Практическая психология

Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»

    Цель: познакомить с правописанием гласных о и е в суффиксах существительных, учить писать слова с этим суффиксом, формировать навык выделять изучаемую орфограмму, распознавать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных;

    способствовать развитию речевой компетентности;

    воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

    компьютер,

    интерактивная доска,

    индивидуальные карточки,

    алгоритм,

Формы работы:

    индивидуальная

    фронтальная

    в парах

Что развивается

    Развитие логического мышления

    Развитие аналитического мышления

    Развитие произвольного внимания

    Расширение лексики

    Умение делать обобщения

Оргмомент.

Установка.

Учитель. Ребята, сейчас мы находимся в этом уютном кабинете, у нас урок русского языка. Я рада вас видеть, мне хочется верить, что этот урок пройдет с пользой и для вас, и для меня.

Проверка дом. задания.

А) Беседа по домашнему правилу. (Рассказ ОК, примеры. Учитель и уч-ся слушают одного ученика, затем работа в парах. Учитель проходит, прислушивается к ответам)

За компьютером несколько человек работают по программе «Фраза», отрабатывают изученную орфограмму. (В классе 4 компьютера.)

Б) Упр. 252 .(Учитель заготовил карточки.)

Задание. Замени выделенные слова однокоренными существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

(Проверка по образцу. Образец на доске. Взаимопроверка с объяснением. Разбор ошибок.) Критерии: «5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3 ошибки.

Учитель : Какое слово на карточке оказалось лишним? (Бельч о нок.)

О правописании этого слова мы узнаем сегодня на уроке.

Итог проверки домашнего задания. (Отметить устный рассказ, оценки за работу по программе «Фраза», за дом. упр.)

Мотивация.

На доске написаны слова:

    Ш..пот,…;

    Нож…м,…;

    Друж…к, … .

Справка : этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

Учитель: Прочитайте слова и справку. Продолжите ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

(В первый ряд можно добавить слова шелк, желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот – шепчет, шелк – шелка, желудь – желудевый.)

(Учащиеся записывают слова первого ряда в тетрадь, подчеркивают орфограммы.)

Учитель. Назовите слова второго ряда.

(Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в которых после шипящих и ц в окончаниях пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения – е. В словах ножом, этажом, плечом пишется гласная о. Она ударная.)

Формулирование темы и цели урока.

Учитель . Прочитайте все слова третьего ряда.

(Дружок, жучок, ноченька.)

Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

Учитель. Назовите их главный общий признак. (Это имена существительные.)

Учитель: Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

(В этих существительных суффикс находится после шипящих).

Учитель. Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих.

(В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока – « Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».)

(Учитель пишет тему урока на доске.)

Формулируется вопрос – проблема: « Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?»

    Познакомиться с…;

    Учиться правильно… .

Цель урока : познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных;

учиться правильно писать существительные на данное правило.

    Составление схемы ориентировочной основы действия.

1 вариант.

Учитель. Еще раз обратимся к словам третьего ряда. Прочитайте их вслух и поставьте ударение.

В каком случае после шипящих в суффиксах имен существительных пишется о, а в каком – е ?

(

(Ученики читают правило по учебнику, потом повторяют его наизусть с примерами .)

Повторение правила (орфограмма № 18.)

2 вариант.

Ответ на вопрос – проблему ученики могут получить в готовом виде, ознакомившись с таблицей и прочитав правило на стр.106.

Чтение с пометками.

« Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?» (После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – буква –е.)

Учитель. Составьте кластер , ОК , (См. образец №18, 5 кл.), алгоритм. (Предлагается работа в парах, учитывая способности детей. Кто – то выполняет ОК, кто-то составляет алгоритм и т. д.)

Алгоритм. (Совместная работа с учителем)

    Прочитайте слово, определи часть речи.

    Выдели суффикс, подчеркни шипящую двумя чертами, гласную одной.

    Поставь ударение.

    Если ударение падает на суффикс, пиши о.

    Если ударение падает не суффикс, пиши е.

Учитель проходит, смотрит, слушает обсуждение в парах. Лучшие 2 работы защищают у доски.

Образец для рассуждения. (Слова из этапа «Мотивация».) Фронтальная работа.

Друж…к – это существительное, ударение падает на суффикс, значит, после шипящей пишу в суффиксе о.

Ноч.нька – это существительное, ударение падает на корень, значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

(Ученики, пользуясь образцом для рассуждения, объясняют следующие слова: (жучок, бельчонок)

    Формирование действия в материальном (материализованном) виде

1.Работа с образцом для рассуждения. (Сигнальные карточки)

Воспроизведение образца с подстановкой новых примеров (с опорой на текст правила в учебнике, стр. 106.)

Для этого упр. взять слова из учебника.

Учитель заготовил фразы. Учитель произносит слово, ученик показывает карточку с объяснением.

это существительное, ударение падает на суффикс , значит, после шипящей пишу в суффиксе о .

это существительное, ударение падает на корень , значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

Слова: снежок, лужок, пирожок, кружок, внучок, доченька, ноченька, подушечка, крошечка.

Учитель. Укажите значение суффикса (уменьшительно- ласкательное значение)

2.Упр. 254 . Фронтальная работа.

У доски с комментированием. Работа с алгоритмом или образцом рассуждения.

Учитель. Укажите значение суффикса. (Суффикс указывает на детенышей животных, на пренебрежительное отношение к предмету )

    Формирование действия в громкой речи.

(Интерактивная доска . Перетаскивание слов по столбикам или перемещение гласных в слова. Фронтальная работа. Второй вариант: 2 человека у доски)

Упр. 253. Распредели по столбикам. Работа в парах. Проговаривание образца для рассуждения, находящегося вне поля зрения. Ученики объясняют, в какой столбик писать слово.

Два человека на доске самостоятельно. (Проверка по образцу. Образец на доске, открыть одно крыло доски)

    Формирование действия во внешней речи про себя.

Упр. выполняется на карточках по вариантам. Тест. (Книга Т. А. Костяева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 кл.»

Заполни пропуски, используя образец рассуждения (образец вне поля зрения)

Упражнение проверяется. Исправляются, вписываются правильные слова.

Учитель проверяет карточки. Может выставить в журнал только положительные оценки.

Карточки. (Работа по перфокартам.) Проверяет учитель.

    Формирование действия во внутренний речи.

1.Упр. 255.

2. Творческая работа . 2 варианта.

1.Из кустика высунулся ч…рный нос…к, пок…зались хитрющие глазки. Это был---------. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать. Тут затр…щали в малиннике суч…чки. Это …………. …………….. ищет. Надо б…жать! Я только по…играть с…………….. хотел, но разве……………это док…жешь? (По Г. Снегиреву)

2. По д…роге топал ……… . Он меня з…метил и свернулся в клубоч…к. Закатил я колючего в кепку, принес д…мой. Днем…… лежал тихо. Ночью заб…рабанил нож…нками по полу. Я немного п…слушал, как звучат шаж…чки этого мотка колючей проволоки, и умиротворенно уснул. (По А. Баркову)

Подведение итогов урока .

Учитель . С какой темой познакомились на этом уроке?

Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?

Выставление отметок.

Домашнее задание. П.46, правило, упр.258. (дид. материал, индивидуальные задания)

По праву считается одним из самых сложных языков в мире, ведь правил, исключений и всевозможных особенностей в нём – хоть отбавляй. Например, вы знали о том, что в русском языке есть слово с нулевым корнем? Это слово «вынуть». А то, что слово «злой» является единственным односложным прилагательным? Или то, что англичане, чтобы запомнить русское «я люблю вас», применяют мнемонику «yellow- blue bus» ? Не правда ли, занимательно?

Но ещё более интересными являются особенности написания различных частей речи, к примеру, или букв. И, как показывает практика, зачастую именно правильное написание букв вызывает у людей наибольшие затруднения, а если говорить ещё более конкретно, то многие часто путают буквы «О» и «Ё», когда речь идёт об их написании после шипящих. Наверное, и вам выпадало видеть «интересные» слова типа: «петушёк», «девчёнка», «чечотка», «лжошь» и т.п.

Как пишется «О» и «Ё» после шипящих

Ниже мы рассмотрим написание букв «О» и «Ё» в позициях под ударением (в окончаниях, суффиксах, корнях и других частях, а также в местоимениях и заимствованных словах) и в безударных позициях.

Написание О и Ё после шипящих под ударением

Всегда в сильной позиции, т.е. под ударением после букв «ж», «ш»,» щ» и «ч» следует писать «О», т.е.:

В окончаниях имён существительных или прилагательных, а также в суффиксах наречий, которые заканчиваются на «о». Например: плащом, плечом, шалашом, ножом; горячо, хорошо; чужой – чужому, большой – большому

В суффиксах имён существительных. Например:

  • «Овщин (а)»: поножовщина
  • «Отк (а)»: трещотка, однако чечётка является исключением
  • «Об (а)»: трущоба, чащоба, однако учёба является исключением
  • «Онк (а)» или «онк (и)»: брючонки, ручонки, книжонка, распашонка
  • «Оныш» или «онок»: лягушонок, бочонок, медвежонок, мышонок, ужоныш
  • «Ок»: петушок, борщок, сапожок, толчок, крючок, прыжок
  • «Овк (а)»: речовка, плащовка, ножовка, чижовка, мелочовка – но здесь важно отметить, что «О» употребляется только в словах, являющихся производными от прилагательных и существительных, и их не следует путать с отглагольными существительными, например, «ночёвка»

В суффиксах имён прилагательных «ов». Например: холщовый, парчовый, ежовый, грошовый.

В суффиксах имён прилагательных и наречий «охоньк». Например: свежохонько, свежохонький.

В прилагательных и существительных на месте беглой гласной «о». Например:

  • Просторечные слова: нужон (от нужен), должон (от должен), страшон (от страшен)
  • Смешон (от смешной)
  • Кишок (от кишки)
  • Мошонка (от мошна)
  • Княжон (от книяжны)
  • Шов (от шва)
  • Поджог, изжога, ожог (от жечь)
  • Прожорливый, жор, обжора (от жрать)

В корнях слов, когда буква «О» не чередуется с буквой «Ё» после шипящих букв и всегда расположена в сильной позиции (под ударением). Например: вечор, шорох, шоркать, чопорный, чокаться, шоры.

В русских фамилиях, которые произведены от прилагательных, «О» или «Ё» пишутся, исходя из традиционной формы, т.е. так, как произведена запись в документах. Например: Пугачёв, Калачёв, Калачов, Хрущёв, Хрущов, Чернышёв, Чернышов и т.д.

Отдельно нужно запомнить, как пишутся следующие имена собственные с буквой «О» после шипящих: Шолохов, Жора, Печора, Печоры, Жостово

Если слова заимствованы из какого-либо другого языка, то после шипящих букв также будет писаться «О» , находящаяся в сильной позиции. Например: шоу, шоп, шорты, офшор, торшон, корнишон, крюшон, капюшон, анчоус, харчо, форс-мажор, пижон, джоуль, джокер, джонка, боржом и т.д.

Иноязычные имена собственные аналогично пишутся с буквой «О». Например: Джордж, Жорж, Чосер, Шоу, Джон, Джонни, Джоди, Джойс и другие

В любом другом случае после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ», находящихся в ударной позиции необходимо писать букву «Ё», т.е.:

В окончаниях глаголов «-ёте», «-ём», «-ёшь». Например: лжёшь, толчёте, печёте, печём, стрижёте, стрижём.

В несовершенных глаголах, которые оканчиваются на «-ёвывать» , а также в страдательных причастиях и именах существительных, образованных от них. Например: выкорчёвывать – выкорчёванный – выкорчёвывание; размежёвывать – размежёванный – размежёвывание

В именах существительных, образованных от глаголов и оканчивающихся на «-ёвка». Например: лущить – лущёвка, растушевать – растушёвка, ночевать – ночёвка.

В именах существительных, где есть суффикс «–ёр». Например: массажёр, ухажёр, тренажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр.

В страдательных причастиях, а также в прилагательных, образованных от глаголов и имеющих суффиксы «-ён» и «-ённ», и в словах, произведённых от них. Например: вощёный, учёный – учёность, тушёный – тушёнка, печёный, гружёный, жжёный – жжёнка, отрешённый – отрешённость – отрешённо – отрешён, размягчённый – размягчён, пропечённый – пропечён, напряжённый – напряжёнка – напряжённость – напряжённо – напряжён

В глаголах прошедшего времени и словах, производных от них, вместо беглой «О». Например: шёл – ушёл – пришёл, прочёл – учёл, жёг – поджёгший – сжёг – пережёг – обжёг – зажёг.

В местоимениях, стоящих в предложном падеже. Например: на чём? О чём? А также в словах: почём, нипочём, причём, ещё

В корне в сильной позиции после букв «ж», «ч», «ш», «щ» необходимо писать «Ё» в том случае, если в однокоренных словах ставится «Е». Например:

  • Щёлкать (щелчок), щёлочь (щелочей), щёлка (щель), щёки (щека), щёголь (щеголять)
  • Шёрстка (шерсть), шёпот (шептать), решётка (решето), пшёнка (пшено), кошёлка (кошель), дешёвка, дешёвый (дешевле)
  • Чёрствый (черстветь), чёрный (чернь), чёлка (чело), пчёлы (пчела), печёнка (печень), почёт (честь), вечёрка (вечер), бечёвка (бечева)
  • Тяжёлый (тяжесть), жёсткий (жесть), жёрдочка (жердь), жёны (жена), жёлтый (желток), жёлоб (желобок), жеванный (жевать)

В словах, заимствованных из иностранных языков, в которых в сильной позиции оказывается гласный звук, отличающийся от русского «О». Например: Шёнбрунн, Шёнберг, Шёц, Шёж, Шёст, Шёнбек

Написание «О» и «Ё» после шипящих в безударных позициях

Что касается написания «О» и «Ё» после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ», то здесь имеется всего два основных правила:

В определённых словах, заимствованных из других языков, в безударной позиции необходимо писать «О». Например: шофёр, шоколад, шоссе, шок, шовинизм, пончо, ранчо, лечо, чонгури, банджо, мажордом, мажоритарный, жонглёр, жокей, Чогори, Джонатан

В словах, в которых есть приставка «-меж» , в безударной позиции аналогично следует ставить «О» . Например: межобщинный, межотраслевой, межобластной

Таким образом, мы рассмотрели главные правила написания «О» и «Ё» после шипящих букв. И мы уверены, что если вы ещё несколько раз их повторите и усвоите их написание должным образом, проблем и путаницы у вас более возникать не будет, а станет более грамотным.

Выучить русский язык очень сложно. Что уж говорить об иностранцах, если даже носители не всегда помнят правило написания о/ё после шипящих – правило, которое очень часто приходится использовать в повседневной жизни.

Под ударением

В сильной позиции под ударением после букв ж, ш, щ, ч пишется «О», если:

  1. В окончании имени существительного или прилагательного, а также в суффиксе наречия, которое заканчивается на –о: ножом, шалашом, плечом, плащом; большой-большому, чужой-чужому; хорошо, горячо.
  2. В суффиксах существительных:
    • –ок: прыжок-прыжочек, крючок-крючочек, толчок, петушок, борщок;
    • –онок, -оныш: ужоныш, галчонок, мышонок, медвежонок, бочонок;
    • –онк(и), -онк(а): ручонка, распашонка, книжонка, брючонки;
    • –овк(а): мелочовка, чижовка, ножовка, плащовка, речовка – только в словах, произведённых от имени существительного и прилагательного. Не путать с отглагольными существительными типа "ночёвка"!
    • –об(а): чащоба, трущоба, но учёба (исключение);
    • -отк(а):трещотка, но чечётка (исключение);
    • -овщин(а): дедовщина.
  3. В суффиксах прилагательных -ов: парчовый, грошовый, ежовый, холщовый.
  4. В русских фамилиях, произведённых от кратного прилагательного, о или ё пишется в соответствии с традицией – так, как записано в документах: Чернышов и Чернышёв, Хрущов и Хрущёв, Калачов и Калачёв, Пугачёв.
  5. В суффиксах наречий и прилагательных –охоньк-: свежохонький, свежохонько.
  6. В существительных и прилагательных на месте беглого гласного «о»:
    • жрать – обжора, жор, прожорливый
    • жгла – ожог, изжога, поджог
    • шва – шов
    • княжны – княжон
    • мошна – мошонка
    • кишки – кишок
    • смешной – смешон; просторечные: страшный – страшон; должен – должон, нужен – нужон
  7. В корне слова, где буква «о» не чередуется с «ё» после шипящих и всегда находится под ударением: чокаться, чопорный, шоркать, шоры (шорник, шорный, зашоренный), шорох, вечор. Следует отдельно запомнить написание следующих имён собственных с буквой «о» после шипящих: Жостово, Печоры, Печора, Жора, Шолохов.
  8. Ещё одно правило гласных после шипящих касается заимствованных из другого языка слов. В них тоже пишется буква «о» под ударением: боржом, джонка, джокер, мажор, джоуль, пижон, форс-мажор, харчо, анчоус, капюшон, крюшон, корнишон, торшон, офшор, шорты, шоп, шоу. Иностранные собственные имена также пишется с буквой «о»: Джойс, Джон, Шоу, Чосер, Жорж и др.

Во других случаях после шипящих ж, ч, ш, щ в ударной позиции пишется буква «Ё»:

  1. В окончаниях глаголов –ёшь, -ём, -ёте: стрижёт, печём, толчёте, лжёшь.
  2. В несовершенных глаголах на –ёвывать и в образованных от них существительных и страдательных причастиях: размежёвывать – размежёвывание - размежёванный, выкорчёвывать – выкорчёвывание – раскорчёванный.
  3. В существительных, которые образованы от глаголов и заканчиваются на -ёвка: ночевать – ночёвка, растушевать – растушевка, лущить – лущёвка.
  4. В существительных с суффиксом –ёр: ретушёр, стажёр, дирижёр, тренажёр, ухажёр, массажёр.
  5. В страдательных причастиях, в отглагольных прилагательных с суффиксами -ённ- и -ён- и в производных от них словах: напряжённый – напряжён – напряжённо – напряжённость - напряжёнка; пропечённый – пропечён; размягчённый – размягчён; отрешённый – отрешён – отрешённо - отрешённость; жжёный - жжёнка; гружёный; печёный; тушёный - тушёнка; учёный - учёность; вощёный.
  6. Вместо беглого «о» в глаголах мужского рода прошедшего времени и в производных от них словах: жёг – зажёг – обжёг – пережёг – сжёг – поджёгший; прочёл – учёл; шёл – пришёл – ушёл.
  7. В корне под ударением после ж, ч, ш, щ пишется «Ё», если в однокоренных словах на этом месте пишется буква «Е»:
    • жёваный (жевать), жёлоб (желобок), жёлтый (желток), жёлудь (желудёвый), молодожён (жена), жёрдочка (жердь), жёсткий (жесть), тяжёлый (тяжесть);
    • бечёвка (бечева), вечёрка (вечер), почёт (честь), печёнка (печень), пчёлы (пчела), чёлка (чело), чёрный (чернь), чёрствый (черстветь);
    • дешёвый, дешёвка (дешевле), кошёлка (кошель), пшёнка (пшено), решётка (решето), шёпот (шептать), шёрстка (шерсть);
    • щёголь (щеголять), щёки (щека), щёлка (щель), щёлочь (щелочей), щёлкать (щелчок).
  8. В местоимениях в предложном падеже: что – о чём, на чём. В словах "ещё", "причём", "нипочём", "почём".
  9. В заимствованных словах, где под ударением гласный, отличный от русского «о»: Шёнберг, Шёнбрунн, жён-премьер.

Безударная позиция

Относительно правописания о/ё после шипящих правило гласит следующее:

  1. В некоторых заимствованных словах в безударной позиции пишется «о»: жокей, Джонатан, жонглёр, мажоритарный, мажордом, банджо, чонгури, лечо, ранчо, пончо, шовинизм, шоссе, шоколад, шофёр; шок – шокировать.
  2. В словах с приставкой меж- не под ударением также пишется «о»: межобластной, межотраслевой, межобщинный.

Теперь вы знаете правило - гласные после шипящих, их правописание больше не будет для вас проблемой.

1.1. Буква "о" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она находится под ударением в следующих случаях:

  1. В окончаниях существительных, прилагательных и в суффиксе наречий, например: плечо , большо й, горячо .
  2. В суффиксах -ок, -онок, -чонок, -онк(а), -онк(и), -овк(а), -об(а), -отк(а), -овщин(а) существительных, например: кружок , мыщонок , волчонок , мошонка , мелочовка , трущоба , трещотка , поножовщина . Исключение : учёба .
  3. В суффиксах -ов прилагательных , например: ежов ый, холщов ый.
  4. В существительных на -овка и -овник , образованных от прилагательных с суффиксом -ов , -ев , например: речовка (образвано от прилагательного речев ой), ножовка (образовано от прилагательного ножев ой), крыжовник (исключение). Но! Не стоит путать с существительными, образованными от глаголов, например: ночёвка (от глагола ночевать), кочёвка (от глагола кочевать).
  5. В суффиксах -охоньк прилагательных и наречий, например: свежохоньк о.
  6. На месте беглой гласной в существительных и прилагательных, например: поджо г (жгу), обжо ра (жрать), шо в (шва), смешо н (смешной), прыжо к (прыжка).
  7. В корнях слов, когда "о" не чередуется с "э", например: чо кнутый, шо рох, чо порный.
  8. В корнях заимствованных слов, например: джокер, мажор, джоуль, пижон, шорты, шоу, Джон, анчоус, харчо.

1.2. Буква "ё" после шипящей (ш, щ, ж, ч) под ударением пишется в остальных случаях, а именно:

  1. В окончаниях глаголов -ешь, -ет, ем, -ете, например: стрижёшь, печёте.
  2. В глаголах на -евывать, отглагольных существительных на -евывание, причастиях на -еванный, например: разжёвывать , разжевывание , разжеванный .
  3. В отглагольных существительных на -евка , например: кочевка (от глагола кочевать), ночевка (от глагола ночевать), тушёнка (тушить).
  4. В суффиксах -ер сужествительных, например: стажёр , ухажёр .
  5. В суффиксах -ённ и -ён причастий и отглагольных прилагательных, а так же образованных от них слов, например: запечённ ый, запечён , упрощённ ый, упрощён , упрощёнка, напряжённ ый, напряжён , напряжённ ость.
  6. На месте беглой гласной в глагольных формах мужского рода, например: сжё г (жгла), прочё л (прочла), ушё л (ушла).
  7. В корнях слов, к которым имеются однокоренные слова с буквой "е", например: жё лтый (желтеть), тяжё лый (тяжесть), пчё лы (пчела), счё т (счесть), жё ны (жена), решё тка (решето), щё лка (щель).
  8. В словах: чё м, почё м, нипочё м, причё м, ещё .

2. Правописание безударных о/ё:

2.1. Буква "е" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она безударная в следующих случаях:

  1. Если в однокоренном слове буква ё/о оказывается под ударением, например: же лтеть (жё лтый), шептать (шёпот).

2.2. Буква "о" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она безударная в следующих случаях:

  1. В заимствованных словах, например: шо фёр, лечо , пончо , Шо тландия, шо колад, шо ссе, шо кировать.
  2. В словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, например: межо траслевой.

Корешок, петушок, пушок, ремешок, гребешок, дружок, кружок, лужок, пирожок, снежок, сапожок, творожок, рычажок, утюжок, флажок, шажок, барашек, воробышек, горошек, орешек, хлебушек, овражек.

Башмачок, воротничок, значок, кушачок, хомячок, крючок, пятачок, сучок, старичок, родничок, сундучок, червячок, язычок, ярлычок, дождичек, комочек, кусочек, ножичек, чулочек, ящичек, внучек, звоночек, замочек, платочек.

Горшечек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, клочочек, пучочек сучочек, стручочек.

Бумажонка, книжонка, одежонка, рубашонка, старушонка, девчонка, лавчонка, ручонка, собачонка, шапчонка, юбчонка, реченька дороженька, доченька.

Верблюжонок, медвежонок, ежонок, моржонок, лягушонок, мышонок, пастушонок, грачонок, зайчонок, галчонок, сычонок, барсучонок, волчонок.

I. 1. На переезде послышался рожок стрелочника. (Кат.) 2. В полдень дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок. (Ник.) 3. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется (П.) 4. На лугу во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. (Пришв.)

II. 1. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (Пауст.) 2. Старичок покачнулся вперед, заговорил. (М. Г.) 3. Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.) 4. Дима вел научные наблюдения что-то все время записывал в свой дневничок. (В. Кологривов.) 5. На бору, на яру стоит мужичок - красный колпачок. (Загад.) 6. Дедушка и внучек вытащили шаланду на берег. (Кат.) 7. Это был дикий безлюдный кусочек берега, и здесь Петя чувствовал себя очень хорошо, спокойно и немного грустно. (Кат.) 8. Варюша купила махорки, завязала ее в мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. (Пауст.) 9. Каждый комочек Лева разминает руками, каждый малейший камешек показывает профессору. (Пришв.)

III. 1. В это время в толпе партизан показался пастушонок. (Фад.) 2. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. (Пришв.) 3. Получив шлепок, медвежонок кубарем откатывался в сторону. (Усп.) 4. Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. (Песк.) 5. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (Пришв.) 6. Молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется - потом несколько дней сыт. (В. Бианки.)

IV. 1. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (Т.) 2. Старик мирно спал под деревом на опушке, подложив под голову мягкую шапчонку. (Фад.) 3. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеется. (Л. Г.)

V. 1. Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучонка убраны снегом. (Наг.) 2. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Загад.)

Выпишите слова: 1) с о - е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных в одну колонку; 2) с е - о после шипящих в корне в другую.

1. При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жук.) 2. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем. (Сухомл.) 3. Плавунчик закружится в луже, как волчок, возмутит воду, закружит водяных жуков в водоворот и хватает их потом как с блюдечка. (Сл.) 4. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса… любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. (Уш.) 5. Вершины тополей шумели под холодным ветром, бледный рожок месяца одиноко висел в черном небе. (Н. Дубов.) 6. Черная лохматая собачонка рычит на нас, но не лает. (Ю. Гр.) 7. Солнышко серп нагревает, солнышко очи слепит, жжет оно голову, плечи, ноженьки, рученьки жжет. (Н.) 8. Шорохи и разряды усилились, голос походил на ниточку. (Дем.) 9. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались. (Пол.) 10. Зеленый язычок листа весна задорно показала. (И. Груздев.) 11. Долго и тихо падает на землю сухой желтый листочек. (С.-М.) 12. Счет времени был окончательно потерян. (Боч.) 13. Земляной заяц - самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. (Сл.) 14. Весной я вышел с ночевкой на глухариный ток. (Пришв.)

АДМИРАЛ Ф. П. ВРАНГЕЛЬ

Из всех адмиралов русского флота Фердинанд Петрович Врангель был самым удивительным. Он участвовал в кругосветном плавании Головнина, был начальником экспедиции, что искала для России новые земли у берегов Чукотки. Четыре года плавал он у северных берегов Азии. Впервые в истории русской географии его экспедиция проводила навигационные, геомагнитные, климатические исследования. Сто пятнадцать астрономических пунктов на северных берегах поставил Ф. П. Врангель (А. Алдан-Семенов.) (64 сл.)

1. Буквы е - и окончаниях имен существительных.

2. Буквы и - ы после ц.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Смел и бесстрашен удод против сильной медведки, но беззащитен и робок даже перед воробьями. Он мирно уживается в соседстве с любыми птицами. В тысячной колонии розовых скворцов, черных стрижей и… воробьев непременным поселенцем бывает и удод.

Но если семье скворцов приглянется обжитое удодами дупло, то пересмешники выгоняют из него хозяев и выбрасывают яйца. А удоды не могут и не пытаются возвратить отнятое жилье. Хорошо, что этим птицам для гнезда годится любое пустое место с крышей над головой.

Полет удода легок. За кормом летает далеко и никогда не ищет его возле гнезда.

На Верхнем Дону удод выводит птенцов раз в лето, на Нижнем - дважды. Из года в год возвращается в одно место, но для гнезда ищет новое убежище. (По Л. Семаго.) (118 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в окончаниях существительных.

2. Разделительные ъ и ь.

КТО КАК КУСАЕТ

…Давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака - это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней челюсти и нижней, все направлены назад - ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти…

У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо.

У усатого сома-нодкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка. (М. Молюков.) (93 сл.)

2. Проверяемые согласные в корне.

Половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. И так ежегодно. Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

Рис теплолюбив. Поэтому его выращивают главным образом на его родине - в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Мьянме, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, в Казахстане, на юге Украины. В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду на орошение берут из рек, Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии. (Из кн. «Что такое? Кто такой?».) (116 сл.)

1 Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Соединительные о - е в сложных словах.

3. Чередующиеся гласные в корне.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Велика наша родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она на одиннадцать тысяч верст, от севера к югу на шесть тысяч. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

В России две столицы: Санкт-Петербург и Москва, множество разных городов, а селам и деревням - так и счету нет. Живет в России много различных племен и народов, и кормит она более ста миллионов человек.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский.) (139 сл.)

1. Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Большая буква в собственных наименованиях.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Составьте словосочетания, ставя слова в дательном или предложном падеже.

Лотерея - история, оранжерея — гарантия, статуя - география, Мария - Марья.

Лекторий - санаторий, зной - профилакторий, иней - дендрарий.

Затишье - напряжение, здоровье - поглощение, предгорье - полоскание, приморье - увядание, зимовье - снаряжение.

Лошадь - лошадка, тетрадь - тетрадка, кровать - кроватка, ель - елка.

Бюллетень - мозоль, рояль - шинель, прорубь - картофель.

2. Перестройте предложения в словосочетания с родительным падежом.

Образец. Работа окончилась - окончание работы.

Уборка продолжалась. Праздновалась победа. Учеба возобновилась.

3. Составьте словосочетания, поставив данные слова в дательный или предложный падеж.

Экскурсия, столица, пшеница, суша, мельница.

4. Вставьте подходящие по смыслу существительные с о - е после шипящих в окончаниях.

Пирог начинили мясным … (фаршем). Перед крыльцом стоял воз с тяжелой … (поклажей). Рабочих кормили украинским … (борщом).

5.Перестройте предложения так чтобы, существительные на шипящей стояли в творительном падеже единственного числа.

Плющ обвивает беседку. Свеча освещает комнату. Врач принял больного. Туча закрыла все небо.

6. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), глухое место (глушь), содействие (помощь), певозделаншдл земля (пустошь).

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ

Михаил Григорьевич Юхлин - охотиик-эвенк. Однажды он услышал в своей избушке, как кто-то ломится через кусты. Схватил карабин, притаился. И видит, выходит на поляну медведица, медвежонка толкает.

Мать медвежонка лапой легонько поддала, а сама в кусты, через ручей перебралась и ушла в чащу. А медвежонок сел на задние лапы, переднюю держит на весу и взвизгивает. Пришел охотник поближе. Смотрит, лапа у медвежонка вздулась, нарыв на всю подошву, заноза синеет.

Взял Юхлин в избушке бинт, йод, медвежонка между колен зажал. Прокалил нож и вспорол нарыв, лапу вытер и йодом залил. Взвыл медвежонок от боли и убежал. А из кустов медведица вышла встречать малыша. (По М. Бубличенко.) (110 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Гласные и согласные в приставках.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: