Практическая психология

МКОУ Ванзетурская СОШ

Справка по итогам проведения анкетирования

«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов

По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».

Цель : выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах

В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.

Методика исследования:

    Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

    Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ

Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» , можно выделить следующее:

В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).

Варианты ответов на вопрос

«Что означает для тебя понятие «толерантность»

Количество выборов в %

Обучающиеся

Педагоги

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

68 %

76 %

72 %

78 %

84%

«умение вести равноправный диалог»

46 %

45 %

59 %

59 %

60 %

«готовность пойти на компромисс»

35 %

28 %

36 %

54 %

54 %

«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»

25 %

20 %

26 %

19 %

46 %

Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)

Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:

Уважение к другим (67%);

Способность к сопереживанию (59%);

Терпеливость и взаимопонимание (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты свойственны толерантному человеку?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

терпеливость

22 %

уважение к другим

50 %

уважение к себе

12 %

взаимопонимание

умение владеть собой

Способность к сопереживанию

Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).

Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.

Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.

По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:

Педагоги:

хамство (65%);

агрессивность (44%);

раздражительность (45%).

хамство (65%);

агрессивность (57%);

раздражительность (57%)

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты несовместимы с толерантностью?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

раздражительность

32 %

48 %

52 %

48 %

57 %

хамство

58 %

62 %

68 %

72 %

65 %

агрессивность

37 %

41 %

47 %

52 %

57 %

Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.

Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:

Когда тебя предали (77%);

Если сталкиваешься с несправедливостью (73%);

Когда при тебе обижают слабого (50%)

Варианты ответов на вопрос

«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»

Количество выборов (в %)

Обучающиеся

7-11 классов

когда тебя предали

77 %

если сталкиваешься с несправедливостью

73 %

когда задевают твои интересы

39 %

когда при тебе обижают слабого

50 %

Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.

Легче всего учащимся проявлять толерантность:

В семье (68%);

В группе друзей (51%);

В общении с учителем (46%)

Среди людей старшего возраста (46%)

В своем классе (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Где тебе легче всего быть толерантным?»

Количество выборов (в %)

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

в группе друзей

32 %

36 %

56 %

в общении с учителем

24 %

18 %

26 %

36 %

среди людей старшего возраста

52 %

48 %

53 %

46 %

в семье

48 %

36 %

44 %

68 %

в своем классе

25 %

31 %

26 %

26 %

Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.

Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.

Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.

С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.

Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.

Утверждение

Количество выборов (в %)

всего

согласен

не согласен

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.

42%

57%

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.

52%

47%

К некоторым нациям и народам трудно хорошо

относиться.

66%

34%

Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.

60%

40%

Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.

73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.

78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.

Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».

Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.

Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».

Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению

к своим одноклассникам или людям другой национальности.

Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.

Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.

Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.

Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.

Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности :

В начальной школе:

Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

В средних классах:

В старших классах :

1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.

2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Анкета-Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1,9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2,4,7, 11, 14, 18,21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

4. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Возраст ……., пол……., группа…….

ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИК "ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ"

(Г.У.СОЛДАТОВА, О.А.КРАВЦОВА, О.Е. ХУХЛАЕВ, Л.А.ШАЙГЕРОВА)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

Студенты ДГУ

Студенты ДГУ (после тренинга)

Студенты психол. фак-та МГУ

Практические психологи Москвы

служащие

Количество респондентов

Среднее значение

ДИАГНОСТИКА РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (С.С.Бубнова)

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование Вашей личности и Ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-.», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Опросник

Хотите ли Вы лежать на диване и ничего не делать?

Хотите ли Вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли Вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли Вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

Хотите ли Вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли Вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

Хотите ли Вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

Считаете ли Вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли Вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

Часто ли Вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

Считаете ли Вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

Если кто-то из Ваших знакомых заболел, выберете ли Вы время, чтобы его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Хотели Вы в школе стать каким-либо организатором?

Если Вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям, коллегам, будете ли Вы переживать по этому поводу?

Считаете ли Вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли Вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли Вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

Главное для Вас - Ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

Считаете ли Вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли Вы гулять по лесу, парку?

Как Вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню?

Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы Вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть - это почетно и значимо или от неё больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели бы Вы, чтобы у Вас было больше друзей?

Приходило ли Вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли своего свободного времени Вы хотели бы уделять общению?

Часто ли Вы задумываетесь о своем здоровье?

Считаете ли Вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы Вы ещё более высокооплачиваемую работу?

Хотели бы Вы заняться фотографией?

Считаете ли Вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для Вас - это первооснова жизни или нет?

Часто ли Вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

Хотели бы Вы «делать» политику?

Являются ли для Вас общественные явления предметом обсуждения дома, на учебе или на работе?

Если Вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли от одиночества?

Катаетесь ли Вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

Часто ли Вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

Часто ли Вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из близких долго болеет, будете ли Вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

Любите ли Вы маленьких детей?

Хотели бы Вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

Хотите ли Вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли Вам, чтобы Вас уважали сослуживцы за профессиональные знания?

Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

Вы человек решительный?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых - это чрезвычайно важно?

В жизни очень важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

Для Вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» - это про Вас?

Вы хотели бы, чтобы Ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы Вы, чтобы сослуживцы обращались к Вам за помощью в личном плане, как к человеку?

В общественной жизни пусть остается всё, как есть?

Общение - это лишь пустая трата времени?

Здоровье - это не самое главное в жизни?

Номера вопросов

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.

Перечислим эти ценности в обобщенном виде:

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

2. Высокое материальное благосостояние.

3. Поиск и наслаждение прекрасным.

4. Помощь и милосердие к другим людям.

5. Любовь.

6. Познание нового в мире, природе, человеке.

7. Высокий социальный статус и управление людьми.

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

10. Общение.

11. Здоровье.

Диагностика интерактивной направленности личности

(Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

Инструкция. Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.

Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним - свой ответ в буквенной форме.

Опросник

1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив.

в) Отодвину и пройду.

с) Смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.

с) Подойду, заговорю непременно.

3.Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь в школу (на работу).

в) Если попросят о помощи, не откажу.

с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4.Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь.

в) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.

с) Если попросят, я, конечно, помогу.

5.Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

а) Выражаю сожаление, конечно.

в) Оборачиваюсь, предлагаю уступить..

с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6.Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами,

в) Ничего, жизнь вообще несправедлива,

с) Вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел,

в) Завтра спрошу, кто потерял,

с) Может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно, или на везенье.

в) На усталость экзаменатора - авось пропустит,

с) На себя самого, свои знания.

9.Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом.

в) Поищу высокооплачиваемую работу,

с) Выбирать стану творческую работу.

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

а) Неизвестные красоты нашей страны,

в) Экзотические страны,

с) Богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет.

в) Ухожу домой, конечно.

с) Присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью.

в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.

с) Отказываюсь решительно.

13.Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю про него, вспомню, если скажут.

в) Выполняю, разумеется.

с) Ищу причины, чтобы дать отказ.

14.Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

а) Да, непременно - всем друзьям и знакомым,

в) Не знаю, скажу, если случай подвернется,

с) Нет, пусть каждый живет, как хочет.

15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?

а) Прошу поручить мне.

в) Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру.

с) Ничего не делаю, пусть будет, как будет.

16.Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?

а) Еду на дачу, как было договорено.

в) Не еду, конечно.

с) Спрошу друга, что скажет.

17.Вы решили завести собаку. Что вас устроит?

а) Бездомный щенок.

в) Взрослый пес с известным нравом.

с) Щенок редкой породы с родословной.

18.Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?

а) Напоминаю о праве на отдых,

в) Соглашаюсь,

с) Как все, так и я.

19.С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?

а) Отвечаю тем же.

в) Не замечаю, это не имеет значения.

с) Разрываю связь.

20.Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?

в) Разумеется, не играю.

с) Приятно, что хвалят, но увиливаю.

21.Задумали принять гостей. Чем озабочены?

а) Угощениями, конечно,

в) Программой общения,

с) Ничем - они же мои друзья.

22.Школу закрыли на карантин. Как реагируете?

а) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.

в) Создаю программу самостоятельных занятий.

с) Живу в ожидании новых сообщений.

а) Отдаю - жизнь дороже,

в) Постараюсь убежать от них.

с) Подарков не отдаю.

24.При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?

а) Мне неудобно, слегка завидую.

в) Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются.

с) Меня не касается, ничего не чувствую.

25.Наступает Новый год. О чем думаете?

а) О подарках, конечно, и о елке,

в) О новогодних каникулах,

с) О новом этапе своей жизни.

26.Какова роль музыки в вашей жизни?

а) Нужна для танцев,

в) Является фоном жизни,

с) Возвышает душу.

27.Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?

а) Снятся родные места.

в) Лучше, чем дома.

с) Не знаю, надолго не уезжал.

28.Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач?

а) Нет, если мои дела идут хорошо,

в) Да, и постоянно,

с) Не замечал.

29.Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу.

в) У меня нет книг, ненужных мне.

с) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

30.Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических
событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?

а) Безусловно, могу.

в) Нет, на свете так много интересного.

с) Не знаю, не считал.

31.Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?

а) У этого человека была своя выгода.

в) Повезло прославиться.

с) Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

Ориентация на личные (эгоистические интересы)

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

Назначение. Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие - 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить, исходя из следующих показателей:

24 балла и выше - высокий уровень;

14-23 балла - средний уровень;

13 баллов и менее - низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

(Г.У.СОЛДАТОВА, С.В.РЫЖОВА)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я – человек, который…

Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Не согласен

предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

считает, что межнациональные браки разрушают народ

часто ощущает превосходство людей другой национальности

считает, что права нации всегда выше прав человека

считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

предпочитает образ жизни только своего народа

обычно не скрывает своей национальности

считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

часто испытывает стыд за людей своей национальности

считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

нередко чувствует превосходство своего народа над другими

любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

считает строго необходимым сохранять чистоту нации

трудно уживается с людьми своей национальности

считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

безразлично относится к своей национальной принадлежности

испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

раздражается при близком общении с людьми других национальностей

всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур

не уважает свой народ

считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭКСПРЕСС - ОПРОСНИК «ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) Личностные результаты Уровь толерантности Диагностика проводилась года В диагностике приняли участие учащиеся 5а,б,в классов в количестве 70 человек По классам 5 а класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 4 больше 115 баллов Завышный уровь 0 Таблица 1 Диаграмма 1 5а класс Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности

2 По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5а класса в основном средний уровь толерантности (84 % учиков). 16 % учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5а класс г. Средний уровь Высокий уровь Диаграмма 2 5 б класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5б класс Таблица 3 Диаграмма 3 Этническая Общий уровь 50% Социальная 18% Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям

3 61-99 баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт баллов высокий уровь Представители этой группы обладают толерантности выражными чертами толерантной личности. больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5б класса в основном средний уровь толерантности (100 учиков). Высокий и низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5б класс г. Диаграмма 4 0 Средний уровь Высокий уровь 5 в класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5в класс Таблица 5 Диаграмма 5 Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности

4 Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5в класса в основном средний уровь толерантности (86,3% учиков). 13,7% учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует. Диаграмма Индекс толерантности 5в класс г. 0 Средний уровь Высокий уровь Экспресс-опросник разработан психологами (цтр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой 1. как черту личности, выявляем: общее отношие к окружающему миру; отношие к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются и ин человека; 2. социальную, выявляем: отношие к некоторым социальным группам (мьшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважие к мнию оппонтов, готовность к конструктивному решию конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношию к некоторым социальным процессам. 3. этническую /ин, выявляем: отношие к людям иной расы, этнической группы, к собствной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

5 Инструкция: Оците, пожалуйста, насколько вы согласны/не согласны с утверждиями, в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждия. Бланк ответа Утверждие Баллы (для «прямых» утверждий) 1 С 2 3 Л 4 5 Л 6С 7 8С 9 Л 10С 11 12С 13 Л 14 15С 16С В средствах массовой информации может быть представло любое мние В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности Если друг предал, надо отомстить ему К кавказцам станут относиться лучше, если они измят свое поведие В споре может быть правильной только одна точка зрия Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные С неопрятными людьми неприятно общаться Даже если у мя есть свое мние, я готов выслушать и другие точки зрия Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества Я готов принять в качестве чла своей семьи человека любой национальности Бежцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не мьше Если кто то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей Для наведия порядка в стране необходима «сильная рука» Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители Абсол ютно не соглас Не соглас Скор ее не согла се Ско рее сог лас Сог лас Полн ость ю согл ас

6 17 Л Л 20С Л Человек, который думает не так, как я, вызывает у мя раздражие К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться Беспорядок мя очь раздражает Любые религиозные течия имеют право на существование Я могу представить чернокожего человека своим близким другом Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношию к другим Обработка результатов. Количествный анализ суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждие присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не соглас» 1 балл, «полностью соглас» 6 баллов). Ответам на атные утверждия присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не соглас» 6 баллов, «полностью соглас» 1 балл). Затем получные результаты суммируются. Утверждия прямые: 1,9,11,14,16,20,21,22; атные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19. Интерпретация результатов. Индивидуальная или групповая оцка выявлного уровня толерантности осуществляется по следующим ступям: низкий уровь толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям средний уровь. Такие результаты показывают респондты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять ин высокий уровь толерантности. Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тдциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респондты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степь социальной желательности (особно если они имеют представлие о взглядах исследователя и целях исследования).

7 Для качествного анализа аспектов толерантности можно использовать разделие на субшкалы: Ключ для аботки 1. Субшкала «этническая»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, Субшкала «социальная»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, Субшкала «как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ Марковская Г.Г. В последние годы понятие толерантности стало не только общеупотребимым международным термином, но и одной из наиболее актуальных тем

Филиал Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске УТВЕРЖДАЮ: Директор Иркутского филиала РГУФКСиТ Е.В.Воробьева 200_ года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2. КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ» В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить. Сократ Цель: воспитание толерантности среди подростков и юношества. Задачи: усвоение стандартных приемов этических

«Проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях» Автор: Кузнецова Елена Владимировна Сургут 2015 г Пояснительная записка Актуальность социального проекта продиктована изменениями, происходящими

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА ГЕТЕРОГЕННОГО ТИПА Степанова О.А. к.пед.н., доцент Сегодня в ряду вызовов традиционной системе образования исследователи называют инклюзивное

Обзор исследования ipips: РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯ ipips это исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Изначально инструмент

Абакумова И.В., Гришина А.В., Ермаков П.Н. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов Учебно-методическое пособие Москва

УДК 316.6 Социальная психология Столичный мегаполис России является одним из самых полиэтничных городов мира. Население Москвы постоянно пополняется за счет притока жителей из других регионов. Целью данного

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРОДУКТ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ КШ 1778 Актуальность исследования. В условиях внедрения и реализации новых ФГОС, которые устанавливают требования к результатам

Реферат Тема выпускной квалификационной работы: «Исследование специфики этнокультурной социализации детей в старшем дошкольном возрасте». Автор выпускной квалификационной работы: студентка 4 курса направления

Худякова М. А. Готовность учителя начальных классов к реализации новых образовательных стандартов // Новые стандарты в нестандартной школе: сборник учебно-методических материалов. Пермь, 2011. С. 4 9.

«Теория обучения и воспитания», «Педагогика» способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеет моральными нормами и основами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Росинка») КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И САМОИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

I ^Тмвдицинекий I Я КОЛЛЕДЖ 4j СОГЛАСОВАНО: Методическим советом колледжа Протокол 5 от «14» мая 2014 г. 2014 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ Москва 2014 Должность Ф амилия И.О./подпись, Дата Разработал

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Утверждена Ученым советом факультета культуры 2016 г., пр. Председатель

Заведующий МБДОУ Детский сад ЦРР «Звѐздочка» Немтинова Людмила Петровна В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значимость

Памятка для воспитателен, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территории Украины Педагогам необходимо помнить, что ситуация,

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология общения 01 г. Программа

УДК 159.923 В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности толерантности личности. Сделаны выводы об интегративной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Ю ж но- Уральский учебный комбинат» Утверждаю «О I» июля 2016 г Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки

Концептуальные основы разработки модели психологопедагогической подготовки педагогов по формированию гражданской идентичности школьников в рамках развития партнерства семьи и школы Карабанова О.А. Актуальность

«Утверждаю» Директор ГБОУ специальной школы 1 Гусев Б.Б. «Согласовано» Старший методист ГБОУ спецшколы 1 Царакаева И.М. Перспективный план работы педагогов-психологов ГБОУ г. Москвы специального учебно-воспитательного

ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ Формирование позитивной этнической идентичности С.А. Кадыкова Социальная позиция и активность личности в многонациональном обществе предполагают развитые формы позитивной

Измайлова Галина Хусаиновна - аспирант кафедры социально-гуманитарных, психолого-педагогических и правовых дисциплин АНО ВПО «Евразийский открытый институт», г. Москва. 109052, г. Москва, ул. Подъемная,

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

Профессиональный стандарт педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого

Ленинградский областной институт развития образования Федеральная стажировочная площадка Трудовые действия, знания и умения воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Положение об учащихся с особыми образовательными потребностями Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии 45 им. Л.И. Мильграма Департамента образования города Москвы I. Общие положения:

Приложение к комплексно-целевой программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся гимназии 11 Принято на заседании предметной кафедры Протокол от 2015 г. Зав. кафедрой Согласовано 2015 г. Зам.директора

Методическое объединение Тема: «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Познакомить педагогов с профессиональным стандартом «Педагог» и провести самоанализ соответствия требованиям Профстандарта. 1.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

–видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Бланк ответа

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласе

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

Баллы

(для «прямых» утверждений)

1 С

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

обр

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3 Л

обр

Если друг предал, надо отомстить ему

обр

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5 Л

обр

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

обр

обр

С неопрятными людьми неприятно общаться

9 Л

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10С

обр

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12С

обр

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13 Л

обр

Если кто–то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15С

обр

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

16С

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17 Л

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

обр

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19 Л

обр

Беспорядок меня очень раздражает

20С

обр

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22 Л

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов.

Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: