Практическая психология

Ниже размещен скан и текст третьей брошюры Григория Ефимовича Распутина-Нового «Благочестивые размышления» (экземпляр РНБ), вышедшей в Санкт-Петербурге в 1912 году.

Из-за того, что история публикации текста именно этой брошюры не совсем удачна и может запутать исследователей и почитателей Григория Ефимовича, поэтому, полагаю, необходима публикация скана самой книжки.

Дело в том, что публикаторы наследия Григория Ефимовича Распутина всегда предпочитали вместо брошюры издавать текст Записной книжки Императрицы, где Александра Феодоровна сохраняла для Себя высказывания Их Друга. И действительно, там больше и самих высказываний Г. Е. Распутина, и иногда они даются в более расширенном варианте, чем в книжке. Но не всегда совпадают с тем порядком, который был в брошюре. В том числе и издатели последнего корпуса сочинений Гр. Распутина «Вериги любви» (С.-Петербург, «Царское Дело», 2017) опубликовали по этим причинам текст Записной книжки, а не брошюры.

Восполнить этот пробел и опубликовать текст самой брошюры предпринял С. Ф. Фомин в сборнике «…И даны будут жене два крыла» (Москва, «Паломник», 2002, сс. 474-485). Однако, как оказалось, он там издан не полностью. Скорее всего из-за случайной технической ошибки в наборе или в копировании, но не были напечатаны высказывания Григория Ефимовича находящиеся на сс. 12 и 13 брошюры. Также не хватает одного высказывания со с. 10: «А почему ангельский звук представляют?» Впервые полный текст брошюры мы встречаем в книге А. Н. Боханова «Правда о Григории Распутине » (Москва, «Русский издательский центр», 2011, сс. 504-523), правда и здесь есть небольшие отличия от первоначального издания — некоторые высказывания, которые были разделены в брошюре, у Боханова объединены в одно.

Предположительно известно, кто занимался редактурой книжки — это была Ольга Владимировна Лохтина. Как она сама говорит на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (по Э. С. Радзинскому): «Свои духовные мысли отец Григорий записывал в тетрадочку… Записанное я переписала… и была издана брошюра „Благочестивые размышления“ в 1911 году… Ни содержания записок, ни мыслей, в них изложенных, я не перерабатывала. Моя работа свелась к исправлению падежей, мыслей же отца Григория не поправить…»

На передней обложке брошюры напечатано: «Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.» В этой же типографии напечатана предыдущая книжка Григория Распутина «Великие дни торжества в Киеве! Посещение Высочайшей Семьи! Ангельский привет! » (1911) На сегодняшний день удалось выяснить очень интересные подробности о владелице этой типографии. Приведем отрывок из книги «Вериги любви», изданной к столетию со дня убиения Царского Друга (с. 8-9):

«Отпечатали брошюру в санкт-петербургской типографии М. П. Фроловой. Примечательно, что эта типография размещалась во флигеле дома, принадлежавшего Исаакиевскому собору, на пересечении дома 6 по Галерной улице и дома 5 по Конногвардейскому бульвару, где проживали в основном священники. Кроме того, Фролова являлась членом Издательского совета при Святейшем Синоде. Вероятно, поэтому среди издаваемых ею книг было много духовной литературы. Например, Мария Петровна Фролова (во втором замужестве Фролова-Тюлева) печатала такие труды, как „Святые учителя веры и благочестия“ в 12 томах протоиерея Василия Преображенского (1899-1908 гг. издания), „История Православной Христианской Церкви“ протоиерея Петра Смирнова (1914), „Духовные цветы на могилку дорого батюшки отца Иоанна Кронштадтского“ (1909), „В борьбе за погибающую душу“ (сборник статей, посвященный памяти „апостола трезвости“ о. Александра Рождественского, 1906) и другие…

Судя по всему, и сама владелица типографии была женщиной благочестивой. В Свято-Троицкой Линтульской обители (ныне это подворье Константино-Еленинского женского монастыря), созданной при покровительстве отца Иоанна Кронштадтского, ее вместе со вторым мужем, Иваном Максимовичем Тюлевым, поминают как благотворительницу. В память ее умерших детей, Владимира и Софии, супруги пожертвовали средства на строительство при Линтульском монастыре приюта для русских и финских сирот. Это было двухэтажное здание при входе в обитель, где призревались и обучались грамоте более 30 детей. При приюте на средства Тюлевых был также возведен домовый храм в честь равноапостольного Великого князя Владимира и мученицы Софии. 18 сентября 1911 года его освятил архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх.»

О личном знакомстве Г. Е. Распутина с М. П. Тюлевой (Фроловой) до нас сведения не дошли. Но, исключать его, конечно, нельзя.


Григорий Евфимиевич Н О В Ы Й.

Благочестивые размышления.

1. Благословение Божие и слова Его на нас.
2. Единение духовное.
3. Трудная моя минута - дни моей скорби.
4. Моя жизнь - в дальнейший путь во Христе - рай.
5. Дивные дела - милостыня.

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.
1912.

I.
Благословение Божие и слова Его на нас.

Почему видим православное кладбище, и делается на душе скука? Потому что - жизнь земная суета; не боролись с хотеньем, служили телу и заняты праздными удобствами, и в злобе, и в клевете.
* * *
А почему у рак праведных чувствуем приятно? Потому что - жизнь их - страданье; как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.
* * *
Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованьем на Господа; а мы чувствуем и радуемся его крепости, праведника, и радость в нас неописуемая.
* * *
И как назидательно смотреть, как умирает духовный брат или сестра; потому жизнь его нам - примером и смерть - на утешение.
* * *
Великое дело говорить о смертном часе!
* * *
И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим то место, где была беседа о храме и о Святых Тайнах и много о Божиих делах, - и запечатлеется в сердце невысказанная радость, и невольно помянешь брата: - беспрестанная молитва, - везде ходили и говорили всегда о святом.
* * *
Какая отрада иметь братьев и говорить о духовных делах и жить единодушно. И видишь брата, - уходит на вечную жизнь и там будет молиться, а мы - здесь о нем.
* * *
Какая радость! Видим проскомидия совершается, и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
* * *
Помолись об усопшем и он во сне, т. е. Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
* * *
Много случаев было, что рассказывали о своем месте: об аде и о рае. Когда помолишься и видишь своего знакомого, - приходит и заставляет молиться об его грехах.
* * *
Иногда не скажет, а велит молиться, - Бог разберет грехи.
* * *
Добрые дела Ангел-Хранитель записывает; эти же ангелы известят в образе брата.
* * *
Будем беседовать о страшном суде, подавать на проскомидию и молиться за усопших.
* * *
О, горе за клятвопреступление и за призывание имени Господня без нужды, - напрасно; за лжесвидетельство, за неисполнение обетов.
* * *
Великое дело быть при последнем часе больного, - увидишь смерть болящего и невольно помянешь мирскую суету и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман - просто - сеть беса.
* * *
И явится страх и видишь друзи остаются; скажешь себе: где и куда все земное?
* * *
И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни молодости, и ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности и ни иереев и епископов, и всех колен земных; и отпора нет, и златницы ни почем, и откуп не имеет цены.
* * *
Горе слезное, что нет заслуги, и роскошь сделалась бесценной, и кимвалы без защиты.

Покровское.
Сентябрь.
1910 г.
–––––––
II.
Единение духовное.

Духовное единение - почему глас Господень? А потому, что у духовных един дух.
* * *
Им переносишь скорби на утешение, а почему? А потому, что у них, духовных, когда беседуют, земного как нет.
* * *
У них всегда в сердцах их Слово Божие?
* * *
И находится мир и премудрость, и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.
* * *
И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца, а проявит ласку.
* * *
И у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение.
* * *
Ложь не допустит Бог; Бог любит единодушие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.
* * *
Без благодати - природа - за роскошь; тоже утешение, но земное, - утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.
* * *
Кому рай, - а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.
* * *
И вот тут-то Господь сказал: обратится вам смех в плач и ваша роскошь в печаль.
* * *
А у духовных, т. е. кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием - у них ум - красота Божия, и наполнены славы Бога живого; тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.
* * *
И духовные любят трудиться; помнят слова апостола Павла: кто не трудится, да не ест.
* * *
И труд - не суета и не работа вражья - ими Бог руководит, и это потому что начинают труд благословясь; у них вначале трудов про себя читают «Царю небесный», по окончании трудов «Достойно есть».
* * *
И наполнены братолюбия, посреди них Бог - Помощник.
* * *
А почему у них всего много? Потому что подают милостыню: дающая рука не оскудеет во век.
* * *
А почему они веселые? А потому - их утешает Ангел и умудряет Бог; в них всегда книга жизни, премудрости.
* * *
А почему у них премудрость? А потому, что не говорят праздно; и вот у них ум - в Боге; Бог - в них.
* * *
А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ дашь.
* * *
Кто говорит праздно, у тех рассеянность, и разбросан ум.
* * *
И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.
* * *
А у Божиих людей - храм - за страх и служба на утешенье.
* * *
Что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа.
* * *
А почему так легко им беседовать и видеть страданья Святых? А потому что они все время заняты о святом, т. е. всю седмицу в размышлении о Боге и о Его святых; вот поэтому, и храм за Ковчег, и служба за радость, и пение церковное кажется за ангельский звук.
* * *
А почему ангельский звук представляют? А потому, что люди духовные себя не ценят; чем святее, тем себя становят грешнее; чем более молятся, тем кажутся себе грешнее, потому что все, все видать - от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, - и невольное спасение получают.
* * *
Себя не унижают и хвалить забыли, потому в молитве - по привычке.
* * *
Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой - им некогда.
* * *
А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.
* * *
Поэтому и покой живет в них, а не покой, суета сует - неблажен человек.
* * *
Хотя и молится, и Бога любит и аскет, а непокойный - в нем есть черта непокорности и осужденья, - глава греха, - прелесть своего рода.
* * *
А Божий человек - ему всюду рай.
* * *
И дело послушания, - земное послушание, - небесный чертог - за него - глава рая.

Покровское.
Сентября 22.
1910.
–––––––
III.
Трудная моя минута - дни моей скорби.

Более скорби нет, когда своя своих не познаша.
* * *
Терпеть очень больно! Именно - бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что он любит.
* * *
Многие не выносят, убивают себя: эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом - тяжелые гоненья и потеря того, - что любишь.
* * *
Но скорби - с Богом дружба; рай - за правду и гоненья, - в них есть красота рая.
* * *
Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть - почитаешь их жития! Боже! Дай силы!
* * *
Ведь и меня враг всячески искушает. Пошлют злых людей, а злой язык - хуже беса, не боится ни храма Божия и все святое нипочем.
* * *
«Господи, как умножились враги мои! Многие восстают на меня» (Пс. III, 2).
* * *
«Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге» (Пс. III, 3).
* * *
В душе скажу: «не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (Пс. III, 7).
* * *
Крепко люблю слово Твое, Господи!
* * *
Не отчаявайся! Покаяние - радость Богу и Ангелам - наследник у Бога будешь.
* * *
И я надеюсь на милосердие Бога: оно велико!
* * *
И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня!
* * *
Я скажу в душе моей, Господи, защитник мой, никого не убоюсь!
* * *
Послушание и покорность - на милость Твою, всегда готов с рассуждением.
* * *
«Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс. III, 8).
* * *
Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти - на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро.
* * *
В чем обвиняют - невинен. Увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земные.
* * *
Ловко и клеветать, - человек не оправдывается, а готовит на день суда Божия и этим желает узреть Бога.
* * *
Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь!
* * *
И храм нам - Ковчег. Святые Тайны - радость неизмеримая.
* * *
Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные.
* * *
Посмотрим на лицо писателей, сколько неправды! И не убоимся зла, как нас учит Святая Церковь.
* * *
И будем проводить истинную беседу, и пускай нас учит Бог и утешает в беседе; не раз видели Его славу, ею мы питались.
* * *
Правда всегда, и на мучениках, и на праведниках, т. е. перенесут на своей спине и получают венец.
* * *
Оратор у людей прав, а у Бога его не видно, потому что он получает похвалу здесь от мира сего.
* * *
Скажу тихо о соперниках Господу. Величественно Спасающий Царя и Творящий милость Помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!
* * *
Всеми силами вырывают из сердца блаженство рая и вселяют неверье ко всему святому.
* * *
Мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражиих.
* * *
Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню.
* * *
Я говорил любящим меня: он пользы не получил.
* * *
Я - дома ему покоя не дам скорбями и воспоминаниями о своих дорогих.
* * *
Воспоминания более ценные и рай приобретающие.
* * *
«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей и, уповая на Господа, не поколеблюсь» (Пс. XXV, 1).
* * *
В гонениях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость.
* * *
Господи, крест Твой тяжел, и минутная жизнь - пресветлый рай - нет конца!
* * *
Ах, нечестивый бес восстановил всю Россию, как на разбойника.
* * *
Бес и все готовят блаженство вечное; - вот всегда бес остается ни с чем.
* * *
Боже! храни своих!
* * *
«Если вы исполняете закон царский по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками». (Посл. Иакова II, 9).
* * *
Много потоптали и убили в нас святого своим непониманием; - мы не злословили, - уповаем на волю Бога.
* * *
Друзи, Боже! Братья мои! Будем помнить Фаворский день! Пускай запечатлеется в сердцах наших, что нам здесь во век так будет!
* * *
Кто может оценить, что мы вместе? Кто может так радоваться, когда с нами невидимая сила! - Никто ее не купил, а по заслугам и утешала нас. А какие заслуги, - Бог весть, - язык сказать не может!
* * *
Воспоминанья! - на том месте побудьте и оцените в душе своей; - для всех вас это очень важно.
* * *
Боже! Дай сил, чтобы не потоптать много жемчуга и не сделаться участниками, которые кричали: «Осанна в вышних» и постилали одежды и кивали всячески.
* * *
Друзи мои, где вы? где вы?
* * *
О, Боже наш! Тяжелы воспоминания об отпоре утешения! В крайнюю минуту многие убоялись. Что им за это?
* * *
Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу. А которые из зависти - тем легче; они не хлебнули духовной сладости и не знают ее; - потому им земной шар дороже небесного.
* * *
А кто вкусил, да отперся; не знаю человека,

пойми духовно: горе ему!
* * *
Познал, да не вкусил, т. е. не порадовался, - ему тоже легче; а познал и вкусил и «осанна» сказал и порадовался, потом не знаю человека…
* * *
И сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали, как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога.
* * *
А воспоминанья - это в нас будут вместо утешения, и царство небесное в нас есть; этого злые люди не отнимут.

Покровское
1910 года
Июнь.
–––––––
IV.
Моя жизнь - в дальнейший путь во Христе - рай.

О! Как весел, да крест тяжел.
* * *
Радостный день в гоненье, да не всяк вместит.
* * *
Тяжелы скорби без привычки.
* * *
Пойми грехи свои, и крест будет всласть.
* * *
Без креста Бог далек!
* * *
И сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен.
* * *
Осторожность надо у Бога просить; а без Бога осторожность будет хитрость.
* * *
Боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.

И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм - Ковчег, Святые Тайны - обновление души и радость неописуемая.
* * *
Золото известно, а бриллианты хотя и ценны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всеми вместима.
* * *
И радость - насколько порадуешься, настолько и восплачешь. Насколько примут, - настолько погонят.

Правду написал Царь Давид: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. I, 1), потому что занятые праздно, и бес не любит единомышленников.
* * *
Бес очень опытен, прожил много и научил ко злу; - и зависть - это его вкус.
* * *
Да не зли беса, то он поедет на тебе, потому что люди тут неготовые, заняты гуляньями.
* * *
Очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа у тебя на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг пред свиньями.
* * *
Ай, везде бес! как он опытен; только победа - смиренье и крестное знамение.
* * *
А смирение дают скорби и разные гоненья.
* * *
Кто не спасался, то и не родился; а если родился, так живи в назиданье себе и людям.
* * *
А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы идти на войну на каждый день.
* * *
В борьбе не отчаявайся: не в силе, а в немощи совершается благодать.
* * *
Как в Евангелии от Иоанна (XVI, 2). «Сие сказал я вам, чтобы вы не соблазнились: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Кого же нам ждать? Ко всему надо быть готовым.
* * *
Царство Божие за гонение.
* * *
Попущение - ко исполнению славы Божией.
* * *
Неосторожность от беса - наука духовной жизни. Когда сорвешься, - на другой раз побережешься.
* * *
Не взирай на угрозы беса - на злые языки: молись и делай добрые дела; это врагу - укор и над злыми языками - победа.
* * *
Злой язык не любит добра, бес трепещет. Злой язык хуже беса: бес крестного знаменья боится и смирения трепещет, а злой язык тихо, да клевещет. Злой - с Богом не подружился.
* * *
Душа моя, радуйся гонениям и не спи ночи во зле, не дремли и днем в суете.
* * *
Рай построен для изгнанников правды.
* * *
Не оправдывайся, - хочешь с Богом дружить, хвали в душе скорби. Боже! Дай сил, буду соработник Твой.
* * *
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его».
* * *
Скорби - лютый мороз. После скорбей - светлый май. Забылся о морозе! Правда в душе - май позывает. Аромат - теплота Божия за то, что знобили враги.
* * *
Да, близок Бог, - а тяжело в скорбях!
* * *
Более всех испытаний - топтание Святыни.
* * *
«Старайся представить себя Богу достойным делателем, неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-ое посл. к Тимофею Ап. Павла II, 15).
* * *
Скорби чем забыть? В трудах, более в природе и в Святых Тайнах. Более одному, а то по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь и не поможет и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получат венцы.
* * *
Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают.
* * *
Свои грехи забыты, а чужие на глазах.
* * *
Скорби - рыцарь: опыт идти на войну на каждый день!
* * *
Чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска. Старайся победить. Главное, опыт с миром в душе.
* * *
Потом очень осторожно! Бог даст скорби, - вынесешь - победа - небеса.
* * *
Попадешь потом на искушение, не давай значения, потому что он тебя искусил за добрые дела, - делай более.
* * *
И бес и покажет, что нет тебя грешнее: врет бес - милосердие Божие более всего. Делай добро, потом бес убоится.
* * *
Потом искусит леностью и большой знатностью и более лицемерием; на посте и на блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах, более на гордости.
* * *
Гордость так тонка! Она показывает себя различно.
* * *
Тут монахов бес ловит: вы, светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа; это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит.
* * *
Вот бес как выгодно ловит всех.
* * *
Скорби весь этикет вышибут, - бес остался ни с чем.
* * *
Спасайся не для корысти всеми силами, - скорби спасут.
* * *
Скорби - чертог Божий! И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истинной любви.
* * *
Поверим в загробную жизнь, - узнаем - ад, рай.
* * *
Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, т. е. приготовь вечную радость Твоего блаженства. Трудный час на земле - сладкая минута на небе. Утешь, Боже, своих! Дай твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога живого! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!
–––––––
V.
Дивные дела - милостыня.

Милостыня, правда, избавляет от напасти.
* * *
А кто подает, тот сам много испытал на себе, - что дающая рука не оскудеет, и много получал.
* * *
Дивные явления чудес за милостыню! Видишь: бедный едет на твоей лошадке с отрадой в лице и с сияющим светом:
* * *
Что же есть дороже, - отрады и покоя, - помочь ближнему.
* * *
Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения и говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым и т. п., а всего более говорит: оскудеешь сам.
* * *
И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять, - это приятно Богу, - всем известно. И сам чувствуешь обновленье. Вот какой бес! И Евангелие закрывает.
* * *
Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.
* * *
Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он не достоин добра.
* * *
Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминать благое дело благим, но ему, враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет не трудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет благое за самое гадкое.
* * *
Великое дело милостыня и с ней очень много борьбы; и тут зависть коварного говорит: то направо, то налево подавай, - тебя похвалят и защитят и помогут в напастях.
* * *
Не смотри на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и пошлет человека Божьего, который помолится, и Бог услышит молитву его.
* * *
Когда чувствуешь подать, - подай, не скрой златницы.
* * *
А не хочешь, да подай и поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни, с полушек.
* * *
И милостыню подаешь, проси Бога, чтобы не быть фарисеем, что Бог не просит звуков от милостыни.
* * *
Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живешь по Евангелию.
* * *
А то бывает, что видел похвалу за милостыню крест или металл или чин.
* * *
Потом роздал имение свое: и креста не получил и чина не дали.
* * *
А потом приносят хулу на Бога; за потерю имения покушаются и на жизнь.
* * *
Такая милостыня Богу не нужная.
* * *
Проси Бога, чтобы Господь научил помнить о царствии Божием и о страдании Иова за потерю имения; и Иов помолится о тебе; его надо просить.
* * *
Тысячи примеров, кто просит угодников, - они учат подавать милостыню. Они сами, угодники, боролись с собой и просили - кто Иоанна Милостивого или других. Бог слышит их молитвы и станешь подавать с отрадой и с трепетом.
* * *
Кто подает, тот все нужды поймет человека, потому что входит в дела бедности; а кто бедность не понимает, тот и далек от чужого горя.
* * *
Его никакие слова не убедят, и Евангелие чуждо ему, потому далек от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители насмехались над бедным.
* * *
А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.
* * *
В Киевской Печерской Лавре - Святой Арефа, он имел тайное богатство и такой отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью воры разграбили его именье; и вот он начал клеветать на братьев за свою потерю; он тяжко заболел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника, Господи, спаси и помилуй!»
* * *
Господь услышал и спас его даже от болезни греховной; и бесы исчезли и доспелся здрав; и стал примером для всей братии.
* * *
Коротко сказать: по человеческому размышлению невозможно, а у Бога - все возможно.
* * *
Ах, милости у Бога много - несть конца. И все это мы переживаем на себе - чудеса, - не даем отчета в них.
* * *
Милостыня важна и в маловажном деле: если подашь и тут Бог явно помогает, и дело выйдет: поедешь или пойдешь, и вот Бог увидит твою добрую руку помогающую и путь твой будет благий.
* * *
Да, крайняя досада и беспокойство, когда идешь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, - а встречается бедняк и беспокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не беспокой нас, что шляешься; не станем с ним говорить о его запутанных делах.
* * *
И вот за это Бог делает потерю и разные банкротства.
* * *
И в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.
* * *
Царствие Божие не даром дается, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.

1910 г.
Сентябрь.
Покровское.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц)

О Г. Е. Распутине

Григорий Ефимович Распутин

Житие опытного странника

Мои мысли и размышления

Великие торжества в Киеве

Посещение воспитательного дома

Разные мысли, письма, размышления

Общение с царской семьей

Пророчества

О Г. Е. Распутине

В русской истории Г.Е. Распутин является одним из самых оболганных людей, в официальном жизнеописании которого нет ни одного реального события.

Григорий Ефимович Распутин (09/22.01.1869 – 17/30.12.1916) родился в селе Покровском Тюменской области. В крестьянской семье из 9 родившихся остался он и сестра Феодосия, впоследствии вышедшая замуж и уехавшая в другое село. Фамилия «Распутин» происходит от слова «распутье», что значит развилие дорог, перекресток.

Божии дары прозорливости и исцелений проявились еще в детстве. Он знал, кто из односельчан скоро умрет, кто что украл. Мог сидеть возле печки и сказать: "К нам идет незнакомый человек". И действительно, вскоре он стучался. Однажды его отец сказал, что их лошадь растянула себе связку. Он пошел к ней, помолился и сказал ей: "Теперь тебе станет легче". Лошадь поправилась. С тех пор он стал как бы сельским ветеринаром. Потом это перешло и на людей.

Со своей будущей женой Дубровиной Параскевой Федоровной Распутин познакомился во время паломничества в Абалакский монастырь в 18 лет. В браке родилось 7 детей, из них выжило трое.

Много людей в царской России жило по православным традициям Святой Руси – преимущественно весной (во время Великого поста) или осенью (после страды) шли люди по святым обителям. Простой народ совершал паломничества в основном пешком, питаясь и ночуя у приютивших их хозяев, с готовностью выполнявших это богоугодное дело. Так же поступал и Распутин. Был в ближайших Тюменском и Абалакском монастырях, в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре, Седьмиозерской и Оптиной пустынях, Почаевской лавре. Неоднократно ходил на богомолье в Киев, в Киево-Печерскую лавру. Позднее был на Новом Афоне, в Иерусалиме. Всегда до самой своей смерти крестьянствовал сам (посевные и уборочные работы), не нанимая себе помощников.

В Петербург он приехал поздней осенью 1904 г. к ректору Петербургской духовной академии епископу Сергию Страгородскому (будущему патриарху) с рекомендательным письмом викария Казанской епархии Хрисанфа (Щетковского), который и познакомил его с некоторыми людьми петербургского общества. Распутин искал денег на постройку новой церкви в селе Покровское, и в итоге деньги на строительство дал сам царь.

Был он и в Кронштадте у о. Иоанна, которого также в свое время за общение с царем Александром III называли сектантом, развратником, корыстолюбцем. Принял причастие из рук о. Иоанна. По воспоминаниям дочери Распутина Матрены о. Иоанн вышел из алтаря и спросил: "Кто здесь так пламенно молится?", подошел к Распутину, поднял его с колен, потом пригласил к себе. Во время беседы сказал: "Будет тебе по имени твоему" (имя «Григорий» значит «бодрствующий»).

Для многих представителей высшего света «после вечных интриг и зла светской жизни», а также в то смутное время, когда монархистов на высоких постах убивали взрывами бомб и выстрелами, беседы с ним служили утешением. Ученые люди и священники находили его интересным. Хотя Григорий был малограмотен, он наизусть знал Священное Писание и умел толковать его. Епископ Тобольский Алексий (Молчанов) считал Распутина «православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущем правды Христовой, могущим подавать добрый совет тому, кто в нем нуждается».

Так же он поступал в родном селе Покровском. По воспоминаниям в 90-е гг. старожил села он помогал одеться детям в школу, устроить сыну свадьбу, приобрести лошадь и проч.

Кроме случаев остановки кровотечений у больного гемофилией наследника (в т.ч., когда наследник был в Польше, а Распутин в с. Покровском, и ему послали телеграмму) известны случаи, когда по молитвам Распутина Господь исцелял и облегчал страдания О.В.Лахтиной (неврастения кишок), сына А.С.Симановича (пляска Витта), А.А.Вырубовой (раздробление костей при крушении поезда), дочери П.А.Столыпина (оторвало ноги при взрыве бомбы террористами на даче).

Распутин был противником войны, говорил, что это гибель для России, но если уж воевать, то нужно довести до победного конца. Одобрял, когда царь ввел сухой закон в 1914 г. и сменил на посту Главнокомандующего в 1915 г. вел. кн. Николая Николаевича, доведшего армию до отступления. По его совету в годы войны императрица со старшими дочерьми окончили курсы и работали сестрами милосердия, а младшие штопали одежду для солдат и готовили бинты и корпию в Царскосельском госпитале (единственный случай в истории).

Мог отказаться от встречи с князем или графом и шагать пешком на окраину города для встречи с ремесленником или простым крестьянином. Князья и графы такую независимость «простому мужику», как правило, не прощают. Эпицентр злословия идет из дворца дяди Николая II вел. кн. Николая Николаевича и его жены Станы Николаевны с ее сестрой Милицей. Именно через этих сестер Григорий Распутин в ноябре 1905 г. впервые познакомился с царской четой. Но после размолвки царицы с сестрами и неудачи для Николая Николаевича в использовании Распутина для влияния на царя это семейство с его окружением в 1907 г. становится недружелюбным царской семье и в особенности ее другу Распутину. Многие люди из светского общества негодовали на царскую семью, что приблизила к себе простого мужика, а не из числа родовитых и именитых.

В 1910 г. для расшатывания престола и всего русского государства к очернению Распутина подключились некоторые газеты, которым люди так же верили, как и мы теперь верим СМИ. Провинциальные газеты часто брали статьи из столичных газет.

В 1912 г. знавший Распутина иеромонах Илиодор (Труфанов) отрекается от Христа (посылает письменное отречение в синод), извиняется перед евреями и начинает писать клеветническую книгу на Распутина и царскую семью «Святой черт», отдельные эпизоды из которой печатались еще в императорской России, а полностью она издается в России после февральской революции.

В 1914 г. мещанка Хиония Гусева покушается на жизнь Распутина в селе Покровском (ударяет его кинжалом в живот). Когда полиция узнает, что она является последовательницей Илиодора-Труфанова, он бежит от ответственности заграницу. В отличие от нас враги нашего Отечества прекрасно знают, кто за них, а кто против них, и вернувшийся уже в советскую Россию Илиодор-Труфанов устраивается по рекомендации Ф.Э.Дзержинс-кого в ЧК по особым делам.

Для создания образа Распутина как пьяницы, хлыста и развратного человека работали его двойники.

На встречу с двойником с его поклонницами приглашались авторитетные журналисты и писатели, чтобы они впоследствии написали и рассказали знакомым о поведении Распутина (воспоминания писательницы Н.А.Тэффи). О существовании двойника свидетельствовал и атаман войска донского граф Д.М.Граббе, рассказывавший о том, как вскоре после убийства Распутина его пригласил к завтраку известный князь Андронников, якобы обделывавший дела через Распутина. Войдя в столовую, Граббе был поражен, увидев в соседней комнате Распутина. Недалеко от стола стоял человек, похожий как две капли воды на Распутина. Андронников пытливо посмотрел на своего гостя. Граббе сделал вид, что вовсе не поражен. Человек постоял, постоял, вышел из комнаты и больше не появлялся.

Также активно действовал и генерал В.Ф.Джунков-ский зам.министра МВД и начальник корпуса жандармов пока был на этом посту. Под его шефством сфабриковалось дело в 1915 г. о разнузданном поведении Распутина в московском ресторане «Яр» без единого свидетельского показания реального лица, меж тем широко освещенного в печати, а дневники наружного наблюдения за Распутиным якобы для охраны его жизни после покушения подвергались литературной обработке.

В связке с двойником работал и владелец питерского ресторана «Вилла Родэ» А.С.Родэ. Статьи о дебошах Распутина в этом ресторане регулярно печатались в газетах.

После большевистской революции князь Андроников и генерал Джунковский были приняты и работали в органах ВЧК, а купца А.С. Родэ назначили директором Дома ученых в Петрограде.

По светским салонам ходили поддельные письма императрицы и ее дочерей к Распутину, говорящие о блудной связи между ними, якобы подаренные Распутиным Илиодору-Труфанову в бытность общения с ним. На фронте распространялись слухи, что императрица (по происхождению немка) с Распутиным сдали Россию Германии при якобы слабости царя из-за любви к спиртному. Распутину приписывали влияние на государственные дела, все непопулярные увольнения и назначения, неугодные обществу действия власти. Думские деятели, в будущем февралисты, высказывались и выступали с трибуны против Распутина.

К духовнику царской семьи архимандриту Феофану (Быстрову) на исповедь пришла женщина, рассказавшая о неподобающем поведении Распутина с ней, и он, не допуская мысли, что на исповеди можно лгать, и нарушая тайну исповеди, рассказал об этом императрице и знакомым иерархам.

Распутин говорил о высшей христианской добродетели – любви, понятной даже не всем христианам, не говоря о людях мира сего, и она была удобно перевернута в плотскую «любовь», понятную всем. Также и смирение было перевернуто в бездумную покорность.

Надо сказать, что нападкам и осмеянию подвергались все близкие к царской семье, царские министры, вообще монархисты. Как говорил царский врач Е.С.Боткин: "Если бы не было Распутина, противники Царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой – из меня, из кого хочешь".

Многие люди, в т.ч. в последствии оставившие свои мемуары в эмиграции, не знавшие лично Распутина, составляли свое мнение о нем по ходившим в их круге общения слухам. Сам царь неоднократно устраивал негласные проверки «фактов», но они не подтверждались.

Поверив в клевету на царскую семью и ее друга Распутина, русский народ спокойно воспринял февральскую революцию, свержение царя и даже убийство царской семьи.

Распутин говорил близким, что не доживет до 1917 г. и умрет в страшных мучениях. Перед тем, как поехать с Ф.Ф.Юсуповым в его дом, он сжег всю переписку, одел новую рубаху. Убивали мученически: били плетью с концами, выбили глаз, вырывали клочья волос, сделали надрез под левым подреберьем (по образу Христа). Потом живого бросили в прорубь, т.к. легкие были полны водой.

Все это показало следствие вопреки официальной версии – расстрелу, о котором рассказывали заявившие себя убийцами (но по их показаниям видно, что они не знали, какая рубаха у Распутина, т.е. не видели его без верхней одежды). Нашли недалеко от проруби подо льдом. Пальцы правой руки, освободившейся от веревки, были сложены в крестное знамение как символ победы над смертью.

Сразу после отречения царя по приказу А.Ф.Керенс-кого тело Распутина было выкопано и сожжено в пригороде Петрограда, дело по его убийству закрыто, освобождена Хиония Гусева (в 1919 г. она так же с кинжалом покусится на жизнь патриарха Тихона), арестован духовный отец Распутина о. Макарий (Поликарпов) Верхотурский. Революционный синод отправил всех иерархов-монархистов на покой, в т.ч. отпевавшего Распутина епископа Исидора (Колоколова). После большевистской революции дочь Распутина Матрена эмигрировала с мужем, вторая дочь умерла от тифа, жену и сына сослали как спецпереселенцев, где они и погибли. Церковь и дом Распутина в с. Покровском разрушены. Главной причиной сжигания тел царской семьи и Распутина является сокрытие способа убийства (кого действительно расстреливали – не сжигали).

В фильмах, книгах создание внешнего образа огромного, высокого и стра-шного мужика. В действительности Распутин был слабого здоровья, физически не очень силен, невысокого роста (как видно по фотографии, а императрица, как известно, была среднего роста).

Все фильмы, вся зарубежная и отечественная литература (исключение составляют книги: И.В.Евсин «Оклеветанный старец», Т.Л.Миронова «Из-под лжи», О.А.Платонов «Жизнь за царя» и док.фильм «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» режиссера В.Рыжко, а также одноименная книга схимонахини Николаи (Гроян) и В.Л.Смирнов «Неизвестное о Распутине»), поддельные дневники подруги царицы А.А.Вырубовой, самого Распутина и воспоминания его дочери Матрены, якобы его секретаря А.С.Симановича, названия ресторанов, алкогольных и табачных изделий – все направлено на очернение Распутина, которое преследует 3 цели:

1) Дискредитация монархии . Называя ее империализмом, царизмом, царским режимом, нам внушают, что сам царь с его женой и другом Распутиным стал причиной падения самодержавия, революций и последующих бед России.

2) Дискредитация православной веры – «Царская семья и Распутин были православными, а что творили».

3) Дискредитация русского народа . Т.к. Распутин – представитель простого народа, представление этого народа как источника всего скверного и нечистого, а не источник богоугодной жизни и верности царю.

Очернение Распутина делается постоянно (выходят новые книги, фильмы), чтобы во всех поколениях русских людей (да и всего мира) воспитать стойкое неприятие и потому невозврат к своей христианской государственности – православие, монархия, народность.

Напротив, разложившимся в царской России было светское общество, стоявшее между царем и народом. Оно презирало простой народ, за счет которого жило, монархию считало помехой прогрессу по западному образцу, а пренебрежительно-насмешливое отношение к православию было признаком хорошего тона (многие занимались оккультизмом). В последнем письме Распутин говорил, что через 25 лет не останется дворян в России.

Многие люди ссылаются на отрицательное отношение к Распутину ныне канонизированных святых, но никто не говорит об изменении в последующем их мнения. После большевистской революции епископ Гермоген (Долганов) (келейником у которого был в свое время Илиодор-Труфанов) послал царской семье в г. Тобольск письмо с извинением за свои высказывания, служил по Распутину панихиды, за что и был утоплен в р. Туре напротив с. Покровского. Сестра царицы Елизавета Федоровна прислала царской семье в г. Екатеринбург маленький список новоявленной иконы Божией Матери «Державная» и письмо о прощении за осуждение их, поверив в клевету на Распутина.

Правда одна, и она у Бога. Господь не дает Свои дары обычным грешным людям, не говоря уже о явных грешниках. И не мироточат изображения обычных людей, но только праведных, и в этом явлении нет исключений (как мироточит икона Распутина, написанная тобольскими православными, не дождавшимися его канонизации).

Господь спросит каждого человека за несоблюдение Его заповеди «Не осуждай», тем более в случае невиновности осуждаемого. Вина человека больше в случае публичных высказываний и совращения на этот грех других.

Те люди, которые считают, что Распутин останавливал кровь у наследника колдовтвом, хулят Святого Духа, т.к. не согласны с решением православной церкви о канонизации царской семьи. Т.к. по канонам православной церкви за обращение к волхвователям положено отлучение от церковного общения, и тем более не канонизация. А как известно, хула на Святого Духа не прощается ни в сем, ни в будущем веке.

Григорий Ефимович Распутин
Житие опытного странника

май 1907 год

Когда я жил сперва, как говорится, в мире до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичал и рыбу ловил и пашню пахал. Действительно это все хорошо для крестьянина!

Много скорбей было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе не причем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются. Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть худой да Батюшка. Вот я и пошел паломничать, а так был быстрый вглядываться в жизнь; все меня интересовало, хорошее и худое, я и вешал, а спросить не у кого было: что значит? Много путешествовал и вешал, то есть проверял все в жизни. В паломничестве мне приходилось переносить нередко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут: одежда неладна, то в чем ни будь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил с полуночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого ни будь смутителя, он познакомится, чего ни будь у хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А виновник тотчас же находится. Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз также нападали хищники, хотели обобрать, я им сказывал: "Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю", им что-то особенно скажет в сердцах их, они подумают и скажут: "Откуда ты и что такое с тобой?" – "Я человек – посланный брат вам и преданный Богу". Теперь это сладко писать, а на деле-то пришлось пережить все.

Я шел по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко приходилось кушать, по Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал во век: придется, Бог пошлет, с ночлегом пустят – тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела – это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил квасу, а работал с поденщиками как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас – молился. Это отрада мне послужила за все и про все.

Ходил берегами, в природе находил утешение и нередко помышлял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. Природа научила меня любить Бога и беседовать с Ним. Я воображал в очах своих картину: Самого Спасителя, ходившего с учениками Своими. Приходилось нередко думать о Царице Небесной, как Она приходила на высокие места и просила Бога: "Скоро ли Я буду готова к Тебе". Много может природа научить по всей премудрости и всякое древо и как по поводу весны. Весна означает великое торжество для духовного человека. Как развивается в поле, то есть украшенный светлый май, так и кто следящий следит за Господом, то у него зацветает душа подобно маю, у него такое торжество как день Пасхи, то есть напоминает как будто этот день, когда он причащался, и как развивается вся весна, так развивается и торжествует кто ищет Господа. Недуховному человеку весна тоже радость, но только как неученому грамота.

Еще я нашел одну отраду из отрад всех: читал ежедневно Евангелие понемногу, читал немного, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года, но враг меня смущал: "Это ты высок, тебе нет сверстников". Я много боролся и пользы они мне не принесли, а нашел вериги любви. Любил без разбора: увижу странников из храма и от любви питаю чем Бог пошлет, у них немножко научился, понял, кто идущий за Господом. Много мне пришлось бороться и пережить. В одно прекрасное время, ходил, думал обо всем, вдруг проникла ко мне мысль, долго недоумевал, что вот Сам Господь не избрал царские чертоги, а выбрал Себе ясли убогие и тем прославил славу. Мне недостойному пришло в голову достигнуть, взял, выкопал в конюшне вроде могилы пещерку и туда уходил между обеднями и заутренями молиться. Когда днем свободное время, то я удалялся туда и так мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил, но враг-злодей всяким страхом меня оттуда выживал – треском, даже было побоями, но я не переставал. Так продолжалось лет восемь и вот враг-злодей все же таки навел людей – будто оказалось место лишнее и мне пришлось переселиться в другое место.

Вообще я видениям никаким не верил, так меня Бог хранил от видений. Вот меня искушение поискало одно, что возроптал на общество.

Видению не нужно верить, это недоступно нам. Хотя бы оно на самом-то деле было, за это Господь простит, за неверие даже маленьким подвигом простит, но как от врага в прелесть впадешь, то это спрашивается как все равно, как у какого ни будь злого помещика потерял какие ни будь вещи. Очень, очень осторожно нужно с этими видениями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впадешь гордость, и будешь настоящий фарисей.

Трудно странничкам бороться со врагом. Когда я шел странничать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав. Злодей враг завидовал всему моему доброму делу: то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять и вдруг исчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и вышел на долинку – тут и село. Экой сатана! То являются помыслы нечестивые, усталость неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная, сдогадывался, что это опять от врага, нередко падал на дороге как будто по кочкам иногда – все это искушение! Приблизишься к селу, звон раздается, я своими прыткими ногами и частой походкой, уже в храм. Вот мне первую мысль враг задает: то "стань на паперти, собирай жертвы – дорога далекая, денег много надо, где возьмешь"; то "помолись, чтобы тебя взяли обедать и накормили послаще". Хвать безумной головой, уже херувимский стих поют, а я еще не был, не предстоял, не соединялся с Господом! Дай я не буду больше! Так мне пришлось с этими помыслами бороться целые года.

Вот я не стал помышлять, а стал приходить в храм стоять с мужиками сельчанами, тогда мне Бог давал: напоят и накормят и всю нужду странствия моего поймут. В том у странников благочестие, что не нужно собирать и наипаче на погоду роптать, потому что дурная и хорошая погода, все от Престола Божия.

Странничать нужно только по времени – месяцами, а года чтобы или многие годы, то я много обошел странноприимен – тут я нашел странников, которые не только года, а целые века все ходят, ходят и до того они бедняжки доходили, что враг в них посеял ересь, самое главное – осуждение, и такие стали ленивые, нерадивые, из них мало я находил, только из сотни одного, по стопам Самого Христа. Мы – странники, все плохо можем бороться с врагом. От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужно странничать годами, а если странничать, то нужно иметь крепость и силу на волю и быть глухим, а иногда и немым, то есть смиренным наипаче простячком. Если все это сохранить, то неисчерпаемый тебе колодезь – источник живой воды. А в настоящее время сохранить источник этот трудненько. Нужда все же таки, Бог не старее и не моложе, только время другое. Но на это время Он имеет Свою благодать и время восторжествует. Страннику нужно причащаться тем более во всяком монастыре, потому что у него большие скорби и всякие нужды. Святые Тайны обрадуют странника как май месяц свою землю.

Много монастырей обходил я во славу Божию, но не советую вообще духовную жизнь такого рода – бросить жену и удалиться в монастырь. Много я видел там людей; они не живут как монахи, а живут как хотят и жены их не сохраняют того, что обещали мужу. Вот тут-то и совершился на них ад! Нужно себя более испытывать на своем селе годами, быть испытанным и опытным, потом и совершать это дело. Чтобы опыт пересиливал букву, чтобы он был в тебе хозяин и чтобы жена была такая же опытная как и сам, чтобы в мире еще потерпела бы все нужды и пережила все скорби. Так много, много чтобы видели оба, вот тогда совершится на них Христос в обители Своей.

Трудно в миру приобрести спасение, наипаче в настоящее время. Все следят за тем кто ищет спасения, как за каким-то разбойником и все стремятся его осмеять. Храм есть прибежище, и все тут утешение, а тут-то как духовенство вообще в настоящее время не духовной жизни, наипаче следят кто ищет бисера и смотрят с каким-то удивлением как будто пришли сделать святотатство. Но чего нам об этом печалиться? Ведь Сам Спаситель сказал: "Возьми крест свой и следуй за Мной". Мы не к духовенству идем, а в храм Божий! Ну, да нужно подумать – худой, да Батюшка. У нас искушения, а у него и поготову, потому что там у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платья извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А все же почитать нужно его! Он есть батюшка – наш молитвенник. Так и в монастыре они поставлены на спасение и пошли спасаться, то есть какой ни будь помещик послал своего раба за горохом, а он принес ему редьки, чтобы он с ним доспел? Однако наказал бы!

Кто в миру неученый, а жизнь толкнула на спасение, тот по всей вероятности больше получит дарования: что ни делает, да успеет! Вот по поводу этому пример. Было бы у одного хозяина наняты два работника, а два бы прибежали со стороны и проработали во славу. Хозяин долго помнил бы и давал и спасибо. Те двое-то наняты и позваны были и эти-то прибежали во славу – они и получат тем более, что не были к делу приставлены, а совершили более тех, которые были призваны. Не один раз я видел как гонят, где собравшись во имя Господа беседу ведут, то есть живут как по-братски от любви Божией и любят не по одной букве, а по слову Спасителя и не выкапывают в человеке, то есть не находят никаких ошибок, а находят только сами в себе, беседуют о любви и как соединиться со Святыми Тайнами и петь разные псалмы и читать по главе из Евангелия, хотя за это будете изгнаны и будут вас подозревать. Потому что они-то (гонящие) чины заслужили по букве, а от Господа далеко отстоят и духовный орга́н для них как заграничный язык. Будем стараться и молиться, чтобы Господь нас не разсеял! Они же требуют от нас то, чего сами не поймут. Мы не будем Бога просить, чтобы их Бог наказал. Сам Господь укажет им путь – истину. Смех их обратиться по слову Спасителя в плач. Не будем смотреть на разные их поношения: "слуха зла да не убоимся", станем продолжать петь псалмы и любить друг друга всем сердцем – по слову Апостола: "Приветствуйте друг друга святым лобзанием". Только не нужно делаться всем большими, нужно слушать и внимать одного, кто нас ведет в путь истинный, а то как бы враг нас не разсеял и не посеял в нас ничтожную ерунду.

Вообще бояться станем прелести всяких видений. Не будем верить сновидениям кроме Божией Матери и Креста. Много-много враг представляет всяких кляуз и много показывает за братом недостатков; иногда и скажет брату вовсе устами чужими на брата, будто как на самом деле тот брат говорил, а тот даже и не думал этого. Вот тут-то нужно осторожно в духовной жизни. Враг так наклевещет как есть на самом деле и что же потом получится – даже до смерти не хотят друг друга видеть и при кончине простить. Вот тогда и получится великий неурожай в поле – хозяин не насыплет в житницу, а мы во спасение. Как дыроватый мешок не сохранит в себе жита, так и мы ежели не будем друг друга прощать, а будем замечать в другом ошибки, сами же находиться к нему во злобе, то есть судить. Нам бы надо со смирением за ним заметить ошибки, да уласкать его, как мать сердитое дитя: она все примеря приберет и всяким обманом и ласками не даст ему кричать.

Хорошо бы и нам найти пример с этой матери. Найти и обласкать падшего, а наипаче быть самому осторожным и прошедши все опыты быть близко к Богу и показать свой пример и не от одной буквы, а быть на деле самому.

Ах, как враг хитрый ловит вообще спасающихся: в одно прекрасное время ехал я зимой, был мороз в тридцать градусов, враг и научил меня: "Сними шляпу и молись на долине за лошадьми, ведь все делатели, что не делают, да успеют". Я действительно снял шапку и давай молиться, а потом мне стало казаться в очах, будто Бог очень близко. Что же получилось? Голову простудил, потом захворал, был сильный жар, 39 градусов. Вот я тут поработал, а когда пришел в себя, за это много молился и постовал. Молиться можно на долине, но не снимая шапки в 30 градусов мороза.

Кто спасается и ищет Господа не от какой ни будь корысти, того, какое бы то ни было искушение приведет не на грех, а на опыт. Нужно только после этого искушения больше прибавить силы и с рассуждением действовать. Не особенно забиваться и попадать к небу, а понемножку, как тебе на сердце придет, а не как ревнитель. Нужно быть осторожным и помнить Бога, когда работаешь, наипаче ловишь рыбу, помышлять об учениках Господа, которые также раскидывали сети. Когда пашешь помышлять, что труд есть во спасение. Нужно читать изредка молитвы Богородице, а в густом лесу помышлять о пустыне, где спасались прежние отцы. На жатве думать вообще о делателях добрых дел, тружениках Божиих. Когда один едешь или идешь, то нужно соображать, что все пустынники были одиноки. Ежели же нагнала тебя толпа то помышляй, что за Господом за Самим шли тысячи слушателей слова Его. Хотя все мы как человеки грешны, но создание и образ Божий. Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих – Крест Господень и громко на врага кричи: "Пойдем со мной на крест, ты был как ангел и предстань одесную, а я тогда буду святой и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь и себя".

Когда никого не видно, то громко открикивайся от врага: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного и молитвами Богородицы сохрани меня". А если видишь, что около тебя кто ни будь близко, то тайно духом возноси молитву Иисусову. Затем причащайся как можно чаще и ходи в храм, какие бы ни были батюшки. Считай батюшек хорошими, потому что ты как спасающийся – тебя враг искушает, а у него тоже семейство и он тоже человек. Ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки. Ведь он бы рад спросить, да нет у нас таких живых людей дать ему благой совет. В настоящее время кто может совет дать, так они в уголочки позагнаны.

Вот еще как враг завистлив к тем кто ищет Господа и кого он ничем не может искусить – он прямо посылает болезнь. Кто молится земными поклонами у тех заболевает спина, у странников ноги, и все по наваждению вражьему: постников давит такая жажда, что ни выскажешь, на смиренных посылает из женского пола с какими ни будь неудовольствиями, на несеребролюбивых наводит будто завтра умрет с голоду, у тех кто крестится отнимается рука, нередко мутятся глаза, иногда делаются судороги. В ночное время тем более велит поспать враг, а то явит треск, разный страх и всякие всяческие. То явит милость, что видят все и всяким вражеским своим хитрым наваждением, а наипаче в лесу он старается всеми силами победить. На трудолюбивых старается нагнать леность. Как это все победить!

145 лет назад в крестьянской семье в селе Покровское Тобольской губернии родился Григорий Распутин. Друг семьи последнего российского императора Николая II был личностью весьма загадочной.

Уже то, что он смог подчинить своему влиянию императора и его окружение, говорит об эмоциональной силе Распутина. В своей книге "Благочестивые размышления", изданной в Санкт-Петербурге в 1912 году, он приводит весьма подробные пророчества, часть из которых действительно сбылась, а другая (будем надеяться) не сбудется никогда.

Что сбылось?

1. Расстрел царской семьи

Говорят, что Распутин предчувствовал смерть царской семьи задолго до расстрела в подвале Ипатьевского особняка в Екатеринбурге. Вот что он писал: "Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто обнимаю мертвецов… И тогда я молюсь за этих людей, ибо на Руси они более всех нуждаются. И я молю за семейство Романовых, потому что на них падает тень долгого затмения".

2. Октябрьский переворот 1917 года

Распутин предсказывал приход новой власти в России и горы трупов, среди которых будут и тела великих князей, а вода в Неве будет обагрена их кровью. "На Петербург опустится тьма. Когда его имя будет изменено, тогда кончится империя", - говорил Распутин.

3. Собственную гибель

Он предвидел некоторые обстоятельства собственной смерти. Если его убьют простые "разбойники из русских крестьян", то царь Николай может не опасаться за свою судьбу, и потомки Романовых будут царствовать "сто лет и более того", писал Распутин. Если же убийство совершат дворяне - "родственники царя", тогда будущее России и царской семьи будет ужасным. "Дворяне побегут из страны, а родня царя не останется в живых через два года и братья восстанут против братьев, и будут убивать друг друга", - считал знаменитый старец. Как известно, реальностью стал второй вариант.

4. Катастрофы на атомных станциях

"По всему миру будут построены башни.., они будут замками смерти, - считал Распутин. - Иные из этих замков рухнут, и из этих ран вытечет гнилая кровь, которая заразит землю и небо. Поскольку сгустки зараженной крови, как хищники, обрушатся на наши головы. И множество сгустков упадет на землю, и земля, где они упадут, станет пустынной на семь поколений".

Что еще предсказано?

1. Глобальные катастрофы

Григорий Распутин предсказал еще некоторое количество бед, которые предстоит пережить землянам. Правда непонятно, когда конкретно это должно случиться. "Землетрясения в это время участятся, земли и воды раскроются, и их раны поглотят людей и скарб, - писал Григорий Распутин. - Вы будете ежедневно видеть насилие на пороге своего дома, поскольку человек вновь станет зверем, и как все звери будет нападать или подвергаться нападению. Этот человек не будет отличать добра от зла". И дальше: "Моря, как воры, войдут в города, в дома, и земли станут солеными. И соль войдет в воды, и не будет воды, которая бы не была соленой. Соленые земли не принесут более плодов, а если и принесут, это будут горькие плоды. Поэтому вы увидите плодородные земли, превращенные в соленые болота. А иные земли будут высушены растущим жаром. Человек окажется под соленым дождем, и будет бродить по соленой земле, меж засухой и потопом". И в эти времена, по мнению провидца, "роза будет цвести в декабре, а в июне будет лежать снег".

2. Потеря моральных ценностей

"Когда времена приблизятся к бездне, любовь человека к человеку превратится в сухое растение, - напутствовал старец. - В пустыне тех времен будет расти лишь два растения - растение выгоды и растение самолюбия. Но цветы этих растений можно будет принять за цветы любви. Все человечество в это проклятое время будет поглощено равнодушием. Великой смертью будет смерть семьи, обесчещенной и распятой".

3. Клонирование людей

"Родятся чудовища, которые не будут людьми, ни животными, - предрекал Распутин. - А многие люди, которые не будут иметь отметины (пуповины) на теле, будут иметь отметину в душе. А потом наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души". Григорий Распутин в своих пророчествах упоминает и об опасности бесконтрольных генетических экспериментов: "Безответственная человеческая алхимия, в конце концов, превратит муравьев в огромных чудовищ, которые разрушат дома и целые страны, будут против них бессильны и огонь, и вода. В конце концов, вы увидите летучих лягушек, а бабочки станут коршунами, а пчелы будут ползать по земле, как змеи".

4. Третья мировая война

У Григория Распутина есть упоминание о трех мировых войнах: "Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах… Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть людей поверит во власть имущих, но разуверится в Боге… Кара Божья будет не скора, но ужасна. По дорогам Европы поползут три голодные змеи, оставляя за собой пепел и дым, у них один дом - и это меч, и у них один закон - насилие, но, протащив человечество через пыль и кровь, они сами погибнут от меча же… Наступит время мира, но мир будет написан кровью. И когда два костра потухнут, третий костер сожжет пепел. Мало людей и мало вещей сохранится. Но то, что сохранится, должно будет быть подвергнуто новому очищению, прежде чем войти в рай земной". И еще одно предсказание Распутина о будущей войне: "Мир ожидает три "молнии", которые последовательно спалят землю меж священных рек, пальмовый сад и лилии. С запада придет кровожадный князь, который поработит человека богатством, а с востока придет другой князь, который поработит человека нищетой".

Изречения из григория ефимовича новых

(распутина) «благочестивые размышления»,

изданной санкт-петербурге

20) духовное единение - это глас Божий, ибо духовные одну душу имеют;

27) она помогает пережить страдание и перейти к утешению, потому что когда духовные говорят - ничего скрытого нет;

25) и у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение;

42) что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа;

72) и храм нам - Ковчег. Святые тайны радость неизмеримая;

80) мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражьих;

102) и сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога;

107) пойми грехи свои, и крест будет всласть;

108) без креста Бог далек!

109) и сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен;

111) боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.

И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм - Ковчег, а Святые Тайны - обновление души и радость неописуемая;

117) очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг перед свиньями;


Всякая земля в те времена будет под знаком одного из евангелистов. Великий остров будет находиться под властью льва, но лев потеряет когти.

Праведная Земля и сердце Европы будут под знаком человека. Под знаком тельца будет Западная Европа. А под знаком орла будет Святая Русь, ибо ее задача будет состоять в том, чтобы бодрствовать и защищать.

Когда непрерывное содрогание пройдет по земле, не отрывайте взгляда от востока, ибо оттуда придут новые пророки. Они подготовят путь Господу, который в блеске тоже придет с востока.

Изречения из книги григория ефимовича новых (распутина) «благочестивые размышления», изданной в санкт-петербурге в 1912 году

20) духовное единение - это глас Божий, ибо духовные одну душу имеют;

27) она помогает пережить страдание и перейти к утешению, потому что когда духовные говорят - ничего скрытого нет;

25) и у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение;

42) что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа;

72) и храм нам - Ковчег. Святые тайны радость неизмеримая;

80) мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражьих;

102) и сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога;

107) пойми грехи свои, и крест будет всласть;

108) без креста Бог далек!

109) и сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен;

111) боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.

И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм - Ковчег, а Святые Тайны - обновление души и радость неописуемая;

117) очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг перед свиньями;

132) смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его;

138) враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают.

Из книги «Жизнь за царя. правда о григории распутине» олега платонова…

Один раз нападали хищники, хотели обобрать, я им сказал: «Это не мое, а все Божие, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю». Что-то особенное сказало в сердцах их, они подумали и сказали: «Откуда ты и что такое с тобой?» - «Я человек - посланный брат вам и преданный Богу».

Тяжелые воспоминания о мучителях-иноплеменниках, но в настоящее время большее мучение - брат на брата и как не познают своя своих. Поэтому и мучения более тяжелые. Обида берет.

Потому я уверен, что венцы будут ближе к лику Божию от этих мучителей в настоящее время.

Вот слово Божие на нас: брат на брата и сын на отца - конец приближается…

О, какой обман, беда скажут ей, и взглянут, и увидят… Совесть нам без языка говорит про свой недостаток, всем надо поглядеть на нее, тут никакой грех не утаим и в землю не закопаем.

Толпа вечно жаждет чуда. А между тем она совершенно не замечает величайшего из чудес, ежечасно совершающегося на наших глазах, рождения человека.

Много разных народов, и все умные в своем духе, но веры у всех и во всех нациях мало, и любви нет. С ними очень нужно быть ласковыми, они не понимают, но на любовь твою смотрят как на диковинку. И вот в это время, когда мы указываем на небо, они с любовью смотрят, и в лице у них делается перемена, и сейчас говорят о пророках. Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их, Бог! Критиковать и указывать на свою веру, как она высока, не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны. Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые годы, и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь, и удивительно на них слова отражаются сейчас, садятся кругом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а все короче любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем! Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только напортит.

ИЗ ЗАПИСОК ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА, НАПИСАННЫХ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ (Доставлены в Париж беженцем из СССР Лобаченским)

Безо всякого усилия утешает море. Когда утром встанешь, и волны говорят, и плещут, и радуют. И солнце на море блистает, словно тихо-тихо поднимается, и в то же время душа человека забывает все человечество и смотрит на блеск солнца; и радость у человека возгорается, и в душе ощущается книга жизни и премудрость жизни - неописуемая красота! Море пробуждает от сна сует, очень много думается, само по себе, безо всякого усилия.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: