Практическая психология

Обозреватель - Observer 2001 №1

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ

(от Договора об ОВСЕ 1990 г. к модернизированному Договору

об ОВСЕ 1999 г.)

Е.БУЖИНСКИЙ,

полковник,

заместитель начальника

ГУ МВС МО РФ

В.ПРОШКИН,

полковник,

начальник направления

международно-договорного управления

ГУ МВС МО РФ

со дня подписания Договора об обычных

вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

По этому случаю Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая значение Договора, в своем заявлении отметил: "Впервые в истории в масштабах целого континента создан эффективный режим контроля над обычными вооружениями и обеспечена беспрецедентная открытость в военной сфере. Договор позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен "холодной войны". Помог пережить без потрясений эпохальные изменения военно-политического ландшафта Европы в истекшем десятилетии".

Судьба Договора об ОВСЕ складывалась довольно непросто.

Модель европейской безопасности в 70-е и 80-е годы строилась на военно-стратегическом паритете двух военных блоков - ОВД и НАТО и двух "сверхдержав" - Советского Союза и Соединенных Штатов. Для сохранения мира и стабильности в Европе пришлось пройти несколько этапов изнурительной и бесперспективной гонки не только стратегических, но и обычных вооружений, навязанной нам Западом.

Ради мирного будущего Европы и для поддержания баланса военных потенциалов стран Варшавского договора и НАТО на более низких уровнях важно было на том историческом этапе остановить гонку вооружений. При этом необходимо было создать принципиально новые механизмы обеспечения безопасности в области контроля над обычными вооруженными силами в Европе. К тому времени в этом напрямую был заинтересован и Запад.

Важно заметить, что такой военно-политический разворот на европейском континенте стал возможным только после того, как Советский Союз обеспечил и количественную, и военно-техническую сопоставимость военных потенциалов.

По инициативе советской стороны в 1989 г. был разработан и подписан мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе. Этот мандат дал зеленый свет переговорному процессу между представителями семи государств ОВД и шестнадцати стран НАТО по решению проблемы ограничения потенциалов обычных вооруженных сил европейских государств. Предполагалось, что эта проблема будет решена путем разработки и подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Надо сказать, что путь к подписанию ДОВСЕ 1990 г. был сложным и порой драматичным. Иногда создавалось впечатление, что переговоры зашли в тупик, но на самых ответственных отрезках работы над соглашением стороны находили взаимоприемлемые компромиссы.

Еще при определении мандата переговоров советская сторона согласилась отложить проблему охвата информацией и ограничениями ВМС, выдав Западу определенный аванс, чтобы сдвинуть процесс снижения военного противостояния с мертвой точки. В ходе самих переговоров для выхода их тупиковой ситуации Советский Союз пошел на крупные подвижки по охвату договорными мерами средних бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков, боевых самолетов морской авиации наземного базирования, по вопросам складских запасов.

Справедливости ради надо сказать, что западные страны также вынуждены были проявить ответную гибкость (разумеется, под давлением советской стороны) во многих военных вопросах. Например, согласились значительно поднять уровень достаточности для одной страны (имелся в виду СССР), установить нужный нам потолок для артиллерии в 20 000 ед. вместо предлагаемых ранее 16 500 ед. Запад пошел также нам навстречу в вопросе ограничения легких танков и бронемашин с тяжелым вооружением. В целом в ходе переговоров удалось обеспечить необходимый и достаточный для нового облика наших Вооруженных Сил уровень обычных вооружений.

Преодолев многочисленные разногласия по сложнейшим проблемам, ДОВСЕ был согласован и подписан в Париже 19 ноября 1990 г.

Договор представляет собой довольно сложный документ, который предусматривает ограничения и сокращения, создавая одновременно разветвленную и всепроницающую систему информации и контроля, которой еще не знала история. Им устанавливается двухуровневая система количественных ограничений: для каждой группы государств (ОВД и НАТО) и для каждого государства. Для того чтобы ни одно государство-участник не могло иметь подавляющего военного преимущества, Договором предусматривается критерий, или правило достаточности, для одной страны, при котором ни одно государство в Европе не должно иметь более одной трети от совокупного количества вооружений и техники всех участников.

Составной частью ограничений являются региональные подуровни: для района Центральной Европы, расширенной Центральной Европы, тылового и фланговых районов. Смысл этих региональных ограничений в том, чтобы укрепить режим Договора, сделав невозможной концентрацию войск и вооружений в отдельных географических районах.

Достижение конечных уровней, то есть сокращение вооружений, обеспечивалось главным образом ликвидацией техники, переоборудованием части ее для невоенных целей и переклассификацией отдельных видов вооружений в другие, не подпадающие под ограничения. Хотелось бы подчеркнуть, что основное бремя сокращений в силу накопленных запасов оружия легло на бывший СССР - более 20 тыс. из примерно 70 тыс. ед., которые уничтожались по определенным процедурам.

Самым ярким примером прорыва, осуществленного в области укрепления европейской безопасности, без преувеличения является разветвленная система обмена военной информацией и уведомлений в сочетании с всеобъемлющей системой контроля. Запущенный с момента подписания Договора механизм обмена информацией уже сейчас оказывает большое стабилизирующее воздействие на обстановку в Европе, обеспечивая транспарентность и предсказуемость усилий государств-участников в военной области.

Подписанием ДОВСЕ были созданы условия для резкого снижения наступательных потенциалов одновременно всех государств-участников до уровня, лишающего эти государства возможности вести крупномасштабные операции в Европе. Тем самым Договор явился фактором обеспечения безопасности и стабильности в Европе (многие эксперты стали его называть "краеугольным камнем европейской безопасности").

Одновременно в Париже был принят Венский документ 1990 г. по мерам доверия и безопасности и подписана "Хартия для новой Европы".

В целом подписанные в Париже документы вошли в историю как крупные разоруженческие проекты, осуществленные на практике в самом милитаризованном регионе планеты.

Однако, несмотря на стратегическое значение ДОВСЕ, его базовые цели - преодолеть последствия раздела континента и заложить основы новой неделимой системы европейской безопасности - оказались невыполненными, прежде всего в связи с реализацией разработанных в Брюсселе планов расширения НАТО на Восток.

Таким образом, исторический шанс создать в Европе на рубеже 80-х - 90-х годов условия для долговременного мира и стабильности был упущен. К сожалению, натовские стратеги не удержались от соблазна реанимировать блоковый принцип стабильности с опорой на коллективную оборону. Кстати, до сих пор со стороны НАТО нет вразумительного ответа на вопрос: "От кого собирается обороняться военно-политический блок с мощнейшей военной машиной, которая продолжает наращивать свои силовые возможности на основе новейших технологий?"

Уже до окончания последней фазы сокращения обычных вооружений по ДОВСЕ (1994-1995 гг.) стало ясно, что военно-политические амбиции стран НАТО, прежде всего США, могут разрушить европейскую систему контроля над вооружениями со всеми вытекающими последствиями.

В этот период действия основных натовских стран стали открыто демонстрировать взятый ими курс на изменение в свою пользу военного баланса и силовое доминирование в Европе за счет безопасности других государств, особо не задумываясь при этом об адекватном учете интересов России в области безопасности.

Для достижения своих целей наши "уважаемые партнеры" все чаще стали брать на вооружение далеко не джентльменские и, если говорить откровенно, запрещенные для честных переговоров способы достижения своих целей, оказывая нажим на Россию на самом высоком политическом уровне.

Ситуация обострялась нарастающей дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе, где жесткие фланговые ограничения не позволяли России развернуть достаточные для эффективной борьбы с терроризмом группировки российских войск.

В этих сложных условиях защита интересов России в области военной безопасности потребовала значительно скорректировать построение наших приоритетов в области евробезопасности и контроля над обычными вооруженными силами в Европе.

Нами был взят курс на создание "запаса безопасности" для России в условиях расширяющегося НАТО. В 1996 г. стало ясно, что добиться этого можно за счет достижения таких договоренностей с натовцами, механизмы которых, с одной стороны, сдерживали бы военный потенциал НАТО, с другой - позволяли бы разжать "тиски" обременительных фланговых ограничений, предоставив возможность пресечь широкомасштабную террористическую деятельность на территории СКВО.

Особенность политической ситуации заключалась в том, что переговорная линия России должна была строиться таким образом, чтобы исключить даже малейшую конфронтацию с западниками по проблемам военной безопасности. Такова была реальность, и ее нельзя было не учитывать при формировании позиции России на различных переговорах. Специалисты в этой области знают, как трудно сделать переговорную позицию твердой и одновременно достаточно конструктивной.

В значительной степени многие перечисленные проблемы удалось снять за счет разработки и подписания Основополагающего акта Россия-НАТО, Венского документа 1999 г., однако первоочередная роль в этом принадлежит модернизированному ДОВСЕ.

"Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" был подписан 27 мая 1997 г. в Париже Президентом Российской Федерации с одной стороны и главами государств и правительств 16 стран-участниц НАТО с другой.

При подготовке Основополагающего акта Россия-НАТО, как и ожидалось, главной проблемой стал военный раздел соглашения. По таким вопросам, как принципы, механизмы в области консультаций и сотрудничества, удалось договориться довольно быстро с учетом интересов обеих сторон. А вот по военным вопросам натовцы делали все возможное для того, чтобы максимально ослабить и выхолостить документ.

Тем не менее в целом удалось вывести натовцев на обязательства по необходимому для нас военному минимуму: альянс отказался от размещения ядерного оружия и дополнительного развертывания сил общего назначения на территории новых членов, а также взял обязательство не создавать дополнительную военную инфраструктуру.

Подписанный российско-натовский документ в итоге получился не политической декларацией о намерениях, а соглашением, в котором зафиксированы конкретные материальные гарантии безопасности для российской стороны, однако в целом он не решил всех проблем.

Наглядной иллюстрацией разницы в подходах НАТО и России к формированию новой единой системы безопасности в Европе стали открывшиеся в 1996 г. и продолжавшиеся долгих четыре года переговоры по модернизации ДОВСЕ и Венского документа 1994 г.

Достаточно сказать, что изначальные переговорные позиции сторон были диаметрально противоположны. На столе переговоров оказались две, по сути, взаимоисключающие концепции ДОВСЕ и ВД-94.

Россия строила свою переговорную концепцию, преследуя вполне обоснованную и оправданную в сложившейся ситуации цель - минимизировать ущерб для военной безопасности России от расширения НАТО на Восток и существенно ослабить бремя фланговых ограничений для развертывания дополнительных сил на Северном Кавказе.

Натовские цели были диаметрально противоположны нашим - обеспечить возможность маневра крупными многонациональными силами (уже с учетом стран-новобранцев альянса) и держать Россию в рамках жесткого флангового режима, на чем особенно упорно настаивали турки и американцы.

Кстати сказать, против увеличения военных возможностей России на флангах были практически все участники переговоров, за исключением наших военных союзников - Белоруссии и Армении. Понятно, что такая политическая тенденция отнюдь не помогала продвигать российские позиции в ходе многосторонних (30 государств-участников) переговоров.

Буквально с боем давался каждый переговорный рубеж. Понижение суммарных потолков вооружений теперь уже 19 стран НАТО (они сократились в общей сложности почти на 13 тыс. ед. обычных вооружений), введение более жесткой национально-территориальной системы ограничений, создание сдерживающих механизмов на "переливы" вооружений между натовскими странами, транзит и переброски потенциально опасных для России группировок войск - все это результат кропотливой работы российской делегации.

Кроме того, натовцы не сразу, но все-таки вынуждены были согласиться сделать Договор открытым для выступления других европейских стран, а также признать применение политических механизмов в кризисных (чрезвычайных) ситуациях.

Многолетняя напряженная переговорная работа завершилась подписанием главами государств-участников Договора на саммите ОБСЕ в Стамбуле Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе - модернизированного Договора об ОВСЕ.

Новые элементы Договора в полной мере отвечают интересам России и соответствуют нашей общей стратегии на повышение роли России в европейских делах.

Вместе с этим необходимо признать, что сделать модернизированный ДОВСЕ всеобъемлющим документом, который решал бы все проблемы, не удалось.

Для правильного определения главных ориентиров на обозримое будущее весьма важно объективно и беспристрастно оценить и то, чего достичь в ходе переговоров не удалось. Такие оценки сводятся к следующему.

Во-первых, несмотря на предпринятые на различных уровнях усилия, не удалось поставить эффективные и действенные барьеры на пути расширения НАТО. Основополагающий акт и обновленный ДОВСЕ - это лишь определенный набор компенсационных мер в военной области, на которые нам удалось вывести натовцев в ходе переговоров.

Во-вторых, в рамках ДОВСЕ не удалось "зажать" территориальными потолками натовский авиационный компонент - боевые самолеты и вертолеты, ударные группировки которых сегодня способны самостоятельно решать исход практически любой военной операции.

В-третьих, не удалось добиться полной отмены фланговых ограничений.

Остались нереализованными и некоторые другие переговорные позиции.

Чем можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию вокруг модернизированного ДОВСЕ?

Во-первых, в сложившихся военно-политических условиях для нас важно не допустить срыва вступления в силу модернизированного ДОВСЕ и создать условия для его своевременной ратификации Российской Федерацией, так как он в целом не ослабляет обороноспособности России, укрепляет безопасность страны договорно-правовыми, невоенными методами.

При этом следует учитывать, что "минимально необходимые" условия для введения в действие Договора, сформулированные НАТО, остаются неизменными - только после того, как Россия впишется в адаптированные фланговые лимиты.

Во-вторых, ряд стран НАТО не прочь увязать начало ратификации и с выполнением принятых Россией обязательств по выводу вооружений из Молдавии и их сокращению в Грузии. Хотя на сегодня в официальной натовской позиции такой увязки нет, очевидно, что возможные сбои при выполнении этих обязательств могут привести к ужесточению линии альянса.

И наконец, натовцы не меньше нас заинтересованы в запуске адаптированного договорного механизма. Это открывает им возможность для начала переговоров о вступлении в ДОВСЕ стран-соискателей на вторую очередь натовского расширения (прежде всего - балканские и прибалтийские страны). Не замечать этого нельзя.

Вместе с этим нельзя забывать, что обновленный Договор дает эффективные рычаги воздействия на военные аспекты этого процесса. Дело в том, что уровни вооружений для новых членов ДОВСЕ, параметры развертываний иностранных сил на их территориях, возможности по "переливу" вооружений между старыми и новыми участниками Договора будут определяться консенсусом при обязательном участии России.

"Скорейшее вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ, - говорится в заявлении В.В. Путина по случаю 10-летия Договора, - укрепит жизнеспособность Договора, сделает его действенным инструментом обеспечения безопасности континента в XXI веке. Нет причин затягивать процесс ратификации адаптированного ДОВСЕ. Это наша твердая позиция. Завершаем подготовку для внесения этого документа на ратификацию в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации".

В связи с этим одной из важнейших задач сегодня является организация предметной работы по подготовке Соглашения об адаптации ДОВСЕ к вступлению в силу.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что даже в преддверии вступления в силу адаптированного Договора особого и более тщательного анализа требует работа по противодействию реализации новой стратегической концепции НАТО. Альянс не скрывает своего стремления к военно-силовому доминированию не только в Европе, но и за ее пределами, располагает военным потенциалом для ведения современных военных операций любого масштаба с применением суперсовременных ударных видов вооружений. Такой термин, как "неделимость безопасности", отбрасывается ими, что называется, с "порога".

Понятно, что говорить наравне с нами они будут только при условии, если Россия будет иметь сопоставимый оборонный потенциал и возможности для отражения агрессии. Для создания таких условий, на наш взгляд, кроме общих усилий в более широком контексте, необходимо настойчиво продолжать работать над созданием новых механизмов контроля над вооружениями и весомых в военном отношении мер доверия и безопасности в Европе.

В комплексе с другими мерами политического, экономического и военного характера они могут стать серьезным препятствием на пути реализации планов перерастания эпохи противостояния двух систем в "эру силового доминирования США и НАТО". Именно в этом сегодня видится комплексная угроза безопасности России, и этот процесс важно сдержать всеми имеющимися у нас сегодня средствами и способами. Контроль над вооружениями - одно из важных таких средств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

План
Введение
1 Ограничения
2 Развитие ДОВСЕ
2.1 Будапештское соглашение
2.2 Ташкентское соглашение
2.3 Фланговый документ
2.4 Соглашение об адаптации ДОВСЕ

3 Мораторий
Список литературы

Введение

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств - участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

1. Ограничения

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

· 40 000 боевых танков;

· 60 000 боевых бронированных машин;

· 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;

· 13 600 боевых самолётов;

· 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

2. Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

2.1. Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

2.2. Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами - участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

2.3. Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

2.4. Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

3. Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке. Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям. Ряд аналитиков указывал на факт, что на момент приостановления действия договора в распоряжении РФ находилось 21 820 боевых танков при предусмотренной квоте в 6350 единиц,а, для сравнения, Федеративная Республика Германия имела 2560 единиц при допустимом максимуме в 3444. Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, был использован как предлог для заявлений о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию. Однако при этом умалчивалось, что Россия содержит «внеквотовые» танки за пределами европейской части России, то есть полностью выполняет условия договора.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;

2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;

3. отмена фланговых ограничений для территории России;

4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

1992 года .

Договор устанавливал равновесие обычных вооружённых сил государств-участников двух военно-политических союзов на пониженном уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Договор являлся бессрочным. Каждое государство-участник имело право выйти из ДОВСЕ при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении .

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор , реки Урал и Каспийского моря , включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • 40 000 боевых танков ;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов ;

Ограничению подлежало также количество танковых мостоукладчиков , боевых машин пехоты (БМП) и бронетранспортёров (БТР), учебно-тренировочных самолётов , вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов , вертолётов Ми-24К и Ми-24Р .

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах, в том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский , Ленинградский , Северо-Кавказский , Одесский военные округа ВС СССР для ОВД ; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4 700 танков, 5 900 бронемашин и 6 000 артиллерийских систем.

Квоты по государствам

  • Бельгия - 334 танка, 1 099 ББМ , 320 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 232 боевых самолёта, 46 ударных вертолётов.
  • Великобритания - 1 015 танков, 3 176 ББМ, 636 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 384 ударных вертолёта.
  • Германия - 4 166 танков, 3 446 ББМ, 2 705 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 306 ударных вертолётов.
  • Голландия - 743 танка, 1 080 ББМ, 607 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 230 боевых самолётов, 69 ударных вертолётов.
  • Греция - 1 735 танков, 2 534 ББМ, 1 878 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.
  • Дания - 353 танка, 336 ББМ, 553 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 106 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.
  • Испания - 794 танка, 2 047 ББМ, 1 310 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 310 боевых самолётов, 80 ударных вертолётов.
  • Италия - 1 348 танков, 3339 ББМ, 1 955 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 142 ударных вертолёта.
  • Канада - 77 танков, 263 ББМ, 32 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 90 боевых самолётов, 13 ударных вертолётов.
  • Норвегия - 170 танков, 275 ББМ, 527 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 100 боевых самолётов, 24 ударных вертолёта.
  • Португалия - 300 танков, 430 ББМ, 450 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 160 боевых самолётов, 26 ударных вертолётов.
  • США - 4 006 танков, 5 372 ББМ, 2 492 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 784 боевых самолёта, 518 ударных вертолётов.
  • Турция - 2 795 танков, 3 120 ББМ, 3 523 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 750 боевых самолётов, 103 ударных вертолёта.
  • Франция - 1 306 танков, 3 820 ББМ, 1 292 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 800 боевых самолётов, 352 ударных вертолёта.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ , было разработано для урегулирования военного дисбаланса, связанного с произошедшими масштабными военно-политическими изменениями - расширением НАТО и вступлением в него ряда бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Этим Соглашением вместо зонально-групповой системы квот (по признаку членства в военно-политических союзах времён «холодной войны») вводились национальные и территориальные лимиты для каждого государства-участника (последние предполагали возможность размещения на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговорённого уровня). Предполагалось, что режим адаптированного ДОВСЕ будет способствовать укреплению безопасности каждого государства-участника независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам .

Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией , Казахстаном , Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, которые Россия взяла на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокировали процесс ратификации Соглашения. Позиция России состояла в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле до подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ, носили двусторонний характер и не имели отношения к ДОВСЕ, а потому не должны были являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и балканские страны (Словения, Албания и Хорватия), вступившие в НАТО в 2004 и 2009 годах, отказались присоединяться к ДОВСЕ.

Мораторий и приостановление действия Договора

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности Договора. В качестве основания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

В сопроводительной справке МИД указывалось, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации»:

Объявление моратория означало прекращение взаимного военного инспектирования и предоставления партнёрам по Договору информации о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также отказ России считать себя связанной количественными ограничениями. Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

В декабре 2007 года односторонний российский мораторий на исполнение ДОВСЕ вступил в силу. В то же время, российская сторона с учётом обращений ряда государств-участников ДОВСЕ приняла решение в порядке исключения продолжить участие в работе Совместной консультативной группы по ДОВСЕ, рассчитывая, что эта площадка будет задействована для разработки нового режима контроля над обычными вооружениями. 10 марта

Страны НАТО:

  • Бельгия - 106 танков, 229 ББМ, 133 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 77 боевых самолётов, 31 ударный вертолёт.
  • Болгария - 524 танка, 738 ББМ, 1 161 артиллерийская система калибра 100 мм и более, 57 боевых самолётов, 19 ударных вертолётов.
  • Великобритания - 337 танков, 1 353 ББМ, 305 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 411 боевых самолётов, 187 ударных вертолётов.
  • Венгрия - 155 танков, 599 ББМ, 30 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 50 боевых самолётов, 23 ударных вертолёта.
  • Германия - 1 048 танков, 2 050 ББМ, 734 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 301 боевой самолёт, 153 ударных вертолёта.
  • Голландия - 134 танка, 725 ББМ, 258 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 93 боевых самолёта, 21 ударный вертолёт.
  • Греция - 1 620 танков, 2 178 ББМ, 1 722 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 595 боевых самолётов, 30 ударных вертолётов.
  • Дания - 60 танков, 299 ББМ, 56 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 62 боевых самолёта, 12 ударных вертолётов.
  • Испания - 510 танков, 988 ББМ, 387 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 174 боевых самолёта, 28 ударных вертолётов.
  • Италия - 1 178 танков, 3 091 ББМ, 1 436 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 434 боевых самолёта, 107 ударных вертолётов.
  • Норвегия - 76 танков, 218 ББМ, 67 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 56 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
  • Польша - 900 танков, 1 492 ББМ, 1 048 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 118 боевых самолётов, 84 ударных вертолёта.
  • Португалия - 224 танка, 424 ББМ, 165 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 89 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
  • Румыния - 1 098 танков, 1 594 ББМ, 1 287 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 99 боевых самолётов, 23 ударных вертолёта.
  • Словакия - 69 танков, 352 ББМ, 122 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 23 боевых самолёта, 15 ударных вертолётов.
  • США - ~6900 танков, 701 ББМ, 204 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 185 боевых самолётов, 48 ударных вертолётов.
  • Турция - 2 543 танка, 2 528 ББМ, 3 239 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 335 боевых самолётов, 25 ударных вертолётов.
  • Франция - 776 танков, 2 735 ББМ, 666 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 424 боевых самолёта, 254 ударных вертолёта.
  • Чехия - 166 танков, 494 ББМ, 244 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 38 боевых самолётов, 25 ударных вертолётов.
  • Канада, Исландия и Люксембург не имеют в Европе боевой техники, ограничиваемой ДОВСЕ .

Всего НАТО (22 государства-участника ДОВСЕ) - 18 424 танка, 22 788 ББМ, 13 264 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 3 621 боевой самолёт, 1 085 ударных вертолётов.

Албания, Латвия, Литва, Словения, Хорватия и Эстония не присоединились к ДОВСЕ. Из них информацию, адаптированную к требованиям ДОВСЕ, предоставили Литва и Эстония.

  • Литва - 0 танков, 146 ББМ, 179 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
  • Эстония - 0 танков, 90 ББМ, 277 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.

Постсоветские государства:

  • Азербайджан - 750 танков, 1100 ББМ, 469 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 79 боевых самолётов, 84 ударных вертолётов.
  • Армения - 110 танков, 140 ББМ, 239 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 16 боевых самолётов, 15 ударных вертолётов.
  • Белоруссия - 1 469 танков, 2 270 ББМ, 1 265 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 128 боевых самолётов, 22 ударных вертолёта.
  • Грузия - 200 танков, 878 ББМ, 400 артиллерийская система калибра 100 мм и более, 27 боевых самолётов, 6 ударных вертолётов.
  • Молдавия - 0 танков, 208 ББМ, 148 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
  • Украина - 2 522 танка, 3 855 ББМ, 3 149 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 517 боевых самолётов, 147 ударных вертолётов.
  • Россия - 3 660 танков, 7 690 ББМ, 4 634 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 1 542 боевых самолёта, 365 ударных вертолётов.
  • Казахстан не имеет в Европе боевой техники, ограничиваемой ДОВСЕ.

В 2019 году согласно обязательствам по договору Армения утилизировала 21 единицу боевой бронетехники.

(Договор об обычных вооруженных силах в Европе). Об этом заявил российский МИД. Наверняка ряд мировых СМИ представит этот факт как демарш Москвы, угрозу безопасности Европы. На самом деле это всего лишь официальная констатация давно существующей реальности: ДОВСЕ умер много лет назад, несмотря на попытки его реанимации. Многолетние заклинания политиков на тему «пациент скорее жив, чем мертв», лишь оттягивали его мучения. Теперь, наконец, поставлен окончательный и точный диагноз: надежд больше нет, ДОВСЕ — политический труп.

Хотелось бы напомнить: ДОВСЕ был подписан в других политических реалиях, в 1990-м году, еще во времена противостояния «Варшавского договора» и НАТО. 19 ноября 1990 года в Париже его подписали 22 государства, входящих в оба военных альянса. Позже, уже после распада СССР, разделения Чехословакии и объединения Германии его участниками стали 30 государств.

Основной целью документа было установление военного баланса в Европе за счет сокращения вооруженных сил, обычных вооружений и техники: танков, бронемашин, артиллерии калибра 100 мм и выше, боевых самолетов, ударных вертолетов. Для контроля за выполнением положений договора предусматривался постоянный обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

Для каждого из участников договора устанавливались максимальные уровни вооружений и техники (ОДВТ - ограничиваемые договором вооружения и техника). Сверх этих уровней все подлежало сокращению. К середине 90-х годов выход на установленные уровни в основном был завершен. При этом было сокращено более 59 тыс. единиц обычных вооружений.

Главная проблема ДОВСЕ в том, что практически сразу после его подписания распался СССР, а следом и «Варшавский договор», из которого ряд европейских стран очень скоро вошел в НАТО, кардинально изменив расклад сил договаривающихся сторон. Потому 19 ноября 1999 года на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое предусматривало переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным. В частности, были установлены пониженные территориальные уровни вооружений Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Принято решение больше не пересматривать в сторону увеличения территориальные уровни этих стран, а также уровни вооружений Германии, Украины и Белоруссии. Страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов Альянса на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию.

Россия в ответ взяла добровольные обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех ОДВТ из Молдавии. Эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, однако стали частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Документ должен был вступить в силу после ратификации всеми участниками базового ДОВСЕ. Но его ратифицировали только четыре страны: Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия. Фактически только они все эти годы его и выполняли. Остальные страны увязали вопрос ратификации с политическими условиями взаимоотношений России с Молдавией и Грузией.

Ряд экспертов считает, что для Запада это было лишь поводом, чтобы не ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, так как к этому времени НАТО уже вовсю активно двигался к границам России.

В результате весной 2007 года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил объявить мораторий на исполнение Россией ДОВСЕ. 12-15 июня 2007 года по просьбе России в Вене была созвана чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ, на которой российская делегация внесла на рассмотрение пакет предложений по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ. Однако итоговый документ сторонам согласовать так и не удалось.

После чего 13 июля 2007 года президент Путин подписал указ о приостановлении Россией ДОВСЕ от 1990 года. связанных с ним договоров и стамбульского Соглашения об адаптации ДОВСЕ от 1999 года. В ноябре этот указ одобрила Госдума, и с декабря 2007 года Россия прекратила передачу информации о перемещении своих войск, вооружений и техники, предусмотренную договором и приостановила прием и проведение инспекций.

И вот теперь, как заявил руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур, начиная с 11 марта нынешнего года Россия приостанавливает участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ. Интересы Москвы в СКГ будет представлять Белоруссия. Пока.

Сколько продлиться это «пока» неясно. Но, как заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, «я думаю, что ни при каких обстоятельствах мы не вернемся к ДОВСЕ».

Подобное вряд ли теперь возможно — сегодня не 90-е годы. ДОВСЕ вполне мог быть еще какое-то время жизнеспособным, если бы соблюдался всеми сторонами-подписантами. Но этого не произошло. Потому окончательный выход России из ДОВСЕ, который в нынешних условиях ограничивает ее оборонительные возможности, по мнению не только российских, но даже и многих западных экспертов, является оправданным и логичным.

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад - 13 июля 2007 г. - президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Базовый ДОВСЕ

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД). Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс. боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев. Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД - Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО - Греция, Исландия, Норвегия и Турция). На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г. ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне. Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран. Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты - 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс. 680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств. Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Кризис ДОВСЕ

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из "восточной" в "западную" группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс. 509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора. Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ. Среди них - присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г. пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе "серых зон", возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

Действие документа приостанавливалось "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации - 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г., через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г. - участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как "краеугольный камень европейской безопасности", Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей. Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: "Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ - прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: