Практическая психология

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает. Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. "Загадки Э. Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических наука

Классификация (от лат. classis - разряд, facio - делаю) наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. Современные науки подразделя-ются на три больших класса: естественные, общественные, тех-нические. Отличия естественных наук в том, что они основаны на соединении математического описания природы и ее экспери-ментального исследования. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производ-ством. Техническое знание свидетельствует об успешности прак-тического применения науки. Общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных объектов.

Родоначальник эмпирической науки Ф. Бэкон предложил клас-сификацию наук, в основу которой были положены основополага-

ющие способности человеческой души: память, воображение, ра-зум. В его классификации памяти соответствует история; вообра-жению - поэзия; разуму — философия. Философия - обобщенное познание, которое распадается на естественную философию, или учение о природе (физика, механика, метафизика и магия), и пер-вую философию (учение об аксиомах и трансценденциях).

В классификации наук родоначальника рационализма Р. Де-карта используется метафора дерева: корневищем является ме-тафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику.

Важно рассмотреть, как в России развивались представления о развитии наук и их классификации. Из наиболее ранних «опы-тов философствования» следует выделить опыт В.Н. Татищева (1686-1750), которого причисляют к идеологам Петровских ре-форм. Занимая высокие административные должности, он был одновременно видным членом «ученой дружины» и хорошо знал научную и философскую литературу, ему принадлежат труды по естествознанию, географии, педагогике. Он называл философию «филозофия» и рассматривал ее в качестве высшей науки, синтези-рующей все истинное знание. «Филозофия» не токмо полезна, - писал он, - но и нужна вере, и запрещающие филозофию либо сами невежды, либо подобно «злоковарным церковно служащим» сознательно стремятся удержать в невежестве и раболепстве на-род. Философское миросозерцание Татищева изложено в трак-тате «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», главная тема которого - самопознание человека с помощью естествен-ного «света разума». В основу классификации наук Татищев поло-жил принцип полезности и разделял науки на «нужные» ("богосло-вие, логика, физика, химия; их «нужность» обусловливалась тем, что они изучали Бога и природу, созданную Им), «щегольские» (различные искусства), «любопытные» (астрология, хиромантия и физиогномика) и «вредные» (гадание и колдовство).

Своеобразную классификацию наук дал Гегель. Выделенные им ступени природы отражали этапы эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности «мирового духа»

или «абсолютной идеи». Гегель выделяет логику, которая совпа-дает с диалектикой и теорией познания и включает в себя три раздела: учение о бытии, о сущности, о понятии; философию природы, где Гегель подчеркивал переход от механических яв-лений к химическим, далее к органической жизни и практике; философию духа, подразделяемую на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (фи-лософия как наука наук).

Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Сен-Симона (1760-1825), утверждающее необходимость основывать научные суждения на наблюдаемых фактах. Частные науки есть элементы общей науки - философии, которая станет позитивной, когда все частные науки (и, прежде всего, физиоло-гия и психология) станут позитивными, т.е. когда будут основа-ны на наблюдаемых фактах. Сен-Симон пытался перенести при-емы естественнонаучных дисциплин в область познания общества и считал, что следует искать универсальные законы, управляю-щие всеми явлениями природы и общества.

О. Конт (1798-1857), основатель позитивизма в философии, взял за основу классификации наук закон трех стадий интеллек-туальной эволюции человечества. По его мнению, классификация должна отвечать двум условиям - догматическому и историчес-кому. Первое состоит в расположении наук, согласно их содер-жательной зависимости, второе - в расположении наук, сообраз-но ходу их действительного развития, от древних к новым. Иерархия наук по степени уменьшения абстрактности и увели-чения сложности такова: математика, астрономия, физика, хи-мия, биология и социология, рассматриваемая Контом, как соци-альная физика. Удобно, считал он, группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: (а) начальной (математика - астро-номия), (б) конечной (биология - социология), (в) промежуточ-ной (физика - химия). В контовской классификации логика рас-сматривается как часть математики, а психология - как часть биологии и социологии.

В основу классификации наук Ф. Энгельса положена классифи-кация форм движения материи. Но так как классификация форм движения материи шла по восходящей линии от низшего к высше-му, то классификация наук приняла вид субординационной цепоч-ки: механика - физика - химия - биология - социальные науки. Энгельс предугадал универсальность перехода одной формы дви-жения в другую, хотя в это время были изучены лишь переходы между механической и тепловыми формами. Оказалось верным и его предположение, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. В XX в. именно на сты-ках наук появились многие перспективные области исследова-ния: биохимия, геохимия, психолингвистика, информатика и пр. Принципиальное отличие предложенной Энгельсом классифи-кации состояло в том, что в ее основу был положен принцип объективности: различия между науками обусловливались раз-личиями изучаемых объектов.

Предложенный Энгельсом принцип классификации может быть продолжен с учетом современных открытий новых форм движения материи. В связи с новыми данными естествознания различают шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологи-ческую, биологическую и социальную. Такая классификация форм движения материи может выступать основой классифика-ции наук.

Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным, комплексным. К основным формам относятся: физичес-кая, химическая, биологическая, социальная. Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молеку-лы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплекс-ным формам движения материи относят астрологическую (Ме-тагалактика - галактика - звезды - планеты); геологическую (физическая и химическая формы материи в условиях планетар-ного тела); географическую (физическая, химическая, биологи-

ческая и социальная формы движения материи в пределах лито, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комп-лексных форм движения материи в том, что господствующую роль в них, в конечном счете, играет низшая форма материи - физическая. К примеру, геологические процессы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, теплотой; геогра-фические законы обусловлены физическими и химическими ус-ловиями и соотношениями верхних оболочек Земли.

Дальнейшие шаги в развитии классификации наук предпри-нял В. Дилыпей (1833-1911). В работе «Введение в науки о духе» философ различает науки о духе и науки о природе по предмету. Предмет первых — человеческие отношения, предмет вторых -внешний по отношению к человеку мир. В науках о духе устанав-ливается связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание», которых нет в науках о природе. Понимание - источник и метод наук о духе (подробно см. раздел И, гл. 4).

В. Виндельбанд (1848-1915) предлагает различать науки не по предмету, а по методу, выделяет науки номотетические (от греч. nomothetike - законодательное искусство), направленные на ус-тановление общих законов, и идиографические (от греч. idios - осо-бенный + grapho - пишу), изучающие индивидуальные явления и события.

Противоположность природы и духа не дает исчерпывающе-го объяснения многообразию наук, поэтому Г. Риккерт (1863-1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существова-нии номотетических и идиографических наук, приходит к выводу, что различие наук вытекает из ценностной ориентации ученых. Естествознание свободно от ценностей, культура и индивидуа-лизирующее понимание истории есть царство ценностей. По-этому он делит науки на науки о природе и науки о культуре, которые охватывают такие сферы, как религия, церковь, пра-во, государство и даже хозяйство. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответству-ют три метода: объяснение, понимание, истолкование (эти поня-тия подробно рассмотрены в разделе II, гл.4).

4. Философия науки 97

Таксономия опасностей. Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока находится в стадии разработки.

Некоторые примеры таксономии:

P по происхождению различают 6 групп опасностей:

  • природные;
  • техногенные;
  • антропогенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • биологические;

P по характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

  • механические;
  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизиологические;

P по времени появления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные;

P по локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом;

P по вызываемым последствиям: утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

P по приносимому ущербу:

  • социальный;
  • технический;
  • экологический;
  • экономический;

P по структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых;

P по реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это – острые (колющие, режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

4. Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяются на потенциальные, реальные, реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно представляет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

При этом любое новое и позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайные происшествия (ЧП) – событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествия в технической системе, при котором восстановления технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшие к разрушению биосферы, к гибели или потере здоровья людей.

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира.

Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания.

"Загадки Э. Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.

Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук.

Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса.

Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества.

Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в.

возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов.

Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П.

Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу.

о

Теоретические и эмпирические науки

По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.

Слово "теория" заимствовано из древнегреческого языка и означает "мыслимое рассмотрение вещей".

Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований.

В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение.

В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.

Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения.

Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово "эмпирический" произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента.

Слово "эксперимент" заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент "задает вопросы" природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях.

Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента.

В настоящее время термин "эмпирические и теоретические" науки заменен более адекватными терминами "теоретические исследования" и "экспериментальные исследования". Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.

Фундаментальные и прикладные науки

С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки.

Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые - на наш образ жизни.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки "чисто научными исследованиями", подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки.

Некоторые ученые XIX в. утверждали, что "физика - это соль, а все остальное - ноль". Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические - опосредованными, зависящими от уровня развития первых.

Поэтому термин "фундаментальные науки" целесообразно заменить термином "фундаментальные научные исследования", которые развиваются во всех науках.

Например, в области права к фундаментальным исследованиям относится теория государства и права, в которой разрабатываются основные понятия права.

Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни.

Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов.

Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи.

Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.

Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым А. М. Ампером (1775-1836). Немецкий химик Ф.

Кекуле (1829-1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения - механическом.

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.

Учёный (метонимия от «учёный человек») – человек, предельно подверженный некритичному усвоению сравнительно больших объёмов повторяющейся информации и специализирующейся на систематизации относительно однородной информации (учений).

Особенности учёного

У учёного, в отличие от других типов людей, вера и знание могут соседствовать в его сознании на протяжении всей жизни неизменно, чтобы не происходило в окружающей действительности. Наиболее яркие примеры:

  • геолог может точно знать, что территория России не делится на «европейскую» и «азиатскую» части «света» и при этом непоколебимо в это верить,
  • правовед может точно знать, что Конституция СССР 1977 года провозгласила наличие «подлинной демократии в СССР» и при этом непоколебимо верить в то, что слово «демократия» не употреблялось в советский период,
  • историк может точно знать, что страны Средиземноморского бассейна существенно отличаются от стран, расположенных севернее Пиренеев, Альп и Балкан и при этом с маниакальным упорством верить в их «культурно-историческое единство».

Отличия учёного от исследователя

В отличие от исследователя учёный критично воспринимает, переосмысливает и систематизирует только ту информацию, на которой он специализируется.

Всю остальную повторяющуюся информацию он воспринимает как типичный верующий.

Типы учёных

Верующие

Подавляющее большинство учёных – верующие.

Знающие

В чистом виде знающие среди учёных встречаются крайне редко.

Виды учёных

Богословы

Богослов – носитель богословского мемплекса.

Обществоведы

Обществовед – носитель наукообразного мемплекса или в данном контексте деятель общественных наук.

Гуманитары

Гуманитар – разновидность обществоведа, деятель гуманитарных наук.

«Технари»

«Технарь» — деятель так называемых естественных наук.

Забавные факты

Учёные – самые аутистичные среди верующих, безвольно исполняющие роль «свадебных генералов» в популяризации и распространении веры.

Классификация наук по предмету исследования

1234Следующая ⇒

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений.

Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает.

Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания.

Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки.

Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо.

Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. "Загадки Э.

Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера.

На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки.

Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки.

В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.

Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т.

д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук.

Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права.

Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук.

Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов.

Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу.

Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических наука

Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию.

Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.

1234Следующая ⇒

Поиск на сайте:

Классификация наук

Человечество всегда стремилось к объяснению сложных явлений, к сведению их многообразия к какой-то определенности, системе.

Не является исключением и наука, которая стремится объяснить не только внешний и внутренний мир, окружающий человека, но и саму себя классифицировать по каким-либо критериям.

Наибольшую известность в ученой среде получила классификация наук, данная Ф.

Энгельсом в работе «Диалектика природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук отечественного ученого Б.М. Кедрова . Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования, разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в данном классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками.

Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук.

Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению.

Существуют и другие классификации наук.

Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г.

Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление. Например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю.

Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

Вопросы для самоконтроля:

В чем специфика научной деятельности?

3. Как вы понимаете высказывание А. Энштейна о различных типах людей, пребывающих в «храме науки»?

4. Что относится к основным целям и задачам науки?

Из каких элементов состоит структура науки?

7. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни настоящего ученого?

8. Что такое классификация наук? Какие классификации вы можете назвать?

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд ("структурный срез"). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблеме периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития ("эволюционный срез").

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю . Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) "первая философия" (впоследствии "метафизика" - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика ; в) физика , которая изучает различные состояния тел в природе.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) "Великое Восстановление Наук" предпринял Ф. Бэкон . В зависимости от познавательных способностей человека (таких, как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов").

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель . Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): а) Логика , которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; б) Философия природы ; в) Философия духа .

Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит по крайней мере две важные и позитивные идеи: направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления действительности, включая человека и общество); подчеркивание иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему.

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт . Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук, французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической формулы, Конт предлагал эту формулу "сжать", а именно сгруппировать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс . Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: во-первых, различные процессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. "Классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение". Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т.п. по мере развития наших знаний о материи и формах ее движения.

Оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский . В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два типа наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. Логика занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические.

Классификация современных наук:

1) по предмету и методу познания:

Естествознание - науки о природе;

Обществознание (гуманитарные, социальные науки) - об обществе;

О самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.).

Технические науки;

Современная математика - она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

2) по своей "удаленности" от практики:

Фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику;

Прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

3) по главным сферам естественных наук (материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная):

Физика -> химическая физика -> химия;

Биология -> ботаника -> зоология;

Анатомия -> физиология -> эволюционное учение -> учение о наследственности;

Геология -> минералогия -> петрография -> палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

Астрономия -> астрофизика -> астрохимия и другие науки о Вселенной.

4) Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п.

Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой".

Сегодня наука подразделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Так, Аристотель (384-322 до н.э.) выделял три большие группы таких областей : теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).

Наибольшую известность получила классификация наук , данная Ф.Энгельсом в научном труде «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

Современная система наук имеет сложную организацию. На основании предметного единства все дисциплины объединяются в комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных и антропологических наук .

Естествознание – это система знаний и деятельности, объектом которых является природа как часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание – система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе различного рода взаимодействий людей с природой и друг с другом возникает новая реальность – общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро - и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален и имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.

Гуманитарные науки своим предметом исследования имеют ценности общества: общественные идеалы, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т.д.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. К ним относятся физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина, криминология и т.п.


В Номенклатуре специальностей научных работников (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 16.11.2009 № 603) представлены следующие отрасли науки: физико-математические науки, химические науки, биологические науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, гуманитарные науки, филологические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, социально-экономические и общественные науки, экономические науки, педагогические науки, социологические науки, юридические науки, медицинские науки, науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Например, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

· исторические (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений);

· отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

· прикладные (криминалистика, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки : академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Обратим внимание на то, что некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

Таким образом, наука как таковая , как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин.

Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

· гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

· интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;

· поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

· развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

· концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

· стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. (Слайд 10)

В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

На уровне субъектов России управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти. Согласно ст. 12 Закона от 23 августа 1996 г. к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

· участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

· определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

· формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

· финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

· формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов;

· управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

· контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

· формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

· осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство Росси и обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования и науки РФ. Структурным подразделением Минобрнаки России выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

· обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

· содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

· В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК:

· разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

· контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности;

· разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца;

· выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

· Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки (кстати, на первый взгляд кажется, что стать академиком – это не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком в 32 года).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента (Осипов Юрий Сергеевич), вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук : Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры.

Весомый вклад в развитие науки вносят отраслевые (ведомственные) научно-исследовательские институты. Так, например, для проведения исследований в сфере права, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правоведения, при Генеральной прокуратуре РФ – Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, при МВД России - Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения, работающие в сфере юриспруденции.

Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения – научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете – декан или его заместитель по научной работе, на кафедре – заведующий кафедрой. Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы – научно-исследовательские части, сектора, отделы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук и других общественных объединений, занимающихся научными разработками. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Российская академия естествознания (РАЕ), Российская академия юридических наук (РАЮН) и др.

Таким образом, управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований национальной безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции российской науки в мировую.

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

Целью данной работы является раскрытие понятия науки, определение целей и задач учебной дисциплины и её взаимосвязи с другими дисциплинами.

В современном мире наука является:

– сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности;

– одной из форм общественного сознания;

– комплексной деятельностью, включающей процессы исследования, получения нового звания, суммы знаний, лежащих в основе научной картины мира;

– обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.

Всякое научное исследование является относительно сложным процессом во времени и пространстве от творческого замысла до окончательного оформления научного труда.

Изучать в научном смысле означает:

– вести поисковые исследования, как бы составляя вариантный прогноз будущего, используя свои способности, возможности, современные ресурсы, опирающиеся на реальные достижения науки, техники, технологий;

– задействовать не только процессы нахождения, выявления проблем, их описания, классификации, но и процедуры определения путей и методов их решения, оценки эффективности принимаемых направлений развития отраслей для общества;

– быть научно объективным.

Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо ознакомиться с основами научных исследований, научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.

Предметом изучения дисциплины «Основы научных исследований» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике.

Данная учебная дисциплина в некоторой степени является и частью научной дисциплины, которая в определенной мере освоена и внедрена в учебный процесс высшей школы. Она учит понимать сложный механизм научного творчества, принципы его функционирования, вырабатывает научный, как экономический, так и коммерческий, тип мышления.

Актуальность изучения дисциплины «Основы научных исследований» обусловлена необходимостью подготовки студентов к планированию, организации и осуществлению самостоятельной научной работы, а также при проведении курсового и дипломного проектирования.

Курс учебной дисциплины специальности «Основы научных исследований» предназначен для ознакомления, изучения, освоения и использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (экономистов, менеджеров, специалистов коммерции, торговли, маркетологов, финансистов, банкиров, бухгалтеров, логистиков, транспортников и т.д.).

Курс изучается с целью овладения общими принципами и методами проведения научных исследований в области экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства, привития навыков экономиста-исследователя.

Важнейшие задачи курса состоят в обучении студентов методам научных исследований экономики, включающими понятия науковедения и методологии научных исследований, организацию труда в научном коллективе, выбор направлений исследований и разработку методики их выполнения, в том числе с применением ЭВМ, экономико-математических и других методов.

Кроме того, изучение курса предусматривает формирование у будущего экономиста-менеджера осознанной необходимости применения научных методов исследований в хозяйствовании.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– знать сущность и принципы организации экономических исследований, методику проведения исследований, с исследовательской направленностью уметь работать с научной литературой;

– изучать, обобщать и анализировать экономическую информацию и давать научно-обоснованные рекомендации;

– закрепить имеющееся представление о моделировании производственных систем и экономических процессов;

– оформлять результаты исследований.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить цели и задачи дисциплины «Основы научных исследований».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие науки;

Определить цели и задачи учебной дисциплины

Выявить взаимосвязь курса с другими дисциплинами.

НАУКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Наука – это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.

Предмет науки – формы движущейся материи, и их отражения в сознании человека. Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождению и развитию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно технической революции сложилась единая система: “наука – техника – производство” .

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности .

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования выделены следующие науки:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.) .

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследований всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством образования и науки РФ 25 февраля 2009 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого- минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле .

Есть и другая классификация наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки подразделяют на фундаментальные (теоретические), которые объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально технических проблем.

Входе общественного разделения труда выделилось пять взаимосвязанных научных сфер: академическая, вузовая, отраслевая, производственная и вневедомственная.

В академических и вузовых структурах, прежде всего про водящих фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки принципиально новых видов техники и технологии, а также выполняют с участием отраслевой и заводской науки поисковые и высоко эффективные прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого характера .

К отраслевым научным учреждениям относят головные научно-исследовательские институты, конструкторские организации, а также опытные производства и станции, подчиняющиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно-технические центры, межотраслевые научно-технические комплексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные сельскохозяйственные станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень производства в отрасли, создают высокоэффективные комплексы машин, оборудования, приборов и материалов, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта растений, породы животных и т. д. Отраслевые научные учреждения подчиняются соответствующим органам управления, отвечающим за проведение единой научно технической политики.

Производственная наука развивается в центральных заводских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах и пр. Цели производственной науки – повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевременно обновлять.

В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научно-технических организациях, научных и инженерных обществах, научных кооперативах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: