Практическая психология

1755 - 1794) - один из деятельных участников французской революции, был по рождению немцем и происходил из герцогства Клеве, принадлежавшего Пруссии. Его настоящее имя было Жан Батист; имя Анахарсиса он принял в начале революции под влиянием увлечения классической древностью. Идея равенства и братства народов нашла в нем страстного последователя. В 1790 г. он от имени "Комитета Иностранцев" благодарил Учредительное Собрание за борьбу против тирании.

В качестве "оратора человеческого рода" он требовал от Законодательного Собрания войны с Германией и пожертвовал на вооружение Франции значительную часть своего состояния.

В 1792 г. он был избран в члены Конвента. Он называл себя личным врагом Христа и всякой религии и доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть сувереном мира и что только глупцы могут верить в верховное существо, культ которого был установлен Робеспьером. По требованию последнего он был привлечен к суду по делу левой фракции якобинцев и казнен в 1794 г. /Т. 20/

Происхождение и жизнь в годы, предшествовавшие Французской революции

Отец Жана Батиста, барон Томас Франсуа Клоотс, родом из голландской купеческой семьи, из-за преследований католиков, к числу которых принадлежал, был принуждён покинуть протестантские Нидерланды и перебраться в Пруссию, где сумел сделать прекрасную карьеру, получив чин тайного советника при прусском короле. Клоотс-младший с самого детства получил французское воспитание (провинция Клеве в то время было слабо онемечена), и даже немецкий язык знал не слишком хорошо. Семи лет Жана Батиста отдали в духовную школу в Брюсселе, затем в иезуитскую коллегию в Монсе, после которой он шесть лет учился в колледже Plessis-Sorbonne, откуда отец перевел его в Военную Академию в Берлине, казарменным духом которой Клоотс-младший очень тяготился. После смерти отца, унаследовав его крупное состояние Клоотс в 1776 приехал в Париж, где сблизился с энциклопедистами , посещал Вольтера , Руссо , познакомился с Лафайетом , Франклином , Мабли , Бальи и т. д.; развивал пантеистические идеи связывая их с активной антицерковной позицией. После трех лет пребывания в Париже несколько раз путешествует по Европе, из последней поездки, в Испанию, Клоотс возвратился уже в разгар революции, в июле 1789 года.

Деятельность во время революции

С 1789 Клоотс состоял в Якобинском клубе. В годы революции принял французское гражданство, был избран в Конвент (1792) от департамента Уазз. В 1790 году трижды выступал в Якобинском клубе по различным вопросам. В первые три года Революции Клоотс чаще всего печатался в «Chronique de Paris». Кроме того, он публиковался в «Монитере», во «Всеобщей газете» Бриссо , в журнале Камилла Демулена («Revolution de France et de Brabant»), в «Патриотических анналах». Затем Клоотс выпустил ряд небольших брошюр на злободневные темы (в 1790 г. - 4, в 1791 г. - 2, в 1792 г. - 12,.в 1793 г. -9). Во всех этих брошюрах заметна быстро усиливающаяся радикализация автора от деизма - к атеизму и от либерального монархизма - к крайне левым по тому времени взглядам. Главной целью революции Клоотс считал создание «всемирной республики». В 1790 г. он возглавил делегацию в Национальное собрание из представителей различных народов, примкнувших к революции. Как глава делегации, он заявил, что французская революция есть только начало революции всемирной, что стало главной "агитационно-пропагандистской" темой в его статьях, речах и выступлениях. Для осуществления этого замысла «оратор рода человеческого» (как Клоотс часто называл себя) требовал (с декабря 1791) объявления войны европейским державам, а после её начала - продолжения войны вплоть до создания «всемирного союза республик», столицей которого должен был, по его мнению, стать Париж. В 1792 г. пожертвовал на всеобщее вооружение Франции 12000 франков. Подобный авантюризм и космополитизм крайне негативно враждебно был принят М. Робеспьером и другими якобинцами . С 1793 Клоотс ратовал за насильственную "дехристианизацию", называя себя личным врагом Христа и всякой религии, доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть господином мира, что только глупцы могут верить в высшее существо , культ которого пытались организовать сторонники Робеспьера. Клоотс поддерживал замену католичества культом Разума , полагая, что народ отныне готов более не верить «поповским фокусам» и обратиться к «истинной морали».

Во время процесса Людовика XVI Клоотс голосовал за казнь бывшего короля «во имя человечества».

В декабре 1793 исключен из Якобинского клуба, а весной 1794 г., после принятия решения об исключении иностранцев из Конвента, арестован и привлечен к суду. Когда Клоотса везли к зданию Революционного трибунала, толпа провожала его криком: «Пруссака на гильотину!». Он отвечал: «Пусть на гильотину, но признайте, граждане, ведь странно, что человек, которого сожгли бы в Риме, повесили в Лондоне, колесовали в Вене, будет гильотинирован в Париже, где восторжествовала республика».

В обвинительном заключении ему вменялось в вину намерение восстановить монархию и даже «открыть двери тюрем и направить освобожденных преступников против Конвента, уничтожить республику путем разжигания гражданской войны, клеветы, возбуждения мятежей, порчи нравов, подрыва общественных принципов, удушения революции голодом».

Клоотс был казнён вместе с эбертистами по обвинению в шпионаже, на деле же за пропаганду идей революционной войны и «всемирного союза республик», проведение в жизнь которых однозначным образом вело Францию к войне со всей Европой, что в любом случае хотели избежать Робеспьер и его сторонники, выступающие за налаживание мирных отношений с иностранными державами, так что пропаганду Клоотса робеспьеристы воспринимали, как попытку втянуть Францию в гибельную для неё войну, прикрываемую крайне революционными призывами, что казалось им несомненным признаком «аристократизма» (то есть контрреволюции, так как в то время под «аристократами» понимали всех противников революции и республики независимо от происхождения).

Крупнейшие литературные и публицистические работы Клоотса

Подпись Анахарсиса Клоотса

  • «Certitudes des preuves du Mohammédanisme» (Лондон, 1780)
  • «L’orateur du genre humain ou dépèches du prussien Cloots au prussien Herzberg» (1791)
  • «Base constitutionelle de la république du genre humain» (1793)

Литература и ссылки

  • Виноградская П. доклад «Анахарзис Клоотс» в «Вестнике коммунистической Академии» от 1929 г. (кн. 33)С.200-225
  • При написании статьи использовался материал из Большой Советской и Советской исторической энциклопедий.
  • Клоотс А. Конституционные основы республики человеческого рода

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 июня
  • Родившиеся в 1755 году
  • Умершие 24 марта
  • Умершие в 1794 году
  • Умершие в Париже
  • Люди Великой французской революции по алфавиту
  • Казнённые революционеры
  • Деятели Французской революции, казнённые на гильотине
  • Члены Национального Конвента
  • Эссеисты Франции
  • Бароны
  • Религиозные писатели

Wikimedia Foundation . 2010 .

Исторический справочник русского марксиста

Клоотс\ Анахарсис - (1755 1794), деятель французской революции, философ и публицист, выходец из Германии; в Конвенте примыкал к левому крылу якобинцев; выдвигал авантюристский по существу план продолжения войны до полной победы республиканских принципов в Европе.… … Биографический словарь Франции

Клоотс, Анахарсис (1755 1794) один из деятельных участников французской революции, был по рождению немцем и происходил из герцогства Клеве, принадлежавшего Пруссии. Его настоящее имя было Жан Батист; имя Анахарсиса он принял в начале революции… … 1000 биографий

- (Анахарсис, собственно Жан Баптист du Val de Grâce , барон de Cloots, 1755 1794) французский революционный деятель прусского происхождения; воспитывался в Париже. Пропитавшись энтузиазмом к древнегреческой демократии, К. принял имя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Cloots) Анахарсис (настоящее имя Жан Батист) (24.6.1755, замок Гнаденталь, близ Клеве, 24.3.1794, Париж), деятель периода Великой французской революции; философ просветитель, публицист. Прусский барон. В 1776 приехал в Париж, сблизился с … Большая советская энциклопедия

- (Cloots), Анахарсис (наст. имя Жан Батист) (24.VI.1755 24.III.1794) франц. политич. деятель, участник франц. бурж. революции кон. 18 в., философ просветитель и публицист. Голландец по происхождению, прус. барон. К. вел пропаганду пантеизма филос …

- (от греч. a отрицат. приставка и teos бог) система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. А. опирается на… … Советская историческая энциклопедия

Годы 1790 · 1791 · 1792 · 1793 1794 1795 · 1796 · 1797 · 1798 Десятилетия 1770 е · 1780 е 1790 е 1800 е · 1810 е … Википедия

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Клоотс Анахарсис

Клоотс (Cloots) Анахарсис (настоящее имя Жан Батист) (24.6.1755, замок Гнаденталь, близ Клеве, ≈ 24.3.1794, Париж), деятель периода Великой французской революции; философ-просветитель, публицист. Прусский барон. В 1776 приехал в Париж, сблизился с энциклопедистами; развивал идеи пантеизма. С 1789 член Якобинского клуба. В годы революции принял французское гражданство, был избран в Конвент (1792). Главным для К. было создание «всемирной республики». Для осуществления этой идеи он требовал (с декабря 179

    объявления войны европейским державам, а позже, когда война началась,≈ продолжения её до создания «всемирного союза республик». Опасная для революции во Франции авантюристическая космополитическая программа К. побудила М. Робеспьера и др. якобинцев выступить против него. В 1793 К. ратовал за насильственную дехристианизацию. В декабре 1793 он был исключен из Якобинского клуба, а затем устранён из Конвента. Преданный суду революционного трибунала, К. был казнён вместе с эбертистами.

32 0

(1755 - 1794) - один из деятельных участников французской революции, был по рождению немцем и происходил из герцогства Клеве, принадлежавшего Пруссии. Его настоящее имя было Жан Батист; имя Анахарсиса он принял в начале революции под влиянием увлечения классической древностью. Идея равенства и братства народов нашла в нем страстного последователя. В 1790 г. он от имени "Комитета Иностранцев" благодарил Учредительное Собрание за борьбу против тирании. В качестве "оратора человеческого рода" он требовал от Законодательного Собрания войны с Германией и пожертвовал на вооружение Франции значительную часть своего состояния. В 1792 г. он был избран в члены Конвента. Он называл себя личным врагом Христа и всякой религии и доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть сувереном мира и что только глупцы могут верить в верховное существо, культ которого был установлен Робеспьером. По требованию последнего он был привлечен к суду по делу левой фракции якобинцев и казнен в 1794 г. /Т. 20/


Значения в других словарях

Клоотс Анахарсис

Клоотс (Cloots) Анахарсис (настоящее имя Жан Батист) (24.6.1755, замок Гнаденталь, близ Клеве, ‒ 24.3.1794, Париж), деятель периода Великой французской революции; философ-просветитель, публицист. Прусский барон. В 1776 приехал в Париж, сблизился с энциклопедистами; развивал идеи пантеизма С 1789 член Якобинского клуба. В годы революции принял французское гражданство, был избран в Конвент (1792). Г...

Клондайк

Золотоносный район на Северо-Западе Канады в бассейне одноименной реки, открыт в 1896 г. Вызвал «золотую лихорадку» в начале XX в. В переносном значении - богатое место, изобилие. ...

Клонтарф (clontarf) Норманнское Вторжение В Ирландию

Место сражения 23 апр. 1014, когда скандинавские захватчики были разгромлены близ Дублина ирландцами Манстера, Коннахта, Ольстера и Мита под командованием верховного короля Бриана Бороиме. Скандинавы потеряли 6000 чел., однако Бриан и его сын пали в битве. см. Мортлак. ...

Клоотс, Анахарсис

(1755 - 1794) - один из деятельных участников французской революции, был по рождению немцем и происходил из герцогства Клеве, принадлежавшего Пруссии. Его настоящее имя было Жан Батист; имя Анахарсиса он принял в начале революции под влиянием увлечения классической древностью. Идея равенства и братства народов нашла в нем страстного последователя. В 1790 г. он от имени "Комитета Иностранцев" благо...

(1755-06-24 )

С 1793 Клоотс ратовал за насильственную «дехристианизацию », называя себя личным врагом Христа и всякой религии, доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть господином мира, что только глупцы могут верить в высшее существо , культ которого пытались организовать сторонники Робеспьера. Клоотс поддерживал замену католичества культом Разума , полагая, что народ отныне готов более не верить «поповским фокусам» и обратиться к «истинной морали».

Во время процесса Людовика XVI Клоотс голосовал за казнь бывшего короля «во имя человечества».

Арест и гибель

В декабре 1793 исключён из Якобинского клуба, а весной 1794 года, после принятия решения об исключении иностранцев из Конвента , арестован и привлечён к суду. Когда Клоотса везли к зданию Революционного трибунала , толпа провожала его криком: «Пруссака на гильотину!». Он отвечал: «Пусть на гильотину, но признайте, граждане, ведь странно, что человек, которого сожгли бы в Риме, повесили в Лондоне, колесовали в Вене, будет гильотинирован в Париже, где восторжествовала республика». В обвинительном заключении ему вменялось в вину намерение восстановить монархию и даже «открыть двери тюрем и направить освобождённых преступников против Конвента, уничтожить республику путём разжигания гражданской войны, клеветы, возбуждения мятежей, порчи нравов, подрыва общественных принципов, удушения революции голодом ».

Анахарсис Клоотс, «личный враг Иеговы», тоже умерший очень мужественно, в свою последнюю ночь больше всего огорчался по тому поводу, что некоторые из осужденных «сохранили веру в бессмертие души», и всячески старался их разубедить: никакого бессмертия не будет, завтра от нас решительно ничего не останется.

Клоотс был казнён вместе с

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: