Практическая психология

Теория и методика развития речи детей

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Задачи речевого развития
в дошкольном возрасте:

Формирование звуковой культуры, фонематического слуха;

Развитие лексики;

Формирование грамматики речи;

Развитие связной речи дошкольников;

Обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;

Знакомство с различными жанрами детской литературы

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Может выделять звуки в словах;

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

1. Умение говорить , т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2. Умение аудировать (понимать речь в её звуковом оформлении);

3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;

Методы работы по развитию речи дошкольников

Метод обучения по образцу (имитационный):

Обучение произношению, интонациям;

Составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;

Составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);

Пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

Вопросы, творческие задания;

Упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

Беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть );

Создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым, с незнакомым мальчиком или девочкой);

Ролевые игры, экскурсии;

Совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)

КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА

Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.

Требования к речи педагога:

Точность,

Логичность,

Правильность,

Выразительность,

Эмоциональная насыщенность,

Знание и соблюдение правил речевого этикета,

Уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).

ОБУЧЕНИе родной речи в НОД

Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку является непосредственно организованная деятельность, в которой целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.

1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания

По формированию словаря

По формированию грамматического строя речи

По воспитанию ЗКР

По обучению связной речи

По формированию способности к анализу речи

Марина Мальцева
Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников»

Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников »

Развитие четкой , грамотной и богатой речи , которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми имеет особое значение именно в дошкольном возрасте .

Работа в данном направлении должна строится по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи .

Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы

Работа по звукопроизношению включает следующие задачи

Воспитание слухового внимания

Формирование фонематического слуха

Развитие артикуляционного аппарата

Работа над речевым дыханием

Работа над произношением всех звуков

Работа над дикцией

речи

Воспитание слухового внимания, формирование фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи . Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух , он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи , обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме .

Работа над речевым дыханием

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Лучшим типом речевого дыхания является : диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный , спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка : трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.

Развитие артикуляционного аппарата

От него зависит внятность и чистота речи . Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать

Подвижность языка (упражнения на умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад вглубь рта)

Подвижность губ (вытягивать, округлять, растягивать в улыбку)

Работа над дикцией

Формирование правильного произношения всех звуков, правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом.

Нечеткая дикция наблюдается чаще всего у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, неусидчивых. (диктофон)

Речь педагога. Дети должны слышать только грамотную речь.

Интонационная выразительность речи

Умение точно выражать свои мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений мелодики темпа, ритма и тембра.

Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.

Слайд 4 Формирование грамматического строя речи

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях : во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.

Значение ГСР – овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.

Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка , расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.

Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.

Причины ошибок ГСР у детей дошкольного возраста

1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители) .

2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет) .

3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослушивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

Занятия по формированию ГСР у детей дошкольного возраста – отсутствуют. ГСР достаточно сложен, что бы его рассматривать в течении целого занятия. Игры и задания на развитие ГСР вставляют в другие занятия по развитию речи , например в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи , по развитию связной речи и прочее .

В течение 1-ого занятия игры и задания на развитие ГСР проводятся не более чем 10 мин.

Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является :

1. необходимость большого количества разнообразной наглядности;

2. необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка. Пример : столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты» , так как выпадает гласная или «соки» , так как получается иное окончание…

Разделы формирования грамматического строя речи

Образования множественного числа существительных (мяч-мячи)

Согласование существительных с числительными (один мяч, два мяча)

Согласование местоимений с существительными

У каждого ребенка по две картинки мужского и женского рода.

Л. Ребята, у меня есть много картинок. Я каждому дам две картинки. Вы на них внимательно посмотрите и запомните.

Раздаются картинки .

Л. Запомнили картинки? А сейчас я у вас их соберу, перемешаю и буду показывать по одной картинке. А вы скажите, чья это картинка.

Согласование прилагательных с существительными

День (какой) сыр… -

Ночь (какая) сыр… -

Утро (какое) сыр…

Усвоение смыслового значения предлогов

В русском языке простые предлоги наряду с выражением конкретных реальных отношений, прежде всего пространственных и временных, в которых отражается наибольшее богатство значений и смысловых оттенков, обозначают и множество переносных, логико-синтаксических оттенков, обстоятельственных отношений и связей между словами.

Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи . Логопед учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность их выполнения.

Работа над падежными конструкциями

Слайд 5 Расширение словарного запаса

Обучение грамоте невозможно без словарной работы

Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотносят их с предметами и явлениями окружающего мира.

Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые.

Обогащение словаря ребенка прилагательными, сущ, глаголами, местоимениями происходит в процессе игр.

При знакомстве с новыми словами и их преобразовании следует обращать внимание детей на то,что один и тот же предмет может обладать разными качествами. Например, лиса может быть и хитрая и рыжая и пушистая.

Полезны речевые игры, в ходе которых ребенок учится подбирать как можно больше признаков к предмету. Словарь обогащается и за счет образования прилагательных за счет существительных (игры «из чего сделаны» , «чей хвост» )

Работу над словарем можно проводить как в нод так и в процессе целого ряда дидактических и игровых упражнений.

Слайд 6 Развитие связной речи

Формирование связной речи неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Формирование связной речи можно воспринимать и как цель и как средство овладения языком. Она вбирает в себя все достижения дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи , зкр.

Дети ст. дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том , чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других людей.

Существует несколько видов работ по формирования связной речи .

1 Пересказ литературных произведений

Творческое воспроизведение литературного текста. Обучаясь пересказу,дети приобщаются к подлинно художественной речи , запоминают образные слова и словосочетания.

2 Рассказывание по картине

Можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога научить видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может остаться «за кадром» . Описывая картину дети часто описывают мелкие, незначительные детали, не замечая главного.

3 Рассказ из опыта ребенка

Основной темой для них может быть повседневная жизнь ребенка, впечатления об увиденном, услышанном. Ребенок самостоятельно строит рассказ, вспоминая более интересные моменты. Педагог внимательно слушает, задает вопросы, поправляет, если ребенок неправильно использует те или иные обороты или согласовывает слова в предложении.

4 Творческий рассказ

Ребенок должен самостоятельно продумать содержание рассказа. Для этого требуется большой запас слов, умение передавать замысел, что достигается путем многократных упражнение.

Слайд 8 Развитие мелкой моторики

Слайд9 Формирование навыков письма

Слабо развитые мышцы кисти рук , слабая координация движения пальцев пишущей руки приводят к тому, что дошкольник испытывает ряд трудностей.

Умение правильно сидеть за столом

Умение держать карандаш

Раскрашивать рисунки, штриховать, рисовать по трафарету

Умение ориентироваться на листе бумаги

Традиционная система деятельности часто приводит к тому, что ребенок теряет интерес к чтению еще не научившись читать. Поэтому важно на первом этапе -

Заинтересовать ребенка (нельзя заставить ребенка автоматически запомнить

Игровой материал («Угадай-ка» , «Прочитай слова» и т. д.)

Таким образом развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребенком разных ее компонентов. Ускорение этого процесса, как педагогами так и родителями может привести к различным речевым нарушениям речи .

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша.

Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер.

Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.

Современные исследования показывают, что многие традиционные методы по работают недостаточно эффективно.

Все больше ученых, работающих в сфере педагогики и психологии, предлагают использовать новые нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими трудности в . Среди отечественных исследователей, работающих в этой области, можно выделить Чистякову М.И., Зинкевич-Евстигнееву Т.Д. и других.

Эти исследователи приводят аргументы в пользу внедрения новых нетрадиционных методов в работу по коррекции речи, в сочетании с эффективными традиционными.

Современные инновационные методики, уже хорошо себя зарекомендовавшие – это сказкотерапия, психогимнастика и релаксация. Работа по этим методам позволяет преодолевать различные речевые нарушения и психофизические дошкольного возраста, проводя индивидуальные и групповые занятия.

Любые занятия должны строиться на комплексном подходе, сочетающим использование самых разных методик и приемов. Как правило, именно сочетание нескольких стандартных методик с нетрадиционными дает наиболее яркий результат.

Рассмотрим несколько наиболее эффективных нетрадиционных методик, позволяющих корректировать и .

Метод наглядного моделирования

Этот метод показал свою эффективность в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста. Благодаря этому приему ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами.

Суть наглядного моделирования заключается в демонстрации свойств изучаемого явления, создание прототипа изучаемого объекта и работы с этим прототипом.
Приведем пару наглядных примеров. Допустим, логопед проводит работу по коррекции нарушений слоговой структуры с малышами дошкольного возраста.

Для этого он может использовать игру «Пирамида». Суть игры заключается в том, чтобы дошкольники выкладывали картинки в нужные кольца пирамиды. Например, нижнее кольцо должно содержать однослоговые слова, среднее кольцо – слова из двух слогов, а верхнее – слова из трех слогов.

Для воспитатель может расставить несколько картинок в определенном порядке и попросить детей составить последовательный рассказ, причем сюжет этого рассказа строить в том же порядке, что и выставленные картинки.

Воспитатель активно помогает детям в этой работе и следит за тем, чтобы рассказ действительно имел связный сюжет.

Развивающий логопедический массаж

Массаж обычно ассоциируется у людей с глубоким лечебным воздействием на организм человека. Но интересно, что массаж оказывает прямое воздействие на работу головного мозга. Он тонизирует центральную нервную систему и усиливает нервные связи головного мозга с мышцами и сосудами.

Ауглин Ф.Р. разработал такие методики массажа, которые оказывают положительное влияние на память, мышление человека, аналитические способности мозга, на развитие речи. Был проведен эксперимент. На протяжении восьми месяцев дети дошкольного возраста приходили на процедуру специального массажа.

Уже в конце третьей недели эксперимента была замечена повышенная активность мозга у подавляющего большинства участников эксперимента. Это проявилось в том, как они учатся в школе и чем интересуются. Эксперимент выявил, что регулярный массажный комплекс, разработанный ученым, позволяет повысить умственные способности ребенка на целых 75 процентов!

Массаж проходи в 6 этапов. Каждый этап нужно повторить 10 раз. Это несложно и занимает всего 10 минут.

При этом со временем ребенок может научиться делать себе такой массаж самостоятельно.

  1. Тянуть мочки ушей вниз. Затем оттянуть верхушки ушей вверх. Затем оттянуть середину ушей вперед, назад и в стороны.
  2. Рисовать круги на щеках двумя пальцами каждой руки одновременно обеими руками.
  3. Двумя пальцами рук в разных направлениях, рисовать контуры вокруг лба и подбородка.
  4. Двумя пальцами нарисовать контур вокруг глаз одновременно вокруг каждого глаза.
  5. Указательными пальцами нажимать по очереди на четыре точки носа (на переносице, на середине, у края, в точке Хэ-ляо).
  6. При открытом рте челюстью двигать вправо-влево.

Для того, чтобы усилить эффект от этого массажа, можно также добавить артикулярный массаж и массаж для кистей рук.

Массаж с использованием карандашей

Ученые давно заметили, что на работу мозга оказывает активное влияние движения рук человека.

Проведенные эксперименты показали, что даже простейшее упражнение руками, выраженное в сжимании и расжимании кулаков, способствует более быстрому . Старый добрый массаж с использованием потешки о сороке-белобоке получил научное объяснение.

Дети любого возраста, как правило очень любят рисовать. Можно предложить ребенку каждый раз перед тем, как приступить к рисованию, делать себе самомассаж рук с помощью карандаша.

Благодаря граням на карандаше ребенок может массировать себе запясться, ладони, пальцы, зоны между пальцами, тыл ладоней. Это не только , но и оказывает положительное влияние на развитие речи.

Игровые приемы в автоматизации звуков

Традиционные занятия по автоматизации звуков, как правило, очень скучные и нудные. Детям они обычно не нравятся, что плохо влияет на успешность самой методики. Однако если включить в эти занятия элемент игры, то все становится намного интересней.

Вот лишь некоторые приемы, которые могут помочь.

  • логопед при помощи метронома задает определенный ритм, в котором ребенок должен проговаривать заданные слоговые ряды или слова.
  • ребенок проговаривает нужные слова или звуки до тех пор, пока не закончится песок в песочных часах.
  • ребенок проговаривает заданные слова, и если совершает ошибку в произнесении какого-либо звука, слышит сигнал колокольчика.

Парадоксальная гимнастика

Стрельникова А.Н. разработала нетрадиционные, но очень эффективные методы проведения гимнастики для конкретного детского возраста. Благодаря набору упражнений достигается увеличение объема вдыхаемого воздуха. Например, совершая движения, которые сжимают грудную клетку, нужно делать вдох.

Гимнастика подчинена ритму. Каждое упражнение нужно выполнить восемь раз, после чего делается перерыв на 5 секунд и осуществляется переход к следующему пункту.

В итоге занятие длится около 7 минут.

  1. Нужно достаточно сильно сжать кулаки и параллельно с этим выполнить интенсивный вдох. Потом долго выдыхать, разжимая и расслабляя кисти рук.
  2. Во время быстрого интенсивного вдоха носом толкаются кулаки к полу, как будто с рук сбрасывается что-то неприятное. Кулаки разжимаются и пальцы растопыриваются.
  3. Наклоняясь, округлить спину и совершить интенсивный вдох в самой нижней точке сгиба. Разгибая спину сделать плавный выдох.
  4. Приседая, делать интенсивный вдох и расставить руки в сторону, как будто хочешь кого-то поймать.
  5. Делая интенсивный вдох обнять себя руками за плечи.
  6. Наклониться и прижать ладошки к коленям. При этом произвести сильный вдох. Затем откинуться назад, слегка наклонившись в обратном направлении, обнять себя за плечи руками и сделать еще один вдох. Выдох совершается между этими фазами.
  7. Поворачивая голову то вправо, то влево, делать интенсивные вдохи на крайних позициях. В промежутках между ними медленный выдох.
  8. Наклонная голову к левому и правому плечу, делать интенсивные вдохи на крайних позициях и в промежутках между ними делать плавный выдох.
  9. Опустить взгляд вниз и сделать интенсивный вдох. Откинуть голову назад – снова интенсивный вдох.
  10. Выставить правую ногу вперед и перевести всю тяжесть тела на нее. Присесть на этой ноге и в этот момент глубоко вдохнуть. Затем выпрямиться, делая выдох. То же самое проделать с левой ногой
  11. Поднять правую ногу, как при маршировке, слегка согнуть левую ногу и совершить глубокий вдох. Выдох производится во время возврата в исходное положение. То же самое повторить для левой ноги.

Главной задачей воспитателей детского сада является развитие активной у воспитанников определенного возраста.

Важно, чтобы дети не просто хорошо понимали речь окружающих взрослых, но и сами умели доходчиво излагать свои мысли, правильно произнося звуки.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

Дети начинают познавать этот мир с момента появления на свет. Они изучают всё, что их окружает, развиваются физически и умственно быстрыми темпами. К 3 годам большинство детей уже свободно разговаривает. После 3 лет начинается активная социальная интеграция, при которой речь играет важнейшую роль. Поэтому так важно осуществлять развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Этапы развития речи дошкольников

Речь — это не врождённый, а приобретённый навык. Именно поэтому заниматься её развитием необходимо с раннего возраста. Родители должны знать нормы и особенности развития речи детей дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблемы на ранней стадии их появления. Для этого рекомендуется ознакомиться с основными этапами развития разговорной речи:

Этап 1. Подготовительный (с рождения до 12 месяцев). Первые месяцы жизни новорожденный только кричит и плачет. Он не понимает слов, лишь интонацию. Примерно в 3 месяца младенец начинает издавать другие звуки — лепет. Он не несёт смысловой нагрузки, но требует обязательного поощрения, так как стимулирует речевой аппарат.

После 5 месяцев дитё старается запоминать и повторять услышанные от взрослых звуки. Примерно в 8 месяцев он начинает понимать, что с ним разговаривают.

Этап 2. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). После 12 месяцев большинство уже произносит несколько слов (от 5 до 10). До 3 лет словарный запас активно растёт, но малыши всё равно пока понимают больше слов, чем могут произнести.

Этап 3. Дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период активно развивается разговорная речь. Дети становятся любознательны. Они задают взрослым множество вопросов, на каждый из которых необходимо отвечать, чтоб не отбить у ребёнка желание к саморазвитию. Дети, которым исполнилось 3 года, умеют охарактеризовать различные предметы и даже выстраивать небольшие рассказы. Речь их бывает нечёткой, многие звуки произносятся неправильно: обычно это [Ш], [Щ], [Ч], [Ж], которые заменяются на [С] и [З]. Особенно сложным является звук [Р] Он либо заменяется звуком [Л], либо вообще пропускается. Даже в 5 лет не всем покоряется этот звук.

К 5 годам дети умеют разговаривать так, чтобы было понятно не только родителям, но и всем остальным. Они уже умеют произносить фразы, составлять рассказы по картинкам, отвечать развернуто на вопросы.

К 6 годам большинство детей произносят правильно все звуки. С малышами, которые искажают некоторые звуки, необходимо обязательно проводить занятия по коррекции. В противном случае неправильное произношение укоренится и переучить ребёнка будет сложно.

Основные причины, оказывающие негативное влияние на развитие речи в дошкольном возрасте:

  1. Неблагоприятная домашняя обстановка. Напряжённая атмосфера в семье, ежедневные ссоры и крики родителей.
  2. Неправильная речь окружающих, с ошибками.
  3. Невнимательное отношение родителей к речи ребёнка. Возможно, они просто не обращают внимание на то, что их чадо произносит некоторые звуки неправильно.
  4. Дефекты речевого аппарата (например, короткая уздечка языка).

У многих дошкольников наблюдаются нарушения эмоционально-чувственной сферы, что оказывает отрицательное влияние на развитие речи в дошкольном возрасте. Обычно причина этого кроится в отношениях с родителями. Так бывает, если мама и папа мало времени выделяют на общение с малышом, не занимаются его развитием или занимаются, но только в узких сферах. Родители способны внести в жизнь ребёнка красоту и добро, мотивируя его на творческие порывы, создать условия для постоянного желания познавать окружающую среду.

Стоит отметить, что экранные средства (просмотр телевизора, игры на компьютере), которые занимают большую часть досуга, замедляют формирование связной речи и навыков общения.

Чтобы стимулировать речевое развитие дошкольников, занятия с ними должны проводиться не только в детском дошкольном учреждении с воспитателем, но и дома с родителями. Мамы и папы должны часто общаться со своими детьми в быту, стимулируя развитие устной монологической и диалогической речи, демонстрировать личные примеры интонационной выразительности.

Развитие монологической речи ребёнка

Монологическая речь — это речь одного лица. Ребёнок с хорошо развитой монологической речью способен свободно выражать свои мысли в развёрнутой форме, доносить их до слушателя, давать оценку произошедшим событиям. Развитие монологической речи стимулирует логическое мышление. Важный момент — наличие мотивации, то есть желания поведать что-то кому-то.

У монологической речи есть несколько функций:

  • Информационная. С помощью монолога доносится конкретная информация. Эта функция самая основная для детей 3-7 лет.
  • Эмоционально-оценочная.
  • Воздейственная. Монолог способен убедить или даже переубедить в чём-либо, стимулировать к действию.

Развитие монологической речи направлено на обучения ребёнка способности ясно, чётко и последовательно озвучивать свои мысли. Это необходимо не только для подготовки к школе, но и для развития ребёнка как полноценной личности.

Для развития монологической речи нужно постоянно обогащать словарь ребёнка, вызывать потребность в высказывании своих мыслей, помогать грамматически правильно оформлять значение своих слов.

Развитие диалогической речи

Для установления связи с другими людьми используется диалогическая речь — форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями. Посредством диалога происходит установление контакта и развитие социальных отношений.

Диалогическая речь сложнее монологической. Ребёнку необходимо уметь слушать собеседника, понимать мысль, которую до него хотят донести, обдумывать свои реплики, правильно формулировать их.

Для развития диалогической речи используются два метода:

  1. Разговор — самая доступная форма общения. Разговаривать с детьми необходимо постоянно и на любые темы: что они видят, о чём прочитали, что узнали и т.п.
  2. Беседа. В процессе беседы задаются вопросы, даются на них ответы, отгадываются загадки, решаются логические задачи. Ребёнок учится интуитивно чувствовать, когда на вопрос нужно отвечать односложно, а когда — развёрнуто.

Одним из видов беседы является светская беседа, предполагающая диалог на свободную тему (яркие впечатления, смешные случаи, услышанные истории). При этом взрослый человек общается с ребёнком как равный собеседник.

Лучшим способом совершенствования диалогической речи является театрализованное выступление. Каждый примеряет на себя чужую роль, отходит от своей эгоцентрической точки зрения.

Развитие интонационной выразительности речи

В 5 лет большинство детей уже владеют интонационной выразительностью благодаря регулярному общению с взрослыми. Но некоторые дети продолжают монотонно и невыразительно читать стихотворения, озвучивать свою роль на праздничных постановках, театрализованных выступлениях. Зачастую они не понимают, какая важная роль отведена интонации в передаче смысла сказанного и отражении своих чувств.

Развитие интонационной выразительности происходит в 2 этапа:

  1. Формирование способности восприятия интонации.
  2. Обучения навыкам использования её в собственных монологах.

Самый наглядный способ продемонстрировать детям дошкольного возраста значимость интонации – это прочитать один и тот же текст сначала монотонно, а потом с выражением.

Развитие интонационной выразительности включает в себя обучение:

  1. Темпу речи (медленно, умеренно, быстро). Для этого используются различные скороговорки. Сначала они проговариваются медленно, а потом скорость наращивается.

Игра «Карусель»: малыши становятся в круг, берутся за руки и медленно водят хоровод. Воспитатель проговаривает: «Карусель медленно завертелась, а теперь быстрее!» Дети ускоряются, а после нескольких кругов – замедляются. Постепенное замедление и остановка сопровождается словами: «Тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, и закончилась игра!». При следующей игре дети проговаривают слова вместе с взрослым и одновременно с темпом хоровода меняют скорость произнесённых фраз.

  1. Тембру речи (высокий и низкий). Для таких занятий интонационной выразительности подходит чтение сказки «Теремок». В ней мышка говорит высоким голоском, а медведь наоборот, низким.
  2. Ритму речи. На занятиях интонационной выразительности голосовые фразы сопровождаются движениями и жестами. Пусть дети топают ногами и хлопают в ладоши под ритм слов. При обучении можно воспользоваться известной детской песенкой «Тра-та-та, мы везём с собой кота» и другими аналогичными ритмичными музыкальными произведениями.
  3. Силе голоса. Все дети разбиваются на две группы и становятся друг напротив друга. Одна группа громко произносит сочетания гласных «ау», «оу», «аи», «ио» и другие. Вторая — повторяет за ними, но намного тише. Потом группы меняются ролями: вторая говорит громко, а первая — тихо.
  4. Мелодике — изменению голоса при вопросительных, восклицательных и утвердительных предложениях. На уроках объясняется, что человеческий голос может подниматься и спускаться (повышаться и снижаться). На карточках наглядно рисуются стрелки вверх и вниз. Педагог спокойно повествует («В лесу стояла пушистая ёлочка»), восклицает («Как красиво зимой лёд блестит на солнце!») и вопрошает («А где же Марья Петровна?»).

Таким образом, развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: