Практическая психология

Романа Кис, учитель обществознания и истории московского Центра образования № 1317

Учитель обществознания и истории должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок.

Романа Николаевна, кому стоит идти работать учителем обществознания и истории? Какими качествами для этого нужно обладать?

Если человек думает о профессии учителя, ему стоит понять, способен ли он много и заинтересованно общаться с людьми, особенно с детьми. Людям, устающим от общения, в школе делать нечего. Людям, которым с детьми общаться по каким-то причинам некомфортно, - тем более. Учитель должен быть человеком, неравнодушным к своей работе. Это в любом случае хорошо, но для учителя — условие обязательное, иначе он будет просто «отсиживать часы», и его равнодушие к предмету передастся детям. Это справедливо для всех учителей.

Что касается учителя обществознания и истории, то он, прежде всего, должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим сейчас в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными для них. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок. Учитель не сможет научить этому школьников, если сам этого не умеет, если его позиция является ангажированной.

- Предмет «Обществознание» включает в себя элементы из сферы экономики, права, философии, социологии, политологии... Нужен ли в школе такой «универсальный» предмет? И какое базовое образование, на ваш взгляд, предпочтительнее для учителя обществознания?

Я не считаю предмет «Обществознание» бесполезным. Его можно преподавать не только давая теоретические выкладки, но и ориентируясь на практику, детям эти знания пригодятся в жизни.

Что касается образования, то мне представляется, что базовое историческое образование для учителя обществознания предпочтительнее, чем, допустим, политологическое. Я сейчас являюсь слушателем , предназначенной для учителей обществознания. Там учатся коллеги с разным базовым образованием, и у меня сложилось впечатление, что те, у кого образование, допустим, политологическое, больше склонны излагать детям чистую теорию, не иллюстрируя ее фактами. Так, есть теории лидерства, есть разные типы лидерства, описанные в рамках этих теорий. Учитель-«политолог» скорее более подробно расскажет о теоретических концепциях, связанных с каждым типом лидерства, тогда как учитель-«историк» обязательно будет объяснять всё на историческом материале, иллюстрируя примерами из истории. Второй подход мне ближе: я считаю, он позволяет лучше применять знания обществоведческой тематики на практике.

Так что, думаю, базовое историческое образование плюс специальная магистратура, как в НИУ ВШЭ, - это хороший вариант.

- Программа называется «Политические вызовы современности». Вам на протяжении вашей работы учителем приходилось сталкиваться с политическими вызовами?

Наверное, всем людям моего поколения приходилось. Я поступила в вуз еще в советское время, а закончила его уже в независимой Украине. Пока я была студенткой, сменились две противоположные догматические концепции. Сначала нас учили в соответствии с марксистско-ленинской теорией, а потом на нас же экспериментировали при попытках создания национальной педагогической школы. Так что можно считать, что это был первый «политический» вызов, с каким я столкнулась в качестве будущего педагога. Справиться с ним мне помогло как раз историческое образование. Лучшие мои педагоги учили меня смотреть в первую очередь на факты, а не на догматические шоры того или иного рода. Наша современность постоянно заставляет нас принимать подобные «вызовы»: когда сначала возникает какой-то способ оценки тех или иных событий, часто весьма ангажированный, а потом он вдруг меняется на противоположный - по причинам, никак не связанным с объективными фактами.

Самый яркий пример подобного рода — российская история 1990-х годов, которая изучается в школе. Я вижу, как сейчас меняется отношение к ней в обществе. Один миф начинает постепенно сменяться другим. Если еще недавно было принято полное очернительство этого времени, то сейчас к нему появляется и доброжелательный интерес. Для меня как учителя и истории, и обществознания учеба в Высшей школе экономики была как раз полезна именно в связи с историей 1990-х годов. В этом университете очень много внимания уделяется тем событиям, им посвящено много исследований. Я, например, «открыла» для себя Егора Гайдара - неожиданные аспекты его деятельности, его взглядов.

Очень мифологизирована тема Великой Отечественной войны. Это тоже некий «политический вызов» для нас, так как мифологизация эта носит политический характер.

- Ваши ученики сдают ЕГЭ. Как вы помогаете к нему готовиться? Есть ли у вас претензии к КИМам?

ЕГЭ — это, если можно так выразиться, тоже «вызов» для нас, хотя и не политический. КИМы составлены неоднозначно. Если дать их «прорешать» нашим преподавателям в НИУ ВШЭ, то, думаю, и им было бы весьма затруднительно дать определенные ответы на некоторые вопросы, а иногда и забавно узнать, какой ответ в рамках обществознания будет считаться корректным. В результате мне все время приходится объяснять ученикам, что есть разные взгляды и разные теории, но задания ЕГЭ предполагают при ответе на такой-то вопрос некий соответствующий ответ, какой будет считаться в данном случае правильным. А потом, когда поступишь в хороший вуз, тебе там расскажут все более подробно. Хотя мне такой подход не кажется справедливым. Конечно, разработчики ЕГЭ пытаются унифицировать материал, но это очень сложно сделать с общественными науками.

- Что нового вы узнали за год учебы в магистратуре? Что изменилось после этого в вашей работе?

Для меня открытием стало все то, что рассказывают нам о деятельности Европейского суда по правам человека. Это, наверное, первое, что мне захотелось сразу донести до ребят. Понимаете, у нас в России государство всегда «над» человеком. Так исторически сложилось. Россияне поэтому всегда принимают сторону государства в любом конфликте государства и гражданина. Это даже у детей заметно. Просто такова наша культура, наша история. Мне кажется, отчасти это связано с тем, что наши люди просто не понимают, что «права человека» - это не пустой звук и их можно и нужно защищать. Я сама не очень понимала этот механизм, пока мы не начали изучать деятельность Европейского суда. Теперь я обязательно рассказываю об этом ребятам. Мне кажется, это поможет дать им представление о другом взгляде на проблему, отличном от того, какой традиционно у нас бытует.

- Какие методы преподавания вам близки?

Те же, что и всем учителям, — лекции, дискуссии, проектная деятельность. Проекты очень люблю. У меня как раз после первого года обучения в магистратуре сложилась идея проекта для моих старшеклассников, связанного с ЕСПЧ. К тому же у нас сейчас планируется отмечать юбилей российской Конституции. В связи с этим Минобрнауки объявил всероссийский конкурс для учащихся. Думаю, мы обязательно примем в нем участие. Это будет полезным опытом для моих учеников, даст возможность изучать Конституцию и историю ее создания более вдумчиво. У нас в обществе, по моим наблюдениям, принято довольно пренебрежительное отношение к этому документу, люди не понимают значения Конституции как основы права. Как учитель планирую участвовать в проекте Совета Европы «Демократия в школе».

- А как вы объясняете детям значение Конституции?

Здесь так же помогают исторические примеры и сопоставление российской Конституции с конституциями других стран. На уроках мы достаточно подробно разбираем, кто писал российскую Конституцию, какие изменения, связанные с Конституцией, происходили с 1991 года по 1993, какие варианты разных статей и пунктов рассматривались. Когда описываешь процесс принятия «ельцинской» Конституции, уже становится понятно, какое значение этот документ имел для нашей страны.

- Если говорить об истории — какие темы представляют для школьников затруднения?

Сложно дается XVII век истории России в 7 классе. Может быть, это связано с тем, что он как-то теряется на фоне двух ярких исторических персонажей — Ивана Грозного и Петра I. Только этим я могу объяснить, что столь значимое в историческом пространстве России время совершенно забывается, и его потом сложно восстановить при подготовке к ЕГЭ. Стараюсь как-то «оживить» эту эпоху с помощью разных педагогических приемов. Недавно мы с ребятами изучали конфликт патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем - устроили диспут сторонников «священства» и «царства». Два класса изучили подобранные мной первоисточники и научные труды, подготовили дискуссию на полтора часа. Один класс выступал в пользу патриарха, другой — в пользу царя. Мы с практикантом из педагогического университета были судьями. Победу присудили сторонникам Никона — их аргументация оказалась более оригинальной и весомой, хотя в истории, как известно, события завершились не в пользу Никона.

- Есть ли какие-то «политические вызовы», которые современность бросает учителю истории?

Вряд ли то, что я назову, можно назвать политическим вызовом. Скорее это методический или научный вызов, пусть даже он неразрывно связан с политикой. История России традиционно у нас изучается отдельно от мировой истории. Два курса настолько разделены, что ни дети, ни взрослые, прошедшие курс истории в школе, не могут сказать, например, что происходило в Западной Европе, когда Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле? Пожалуй, такое изучение истории было частью общей изоляционистской концепции СССР.

Сегодня Россия открыта миру, и все громче звучат голоса тех, кто призывает связать мировую историю с российской. Об этом говорят и многие учителя истории — я бываю на съездах учителей истории, где этот вопрос постоянно поднимается. Вопросы всеобщей истории включили и в материалы ЕГЭ, и это хорошо. Связать российскую историю с мировой просто необходимо, и я стараюсь это делать. Однако пока это проблема, так как учебно-методические комплексы не очень тому способствуют. Но я оптимист - подвижки есть и со временем все изменится к лучшему.

Беседовала Екатерина Рылько

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?

Для того, чтобы стать учителем года, надо вначале, чтобы вас выдвинули на это звание дирекция школы. Кого и за что выдвигают, мы здесь касаться не будем. Но тесли тут помозговать, наверно, можно догадатья.

Для того, чтобы плучить это звание, надо помнить, что в течении 25 лет действовала установка к работникам системы образования, считать себя не педагогом и наставником, а поставщиком образовательных услуг населению.
Сейчас, правда, новый министр сказала, что всё как раз наоборот. Но пока это ещё не дошло до школьной администрации на местах. И, я думаю, не сразу дойдёт. Дай бог, чтобы в течении следующих 25ти лет эта концепция утвердилась в головах и школах.

Поэтому не заморачивайтесь всякой ерундой вроде здоровья детей, их морального облика и отношений в детском коллективе. Пустая трата времени и сил.
Среди ваших воспитаников и воспитаниц могут быти и наркоманы, и юные проститутки, и воришки, и пьяницы и просто курильщики, на получении звания это никак не отразится. К предоставлению образовательных услуг это не относится.
И уж боже вас упаси, поставить себя так, чтобы дети вас любили! Другие тётки вас возревнуют. Врагом всего педагогического коллектива станете. Лучше пусть дети считают вас сволочью. Лишь бы боялись. Так вы по крайней мере не будете выделяться из коллектива.

Далее надо подготовить 2-3 лекции на нужные РОНО темы. Вот вам тут потребуется методические способности, чтобы чётко и ясно зачитать подготовленный материал перед детской аудиторией и комиссией. Старшие товарищи могут помочь вам материал предварительно поправить, но рассчитывать надо прежде всего на себя. Никто за вас не будет его излагать.

Потом, когда будет назначена комиссия для определения победителей в конкурсе и дата визита её в класс, надо будет с помощью администрации школы подготовить для сего действа нужную детскую аудиторию
Тоесть, убрать на время из класса всех хулиганов и двоечников и заменить их отличниками из других классов с карьеристскими наклонностями. За одно убрать из аудитории и слишком умных и вольнодумцев (что часто сочетается). Чтобы не задавали слишком сложных вопросов и не смущали соискателя и комиссию своим высокоумием. А то мало ли что ляпнут. Ответов не наберёшься.

Аудитория на показательном уроке должна сидеть тихо, тянуть руки и при вызове к доске восторженно повторять тезисы доклада своими словами. Можно из особо проверенных детей подготовить правильные вопросы соискателю, на которые у соискателя будут хорошие ответы, представляющие его в лучшем свете. Но если соискатель быстро соображает и достаточно эрудирован, то без этого можно обойтись.

И вуаля! Вы хорошо подготовились к этому конкурсу.

Если вы подготовитесь в вышеуказанном духе лучше других и при этом не будете вызывать у отдельных членов комиссии неприятных ассоциаций с кем то другим, то ваша победа в городском конкурсе гарантирована.
А там и повыше можно замахнуться.

Дерзайте!

Расскажем, какие навыки нужно приобрести, чтобы стать учителем, и как сделать это, не имея педагогического образования.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Вспомните: когда вы учились в школе, с каким чувством ждали начала учебного года? Если вы были любимчиком в классе, то наверняка 1 сентября на самом деле было праздником. И, конечно, у вас был любимый учитель, глядя на которого хотелось стать успешным профессионалом, и уже в 40 лет пользоваться таким же заслуженным уважением. Если все это про вас, добро пожаловать в учительскую профессию!

Чтобы вступить в ряды сеющих разумное, доброе, вечное, лучше всего получить профессиональное образование. Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории. Каким вы будете — строгим руководителем или чутким духовным наставником — решайте сами. И стоит ли получать педагогическое образование — решать тоже только вам.

Да-да, чтобы учить других, необязательно иметь специализацию педагога. Например, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков обучался на кафедре источниковедения истории России. Итоги конкурса 2018 года объявят в октябре, и, возможно, победителем снова станет молодой педагог. Как превратить «хочу» в «могу» и стать хорошим учителем, расскажем далее.

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности. Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов.

Что нужно учителю младших классов:

  • любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой. Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
  • чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку. Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
  • стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа... И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники. Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
  • умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта. «За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать... Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

Как стать учителем без педагогического образования

В 2012 году был принят «Закон об образовании». Этот документ рассказывает, можно ли стать учителем, не имея специального образования. По закону, педагогическую деятельность могут осуществлять не только те, кто имеет педагогическое образование, но и лица, имеющие высшее или среднее специальное образование в смежных областях. Проще говоря, если вы учились по экономической специальности, вы можете стать учителем математики. Для этого достаточно пройти курсы переподготовки по профессии. А вот если вы учились на технического специалиста, но хотите преподавать литературу, без дополнительного образования будет сложно обойтись.

Сегодня школа требует от учителя развития основных компетенций — способностей к решению каких-то задач. Не будем загружать вас терминами, расскажем просто о сложных вещах. Что требуется от педагога:

  • иметь определенное мировоззрение. Это не значит, что есть мировоззренческий шаблон, под который нужно подстроиться. Это означает, что учитель должен иметь четкую позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • иметь ценностные ориентиры. Преподаватель должен привить ребенку правильные моральные установки. Не навязать свое мнение, а именно поставить на верный путь, научить ориентироваться среди духовных ценностей;
  • хотеть учиться. Педагог не должен останавливаться на пути познания нового. Информация устаревает за 3 года. Поэтому учитель должен постоянно получать новые знания и совершенствовать свои профессиональные качества;
  • приобрести навыки работы с информацией. Нужно уметь подавать знания так, чтобы их было легко воспринимать. Кроме того, в современном информационном пространстве много неточных сведений. Учитель должен не только распознавать верную информацию среди остальной, но и обязательно научить этому детей;
  • уметь общаться. Проблема коммуникации очень актуальна. Научить детей общаться — одна из главных задач учителя.

А вот конкретные советы для тех, кто хочет стать учителем:

Русского языка и литературы. Наверное, любовь к слову — это то, чего нельзя отнять. Если вы с самого детства любите читать, рассказывать стихи и вообще, складно говорить, то эта профессия для вас. Чтобы стать учителем русского языка и литературы, поступайте на филологический факультет.

Иностранного языка. Без знания языков вряд ли получится стать хорошим преподавателем. Также необходимо изучить рынок труда и узнать, учителя каких языков требуются в школах. Чаще всего в школах преподают английский, немецкий, французский языки. А вот если вы придете в среднюю общеобразовательную школу со знанием китайского, вряд ли вы найдете себе там место. Поэтому, поступая в вуз, выбирайте с умом. Учителей иностранного готовят на филологическом факультете или на факультете иностранных языков.

Математики и информатики. Дважды два — четыре, дважды два — четыре... Если вы с раннего детства запомнили эту простую истину из песни, а позже полюбили складывать, вычитать, умножать, делить, эта профессия для вас. А информатика неотделима от математики, ведь на числах строится вся компьютерная наука. Двери открыты на физико-математический факультет или на факультет высшей математики, или факультеты механики, компьютерных наук. В общем, все специальности, где есть слово математика, для вас.

Физики . Этот предмет зачастую вызывает сложности в изучении. Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно хотеть разбираться в окружающем мире, понимать физические процессы, сложные природные явления. Если это будет интересно вам, вы сможете «заразить» этим интересом своих учеников. Тогда заниматься физикой будет проще и интересней. Специалистов готовят на факультетах физики и математики, физики и астрономии, естествознания и физики... Как и для математиков, ключевое слово всегда подскажет вам, куда поступить.

Истории и обществознания . Человечество прошло долгий путь развития. Предкам пришлось пережить огромное количество войн, политических изменений, культурных преобразований, и все это требует тщательного изучения. Став учителем, вы сможете дать ответ на известный вопрос Бернарда Шоу: «Что скажет история?» Факультеты истории и права ждут вас.

Физкультуры . Левой! Левой! На месте стой! Если вашей любви к спорту можно только позавидовать, смело идите в учителя физкультуры прививать ее младшему поколению. Дети и так любят прыгать и бегать. Вам остается только направить их энергию на нужное дело, чтобы заниматься физкультурой было не только весело, но и полезно. Физруков готовят в спортивных вузах. Напомним, чтобы стать учителем, необязательно получать педагогическое образование. Поэтому даже если вы стали специалистом спортивной медицины, обучение физкультуре может стать вашим основным видом деятельности.

Биологии . Сколько тайн таит в себе любой организм! И как сложен окружающий нас мир... Все это очень сложно и очень интересно. Познав все тонкости этой естественной науки, смело отправляйтесь к школьникам.

Химии . Самое интересное в химии — это эксперименты. Научитесь правильно проводить их, и для детей химия станет любимым учебным предметом. Факультеты естественных наук вас ждут.

Рисования . Говорить об искусстве — одно, а вот преподавать искусство — совсем другое. Рисовать любят почти все, но создать академический рисунок не каждому под силу. Конечно, не обязательно заставлять учеников рисовать с натуры или составлять идеальные композиции. Задача учителя ИЗО — пробудить в учениках любовь к искусству.

Кем бы вы ни хотели стать — учителем математики, физкультуры, ОБЖ, музыки или труда, главное - всегда добиваться поставленных целей и чувствовать себя на своем месте.

В настоящее время очень популярны занятия йогой и танцами. Для обучения на инструктора по танцам можно обратиться на хореографический факультет вуза. А вот инструкторов по йоге не обучают в институтах — вам нужно будет обратиться в специальные школы йоги.

Как стать учителем в США и других странах

Какие требования предъявляются к учителям в других странах? В США будущий учитель должен потратить в университете определенное количество часов на предмет, который он хочет преподавать. В Германии обязательно нужно подтвердить свой диплом, пройдя тестирование по предмету. В Китае учитель — одна из самых почитаемых профессий, поэтому китайские учителя имеют много привилегий, но и требования к уровню подготовки очень большие. В Канаде учителя работают в небольших группах, поэтому вам нужно быть узким специалистом в одной области.

Неважно, будете вы учителем в России или за границей, главное — любить свою профессию и проводить уроки с пользой для детей.

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу , если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

- Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

Первая категория людей - это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи. Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования. В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

В Приамурье не хватает: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-медиаторов, менеджеров образования

- А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями -предметниками по направлениям их подготовки. Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования - у них более широкий спектр реализации себя. В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

- Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

Ну и третья категория - это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка. Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций. В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе


После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

- А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа. Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций. Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

- Сколько по срокам длится переподготовка?

Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и практика

- Как занимаются очники на курсах переподготовки?

Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение - это несколько модулей. Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу. Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

Педагогическая переподготовка стоит 7 тыс. рублей за каждый из трех семестров

- А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

- А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя. В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте. Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

- Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

Что в итоге?


После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com


- Какие документы получают на руки выпускники?

Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца. Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е. если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

2. Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3. Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: