Практическая психология

Княгиня выведывает у змея тайну
его смерти и сообщает об этом мужу.
Княгиня открывается мужу -
князю Павлу. Он советует ей
выведать у змея тайну его смерти.

Князь Павел призывает к себе
своего брата Петра и рассказывает
ему о тайне змеевой смерти.
В Крестовоздвиженском храме
князю Петру является отрок и
показывает Агриков меч, лежащий
в расщелине алтарной стены.

Князь Петр показывает меч
брату и является на поклон
к снохе.
Князь Петр обнаруживает, что под
видом мужа к княгине явился змей.

Князь Петр на одре болезни.
Предстоящие рассказывают ему
о Рязанской земле, славящейся
своими врачами.
Князь Петр убивает змея.

Князя Петра везут на поиски
врачей в Рязанскую землю.
Слуга князя Петра приходит
в дом к деве Февронии.

Князя Петра привозят в дом
к деве Февронии, которая
соглашается исцелить его,
если он станет ее мужем
Слуга рассказывает князю Петру
о деве Февронии.

Князь Петр посылает к Февронии
сказать о своем согласии.
Феврония передает сосуд со
снадобьем и объясняет, как
получить исцеление.

Дева Феврония, получив лен,
повелевает слуге снять с печи
поленце, отрубить «утинок» и
передать князю Петру, чтобы он
изготовил из него ткацкий станок.
Князь Петр, испытывая мудрость
Февронии, посылает ей пучок льна,
чтобы она изготовила из него
сорочку, порты и убрусец.

Князя Петра помазывают в бане
снадобьем, присланным Февронией.
Князь Петр посылает сказать
Февронии о невозможности исполнить
ее задание. Феврония отвечает
князю тем же.

Князь Петр уезжает в Муром
и снова заболевает.
Исцеленный князь Петр посылает
Февронии дары, которые она
не принимает.

Исцеленный князь Петр увозит
Февронию в Муром, где они сидят
на пиру с князем Павлом и его супругой.
Князь Петр возвращается
к Февронии и вновь просит
об исцелении, дав слово,
что возьмет ее в жены.

Преставление князя Павла.
Боярин обвиняет княгиню Февронию
в бесчинном поведении за трапезой.
Князь Петр испытывает ее.

На пиру бояре предлагают княгине
Февронии удалиться из муромских
пределов. Взамен предложенного
откупа она выбирает своего мужа.
Бояре жалуются князю Петру
на Февронию, так как их жены
не хотят, чтобы она над ними
господствовала.

Кручина князя Петра об оставленном
отечестве и чудо о благословленных
Февронией срубленных деревцах,
выросших и распустившихся за ночь.
Отправившаяся в изгнание княгиня
Феврония обличает некоего
человека в блудных помыслах.

Бояре призывают Петра и Февронию
вернуться на княжение.
Междоусобица в Муроме.

Возвращение Петра и Февронии
в Муром и их благочестивое
Правление.
Петр и Феврония повелевают
изготовить себе единый гроб.

Петр посылает сказать Февронии,
вышивающей воздух, что умирает.
Она просит его подождать, пока
не закончит работу.
Иноческий постриг Петра и Февронии.

Одновременное преставление
Петра и Февронии.
Петр снова посылает к Февронии
сказать, что ждать уже больше
не может.

Положение усопших Петра и
Февронии в отдельные гробы.
Поставление гробов с телами Петра
и Февронии в разные церкви.

Разнесение тел Петра и Февронии
по отдельным гробам.
Обретение тел Петра и Февронии
в едином гробе.

Мощи прославленных Петра и
Февронии во едином гробе. Их
молитва ко Господу за град
Муром и всех христиан.
Вторичное обретение тел святых
Петра и Февронии в едином гробе.
Богослужения и исцеления у их мощей.

Церковь Троицы,
где хранятся мощи
святых
Петра и Февронии
Муромских.
Построена в
1642-1643 гг.

Здесь находится гроб
с мощами
Петра и Февронии
Муромских.
Жить в любви и
верности помогают
Святые чудотворцы
Петр и Феврония.

- Но разве всегда Петр поступал по совести?
Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным
героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини
выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.
Мудрая жена устроит дом свой,
а глупая разрушит его своими руками.
- Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

СКАЗКА
ЖИТИЕ
ПОВЕСТЬ
Сказка - произведение устного
Житие (в переводе с церковно-
По́весть - прозаический
народного творчества
вымышленных событиях,
участием волшебных,
фантастических сил.
славянского – «жизнь») – описание жизни
святых, их деяний.
Жития имели определенную структуру.
жанр, тяготеющий
к хроникальному сюжету,
воспроизводящему
естественное течение жизни.
- Повесть написана в форме жития, но нет
традиционного для житийного жанра построения
произведения (начало не соответствует
житийному зачину, испытания,
через которые проходят Петр и Феврония,
им посылает не дьявол, а создает зависть людей;
лишь финал – классический образец жития).
По́ весть - прозаический жанр,
тяготеющий
к хроникальному сюжету,
воспроизводящему естественное
течение жизни.



- Автор прославляет святых, создавая идеальные
образы.
- Достоверность «Повести…»
придают названия конкретных
мест действия (город Муром,
Рязанская земля, село Ласково).
- Первая часть «Повести…» похожа на
волшебную сказку о змее-искусителе,
вторая – на сказку о мудрой деве.
- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную
минуту обращаются к Богу.
- Герои повести – реальные люди.
(Петр и Февронья княжили в
Муроме в начале 13 века, умерли в
1228 году).
- Необычная смерть и посмертные чудеса
(пророчески предсказали свою смерть, умерли в
один день и час, не расстались после смерти; на
месте их погребения верующие люди получают
исцеление от самых тяжких недугов).
- В центре произведения - образ
простой крестьянской девушки,
которой приходится пройти через
серьезные реальные испытания.
о
с
- Сказочный зачин: «Есть в Российской
земле город… в нем правил князь по имени
Павел»
-Не указано точное время, оно
отсчитывается от последнего события:
«через год», «через день»,
«на следующее утро».
- Есть волшебные вещи: агриков меч.
- Добро побеждает зло (Пётр победил
змия).
- Загадки и хитроумные испытания.
- Постоянные эпитеты (лукавый змей,
блаженный князь, мудрая дева);
- повторы (два раза исцелялся, три раза
посылал к жене перед смертью).
ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОСКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
- В повести отражен один из
острейших конфликтов XVI века история рвущихся к власти бояр,
перебивших друг друга в
междоусобице.

- В чем основное значение «Повести…»?
Какие жизненные ценности
утверждаются в ней?
Жизнь по заповедям Божьим,
осознанное желание человека творить добро,
любовь и верность –
ценности, над которыми не властно время.

Слайд 2

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Слайд 3

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIIIв. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Слайд 4

Автор пытается решать современные ему проблемы:1. как правитель должен относиться к своим подданным;2. кто такие бояре и крестьяне;3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться;4. есть ли у зла свои служители?

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Жанровое своеобразие повести

Сказка? Житие? Повесть?

Слайд 15

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

Слайд 16

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

Слайд 17

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Слайд 18

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Слайд 19

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

Слайд 20

1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди.3.Детали.4. На первый план выдвигается личность крестьянки.5.Тема социального неравенства.6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Черты повести

Слайд 21

Слайд 22

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Слайд 23

Рака с мощами

  • Слайд 24

    В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

    Слайд 25

    Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

    Слайд 26

    Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

    Слайд 27

    Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромскогоЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

    Слайд 28

    АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

    Слайд 29

    Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

    Слайд 30

    Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

    Слайд 31

    ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

    Слайд 32

    Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+, 1998.2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998.3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru

    Посмотреть все слайды

    Святые Петр и Феврония










    МОЛИТВА святым благоверным князю Петру и княгине Февронии О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.








    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Если про день 14 февраля в нашей стране, к сожалению, знают все, то про день восьмое июля еще совсем недавно знали очень немногие. А ведь это как раз и есть наш «день всех влюбленных», а если говорить точно, то этот день в православии считается днем памяти Святых Петра и Февронии.

    А эти святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. И очень радостно, что в 2008 году этот день стал государственным праздником, и назвали его очень красиво – «День семьи, любви и верности».

    Кто же такие были Петр и Феврония? Согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

    Во сне князю было открыто, что это может сделать крестьянская дева Феврония.

    Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж.

    Супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились благочестием и милосердием.

    Скончались Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Только не стали хоронить их вместе, вопреки правилам монашеским.

    Положили каждого в гроб в разных церквях, но наутро обнаружили гробы пустыми. А тела их оказались в общем гробу.

    Решили люди, что кто-то перенес ночью тела, и вновь их разлучили, на сей раз крепко заперев. Но и на следующее утро тела супругов оказались вместе в одном гробу.

    Потому так и похоронили их, Петра и Февронию, вместе.

    Русская православная церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. История их любви подробно и красочно описана в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии".

    До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко.

    Сегодня эта традиция возрождается. По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и многие другие города России.

    По благословению покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 2004 году была создана общенациональная программа "В кругу семьи".

    В 2008 году день торжества в честь покровителей супружеской любви и верности получили официальный статус.

    Оргкомитет общероссийского праздника День семьи, любви и верности возглавила супруга президента России Светлана Медведева.

    Вот что она рассказала, отвечая на вопросы одной из газет: «Я думаю, для женщин этот праздник особенно значимый. Женщина должна по своей природе стремиться к смирению. Ее предназначение – хранить мир и любовь в семье. Конечно, сегодняшние пары более склонны к равноправным отношениям. Но все равно главными остаются любовь, взаимопонимание и уважение.»

    «Эта история счастья волнует любое женское сердце, да и мужское тоже. Все мы с детства знали присказку «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» и мечтали об этом. Так было сказано именно о них – о Петре и Февронии.»

    «Я всегда жила по принципу «не сотвори себе кумира», но в семейных отношениях для меня был важен пример моих родителей, бабушек и дедушек. Все в моем роду, и родные мужа тоже, прожили в одном, счастливом браке долгие-долгие годы.»

    «Мы долго колебались, какое слово в названии праздника поставить на первое место: «любовь» или «семья». «Конечно, по истории изначальна любовь. И понятно, что в основе семьи прежде всего должна быть любовь, но, помимо любви, семья – это великая ответственность и работа. И мы решили посвятить этот праздник именно семье, укреплению института семьи.»

    Девиз праздника: «Семья – единство помыслов и дел». Семья - это первооснова жизни. И мы должны стремиться любить то главное, что мы имеем: мужа, жену, детей, родителей – самых близких своих людей.»

    «Праздник идет из православной традиции и имеет духовное начало, но сегодня носит общественный характер и призван объединять людей разных вероисповеданий вокруг самого дорогого, что есть у каждого человека, – его семьи.»

    «Любовь любимых охрани…» Эти прекрасные слова принадлежат Илье Резнику, сочинившему специально к празднику «Гимн семьи». Там есть и такие строчки: Семья – любви великой царство, В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России.

    «Хорошую песню написал Марк Тишман – всего за одну ночь. О любви-то написано очень много, а вот о семье, о том, как ее беречь… Это новое. И это меня восхищает!» Светлана Медведева

    Символ праздника Символ праздника – ромашка – появился не случайно. Самый чистый и нежный летний цветок. И нет ничего красивее и изысканнее, чем свадебный букет из ромашек!

    С 2008 года патриарх Алексий Второй благословил на Божественной литургии 8 июля во всех храмах читать особые прошения о благополучии и укреплении любви в семьях верующих, об отказе супругов "от всякаго малодушия, самолюбия и гордости", о том, чтобы народ российский был многочисленным и благословение Господне наследовалось бы в нем из рода в род.

    Общественный комитет по наградам при «Международном центре «Семья» и «Народном клубе «Семья», руководствуясь указом Президента РФ «О проведении в 2008 году Года Семьи в России», выпустил «Памятную медаль святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев» с девизом "Верность Милосердие Подвиг".

    Утром в Муроме тысячи солнц рассыпались, засверкали на золотых крестах - так, наверное, сверкали и восемь веков назад, когда в стенах древнего Муромского кремля венчались Петр и Феврония.

    Как на свадьбу, с цветами и подарками, шли в Свято- Троицкий монастырь верующие. Приехали семьями со всей России, из-за границы - слышна английская, немецкая и даже арабская речь.

    К середине дня в Муроме даже немногие работавшие предприятия и учреждения объявили выходной - так велико было желание горожан присоединиться к празднику. Святых Петра и Февронию здесь чтут с незапамятных времен.

    Скульптурные композиции "Святые благоверные Петр и Феврония Муромские" установят в десяти городах России, от Владивостока до Ярославля.

    Святых супружеских пар немного. Петр и Феврония – одна из первых, причисленных к лику святых.

    За 8 веков, прошедших со времени их жизни, народ сложил легенды и предания об их верности и любви.

    Так давайте же праздновать этот день как день счастливой и верной любви, и стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих людей.


    Урок-презентация по древнерусской литературе (7 класс). "Любовь святая... (Святые Пётр и Феврония Муромские)". Цель урока: способствовать пониманию взглядов, идеалов народа, отраженных в «Повести о Петре и Февронии» учащимися, почувствовать нравственную красоту и духовную силу героев. Также на уроке следует сказать о Дне семьи, любви и верности, который начали отмечать в России в 2008 году. Дата для этого праздника выбрана неслучайно, так как в этот день православные вспоминают благоверную чету святых муромских чудотворцев Петра и Февронию - покровителей супружеской верности, любви и семейного счастья.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Любовь святая… (Святые Пётр и Феврония Муромские) Презентацию подготовила Трифонова Алёна Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 547 г. Москвы

    Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому… Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…»

    Святые Пётр и Феврония Муромские

    Пётр и Феврония Муромские Пётр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» История их любви осталась в местных преданиях и изображена в «Повести о Петре и Февронии», написанная в XVI в. Священнослужителем Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразм), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

    Пётр и Феврония О святых князе Петре и княгине Февронии достоверно известно крайне мало. Даже имена, под которыми они прославлены, до сих пор вызывают споры, поскольку неясно, какие имена у князя и княгини были крещальными, а какие иноческими. Так, по мнению одних исследователей, Пётр и Феврония – крещальные имена благоверных князя и княгини; по версии других исследователей, - имена иноческие, а крещальными именами князя и княгини являются упомянутые в летописи имена Давид и Ефросиния.

    Происхождение Муромских Святых Благоверный князь Пётр был потомком Ярослава Святославича, прославленного Церковью под монашеским именем Константина – младшего сына князя Святослава Ярославича Черниговского. Согласно летописным источникам Пётр (Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. До нас не дошло никаких сведений о детстве и юности благоверного князя Петра. Лишь «Повесть» сохранила романтическую историю о змее, якобы прилетавшем к невестке святого и за это убитым князем Петром. Но никакого подтверждения этой удивительной истории нет.

    Происхождение Муромских Святых Согласно преданиям, будущая княгиня Феврония была дочерью простого бортника-древолаза, собирающего мед диких пчел. Родина ее – небольшая деревенька Ласково под Рязанью (деревня существует поныне). В детстве и юности ее отношения с земляками не складывались, так как Феврония неординарной – одновременно мечтательной и набожной. До сих пор в Ласково показывают орешник, где Феврония подолгу молилась под ореховым кустом. Такой выбор места для молитвы вызывал удивление у ее земляков. Еще более их удивляло ее пренебрежение традициями и обычаями, сохранившимися с языческих времен.

    Происхождение Муромских Святых Отголоски пренебрежения обычаями и традициями отразились и на страницах «Повести», в которой говорится о том, что посланный князем отрок застал Февронию за ткацким станком – дело было летом, а в то время считалось, что заниматься ткачеством можно только зимой, дабы не обидеть духов-покровителей. Но Феврония на такие суеверия не обращала никакого внимания, за что односельчане почитали Февронию юродивой. Также осуждали Февронию за то, что она была лекаркой и приручала диких животных. «…И зашел [ отрок ] в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». (Отрывок из «Повести»)

    Как встретили друг друга Пётр и Феврония Житие и летописи не говорят о знакомстве будущих супругов; только «Повесть» рассказывает о том, как могли познакомиться наследник Муромского княжества и дочь бортника-древолаза. Согласно «Повести», после поединка со змеем князь Пётр покрылся струпьями от брызг змеиной крови. «Пётр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его. Прослышал Пётр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог». (Отрывок из «Повести»).

    Исцеление князя Петра Как же произошло чудесное исцеление благоверного князя Петра? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то говорит о том, что Пётр получил исцеление благодаря молитвам Февронии; другие полагают, что князь был вылечен благодаря лекарским секретам, ведомым юной девушке; третьи, подобно древним ласковцам, подозревают Февронию в колдовстве.

    Исцеление князя Петра Так описано исцеление в «Повести»: «Она же [ Феврония ] , взяв небольшую плошку, зачерпнула ей хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!.. …Потом князь Пётр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни… И дивился он столь быстрому исцелению».

    Свадьба князя и княгини Согласно преданиям, венчание было назначено на Петров день (празднование святых апостолов Петра и Павла). Следует заметить, эти предания совпадают с некоторыми историческими сведениями, особенно в том случае, если крещальным именем князя было именно Пётр. Многие князья старались приурочить свадьбу к собственному дню ангела. Рассказывая о венчании в Петров день, ласковцы добавляют, что Феврония, говоря о будущей свадьбе, предсказала – венчаться они поедут на санях. Поскольку дело было летом, никто не поверил ее словам. Но настал Петров день – и вдруг выпадает обильный снег. Несмотря на то, что он быстро растаял, в церковь невесте пришлось ехать на санях.

    Супружеская жизнь праведных князя и княгини Говоря о том, какой была жизнь молодой супружеской пары в Муроме, житие ограничивается лишь общими фразами: «… любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании».

    Супружеская жизнь праведных князя и княгини «Повесть» и местные предания говорят об этом более подробно. Бояре невзлюбили молодую княгиню-простолюдинку: «Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!»

    Изгнание из Мурома Неизвестно, сколько правил князь Пётр Муромом до того, как местные бояре решили «показать путь» своему князю. Однако и «Повесть», и местные предания единодушно называют причину – незнатное происхождение его княгини. Местные предания говорят, что бояре припомнили нелюбимой княгине не только низкое происхождение, но и обвиняли ее в связях с нечистой силой. «Повесть» описывает изгнание князя и княгини более красочно: князь Пётр предлагает сделать выбор самой Февронии. Она же устраивает боярам игру в загадки, не желая никаких сокровищ, но только своего супруга: «Обещала я вам, что, чего ни попросите, получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!»

    Возвращение в город Но изгнание продолжалось недолго. В Муроме, как и в любом городе с сильным влиянием народного веча, сразу же начинаются нестроения. Выплеснулась наружу и вражда бояр. Вскоре пришлось звать князя Петра с княгиней Февронией обратно в Муром: «И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали, обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

    Уход в монастырь Прожив счастливую и достойную жизнь, святые Пётр и Феврония решили оставить мир. Некоторые исследователи причиной ухода в монастырь считают безвременную кончину старшего сына Святослава. Житие называет другую причину – болезнь самого князя Петра. «Повесть» же и местные предания говорят о том, что святым супругам хотелось достойно, вдали от мирской суеты, в молитве подготовиться к переходу в вечность. Супруги, разойдясь по муромским обителям, приняли монашеский постриг. Не имея возможности увидеться и поговорить – согласно каноническим правилам, супруги, принявшие монашество, должны избегать близкого общения – святые посылали друг другу письма, в которых вели между собою духовные беседы.

    Кончина Святых Петра и Февронии Согласно «Повести», святые заранее приготовили для себя общий каменный гроб, в котором и завещали похоронить их. Этот гроб был поставлен в кафедральном соборе, где и находилась княжеская усыпальница.

    Кончина Святых Петра и Феврония Так описывает «Повесть» приближение кончины князя и княгини: «В то время когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго мужу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха… И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня… Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которых они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе…»

    «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им» «…Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас Своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед Владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

    День семьи, любви и верности С 2008 года в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских – 8 июля. Несмотря на то, что история праздника насчитывает всего несколько лет, он уже имеет свою награду – медаль за любовь и верность, которая вручается лучшим семьям России. С одной стороны медали изображается символ праздника «ромашка», с оборотной – лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: «За любовь и верность семье».

    В кругу семьи В 2008 году стартовала общенациональная программа «В кругу семьи». В рамках этой программы был установлен ряд памятников святым Петру и Февронии в различных городах России.

    Памятник в Муроме

    Памятник в Архангельске

    Памятник в Ейске

    Памятник в Омске

    Памятник в Абакане


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ: