Практическая психология

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

Личное стоящих в ударном положении

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Спряжение первое

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и -уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: -ут или -ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 2-го спряжения имеют следующие окончания: -ат или -ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить . что данные слова имеют на конце -ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, стелют и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце -еть и -ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать . Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  1. Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  2. Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на -ить, то спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа - -ат или -ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  3. Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или -еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем -ют или -ут).

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Определите ударение. Укажите окончания. Назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-му лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда:

Как же поступать в этих случаях?

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме. Например: строим - строить;
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)",
  2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Образец рассуждения .

1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить . Глагол на -ить , значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и - ходим .

2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть , глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь .

669 . Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа.

Образец . Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить.

670 . Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида .

Образец . Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют]

Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу 2 ; отвечаю, отвечу.

671 . Образуйте глаголы с помощью приставки вы- . Обозначьте их спряжение.

Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные .

Образец . Гляди́м - выгляд[им], II спр.

Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём.

672 . Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы- , которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.

Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т.

673 . Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.

674 . Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно.

675 . Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные.

1. В..робьи 3 , в..рона, лягушка, волк, шмель 1 , филин.

Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать .

2. Гусь, кот, кузнечики, курица.

Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать .

676 . Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.

Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются.

677 . Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить). 4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать .

678 . Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька) . Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение.

      Всё, что в песне слав..тся,
      Всё, что сердцу помн..тся,
      Всё, что снится-вид..тся
      В стороне 3 лесной, -
      Милая красавица,
      Ласковая скромница,
      Белая берёзонька 2
      Дар..т мне весной.

(Н. Рыленков)

679 . Е или и ? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.

  1. Вертушинка всё время верт..тся, как егоза, шныря..т, журчит 1 , бормоч..т, звенит и пен..тся около каждого камня или упавшего ствола б..рёзы, тихонько напева..т, разговарива..т сама с собой, пришёптыва..т и н..сёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду.

    (К. Паустовский)

    • Тройка мчится, тройка скач..т,
      Вьётся пыль из-под копыт;
      Колокольчик 2 звонко плач..т,
      И хохоч..т, и визжит.

(П. Вяземский)

680 . Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей .

Образец . Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам .

Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681 . Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он . Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным 3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682 . Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.

683 . Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем? ) и т.д.

684 . Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..ждённо, - - .

Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.

685 . Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать , а также синонимы, помещённые в рамке).

686 . Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т. 4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени 3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером - не выруб..шь 2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.

Урок русского языка в 6 классе I вида.

Тема:Как определить спряжение глагола с безударным окончанием.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глаголов;

Закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глагола;

Сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме глагола и по форме глагола 3 лица множественного числа;

Развивать умение формировать выводы;

Развивать речь учащихся;

Работать над развитием слухового восприятия и над произносительной стороной речи;

Развивать внимание, память и мышление.


Ход урока.

  1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.

Как ваше здоровье?

Как ваше настроение?

Спряжение глаголов-?

Спрягать глагол -?

Типы спряжения.
? ?

глаголы на: глаголы на:

Это мы повторили определение спряжения глагола по … (окончанию).


-А сейчас определите спряжение глаголов по окончанию.

Кричат- летишь-

Лежат- спешит-

Стоишь- играешь-

Первый столбик выполняет бригада Сайына, а второй столбик выполняет бригада Кудера.Затем обменяетесь тетрадями и проверите, кто как выполнил задание.

III. Работа по новой теме (целеполагание)

Ребята, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

Правильно. Прочитайте слова, записанные на доске. (Дети читают)

Садишь - Поливает –

Лечат - Играешь -

Ходят - Гуляешь –

Поставьте ударения к словам.

Безударные окончания.

Что можно сказать о словах 1-го столбика?

Это глаголы, у них окончания безударные.

Нам нужно определить спряжение у этих глаголов . Что нам нужно сделать?

Чтобы определить спряжение глагола с безударным окончанием, надо поставить его в НФ.

Поставьте глаголы в НФ.

Садишь - садить

Лечат -лечить

Ходят –ходить

К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко второму спряжению.

А сейчас эти глаголы поставьте в форме 3-го лица множественного числа.

Садишь- садят.

Что можно сказать о словах 2-го столбика?

Как определить спряжение этих глаголов?

Нужно образовать неопределённую форму глагола из этих глаголов.

Образуйте НФ.

Поливает- поливать

Гуляешь –гулять

Играешь –играть.

Идёшь- идти.- К какому спряжению относятся эти глаголы?

К первому спряжению.

А сейчас эти глаголы поставьте в форму 3-го лица множественного числа.

Поливает- поливают

Гуляешь- гуляют

Играешь -играют.

Давайте, сделаем вывод. Кажык-оол, сделай вывод.

Если в НФ суффикс И, то это второе склонение, а если в НФ не суффикс Е, то это первое склонение.

Если глагол в форме 3-го лица множественного числа имеет окончания- ут, -ют- 1 спряжение.

Если глагол 3-го лица множественного числа имеет окончания –ат,-ят- 2 спряжение.

Правильно. Молодцы, ребята. (по ходу работы учитель помогает учащимся)

Будем выполнять задания и упражнения.

IV. Самостоятельная работа учащихся.


  1. Запиши глаголы в 2 столбика- по спряжениям.
1 спряжение. 2 спряжение.

(бегаешь, шутишь, стреляет, мечтаешь, дружим, рубишь, говорю, едут)


  1. Упражнение 383, стр. 138.
V. Закрепление пройденного.

Как нужно определить спряжение глагола с безударным окончанием? Расскажите на примере этих глаголов:

Следишь, следит, следят -

Спряжение этих глаголов можно определить по окончанию. Глаголы второго спряжения имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).Значит, эти глаголы 2-го спряжения.

Пекёшь, пекёт, пекут-

Окончания этих глаголов – ёшь, -ёт, -ут. Это глаголы 1-го склонения.

VI. Домашнее задание.


  1. Упражнение 385, стр. 138.

  2. Придумайте лингвистическую сказку о глаголах 1 и 2 спряжения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: