Бег - это какая часть речи? Имя существительное или, может быть, наречие? Или прилагательное? Нет, все-таки это глагол - решает, наконец, третьеклассник.
В русском языке всего 10 частей речи, но сколько мучений доставляют они школьникам. Как разобраться и запомнить, где существительное, а где наречие или прилагательное?
Несмотря на то, что знакомиться с частями речи мы начинаем уже в 1 классе, школьники, даже придя в старшую школу, могут назвать прилагательное числительным или существительное - глаголом. И сколько ни учи правила, ошибки все-равно остаются. Ведь правила - это правила, а слова - совсем другое и часто с правилами никак не состыковываются, по мнению многих школьников.
Почему так трудно даются детям части речи? Всё станет понятным, если мы вспомним, что у детей конкретно- образное мышление, а части речи - это абстрактное понятие. Чтобы ребенок понял и части речи, нужно, чтобы он понимал, что это такое.
"Понимание - это процесс создания в воображении пространственно организованной «картинки»". В.А.Козаренко
Вы когда-нибудь видели, чтобы книжка кряхтя, вылезала из ряда книг и сама прыгала в руки девочки? Конечно, не видели. Но, оказывается, такое бывает, если мы возьмем в руки книги . В этих книгах оживают все части речи. Вы увидите седого старичка, который может превращаться в любое слово, так как его зовут Имя Существительное . Следовательно, старичок может превратиться в любое слово, отвечающее на вопросы Кто? и Что?
А если вы продолжите путешествие по страницам книг, то узнаете еще много интересного не только об этом старичке, но и о его родных. Например, то, что у него есть очень послушная дочь. Настолько послушная, что она всегда всё делает как отец и ходит рядом с ним. Потому ее и зовут Имя Прилагательное. И, конечно, вы познакомитесь с тем, кого называют Доблестным победителем всех кусачих злодеев.
Путешествуя по страница книг, дети смогут помочь в обеззараживании страшного вируса. Узнают, что делал тапок на футбольном поле. Смогут поцарствовать за морского царя, но для этого придется потрудиться и придумать всем жителям морского царства много разных дел.
Вы легко запомните, чем отличается совершенный вид глагола от несовершенного и потренируетесь в определении вида глагола. И всё это запоминается и выполняется очень легко, потому что мы читаем и играем . В этих чудесных книгах-учебниках все важные части речи превращаются в знакомых нам персонажей, оживают и живут своей жизнью. Дети, как будто приходят в гости к частям речи и общаются с ними. В процессе общения они легко запоминают то, что так трудно даётся на уроках .
Главная > ДокументЦели и задачи занятия:
Познакомить детей с историей возникновения русского домашнего театра. Способствовать интеллектуальному развитию. Раскрыть творческие способности обучающихся, поощрять стремление к самовыражению, формировать эстетические навыки, развивать правильную литературную речь. В процессе подготовки мероприятия развивается коммуникабельность детей, умение работать «в команде».
Занятие готовится заранее. Воспитанники получают текст для разучивания, а также задание, подготовить декорации и костюмы для выступления. С этой целью проводится консультации и репетиции. В выступлении могут принять участие до шести человек. Полезно подготовить две группы выступающих: как правило, участвовать в представлении желают многие. Вступительное слово принадлежит воспитателю. Необходимо рассказать о Петровском театре и первых сюжетах, о моде и театральном платье. Полезно также подобрать соответствующее эпохе музыкальное сопровождение. 1–й выступающий: Один из самых знаменитых «благородных» театров находился в доме у Степана Степановича Апраксина, бывшего в ту пору во всей своей славе: блестящий флигель – адъютант и генерал – майор, «богат, молод, пригож, прекрасно воспитан, охотник до забав, щедр, роскошен, влюбчив – он всей Москве кружил голову. Дом его был Париж для молодых людей, школа образования и наилучшего тона. Кто только не втирался в его знакомство и не искал благосклонности». 2 –й выступающий: В апраксинском доме у Кузнецкого моста «все радости света сливались вместе; тут были беспрестанные игры, забавы, балы и всё, что роскошь с удовольствием пополам могут произвести очаровательного для человека всякого пола, всяких лет…
«Вздумалось им по зиме завести у себя благородный театр. Вздумалось – значило на их языке – быть по сему. Тотчас состроен был театр… На подмостки, фонари, кулисы, не считая костюмов и угощения, ушло около двух тысяч рублей, что составляло годовое жалование обер – прокурора Сената.
3– й выступающий: Обосновались в доме князя Черкасского на Тверской. Здесь было просторнее. Как мухи на мёд слеталась сюда молодёжь.В апраксинском театре растил свой талант «начинающий» Долгоруков, играли Алексей Михайлович и Василий Львович Пушкины, князь Фёдор Голицын и княжна Вяземская…
Среди долгой и суровой московской зимы с короткими тусклыми днями и длинными тёмными ночами для участников комедий «время текло скорее всякого ручья… На улице мороз, ветер свищет, а здесь театр прекрасный, во всех трубках горели свечи, тьма народу, и сквозь огни рассмотреть некогда было в окошки, хороша или дурна погода, а чувствовать её мешали несколько десятков печей, которые исправно топились».
4 – й выступающий : После женитьбы на Екатерине Владимировне Голицыной Апраксин переехал в новый дом в арбатском переулке. А на Большой Знаменке построил собственный прекрасный театр, переживший пожар 1812 года и ставший на целые полвека московским «Храмом Искусства».На Знаменской же улице находился театр Дмитрия Емельяновича Столыпина, «при коем состояло актёров девять, актрис девять, музыкантов двадцать и певчих шестнадцать человек… Этот помещик пензенский… переселился в столицу щеголять комедиантами своими. Охотные приглашения, большой дом, роскошные вечеринки, театр и музыка, которые никому, кроме него, ничего не стоили, скоро всю Москву с ним познакомили».
1– й выступающий: Мы решили заглянуть в этот театр. В нём играли комическую оперу «Счастливая тоня». Слово «тоня» означало – рыбная ловля, улов. Пьесу сочинил князь Дмитрий Петрович Горчаков. Он был уважаемым военным, покрывшим себя славой при взятии Измаила, - но кроме этого – страстным театралом. 2 – й выступающий: Очень простой, с большой примесью сказочности, сюжет оперы нравился зрителям всех возрастов и сословий. У «заживного» мещанина Скопидома есть красавица дочь Пленира. Её любит бедный рыбак Миловзор, за неё же сватается богатый старик Старолет. Возлюбленным помогает волшебный дух Иезрад, который много лет был заключён в чаше, пролежавшей на дне реки. Эта чаша попадает в сеть к Миловзору, и он вызволяет духа. Однако Иезрад берётся помочь Миловзору только наполовину – остальное юноша должен сделать сам. Миловзор посредством волшебного жезла превращается в старика – ворожею, и к нему приходят гадать горожане. 3– й выступающий: Узнать свою судьбу желали судья – взяточник, старуха, влюблённая в молодого, рифмоплёт Чертополох. Приходит и Старолет. Миловзор предсказывал ему такие несчастья с будущей женой Пленирой, что старик сам отказался от девушки и советовал Скопидому соединить руки молодых людей. Заканчивалась опера «всеобщим удовольствием». 4– й выступающий: «Удовольствию публики» во многом способствовала музыка оперы: её куплеты были остроумны и живы, а романсы и арии Плениры мелодичны и трогательны.Лучшей актрисой столыпинского театра Вареньке, игравшей Плениру, удивительно шли эти наивно – трогательные с примесью девичьего кокетства песенки:
6 – я выступающая: (песня разучивается и исполняется под музыку)«Если сердце в нас бесстрастно,
Должно ль сердце принуждать?
Наше сердце не подвластно,
Силой страсть нельзя рождать.
Нежно чувствие в неволе
Не родится никогда, И в свободной только доле
Сердце любит навсегда.
А намедни мне Анюта
Вот успела что шепнуть:
«Милому одна минута
В сердце к нам откроет путь.
В нём покажется всё мило –
Вид, улыбка, разговор,
Мне то сердце подтвердило
И любезный Миловзор!»
5– й выступающий: На следующий день после спектакля всё это уже распевали барышни в гостиных за клавикордами или в комнатах за пяльцами. К Столыпину многие приезжали посмотреть, собственно, Вареньку, слава о которой ходила по городу довольно громкая.В конце занятия воспитатель подводит итог представления.
Зам. директора по воспитательной работе, учитель изобразительного искусства, МХК и музыки высшей категории Аксенова И.А.
Земская начальная школа, которую закончил С. А. Есенин.
В процессе экскурсии учащиеся также познакомились с жизнью, бытом и архитектурой российской деревни конца 19 начала 20 веков. Эти постройки находятся на участке, принадлежащем семье Есениных.
Временный дом семьи Есениных.
По дороге в Константиново мы делали остановку в городе Бронницы, где полюбовались храмовой архитектурой 16 века – Соборный комплекс Архангела Михаила.
Соборный комплекс Архангела Михаила. Экскурсия и всё увиденное и услышанное произвели на детей большое впечатление, и хочется думать, запомнятся им надолго. В заключение хочу отметить, что экскурсии играют большое значение в учебном процессе, помогают педагогу разнообразить формы и методы работы с учащимися, а им, в свою очередь, лучше усвоить получаемые знания. Учитель музыки первой категории Копченкова Е.Б.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки. «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».В.А.Сухомлинский. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира, совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании. Задача урока музыки - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, которые должны восприниматься как истина, указывающая путь к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни. Для того, чтобы современный урок музыки был интересным, разнообразным, необходим современный кабинет музыки, где обязательно должны быть портреты композиторов, музыкальные инструменты, аппаратура (проигрыватель аудио кассет,CD-, DVD- дисков и др. в соответствии с возможностями школы). Я хочу показать как в 7-мом классе по теме «Великие наши современники» раскрывается духовная тематика современного урока музыки.
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?
РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО:
Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР:
Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е);
ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?
Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:
Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.
Этого достаточно для первоклассников.
Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.
Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.
Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.
После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи - глагол.
В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.
Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.
Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему - Глагол.
Непременно используйте следующие игры:
И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.
Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:
В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.
Статья по теме:
«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы
Богомолова Екатерина Анатольевна
Люберцы
2012 год
Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.
Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.
Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.
В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)
Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.
После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).
Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?-табурет; что? – рисунок; кто?-кошка; кто?-друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет. Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).
Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами. Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.
В конце урока подводим итог.
На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю -- насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.
Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.
После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.
Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.
Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами). На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак, какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.
Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать? Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.
Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.
Демонстрационные пособия, используемые при изучении темы «Части речи»
Источники:
Имя числительное . Количество предметов, порядок при счёте. СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?)
Имя прилагательное . КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Признак предмета.
Имя существительное . КТО? ЧТО? Предмет, явление .
Глагол
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Действие предмета
Местоимение указывает на предмет, явление, не называя его.
Наречие . Признаки действий, признаки признаков. КАК? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?