Практическая психология

  • Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Явления ритма окружают нас всюду: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года...

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, как в жизни, текущей речи. Стихотворная речь особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи обычно есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в следующих стихотворных отрывках. Как подчёркивает он характеры героинь?

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...

Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, резкий, и это соответствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

Размышляем о прочитанном

  1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.
  2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

Творческое задание

К вечеру сказок Пушкина подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из сказки или нарисуйте кадры мультфильма на основе иллюстраций Т. Мавриной или Е. Пашкова к одной из пушкинских сказок.

С интонационно-синтаксическим строем художественной речи связана также ее ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой ритмичности отличается, разумеется, стихотворная речь . С очень давних пор люди заметили, что слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются (что было немаловажным, когда искусство слова бытовало только в своем устном варианте), легче воспринимаются, а главное, становятся красивыми и приобретают особое воздействие на слушателя (поэтому, кстати, в древности стихотворной формой пользовались не только в произведениях художественной словесности, но и в научных, скажем, трудах; например, знаменитая научная поэма Лукреция Кара «О природе вещей» написана стихами). Две последние функции остались ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать эмоциональное воздействие на читателя.

В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Так, в силу ряда особенностей русского языка (характер ударения, неразличение долгих и кратких слогов в безударном положении и др.) в нашем стихосложении совершенно не привилась силлабическая система , которая оказывалась очень плодотворной в польском и французском языках; зато в русском стихосложении нашли свое место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая система.

Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь . Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Проследим, например, ритмическую организацию одного отрывка из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (знаком «//» отмечены границы колонов): «В белом плаще с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». В приведенных примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно, однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде, делая фразы эстетически значимыми, но не привлекая особенного внимания читателя и не отвлекая его от идей, героев, сюжета и т.д.


Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация художественного текста; впрочем, на практике эти две стороны художественного синтаксиса настолько неотрывны друг от друга, что иногда говорят о темпоритме произведения. Темпоритм имеет своей функцией прежде всего создание определенной эмоциональной атмосферы в произведении. Дело в том, что разные типы темповой и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе определенные эмоциональные состояния и обладают способностью с необходимостью вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрителя; в таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень ясно. Прослеживается она и в художественной литературе. Посмотрим, например, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с собачкой»: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба, – Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все. кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоционального колорита сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торжественный и возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста буквально с физической ощутимостью. А скажи об атом иначе – короткими фразами, например, – и тут же пропала бы психологическая атмосфера.

О том, что такое прозаическое произведение, принято говорить только на фоне его отличия от текста стихотворного, однако, как это ни странно, при кажущейся очевидности отличия стихотворного текста от текста прозаического сформулировать, в чем именно состоит это отличие, в чем суть специфики стихов и прозы, зачем существуют эти два довольно трудно.

Проблемы разграничения прозы и стиха

Современное литературоведение, изучая отличие стихотворения от прозаического произведения, ставит следующие любопытные вопросы:

  1. Какая речь более естественна для культуры: стихотворная или прозаическая?
  2. Что такое на фоне стихотворного?
  3. Каковы четкие критерии разграничения стихотворного и прозаического текста?
  4. За счет каких ресурсов языка прозаический текст превращается в стихотворный?
  5. Насколько глубока разница между стихотворной и прозаической речью? Ограничивается ли она организацией речи или касается системы мышления?

Что первично: стихи или проза?

Писатель и литературовед Ян Парандовский, размышляя над тем, что такое прозаическое произведение, однажды заметил, что нет никаких научных данных о том, что человечество сначала разговаривало стихами, а не прозой, однако в истоках литературы разных стран стоит именно стихотворная, а не прозаическая речь. Это произошло из-за того, что именно стих первым возвысился над обиходной речью и стихотворная речь достигла своего совершенства задолго до того, как появились первые попытки художественной прозы.

Ян Парандовский немного лукавит, так как на самом деле существует немалое количество научных гипотез, в основе которых лежит предположение о том, что изначально человеческая речь была стихотворной. Об этом говорил и Дж. Вико, и Г. Гадамер, и М. Шапир. Но Парандовский точно заметил одно: мировые литературы действительно начинаются именно со стихов, а не с прозы. Жанры прозаических произведений сложились позднее жанров стихотворных.

Почему именно возникла стихотворная речь, пока точно не известно. Возможно, это связано с представлением об общей ритмизованности человеческого организма и окружающего человека мира, возможно, с изначальной ритмичностью детской речи (что, в свою очередь, тоже ждет объяснения).

Критерии отличия стиха и прозы

Известный стиховед Михаил Гаспаров видел отличие стихотворения от прозаического произведения, что стихотворный текст ощущается как текст повышенной важности и рассчитан на повторение и запоминание. Стихотворный текст, помимо того, что он делится на предложения и части предложений, делится еще и на такие части, которые очень легко схватываются сознанием.

По своей сути очень глубокое, но оно не инструментально, так как не предполагает четких критериев разграничения стиха и прозы. Ведь проза тоже может быть повышенной важности и тоже может быть рассчитана на запоминание.

Формальные признаки отличия прозаического и стихотворного текста

Формальные признаки отличия - короткие фрагменты предложения - также не могут быть признаны достаточным основанием. А. Г. Машевский отмечает, что на самом деле в стихи можно превратить даже статью из газеты, просто поделив ее предложения на фрагменты разной длины и записав каждый из них с новой строки.

Однако при этом будет слишком заметно, что предложения поделены условно, никакого дополнительного смысла этим делением тексту не придается, разве что юмористическое или ироническое звучание.

Таким образом, различия прозы и стихов заключаются не в каком-то одном признаке, но предполагают некие глубинные отличия. Чтобы понять, что такое прозаическое произведение, нужно знать, что прозаический и стихотворный тексты подчиняются разным текста и упорядоченности его элементов.

Слово в стихе и в прозе

Так сложилось, что традиционно проза определяется через ее отличие от стиха. Чаще принято говорить не об отличительных чертах прозы по сравнению со стихом, а наоборот - об отличии стихов от прозы.

Так, про слово в стихе российский литературовед Ю. Н. Тынянов говорил, что оно теснее, чем в прозе, связано с другими словами в произведении, теснее и его связь с конструкцией в целом, он назвал это «законом единства и тесноты стихового ряда», и это понятие актуально для литературоведения до сих пор.

Две тенденции в решении вопроса

Современной наукой предпринято много попыток сформулировать, что такое прозаическое произведение в отличие от стихотворного, и в этих попытках довольно отчетливо можно различить две тенденции. Ряд филологов считает, что самый важный критерий - это специфика звучания текста. Этот подход можно назвать фонетическим. В русле такой традиции понимания прозы и стиха высказывался еще В. М. Жирмунский, по мнению которого отличие стихотворной речи заключается в «закономерной упорядоченности звуковой формы». Однако, к сожалению или к счастью, далеко не все прозаические и стихотворные произведения четко отличаются друг от друга фонетически.

В противоположность этой традиции графическая теория настаивает на первичности характера записи произведения. Если запись упорядочена как стиховая (записано «в столбик», значит, произведение и является стихотворным, если текст записан «в строчку», значит, он прозаический). В русле этой гипотезы работает современный стиховед Ю. Б. Орлицкий. Однако и этого критерия оказывается недостаточно. Как уже указывалось выше, газетный текст, записанный «в столбик», не становится от этого стихотворным. Прозаические произведения Пушкина, записанные как стихи, не станут от этого стихотворными.

Таким образом, нужно признать, что внешних, формальных критериев различия прозаических и стихотворных текстов не существует. Эти отличия глубинны и касаются и звуковой, и грамматической, и интонационной, и жанровой природы произведения.

Стихотворная речь. Ее отличие от прозаической речи.

С интонационно-синтаксическим строем художественной речи связана также ее ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой ритмичности отличается, разумеется, стихотворная речь . С очень давних пор люди заметили, что слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются (что было немаловажным, когда искусство слова бытовало только в своем устном варианте), легче воспринимаются, а главное, становятся красивыми и приобретают особое воздействие на слушателя (в связи с этим, кстати, в древности стихотворной формой пользовались не только в произведениях художественной словесности, но и в научных, скажем, трудах; к примеру, знаменитая научная поэма Лукреция Кара ʼʼО природе вещейʼʼ написана стихами). Две последние функции остались ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать эмоциональное воздействие на читателя.

В стихах ритмичность достигается за счёт равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та͵ в свою очередь – от особенностей национального языка. Так, в силу ряда особенностей русского языка (характер ударения, неразличение долгих и кратких слогов в безударном положении и др.) в нашем стихосложении совершенно не привилась силлабическая система , которая оказывалась очень плодотворной в польском и французском языках; зато в русском стихосложении нашли свое место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая система.

Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь . При этом свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинœен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всœего за счёт приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста͵ а также различного рода ритмическими повторами. Проследим, к примеру, ритмическую организацию одного отрывка из романа Булгакова ʼʼМастер и Маргаритаʼʼ (знаком ʼʼ//ʼʼ отмечены границы колонов): ʼʼВ белом плаще с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилатʼʼ. В приведенных примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно, однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде, делая фразы эстетически значимыми, но не привлекая особенного внимания читателя и не отвлекая его от идей, героев, сюжета и т.д.

Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация художественного текста; впрочем, на практике эти две стороны художественного синтаксиса настолько неотрывны друг от друга, что иногда говорят о темпоритме произведения. Темпоритм имеет своей функцией прежде всœего создание определœенной эмоциональной атмосферы в произведении. Дело в том, что разные типы темповой и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе определœенные эмоциональные состояния и обладают способностью с крайне важно стью вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрителя; в таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень ясно. Прослеживается она и в художественной литературе. Посмотрим, к примеру, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской ʼʼДамы с собачкойʼʼ: ʼʼСидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба, – Гуров думал о том, как в сущности, в случае если вдуматься, всœе прекрасно на этом свете, всœе. кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинствеʼʼ.

Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоционального колорита сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торжественный и возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста буквально с физической ощутимостью. А скажи об атом иначе – короткими фразами, к примеру, – и тут же пропала бы психологическая атмосфера.

Стихотворная речь. Ее отличие от прозаической речи. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Стихотворная речь. Ее отличие от прозаической речи." 2017, 2018.

В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?

Если говорить о различении стиха и прозы, можно вспомнить пьесу

Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», где учитель наивно объясняет господину Журдену, чем стихи отличаются от прозы: «Все, что не проза - то стихи, и все, что не стихи, то проза». Мольер, естественно, пародировал недалекость и малообразованность героев. Кажущаяся самоочевидность ответа (например, «Есенин - стихи, а Достоевский - проза») доказывает лишь то, что эта разница есть, но никак не дает нам надежного критерия разграничения.

Проза, по Поспелову Г.Н., (от лат. prorsus - идущий прямо вперед, не возвращающийся) - это речь, не заключающая в своей интонации собственно ритмических акцентов и пауз, имеющая только логические (а также эмфатические) паузы и акценты (ударения). Под ред. Г.Н. Поспелова. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1988, с. 353

Стих в словаре Усольцевой Т.Н. и Сусловой Н.В. - (от греч. stichos - ряд, строка) - минимальная единица стихотворной речи. Выделение отдельных стихов в составе поэтического произведения графически специально подчеркивается печатанием отдельными строчками и, как правило, сопровождается рифмой. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 107

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усиливающих ритмичность работы.

Одно из отличий стихов от прозы заключается в том, что в тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же, когда словные акценты равны, на последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение, которое всегда неизменно, является основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи, и называется «константным» (лат. constantus -- установленный, постоянный) ударением, или константой стиха.

Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том, что в прозе такты отделяются только логическими паузами (обозначаются знаками препинания), стихи же отделяются друг от друга паузами ритмическими, которые показывают конец каждого стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение.

Вкратце следует добавить, что у стиха, в отличие от прозы, также имеется рифма - совпадение, созвучие окончаний двух или нескольких стихов, связывающее их между собой, и есть клаузула, ритмообразующая конечная единица стиха.

В прозе вся речь делится на отдельные группы слов, которые в каком-то отношении соразмерны. Эти группы слов называются тактами, они отделяются друг от друга интонационными паузами. Соразмерность таких тактов заключается в равном количестве словных ударений. Но ударения эти слышны только относительно, так как на деле никто не подсчитывает количество словных акцентов. Ритмичностью обладают нехудожественная речь (научная, публицистическая и т.п.) и, конечно же, художественная, так как она совершенна, и имеет законченную форму. Прозаический текст делится на абзацы, предложения, словосочетания. При определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации, что называется просодией, и делится на 3 группы в зависимости от падения ударения: в первую группу входят слова с самостоятельным значением, а именно знаменательные части речи, и они всегда ударны; во вторую группу входят слова служебных частей речи, и они всегда безударны; и, наконец, третью группу слов составляют слова-исключения из первой группы, на которых, в зависимости от контекста, либо ставится, либо не ставится ударение.

Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между ними различие внутреннее. Николаев А. И. Основы литературоведения. Иваново: ЛИСТОС, 2011. с. 15 Первое состоит в том, что прозе противополагаются стихи; последнее -- в том, что прозе, как мышлению и изложению рассудочному, противополагается поэзия, как мышление и изложение образное, рассчитанное не столько на ум и логику, сколько на чувство и воображение. Отсюда понятно, что не всякие стихи -- поэзия и не всякая прозаическая форма речи -- проза внутренняя. Мы знаем «стихотворения в прозе» и вообще такие произведения, написанные прозой, которые являются чистейшей поэзией: достаточно назвать имена Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. Если формально превратить любой текст в стих, даже это же предложение:

Если формально

Превратить любой

Текст в стих…

нельзя не согласиться с тем, что мы видим: связи «по вертикали» устанавливаются в этом тексте случайно, превращая информацию в нечто пародийное.

Надо заметить, что о свободе прозаической речи можно говорить лишь условно: на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования. Пусть в отличие от поэзии, художественная проза не знает рифмы и ритмической размеренности стоп, -- все-таки и она должна быть мелодична. И стих, и проза являются художественной речью, которая, в свою очередь, ритмична. А ритм - это проявление организованности, упорядоченности движения. Когда проза слепо подражает стихам и становится тем, что непочтительно, но верно характеризуют как «рубленную прозу», то это, можно сказать, неэстетично; но какая-то особая гармоничность и симметричность, особая последовательность слов, несомненно, прозе свойственна, и тонкий слух это чувствует. Достаточно вспомнить столь короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»: "Какой же русский не любит быстрой езды?!". Она звучит мелодично, не просто как отдельное предложение текста.

Слово в стихе, по мнению Е. Н. Дрыжаковой, приобретает б?льшую смысловую выразительность. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М.: Просвещение, 1978, с.23 Поэтому именно в стихотворной речи мы чаще встречаем метафоры (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 56

Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил: «У поэзии другое измерение» Эткинд Е. Разговор о стихах. Л., 1970. с. 14. Очень важно усвоить себе, что поэзия это больше, чем стиль: это -- миросозерцание; то же самое надо сказать и о прозе. Если поэзия делится -- приблизительно и обще -- на эпос, лирику и драму, то в прозе различают такие роды и виды: повествование (летопись, история, воспоминания, география, характеристика, некролог), описание (путешествие, например), рассуждение (литературная критика, например), ораторская речь; естественно, что эта классификация не может быть строго выдержана, и перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются между собою. Конечно, если автор сознательно и намеренно в поэтическом творении отступает в область прозы, то это -- другое дело, и здесь нет художественной ошибки: философские рассуждения или исторические экскурсы «Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю в эстетическую вину. А чисто-литературный факт взаимопроникновения прозы и поэзии свои более глубокие корни имеет в том, объясняется тем, что невозможно самую действительность делить на прозу и поэзию. Одно из двух: либо все на свете -- проза, либо все на свете -- поэзия. И лучшие художники принимают последнее. Для них -- где жизнь, там и поэзия.

Зачем крутится ветр в овраге,

Подъемлет лист и пыль несет,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет?

Зачем от гор и мимо башен

Летит орел, тяжел и страшен,

На черный пень? Спроси его.

Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

Затем, что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона.

Гордись: таков и ты, поэт,

И для тебя условий нет.

Пушкин А.С.

Если передать стихи прозой, то получится вот что: кораблю нужен ветер, чтобы плыть, а тот, в свою очередь, занимается ненужной работой: крутится в овраге, поднимает листву и пыль над землей. Орел, грозный и странный, повелитель птиц, зачем-то садится на трухлявый пень. Прелестная Дездемона, вместо того, чтобы полюбить человека своего круга из знати, легкомысленно влюбляется в мрачного и безобразного «арапа». И поэт таков же: создает свое искусство, не поддающееся ни логике, ни рассудку, воспевая то, что творится в душе. И этим можно гордиться. Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен, и вряд ли запомнится. Именно то, что неподвластно рассудку и логике приобщает поэта к неразумной природной стихии, что и делает его поэтом с большой буквы.

Прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; поэзия, в свою очередь, требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее -- носители не понятий, а образов. Проза рассуждает, поэзия рисует. Проза суха, поэзия взволнована и волнует. Проза анализирует, поэзия синтезирует, то есть, первая разнимает явление на его составные элементы, между тем, как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же родственна мировоззрению механистическому. Только поэт, такой как Тютчев, мог почувствовать и сказать: «Не то, что мните вы, природа; не слепок, не бездушный лик: в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

«Стих - это моментальный снимок души», и Бродский был абсолютно прав.

Поль Валерин, французский поэт, эссеист, философ, в книге об искусстве пишет что “поэзия есть большее выражение чувств”. Для него проза - это ходьба , а поэзия это танец .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: