. Два сапога – пара. Пятью пять – двадцать пять. Я нашла в своей работе вторую ошибку. Имена числительные. Простые. Сложные. Составные. Целые. Дробные. Собирательные. Шесть Восьмой Сотый Сорок. Шестнадцать Восемьдесят Пятьсот Двенадцатый. Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый. - Мягкий знак в числительных.pptx

Задания «Числительное»

Слайдов: 21 Слов: 767 Звуков: 0 Эффектов: 23

Числительные, обозначающие целые числа. Закрепить знания о правописании и склонении числительных. Узнай слово по его лексическому значению. Выберите наиболее полный ответ. Имена числительные. Мягкий знак. В Будапеште наши войска заняли пятнадцать кварталов. Раз - подняться, потянуться. Сталинградская битва. Плакат военного времени. Высадка морского десанта. В сражениях за каждый дом. Медаль «За оборону Сталинграда». Город-герой Волгоград. Подъём на вершину кургана. Скульптура «Родина-мать зовёт!». Ночью статуя освещается прожекторами. Посетитель проходит 200 гранитных ступеней. - Задания «Числительное».ppt

Упражнения на числительные

Слайдов: 20 Слов: 336 Звуков: 20 Эффектов: 62

Имя числительное. Расскажи об имени числительном. На какие вопросы отвечают количественные числительные. Количество предметов. На какие вопросы отвечают порядковые числительные. Порядок предметов. Количественные числительные. Порядковые числительные. Последнее слово. Слова, входящие в состав числительного. При склонении составных числительных изменяется только последнее слово. При склонении составных числительных изменяются все слова. Произнеси правильно. Запиши словами. Проверь себя. Девочки. -

Класс: 6

Презентации к уроку





Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

  • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
  • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания.

III) Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):

Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.

Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Попробуйте найти в предложении числительные.

На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?

Что обозначают эти слова?

Для чего они нужны в предложении?

2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.

Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.

1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.

2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.

3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.

4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.

Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.

А всегда ли числительные были отдельной страной?

3) Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

4) Проверка первичного восприятия материала.

Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.

Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.

Что вы узнали из правила о числительном?

Дайте определение имени числительному как части речи.

На какие два разряда делятся числительные?

Как отличить порядковые числительные от количественных?

Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.

Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.

6) Презентация 2 “Имя числительное”.

1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.

2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.

4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.

5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.

Что нового вы узнали о числительном из презентации?

Приведите примеры собирательных числительных.

IV) Закрепление изученного материала.

1) Составление словосочетаний с использованием числительных.

Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.

Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.

2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.

Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.

Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.

Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.

Каким членами предложения может быть числительное?

3) Самостоятельная работа.

Выполните задание на карточках.

1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.

Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.

2 карточка.

Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.

Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.

3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

V) Подведение итогов.

С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о числительном как о части речи?

Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

Как отличить числительное от других частей речи?

VI) Домашнее задание.

Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.

Cлайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Презентацию подготовила: Геращенко Марина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

Cлайд 2

Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. а) Семь. б) Седьмой. в) Семиборье. Что обозначает имя числительное? а) Количество предметов. б) Признак предметов. в) Порядок предметов при счете.

Cлайд 3

3. В каком предложении употреблено имя числительное? а) Одноэтажный домик на краю маленького города, полузанесенный снегом. б) Жилые комнаты (которых счетом было четыре) все выходили окнами в густой садик по Большому проспекту. 4. К какому разряду относится числительное? Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые.

Cлайд 4

5. Если порядковое числительное обозначает порядок предмета при счете, то определите по этому признаку ряд данных числительных. а) 3, 33, 333. б) 1/3, 2/3, 1 2/3. в) Третий, тридцать третий, триста тридцать третий. 6. Какими морфологическими признаками обладают количественные имена числительные? а) Число. б) Род. в) Падеж.

Cлайд 5

7. Сколько слов следует писать в составе имен числительных, переданных цифрами?. 1) 22, 76, 93-й. 2) 103, 216, 340-й. а) Три слова. б) Два слова. 8. Если простым называют имя числительное. В морфемном составе которого один корень. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500.

Cлайд 6

9. Если сложным называют имя числительное, в состав которого входит несколько корней, то найдите составное числительное. а) 18. б) 80. в) 88. 10. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное.

Cлайд 7

11. В каком числительном пишется НН? а) 11. б) 12. в) 13. 12. В каких числительных пишется Ь в середине слова? а) 7, 17, 30. б) 60, 80, 900.

Cлайд 8

13. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Если с именами числительными один, два, полтора можно употребить существительные мужского рода, а с формами одна, две, полторы – женского, то говорит ли это о наличии рода у всех количественных числительных? а) Да, утверждение верно. б) Нет, утверждение не совсем верно: это слова-исключения.

Cлайд 9

15. Определите главное слово в словосочетании и падеж имени числительного, указывая характер связи с именем существительным. 1. При трёх свечах. 2. Нет трёх свечей. 3. Три свечи на столе. а) Главное слово – имя числительное в именительном падеже. Управляет именем существительным и требует родительного падежа. б) Главное слово – имя существительное, имя числительное. Имя числительное согласуется с ним в родительном падеже. в) Главное слово – имя существительное, имя числительное согласуется с ним в предложном падеже.

Cлайд 10

16. Найдите подлежащее в предложении. А через площадь, против них, Искусными руками Умельцев – русских крепостных Приподнялись два льва резных С зеркальными зрачками. а) Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже. б) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

Cлайд 11

17. Укажите в предложении собирательное числительное, если известно, что оно обозначает совокупность предметов. Он почти не спал двое суток, прошел пешком верст сорок или пятьдесят, переволновался. а) двое, б) сорок, в) пятьдесят.

Cлайд 12

18. Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных? а) С – совокупность лиц мужского пола. б) Совокупность лиц женского пола. в) Совокупность детей и детенышей животных. г) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей.

Cлайд 13

19. Порядок предметов при счете называют порядковые числительные. Количественные называют число, в состав дробных входит как количественное (числитель дроби), так и порядковое (знаменатель). Укажите такие слова а) Седьмая. б) Одна седьмая. в) Семь. г) Ноль целых одна седьмая.

Like Share 1063 Views

Презентация на тему имя числительное. Выполнила ученица 6 б класса лицея №95 Антухевич Беатриса. ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ:. Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи;

Download Presentation

Презентация на тему имя числительное

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Числительное Выполнила ученица 6б класса лицея №95 Антухевич Беатриса.

    Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи; Закрепить навыки употребления числительных в речи; Обогащать свой словарный запас.

    Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.

    Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько?, который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им.п.: первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

    Числительные. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило1: Слова одиннадцать,миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п.: пятьдесят, семьсот.

    Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч.: одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

    Числительных. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

    Количественных числительных. Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. Если числительные стоят в им.п. (или в сходном с ним вин.п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род.п. ед.ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род.п. мн.ч.: два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им.п. (или сходного с ним вин.п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

    К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Этичислительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два - дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн.ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн.ч.: И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения:Пятеро учеников убирали класс.

    Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т.д. Правило:если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

    Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные нольцелых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора(полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р., Д., Т., П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

    Употребления числительных: В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек (точное количество). В классе – человек тридцать (приблизительное количество). Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам». Такое употребление противоречит литературной норме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: