Практическая психология

Блогер и путешественник Александр Чебан посещает школьные занятия в разных странах и знакомиться с особенностями и культурой национального образования. Ни для кого не секрет, что система образования в Индии далека от совершенства. Но, все же не самая худшая если учитывать, что население страны более миллиарда человек. Узнайте подробнее, как учатся дети в Индии.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ

Бывает, что и среди взрослого населения Индии встречаются неграмотные, которые не умеют ни писать, ни читать. В частности, это люди из деревень, до которых цивилизация практически не дошла. В таких случаях, если требуется подпись человека, то он просто прикладывает палец со специально нанесенным порошком к листу бумаги, оставляя отпечаток.

Власти делают реальные шаги на пути поднятия образовательного уровня граждан. Так, например, каждый совершеннолетний житель платит три процента от своих доходов специального дохода. Существует фонд, который выделяет средства на строительство новых школ, закупку необходимых вещей в классы, на заработные платы сотрудникам образования и многое другое. Практически в каждой деревне есть хоть какая-то школа.

ОСОБЕННОСТИ

В Индии дети идут в школу уже с 3-4 лет, так как детских садов там нет. У них ежедневно бывает по 6-8 уроков, продолжительностью 35 минут. Учатся 6 дней в неделю. Каждое учебное утро перед занятиями в 9 утра дети собираются на построении, на котором поют гимн Индии и читают молитву.

В государственных общеобразовательных школах (до 14 лет) абсолютно все дети имеют возможность обучаться бесплатно, независимо от статуса семьи. Частные школы платные - около 15-20$ в месяц.

Во многих школах зачастую нет мебели, или есть но минимум - кроме материальной стороны, это объясняется еще и тем, что здесь часто идут сильные дожди, которые заливают все вокруг.

Даже в бедных школах Индии учеников кормят. Что касается меню, то оно во всех учебных заведениях оно одинаковое: рис, масала, вода. А вместо тарелок традиционно используются листья банана - это и экологично, и дешево.

ИСточник: alexcheban.livejournal.com

ПРЕДМЕТЫ

В индийских школах дети изучают 3 языка: английский, хинди и язык своего штата. Самым важным предметом считается математика. Также в программе есть информатика, история, география и естественные науки (биология, химия, физика), а с 6 по 10 классы изучается санкскрит.

В старшей школе ученики получают профессиональное или фундаментальное образование. Поэтому с 10 по 12 класс дети углубленно могут изучать те предметы, которые им пригодятся в будущем для получения высшего образования.

Оценок в школах не ставят, а знания детей оценивают только на экзаменах.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

Во многих учебных заведениях у школьников есть своя форма. Здесь она нужна для того, чтобы не было кастовых различий (как это завещал великий Махатма Ганди), а также для случаев, если кто-то из учеников подерется или нашкодничает - сразу будет видно, кто из какой школы.

Если у ребенка нет формы (когда совсем семья бедная), конечно, никто из школы его не выгоняет. В таком случае дети стараются носить хоть какой-нибудь схожий элемент одежды - например, ленточки определенного цвета в волосах или галстук.
Белый цвет считается самым «академичным».

ТРАНСПОРТ


Источник: felbert.livejournal.com

Если школа далеко, то детей возят специальными автобусами с зарешеченными окнами - чтобы не высовывались.

А в городе школьников возит рикша - это повозка, которую тянет за собой человек, взявшись за оглобли. Как правило, такая повозка рассчитана на одного или двух человек.

КАНИКУЛЫ

У индийских школьников, как и наших есть летние и зимние каникулы, но по периодам они отличаются. Так, на летние каникулы дети идут с мая до конца июня - уже 1 июля нужно идти в школу. А зимние каникулы начинаются в конце декабря и длятся 10 дней.

Различные школы философии рождались на основе разных точек зрения на извечные вопросы бытия. Каждый основатель своего учения, пытаясь доказать правоту своих мировоззрений, окружал себя учениками и последователями, которые поддерживали и развивали философию именно этой школы. Порой учения разных школ буквально противоречили друг другу, но, опираясь на законы той же философии и логики, каждая точка зрения имела право на существование.

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день - это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» , т.е. знание, видение . Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть - Самхиты , что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть - Брахманы - ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма , имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть - Араньяки (лесные книги) - это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни .
  4. Четвертая часть - Упанишады - что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание - философская часть «Вед» . В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании - всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны , или, как их еще называют, - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна - это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее - это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) - это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) - их удел - военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) - занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) - эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии . Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. - к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика - неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления - нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление - вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир - это бог, душа и материя.
  2. Санхья - эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало - вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя - школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы - это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса - школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика - эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога - это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика - атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм - философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель - Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) - школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм - название школа получила по прозвищу своего основателя - Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира - душа (джива) и все, что ей не является (аджива) - материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения - образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей - полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Брахманизм


Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями , разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их - брахманы . Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати - Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое - мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий , таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм .

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

Скажу сразу, крамольное: лучшие, настоящие, вернее, последние на земле – там, в Индии. Когда мир еще жив, весь, страшен и светел, когда каждый двор – мироколица и за каждым углом – сокровищ, когда дружба насмерть, а в глазах счастье, когда они на рассвете текут в школы – по горам и лесам, за тридевять земель, взявшись за руки, щебеча и сияя, когда каждый сызмальства ладен и весел, и умеет всё на свете – то, что мы утратили и читаем в старинных книгах – про на живую нитку. Когда вся она – бессмертное приключение, легкое и нездешнее, и не требующее вовлеченности и самоотдачи до полной гибели – потому что это само собой.
Вот на этом снимке - надпись у входа индийскую в школу. Школа эта - маленький продувной домик с одним классом на 10 детей. Это всё детское население деревушки в 15 домов, стоящих на вершине горы, куда не ходит никакой и только текут облака сквозь отсутствующие окна.

И вот они каждый день живут с этими строчками, как живут с землей и воздухом, а не со словами. И так живет едва ли не вся , потому что образование - вершина всего, а учителя - у этой вершины. Так заведено тысячелетьями. От , от понятия "свами" и ученика, брахмачарьи.

Потому зарплата учителей в Индии - одна из самых высоких. В глухой деревушке учитель начальной школы получает 45 тыс. рупий. При том что , напр., - 5 рупий, обед 50-100, через всю Индию на поезде - 1 тыс. То есть при всем желании такие потратить просто невозможно, разве что развешивать на деревьях. Они и развешивают - на деревьях будущего, вкладывая в детей, образование и т.д.
А в той школе на 10 детей - 2 учителя. Два! И выделяет им дополнительные гранты. И начальное образование для всех бесплатное.
Ладно, я могу эти песни долго петь. И, наверное, тут есть что-то и от ностальгии по тому детству, которое было и у меня. Но сейчас я о другом. В этом моем путешествии по Индии, между джунглями, меня почему-то часто приглашали выступить в школах. Могли бы, наверное, и куда-нибудь в другие места, но в тех деревушках и маленьких городках, кроме школ, было, похоже, некуда. Я выступал в очень разных школах: от маленьких, в заброшенных деревушках, куда никакой транспорт не ходит, до залов на неск. сотен детей в колледже с профильным английским, от школ для адиваси (лесных людей) до городских праздников на площадях. А в одной из школ у меня было 10-15 выступлений подряд, переходя из класса в класс.
Так вот, несмотря на то, что в большинстве мест эти выступления пытались организовать «торжественно и чудно», со сценой, кафедрой и цветами, я эту праздничную официальность тут же старался отбросить и вовлекался и вовлекал детей в разговор о жизни и смерти, о главном, о смыслах. И с юмором, и всерьез. И – боже – как же они вовлекались!
Не без курьезов. Ну, например, когда я спросил «что же самое главное в жизни?», первой ответила девочка лет 9 (из первого ряда): "хорошие манеры!" Правда, когда я пошел в зал, передавая микрофон в дальние ряды, все стало на свои места. Интерес, сказал мальчишка, главное, чтобы жить было интересно – как настоящее приключение.
А в школе для адиваси (о, какие же у них невозможно прекрасные лица!) я с порога спросил: а кто из вас видел тигра? Лес рук. (А это как раз та местность, где уже много лет большие с тиграми, сбежавшими из заповедника в эти скудные и безлесные края, в т.ч. случаев тигриного людоедства). И вот я предлагаю им поднять руку за то, чтобы этих проблем не было – ни тигров, ни горя, ни смерти (которая, возможно, коснулась и этих семей), ни этих проблем. Или – пусть будут? Две-три руки – на первое предложение, лес – на второе.
И вот проходит уже минут 10-20, мы говорим уже совсем о другом, о том, что их учитель вовсе не учитель, а вон то деревце за окном, но и оно – не деревце, а облако, которое – вон та девочка в третьем ряду слева, как тебя зовут? – но и ты – не ты, а мой голос, который не здесь, а во льдах антарктиды… и так до бесконечности, и обо всем этом догадались давным-давно – в Индии и написали в Упанишадах: Тат твам Аси – Ты есть То. И положили в основу мира…
И тут я поворачиваю голову и вижу девочку в чудесном платье и дивным, очень нездешним лицом, она смотрит, кажется в никуда, сидя со все еще поднятой рукой. Ты что-то хотела сказать?
Я, говорит, за тигров… за жизнь.
Подошел к ней, обнял, поднял над собой: вот, говорю, это мир – настоящий, родной – значит, мы будем живы.

Система образования в Индии, конечно, далека от совершенства, но учитывая огромное количество населения страны (более 1 миллиарда), не самая худшая. Конечно, случается, что среди людей зрелого возраста есть вовсе неграмотные, которые не умеют писать и читать. Особенно это касается деревень в глухомани, до которых цивилизация почти не дошла. В таком случае, вместо подписи человек просто прикладывает палец со специально нанесенным порошком на бумагу, короче говоря, оставляет свой отпечаток.

В правительстве Индии понимают важность улучшения образования населения и называют ее первостепенной. Власти делают реальные шаги, чтобы поднять образовательный уровень граждан. Каждый совершеннолетний житель платит специальный налог в три процента от своих доходов. Создан специальный фонд, на средства которого строятся новые школы, закупаются компьютеры в классы, платятся заработные платы сотрудникам образовательном системы и т.п. Фактически в каждой деревне имеется работающая школа. Не ахти, какие конечно, но все же лучше, чем ничего...


В школах учится свыше 150 млн. школьников (больше, чем все население России)

Плата за обучение где берется, где нет. В любом случае, бесплатное среднее образование гарантировано всем. Кроме того, в школах ребятишек кормят - какая бы небогатая школа ни была. Это школа в нашей деревне Мирджапур

А это - школьная кухня

Меню в общем, везде одинаковое - хоть в богатой школе, хоть в колледже, хоть где: рис, масала, вода. Вместо тарелок традиционно используются листья банана - дешево и экологично

Школы бывают победнее

Или побогаче. Эту школу построила и содержит христианская церковь в провинциальном городке Нузвид. О церкви в Индии расскажу отдельно, а сейчас просто замечу, что там они не торгуют бухлом и табаком, не отбирают детские санатории (возвращая себе, таким образом, отнятые большевиками монастыри), их патриархи не ездят на лимузинах - максимум, на мотороллере, а так на велосипеде или пешком. Зато строят школы и больницы и содержат их - для всех, а не только для христиан. Правда, фантастика?

В школах дети изучают 3 языка: английский, хинди и язык своего штата. Самый почитаемый предмет - математика. Это - святая традиция, наука наук. Кто если не знает, арабские цифры правильно было бы называть индийскими, поскольку придумали их индийцы, а арабы переняли в период своего владычества. Ноль, кстати, тоже придумали индийцы. А вот как выглядит школьный класс в сельской школе

Нет мебели - на то есть объяснение, помимо материальной. Про индийские муссоны все знают - три месяца кряду идут дожди и заливают все вокруг

Взрослым - проблемы

А детворе - кайф! В школе - бассейн образовался! Так что в деревне смысла нет мебелью обзаводиться: пропадет после первого дождя. А так - вода сошла, ну и учись дальше

Первоклашки пишут мелками на грифельных досках, а уходя на каникулы - развешивают их на деревьях в школьном дворе

В каждой школе у детей своя форма. Во-первых, это для того, чтобы стирались кастовые различия, как завещал великий Махатма Ганди

Во вторых, если кто из пацанов в городе набедокурит - чтобы сразу было видно, из какой он школы - воспитательный фактор, так сказать

Если у ребенка формы нет (ну, совсем семья бедная), никто его из школы не выгонит, разумеется. Ну нет, так и нет. Но в этом случае дети стараются хоть какой-нибудь форменный элемент одежды иметь - ну хоть галстучек или ленточки в волосы - чтобы цветов своей школы

Ну, а наиболее «академичным», что ли, считается белый цвет

Стандартная форма студенток колледжей, так называемая «пенджабка»

Если школа далеко, детей возят автобусами. Окна зарешечены - чтоб не высовывались

В городе школьники катаются на таких вот «скулбасах»:

Педали крутят не отличники, и не двоечники, а хозяева рикши

Кроме обычных школ, в Индии много кадетских корпусов, летом они выезжают в полевые армейские лагеря, где живут и тренируются вместе с солдатами

Девочки в таких корпусах учатся тоже

По окончании учебного года в городах вывешиваются огроменные плакаты с портретами лучших учеников. Родители страшно гордятся, если ребенок попал в такой вот список

Что еще удивило - необыкновенное дружелюбие ребятишек и отсутствие агрессии. За два года ни разу не видел, чтобы пацаны хоть раз подрались, честное пионерское! Могут спорить, ругаться, топать, но чтобы драться - не видел ни разу

А это Хануман - нештатный сторож Мирджапурской школы. Черт его знает, как, но он безошибочно отличал учеников и учителей от всех прочих. И если появлялся посторонний, то он тут же поднимал дикий крик!

Ну, вот и весь рассказ. Самые обычные деревни, провинциальные городки. Но вот смотрел я на них и с грустью вспоминал наши сельские школы, которые из-за реформ закрываются просто пачками. Ну и фигли нам ваши Кембриджи, хоть бы у них наши минпросовские чиновники поучились…

Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

История индийского образования и основные принципы

История развития системы образования в Индии - это продолжительный по времени этап, начало которого по разным оценкам приходится на V век до нашей эры. Уже тогда в Древнем Таксила создавались образовательные учреждения, наделённые свойствами высшей школы.

Древний город Таксила считался центром высшего образования Индии . Именно там вместе с индуистскими храмами и буддийскими монастырями впервые начали создаваться светские институты. Эти учреждения привлекали иностранцев обучением в области индийской медицины. Однако кроме изучения живой материи, индийское образование открывало дорогу к знаниям логики, грамматики, буддийской литературы.

Образование в Индии начало зарождаться в V в до н.э

Древняя образовательная система Индии поддерживала принцип разделения общества на касты. В зависимости от принадлежности к той или иной касте давала людям необходимые знания. Современный мир несколько изменился. Индийское образование в нынешнем его виде позволяет научиться любому мастерству независимо от кастовой принадлежности человека.

Страна придерживается главного принципа обучения своих граждан – «10 + 2 + 3» . Такая модель предусматривает 10 лет школьного обучения, 2 года колледжа, плюс ещё 3 года учёбы отводится на первый этап высшей школы.

Десять лет школы включают в себя 5 лет образования в младших классах, 3 года в старших классах и 2 года профессионально-технического обучения.

Особенности индийского образования

Дошкольное воспитание

Воспитание индийских детей до поступления в школу проходит через систему яслей и детских садов. В ясли принимаются малыши возрастом от 6 месяцев и старше. На этой стадии воспитательный процесс может продолжаться до трёхлетнего возраста. С трёх до пяти (шести) лет малыши получают воспитание в детских садах, которые обычно являются первым звеном начальной школы.

Индийская образовательная система от начала до конца

В Индии существуют государственные и частные дошкольные учреждения . Причём частных детсадов больше почти в 2 раза. Услуги муниципальных детских учреждений, как правило, бесплатны, если не считать небольшие сборы на хознужды со стороны администрации и пожертвования от родителей. Однако качество воспитания здесь ниже, чем в частных заведениях, где родители оплачивают сервис.

…Сын ходил в садик и в Индии, и сейчас ходит в Москве. Моё личное мнение - в индийском садике практически бесплатно ребёнку дают то, за что в Москве нужно выкладывать немалые деньги. Ибо в госсадиках в Москве детей не учат, а содержат. Да ещё постоянные сборы от родительского комитета непонятно на что. При первой же возможности, при нахождении в индии, постараюсь сына отдать в местный традиционный садик. Единственной проблемой была еда, в Москве кормят, в Индии нет…

Nadezda Lisina

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1499771#t1499771

…Классический индийский детский сад. Частный. Но в государственные детские сады тут ходят только дети из беднейших семей. Наш стоит чуть больше $10 в месяц. Такой могут позволить себе очень многие…

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1501563#t1501563

Школьное образование в Индии

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Школьное образование является обязательным в Индии

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования. Средства на содержание выделяются государством и филиалами CBSE, действующими на территории местонахождения школы. В государственных школах все преподаватели мужского пола. Ученикам обязательно предписывается носить школьную униформу . Причём каждая школа обеспечивает учащихся форменной одеждой индивидуального стиля.

Многие частные индийские школы требуют носить униформу

Частные школы с господдержкой не принадлежат государству, но функционируют по тем правилам, которые устанавливают индийские власти. Оплата за обучение здесь варьируется в зависимости от уровня сервиса и престижа . Поэтому тарифы могут быть от $15 за месяц обучения до $15 за один день уроков.

Школы-интернаты представляют собой структуру образования, где обеспечиваются не только условия для учёбы, но также для проживания. Услуги школ-интернатов платные - от $2300 до $6000 за год.

Специальные школы в Индии предназначены для детей, нуждающихся в особом уходе, имеющих отклонения в развитии. Дети получают в спецшколах стандартное или профессиональное образование, приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни.

…У каждой индийской школы - своя школьная форма, в которую входят не только рубашки, юбки, жакеты и брюки, но даже носки, галстуки и ботинки. Самые маленькие обязательно носят бейджики, на которых указано их имя и адрес…

Анна Александрова

http://pedsovet.su/publ/172–1-0–5156

Видео про школу из уст индийского школьника

Средняя школа в Индии

Этап учёбы, приходящийся на курс старшей средней школы, индийцы обычно проходят за 6 лет (12–18). Последние два года считаются средним образованием высокого уровня с профессионально-техническим уклоном. Уже с 15-летнего возраста всем желающим предоставляется возможность сдавать экзамены, утверждённые директивами UGC, NCERT, CBSE .

UGC (University Grants Commission) - комиссия университетских грантов в Шри-Ланке. Занимается, кроме всего прочего, регулированием приёма абитуриентов в вузы. NCERT (National Council Of Educational Research) - национальный совет исследований в области образования. CBSE (Central Board of Secondary Education) - центральный совет среднего образования, которым утверждаются экзаменационные процессы в школах.

Стандартно экзаменационный процесс рассчитан на учеников в возрасте 17–18 лет (завершение обучения в средней школе). Успешное прохождение экзаменационной процедуры - это получение сертификата о законченном среднем образовании. Документ необходим каждому, кто планирует совершенствовать знания через высшую школу Индии.

Международные школы

В январе 2015 года на территории Индии действовали более 400 школ международного класса (ISC). Международные школы дают полное среднее образование, как правило, на английском языке. Дополнительно к школьным знаниям учащиеся ISC приобретают профессионально-технические навыки.

Многие из международных школ позиционируются в качестве общественных . Преподавание в таких учреждениях ведётся по образцу британских государственных школ. Это дорогие и престижные учебные заведения, среди которых можно выделить, например, Delhi Public Schools или Frank Anthony Public Schools.

Образование в индийских колледжах

Число индийских колледжей в 2011 году переваливало за отметку 33 тыс. учреждений. Из этого количества 1800 имели статус женских образовательных учреждений. Фактически этот вид образовательных площадок принадлежит к системе высшего образования страны. На базе колледжей организованы многочисленные курсы, охватывающие гуманитарные и естественные науки, а также курсы изучения иностранных языков, в частности, английского. Многие колледжи принадлежат индийским университетам. По сути, все они являются начальной ступенью университетского образования.

Колледжи, как правило, представляют собой начальную ступень университетстского образования

Приоритетное направление учёбы в колледжах – технические и технологические специальности. Также популярными считаются медицинское образование и бизнес-менеджмент. Технические колледжи в Индии часто называются институтами. Перечень лучших институтов содержит более 500 позиций. Вот только первые 5 из списка:

  1. Индийский технологический институт в Бомбее.
  2. Индийский технологический институт в Мадрасе.
  3. Канпурский технологический институт.
  4. Национальный технологический институт Тируччираппалли.
  5. Пенджабский институт разработок и технологий.

Система университетского образования в Индии

Система высшего образования Индии по своей масштабности уступает лишь Китаю и США . Пик развития индийской высшей школы пришёлся на период 2000 – 2011 годов. В конце 2011 года на территории страны действовали более 40 международных университетов, около 300 государственных, 90 частных. Ещё 130 учебных учреждений находились на стадии перехода в университетский ранг. Высоким уровнем образования, признанным на глобальном мировом уровне, выделяются следующие индийские учреждения высшей школы:

  1. Национальный институт технологий.
  2. Индийский институт информационных технологий.
  3. Индийский институт управления.
  4. Международный институт информационных технологий.
  5. Университет Мумбаи.
  6. Университет имени Джавахарлала Неру.
  7. Открытый национальный университет Индиры Ганди.

Приём студентов, как правило, ведётся без экзаменов . Академический год для университетов Индии начинается в августе и завершается в апреле. Традиционно индийскими вузами обучение проводилось по принципу единого семестра, охватывающего период от 10 до 12 месяцев. В конце каждого года студенты сдавали экзамены.

Сейчас идёт реформа с оглядкой на европейские принципы. Многие высшие учебные заведения уже перешли на схему двух семестров продолжительностью 5–6 месяцев каждый. Экзамены сдаются по завершении каждого семестра. Английский язык является основным языком преподавания для подавляющего большинства вузов. Студентам предлагается широкий выбор образовательных программ. Например, из следующего набора:

  • India - The IT Superpower,
  • Sample IT Curricula,
  • English Training,
  • Internship Programs.

…Я поступала в магистратуру в Бангалорский университет. Требует перевод российского диплома (degree certificate) на английский язык (можно 6ез нотариуса и апостиля. Мы делали в Индии). При этом интересуются финальным баллом в процентах. У нас раньше в дипломах проценты не ставили. Результат обозначали даже не цифрами, а словами: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно»…

Dhimanika

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_4.html#msg363097

Видео о Буддийском университете философии

Некоторые популярные учебные заведения Индии

Национальный институт открытого школьного обучения (NIOS) – учреждение, созданное Министерством развития людских ресурсов в правительстве Индии . Ранее именовалось Национальной Открытой Школой и предназначалось для обеспечения образования в отдалённых районах страны. Администрирует экзамены открытых школ в сельской местности.

Колледж Ражкумар - один из старейших колледжей Индии, обучающий студентов по системе К-12 (12-летнее образование с профессионально-техническим уклоном) . Находится в центре города Раджкот. Учреждение было построено ещё в 1868 году неким полковником Китингом. Однако сегодня имеет самое современное обеспечение и комфортабельное студенческое общежитие.

Национальный открытый университет Индиры Ганди - высшее учебное учреждение, находящееся в ведении правительства Индии . Один из крупнейших университетов, где помимо стандартных видов образования предлагается дистанционное обучение. В общей сложности вуз обеспечивает высшим образованием более 4 млн. студентов.

Инженерный институт Калькутты - фактически крупнейшее в мире многопрофильное инженерно-профессиональное сообщество . Год основания института - 1920. А в 1935 году учреждение было зарегистрировано Королевской хартией. Студенты разных стран получают здесь качественное высшее образование в области машиностроения и прочих технических направлений.

Индийский институт архитекторов - ещё одно уникальное учебное заведение, созданное в 1917 году . Институт даёт профессиональное образование по четырём направлениям архитектурного искусства. На базе института действуют многочисленные курсы, где учат основам градостроительства, развития инфраструктуры и другим тонкостям строительного сектора.

Фотогалерея популярных учебных заведений Индии

Инженерный институт Калькутты является полноправным членом Королевской хартии Административный корпус Национального открытого университета Индиры Ганди всегда готов принять студентов Колледж Ражкумар за долгие годы своей деятельности подготовил множество специалистов Национальный институт открытого школьного обучения - основа индийского образования в сельской местности Индийский институт архитекторов готовит специалистов высокого класса для уникальной сферы деятельности

Видео: образование по-индийски в Дели

Стоимость обучения в Индии

Бесплатное обучение в Индии для русских, украинцев, казахстанцев возможно, но только в рамках индийской экономической программы ITEC. Повышение квалификации и стажировка - вот основные направления краткосрочного (2–3 месяца) образования, предусмотренного программой ITEC. Всё остальное оплачивается по установленным международным тарифам.

Начиная с 2008 года затраты на образовательные услуги в Индии увеличилась многократно . Среднее образование и профессионально-техническое с каждым годом обходится индийскому правительству всё дороже. Министерство статистики совсем недавно опубликовало сведения на этот счёт.

За несколько лет расходы на индийское образование увеличились на 175%

Тем не менее для местных жителей стоимость индийского высшего образования остаётся низкой . За учёбу в университете на бакалавриате индусы платят около $300–350 за семестр. Иностранные студенты платят больше - до $6000 за академический год.

…Когда к нам на факультет приходил с лекцией представитель индийского консульства в СПб, он всячески рекомендовал программу ITEC. Это, конечно, нельзя назвать ни магистратурой, ни аспирантурой, но зато это бесплатно, при условии, что Вас отберут…

winterose

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6673234#t6673234

…Отучилась год в Hyderabad Central University в магистратуре по антропологии через ICCR. Учёба и проживание бесплатно, платят стипендию. Документы подавать надо в январе. Из хороших унив-тов: IFLU в Хайде, в Пуне, Дели Унивёрсити и Дж.Неру Унивёрсити тоже в Дели. Вроде неплохой в Пондичерри, и город отличный…

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6672978#t6672978

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

  • аттестат или диплом,
  • заверенный администрацией бывшего учебного заведения список дисциплин квалификационного экзамена,
  • заверенная копия паспорта,
  • студенческая виза (оригинал),
  • медицинская справка, в том числе результаты теста на ВИЧ,
  • сертификат знаний английского языка (если требует вуз),
  • чек оплаты медицинского страхового взноса за первый год учёбы в размере €45.

Стипендия и гранты для русских и не только

Правительством Индии каждый новый учебный год утверждается пакет стипендий и грантов для иностранных студентов. Обычно все имеющиеся предложения по стипендиям направляются в разные страны мира через дипломатические представительства. Поэтому всю информацию по государственным индийским стипендиям и грантам можно получать в посольстве или консульстве Индии.

Для российских, украинских, казахстанских студентов интересны стипендии и гранты, которые предоставляются по следующим схемам:

  1. General Cultural Scholarship Scheme (GCSS) - Общекультурная схема стипендий.
  2. Indian Council for Cultural Relations (ICCR) - схема Индийского совета по культурным связям.
  3. Commonwealth Fellowship Plan - схема стипендий Содружества (только для аспирантуры).

Жильё для студентов и затраты на жизнь

Уровень расходов на проживание, питание, развлечения и т. д. напрямую зависит от местонахождения студента. Если учёба будет проходить в таких городах, как Дели или Мумбаи, следует быть готовым к тому, что уровень жизни в этих мегаполисах сопоставим с крупными городами Европы, Австралии, США. В целом же затраты на жизнь в Индии существенно ниже, чем в других странах мира.

Обычные варианты жилья для студентов - кампусы или проживание в частном секторе . Устройство в студенческих кампусах бесплатное только для местных граждан. Иностранцы имеют возможность поселиться в общежитиях для студентов, но за определённую плату - от $60 до $100 за месяц. Аренда квартиры составляет примерно $150–200 (двухкомнатная в Мумбаи). На питание и прочие нужды за месяц в среднем уходит $100–150.

Условия получения визы

Иммигранту-студенту необходимо иметь:

  • оригинал заграничного паспорта и ксерокопии важных страниц,
  • распечатку анкеты для визы в двух экземплярах, предварительно заполненную онлайн на сайте Правительства Индии (оба экземпляра документа должны быть подписаны),
  • одну фотографию размером 2х2 см, цветную, на белом фоне (лицо полностью открытое, без очков),
  • письмо от администрации учебного учреждения, куда поступил студент (с указанием деталей обучения),
  • ксерокопию удостоверения личности, выданного в стране проживания студента,
  • банковскую выписку о наличии средств, достаточных для учёбы и жизни в Индии.

Необходимо также оплатить все сборы, связанные с оформлением студенческой визы. Если вместе с абитуриентом в страну отправляются сопровождающие лица, им также требуется оформить разрешение на въезд и вид на жительство.

Работа во время обучения, перспективы трудоустройства

Для иностранных студентов в Индии нет практически никаких возможностей подработки во время учёбы . Администрация вузов относится к работе во время учёбы, мягко говоря, недоброжелательно. А вот после завершения учёбы выпускникам открываются неплохие перспективы трудоустройства. На выгодные контракты всегда могут рассчитывать выпускники факультетов высоких технологий. Такие специалисты очень востребованы зарубежными компаниями. Ценятся также инженеры и архитекторы, финансисты и технологи.

…Работать нельзя. Стипендия крошечная, согласна, посему нужна помощь родителей по-любому. Жить можно в студенческом общежитии либо снимать квартиру, что дороже, но лучше. Учиться интересно, что перекрывает все минусы…

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_5.html#msg367209

Плюсы и минусы индийского образования (итоговая таблица)

Учёба в Индии, как демонстрируют студенческие примеры, позволяет успешно добиваться поставленных целей. Индийская высшая школа на равных конкурирует с развитыми странами мира и готова дать иммигрантам востребованную профессию. Дальше, как говорят студенты, дело техники. Работа в солидной международной компании и заманчивые жизненные перспективы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: