Практическая психология

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

* ~ * ~ * ~ * ~ * ~ *

Алексей Николаевич Плещеев (22 ноября 1825, Кострома -
26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик;
литературный и театральный критик. В 1846 году первый же сборник стихов
сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник
кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя
отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По
возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя
через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком,
издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта
(особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой.
На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста
романсов. . .

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения «Весна (Тает снег, бегут ручьи)» Плещеева

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна» — хрестоматийный образец детской поэзии конца XIX века. Прибегнув к анализу произведения, можно представить замысел поэта во всей полноте, понять его стиль и технику стихосложения.

История создания, жанр и размер

Стихотворение написано в 1872 году. Поэту 47 лет, он сотрудник журнала «Отечественные записки», переводчик, и его поэзия все чаще обращается к детям и теме детства. «Весна» написана в жанре пейзажной лирики, четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Основная тема, мысль и композиция

В произведении 5 четверостиший, по композиции его принято делить на 3 части. Первая часть посвящена пробуждению природы после долгой зимы. Пока еще март, но скоро весна вступит в свои права как полновластная хозяйка.

Во второй части появляется лирический герой и его переживания. Он радостно ждет обновления не только природы, но и собственной жизни, гонит прочь воспоминания о невзгодах зимы, надеется на лучшее, как и бедные труженики, крестьяне, которых он видит вокруг.

В третьей части поэта охватывает восторг от общего ликования людей и природы, нежность к детям и птицам, приветствующим весну.

Выразительные средства

Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.

В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.

Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.

Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».

Предварительный просмотр:

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

Часть 1.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

Весна!

Воспитатель:

Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.

Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:

Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель:

Вам понравилось это стихотворение? Послушайте еще раз, как красиво автор описывает приход весны (повторное прочтение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:

Осень.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Часть 2.

На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны - показывайте мне цветочек, а если осени - листочек.

Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)

Стало холоднее, высохли цветы… (осень)

Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)

Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)

Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)

Воспитатель:

Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!

Часть 3.

Подвижная игра «Скворечники».

Воспитатель:

Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).

Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).

Ход игры.

В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).

Воспитатель:

Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.

Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.

Игра проходит три раза.

Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.

Воспитатель:

Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.

Итог.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» и вспомнили стихотворение А.Н. Плещеева «Осень». Научились отличать признаки весны от признаков осени и поиграли в интересную игру. Вам понравилось занятие сегодня?

Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данный конспект занятия позволяет детям запоминать текст с помощью мнемотаблиц (картинок)...

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. ПЛЕЩЕЕВА «ВЕСНА». ПЕНИЕ

: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны, петь эмоционально, выразительно, самостоятельно; развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству....

Презентация к НОД Тема: «Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает»

Цели:1. Познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева «Весна»2. Учить называть признаки времен года3. Формировать представления о весне и ее характерных признакахЗадачи:1. Расширять сло...

Стихи Алексея Николаевича Плещеева о весне знакомы нам с самого раннего детства. Добрые, волшебные строки о прекрасном времени года читали нам папы и мамы, бабушки и дедушки.

«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье, впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Ни одно мероприятие, посвящённое весне, не обходится без рассказанных вслух удивительных стихов Плещеева. «Уж тает снег, бегут ручьи… » — это просто классика жанра, любимые, красивые строки.

«Весна»
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней…
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит…
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.

Плещеев был человеком удивительной искренности и душевной чистоты. Воспевая родную природу, он испытывал истинное наслаждение.

«И вот шатер свой голубой…»
И вот шатер свой голубой
Опять раскинула весна;
Окроплены луга росой,
И серебристой полосой
Бросает свет на них луна.

Светла, как детский взор, река,
И ветви ив склонились к ней
Под гнетом легким ветерка;
И прилетел издалека
С звенящей трелью соловей…

Прекрасны вы, дары весны;
И горе бедным и больным,
Чьи очи горьких слез полны…
Такие ночи созданы
Для тех, кто счастлив и любим!

Весна создана для тех, кто любит предстоящие радостные перемены, любить ловить моменты счастья.

«Весна»

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
«Гостья милая, здоро во!» —
Говорят они весне.

Уж теплее солнце греет,
Стали краше небеса…
Скоро всё зазеленеет —
Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик…
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу,
Взглянет весело вокруг;
Помолясь усердно богу,
Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной
Весь отдастся он трудам —
И пошлет господь обильный
Урожай его полям!

На плещеевских лирических пейзажах лежит особая, таинственная печать. Его сравнения и образы зачастую неожиданны и интересны.

«Быстро тают снега, побежали ручьи…»

Быстро тают снега, побежали ручьи,
И теплей небеса засинели…
Вот недолго еще — прилетят соловьи,
Зазвучат их влюбленные трели.

Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна!
Жду и я наболевшей душою,
Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна,
Разукрашенный яркой листвою.

Сколько раз этот шум, как ему я внимал,
На меня навевал примиренье;
Я сильнее любил, я полнее прощал,
Затихало в груди озлобленье,

Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей,
Когда всё вкруг тебя расцветает;
Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой,
С примиреньем в груди угасает».

«Весна»

В старый сад выхожу я, росинки
Как алмазы на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры:
Золотая пчела на цветке,
Разноцветные бабочки крылья
И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев!
Купол неба так чист и глубок!
И брожу я, восторгом объятый,
И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет
Полоса взбороненной земли,
И покрытые соснами горы
Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит
Вся природа под вешним лучом,
И душа благодарная чует
Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы
Ей навстречу звучат голосов,
И в моем воскресающем сердце
Ей привет вдохновенный готов!

«Весенней ночью»
Над росистыми лугами
Ветерок ночной гуляет,
Разговор ведет с цветами,
Травку тихо колыхает.

Над заснувшею долиной
Звезды яркие зажглися;
Звуки песни соловьиной
Из-за леса полилися.

Этой ночью не сидится
В душной комнате. Работа
Никакая не спорится,
И бежит от глаз дремота.

В эту ночь сильнее просит
Счастья сердце молодое;
Старика мечта уносит
В невозвратное былое.

Даже тот, чей взор слезою
Злое горе застилает,
Кто поник в борьбе с нуждою,
На мгновенье отдыхает

И, утешенный приветом
Расцветающей природы,
Забывает, что с рассветом
Вновь прийти должны невзгоды.

«Теплый день весенний…»
Теплый день весенний,
Солнышко блестит,
Птичка, заливаясь,
В поле всех манит.

Улицы, бульвары
Запрудил народ,
Пестрыми толпами
За город идет.

Праздничные лица
Радостно глядят;
Редко, редко встретишь
Невеселый взгляд.

Славно всем живется,
Так легко, что нет
У толпы нарядной
Ни забот, ни бед.

Только мне с тоскою
Справиться невмочь,
Как ее прогнать я
Ни стараюсь прочь.

Где б я ни был — всюду
Шепчет мне она:
«А твоя навеки
Отцвела весна!»

Зашумит ли в роще
Яркая листва,
Мне и в этом шуме
Слышатся слова:

«Нечего от жизни
Ждать тебе. Твой путь
Пройден, — не пора ли
Навсегда уснуть?

И когда сойдешь ты
В землю — над тобой
Зеленеть мы будем
Каждою весной!»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: