Практическая психология

Акмолинская область
Зерендинский район
Пухальская основная школа

Масан Рита

2 б класс

«Вода – источник жизни»

Секция : Экология

Руководитель : Дюсембина Айдана Есымгалиевна, учитель начальных классов

2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АБСТРАКТ …………………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………… ……………………..5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..8

Значение воды в природе…………………………………....................... 8

Влияние воды в жизни человека …………….……………………………9

Загрязнение воды ………………………………………………………….11

Охрана водоёмов от загрязнения ………………………………………..16

Интересные факты о воде…………………………………………………18

Память воды ………………………………………………………………..19

Проведенные опыты ……………………………………………………….21

Социологический опрос………………………………………………….. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………26

Абстракт

Цель исследования - уточнить и расширить знания о воде, её свойствах и ее значении для живых существ, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты, найти интересные факты о воде.

Задачи:

Проанализировать научную информацию по теме;

Изучить роль воды в жизни растений и человека;

Выявить основные загрязнители воды.

Найти интересные факты о воде;

Узнать, как очищают воду;

Проделать опыты с водой.

Провести социологический опрос

Гипотезой исследования я выдвигаю утверждение, что в ода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных.

Объект исследования : экология.

Предмет исследования: качество воды и ее свойства.

Во время работы я использовала такие методы исследования :

сбор информации из книг, журналов, газет, интернет - ресурсов;

эксперимент;

наблюдение;

анализ;

анкетирование;

обобщение.

Новизна исследования

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов. Ученые представили результаты исследований, которые документально подтверждают то, что вода обладает памятью. Профессор Борис Кох из Института полярных исследований (Германия) вместе с группой других ученых обнаружил, что вода на молекулярном уровне хранит в себе «память» обо всех органических видах жизни, существовавших в ней. Это открытие было сделано благодаря мощному масс-спектрометру, с помощью которого можно с высокой точностью расшифровать состав каждой молекулы. Как показывают последние исследования, молекулярная структура воды, в отличие от кристаллов, не упорядочена и легко поддается любому внешнему воздействию.

Результаты работы и выводы

Сначала я вспомнила то, что изучали на уроках по этой теме, посмотрела энциклопедию, воспользовалась информацией сети Интернет. Я была удивлена огромному количеству предоставленного материала, эта тема

волнует очень многих.

ВВЕДЕНИЕ

Вода – красота всей .

Вода жива, она бежит или волнуется ветром,

она движется и дает и

движение всему ее окружающему.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.

Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.

Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды?

Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.

Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.

Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака.

Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Так, например, Ахманов М. в своей книге «Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров» пишет о проблеме качества питьевой воды. Батмангхелидж Ф. в книге «Вода для здоровья» утверждает, что элементарное упорядочение ежедневного рациона воды и соли избавит вас от десятков болезней. Ершов М.Е. в книге «Самые распространенные способы очистки воды» рассказывает о самых оптимальных и удобных способах очистки воды для питьевых, хозяйственно-бытовых нужд в условиях проживания в городе, сельской местности, на даче. Обербайль К. и его книга «Чудо-вода» считает, вода - лучшее лекарство. В этом справочнике мы найдём программы трех курсов оздоровления с помощью воды. Автор Суслов Б. Н. в своей книге «Вода» рассказывает о том, что вода является той средой, в которой протекает огромное количество различных химических процессов. Об этом и рассказано в книге. Эмото Масару «Тайная жизнь воды». Автор утверждает, что вода обладает памятью и несет в себе наши мысли и молитвы, а в его же книге «Энергия воды для самопознания и исцеления» представлены новые исследования доктора Эмото, которые доказывают, что вода обладает мощными целительными свойствами. Книга содержит множество уникальных фотографий, демонстрирующих воздействие на формирующиеся кристаллы льда позитивных и негативных мыслей человека.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Значение воды в природе

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая,

что ты необходима для жизни:

ты есть сама жизнь.

Ты самое большое богатство в мире.

А. Сент – Экзюпери.

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или крепко спите, по ним беспрерывно течет кровь. Для чего же нужна кровь? Кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.

Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты (рис. 1). Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Вода постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака.

Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.

Рис.1 Вид Земли со спутника

«Возница природы» - так назвал воду Леонардо да Винчи. Именно она, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь с воздушными потоками, соединяет друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую систему.

Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Как и кровь, она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода, уподобивших скупцу, умершему от голода на сундуке с золотом.

Влияние воды в жизни человека

Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%.


Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например:

· Мозг содержит - 75 %

· Сердце - 75%

· Легкие - 85%

· Печень - 86%

· Почки - 83%

· Мышцы - 75%

· Кровь - 83%.

Вода действительно является источником жизни на земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.

Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.

Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.

Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.

Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.

Загрязнение воды

Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.

Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.

Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор (рис.2, 3)


Рис.2, 3 Загрязнение воды

Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.

В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества! (рис.4)


Рис. 4. Загрязнение реки нерастворимым осадком

Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды (рис. 5)


Рис. 5. Как люди загрязняют воду

Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов (рис. 6)


Рис. 6. Загрязнённый водоём

Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

14 крупных железобетонных плит,

16 больших труб,

34 куска рельсов,

9 мотков колючей проволоки,

27 изогнутых железных листов,

43 огнетушителя,

18 пил,

31 топор,

112 санок,

36 сковородок,

108 котелков, чайников и кастрюль,

27 утюгов,

2486 разбитых бутылок,

814 разбитых стеклянных банок,

2214 консервных банок и много другого мусора. (рис. 7)


Рис. 7. День очистки водоёмов-2011: цифры, находки.

5 июня 2011 г., уже в девятый раз дайверы (Да́йвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» - нырять) - это подводное плавание со специальным снаряжением) отметили ежегодный праздник под названием «Международный День очистки водоёмов». В этот союз входят дайверы из России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также русскоговорящие любители подводного плавания из Египта и Индонезии. В этот день дайверы собрали сотни тонн мусора из водоёмов, в акции приняли участие более 25 тысяч человек.

Никогда не выбрасывайте в воду мусора! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.

Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?

Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!

Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.

Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А это означает нарушение круговорота воды в природе, а нарушение круговорота воды приводит к гибели жизни на Земле. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения.

Охрана водоёмов от загрязнения

В реках и других водоемах происходит естественный процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно- бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.

Сейчас строятся и такие предприятия, которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия, и их становится всё больше.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.

Правила бережного отношения к воде

    Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.

    Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

    Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

    Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

    Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

    Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

Интересные факты о воде

Знаете ли вы!

    Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания

    Вода замерзает при плюсовой температуре.

    Изотопных разновидностей воды известно известно свыше 135.

Кроме «живой», «мертвой» существует «тяжелая», «скользкая», «сухая» и «резиновая» вода.

    Вода в горячем состоянии замерзает быстрее, чем в холодном.

    В Алжире есть озеро из чернил. Водой этого озера можно писать на бумаге.

    Примерно 70% земли покрыто водой. Но только 1 % из этой воды годен для питья.

    Все живые животные и растительные вещества состоят из воды:

Животные на 75%

Рыбы на 75%

Медузы на 99%

Картофель на 76%

Яблоки на 85%

Помидоры на 90%

Огурцы на 95%

Арбузы на 96%

Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

    Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

    Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.

    В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству.

Память воды

У воды есть память вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции, а также любую внешнюю информацию: разговоры, музыку, события. Об этом удивительном свойстве воды
знали целители всех времён и культур, но ученые обнаружили это свойство воды недавно. Ученые обнаружили в воде органические молекулы и даже смогли определить, каким живым организмам они принадлежали и как давно находятся в воде. Точный атомарный состав каждой молекулы позволяет идентифицировать, какому виду организмов она принадлежала. Таких «следов жизни» в воде обнаружилось очень много, поэтому их можно назвать «молекулярной памятью воды». Ученые открыто говорят о том, что вода – это некий программируемый информационный носитель. В ней может быть записано все что угодно, потому что молекулы в кластерах могут быть соединены в совершенно разные структуры. Опыты показали, что конфигурация молекул очень легко и быстро меняется в зависимости от того воздействия, которое на нее оказывается. Самое интересное, что как только меняется структура одного кластера, сразу соответственно меняются все остальные. Информация передается практически мгновенно.

Оказывается, добрые слова, мысли, красота а злые, грубые слова и мысли, отталкивающие зрелища, музыкальная какофония создают хаотичные бесформенные "каракули" с рваными краями.

Самое позитивное влияние на структуру воды оказывают слова, выражающие чувства любви и благодарности а самое негативное - ненависть и равнодушие.

Красивую природную структуру имеет вода в озёрах, реках ручьях, Особенно гармоничен рисунок у воды из святых источников.

Когда мы пьём воду, то её память передаётся нам и начинает влиять на наши мысли, чувства, здоровье. И если в воде запечатлелась добрая информация, то наше настроение и самочувствие улучшаются. А выпив негативно заряженную воду, мы можем почувствовать, что настроение ухудшилось, казалось бы, без видимых причин. А если при этом ещё красиво сервировать стол, включать благозвучную музыку, говорить друг
другу приятные слова,
читать радостные стихи, молитвы, тогда пища будет получаться особенно вкусная и полезная.

Но перед тем, как вложить в воду добрую информацию, нужно стереть «плохую» память, чтобы вода стала словно «чистый лист», на котором можно записать что угодно. Очистить память воды можно следующими способами

    Заморозить воду, а потом оттаять. Дома это можно сделать с помощью морозильника. В природе такой чистой является вода с горных ледников.

    Вскипятить воду. Такая вода не только потеряет всю имеющуюся память, но и не будет способна вобрать в себя новую информацию, пока не остынет до комнатной температуры.

    Сильно взболтать воду. В природе это водопады и вода, проходящая множество высоких порогов. У воды из-под крана структура тоже разрушена в процессе длительного прохождения по трубам.

    Испарить воду, а потом сконденсировать. Так при нагревании воды в кастрюле на крышке появляются капельки. Их можно собрать. В природе такая вода встречается в виде дождя, снега, града, тумана,
    росы.

    Воздействовать на воду сильным магнитным полем. В домашних условиях это сложно осуществимо, да и не нужно – ведь есть более простые способы. Когда вода очищена, на неё можно записывать
    любую информацию.

Добрые слова обладают мощной силой, достаточной для того, чтобы вылечить не только больное тело, но и нашу планету, страдающую от различных вредных воздействий. Но для оздоровления Земли необходимо,
чтобы добрые слова повторяло как можно больше людей. У всех у нас есть возможность влиять на память воды.
Пусть наша вода будет доброй!

Проведение опытов

Опыт №1

а) определим свойства жидкой воды, нальем в один стакан воду, а в другой – молоко. Сравним при помощи органов чувств воду и молоко, определим цвет, вкус и запах воды. Вода бесцветна, без вкуса, без запаха. Опустим одну ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности. Вода прозрачна. Капнем воду на любую поверхность. Посмотрим на ее форму. Добавим еще три-четыре капли. Что произошло? Большая капля воды растеклась. Это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

в) Нальем в стакан воды, добавим ложку сахарного песка и размешаем. Вода станет сладкой. В воде растворяются другие вещества. Минеральные вещества могут всасываться корнями растений, только растворившись в воде. Значит, вода- растворитель.

г) Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, который заполняет.

Опыт №2

Поставим пустой металлический ковшик на газовую плиту. Через 10 секунд его нельзя будет взять в руки – он будет раскаленный. В тот же холодный ковшик нальем стакан воды и поставим на газовую плиту. Доведем воду до кипения, на что потребуется уже больше времени. Перельем горячую воду из ковша в стакан, предварительно положив в него ложку. Через десять минут ковш остынет, а стакан нельзя будет взять в руки. Вода нагрела и ложку и стенки стакана. Способность воды долго удерживать тепло – это свойство теплоемкость. Это свойство помогло зародиться и развиться в ней живым организмам. Они не испытывали резкого перегрева летом и резкого переохлаждения зимой.

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех различных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Опыт №3

1. Наливаем в чайник воды и доводим до кипения. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар, который мы не видим. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится над кипящей водой, у самого основания носика. Остывая на воздухе пар превращается в туман. А туман – это мельчайшие капельки жидкой воды. Его то мы и видим, когда он струей вырывается из носика чайника вверх.

2. К носику чайника поставим холодную ложку. Она мгновенно покрывается мельчайшими капельками воды. Выносим ложку с каплями на мороз или положим ее в морозильник – ложка покроется ледяной коркой. Вносим ее в теплую комнату – в ложке вновь окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.

Везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения – ее превращения в водяной пар.

3. Одно из свойств воды полностью противоречит всем законам природы и в то же время является одним из важнейших ее законов. Мы знаем, что при нагревании все вещества расширяются, при охлаждении – сжимаются.

Опыт №4

Если налить в бутылочку воду по горлышко, плотно закрыть и выставить на мороз. Бутылочка лопнет. Значит, при замерзании воды стало не меньше, а больше! Увеличилось расстояние между молекулами замерзшей воды, и лед стал занимать больше места, чем жидкая вода. При этом он стал и легче. Проверим это. Бросим в стакан воды кусок льда. И что мы увидим? Лед плавает в воде.

Социологический опрос.

Для того чтобы выяснить уровень знаний населения и учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, я провела анкетирование среди школьников и взрослых Пухальской основной школы

Я задала ряд вопросов: Что вы думаете о качестве воды в нашем селе?

Вы пьете сырую воду? Какую воду вы пьете чаще? Ваши предложения по улучшению качества воды. Сколько литров воды Вы затрачиваете ежедневно? Для чего используете воду?

Результат опроса показал, что более половины опрошенных не употребляют сырую воду. На вопрос какую воду вы чаще пьете, 10 человек из 27 сказали что только кипяченую.

При опросе о качестве воды, выяснилось, что 12 человек из 27 считают, что качество воды хорошее, 3 человек что надо улучшить систему очистки, 12 человек считают качество воды плохим.

Ежедневно используют в среднем 40-50л ежедневно. Используют для пищевых и бытовых нужд.

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что большинство жителей села употребляют кипяченную, воду так как она загрязнена. Многие считают, что необходимо улучшить систему очистки. Воду используют для пищевых и бытовых нужд: употребления в пищу, для стирки и мытья

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.

Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной планетой, как и другие планеты в солнечной системе.

Проведённый обзор литературы, а также собственные наблюдения, позволяют мне сделать такие выводы:

    Я расширила свои знания по данной теме. Узнала, что – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. В организме человека вода: увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; помогает организму усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ; выводит различные отходы из организма.

    Описала причины загрязнения водоёмов. К основным из них можно отнести следующие:

    сточные воды промышленных и коммунальных предприятий;

    смыв дождевыми потоками ядохимикатов и удобрений с полей;

    загрязнения водоёмов в результате природных процессов.

    Познакомилась с мерами охраны водоемов от загрязнения и составили свои правила бережного отношения к воде

    Из журналов, книг, энциклопедий, а также из интернет ресурсов узнала много интересных фактов о воде. Узнала, что вода имеет память: может запоминать, хранить и передавать информацию.

Я провели анкетирование, о том, какую больше воду употребляют, в каких целях используют, а также мнение опрашиваемых о качестве воды в нашем селе. Ознакомились и проанализировали мнение детей и взрослых по данному вопросу.

Выдвинутая мною гипотеза о том, что вода является источником жизни на Земле, подтвердилась так как вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни.

Каждый человек должен беречь воду!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Ахманов М. Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров. СПб.: «Невский проспект», 2002, 192 с. ISBN 5-94371-183-Х.

    Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. Мн.: ООО «Попурри», 2005, 288 с. ISBN 985-483-371-2..

    Ершов М.Е. Самые распространенные способы очистки воды. Донецк: Сталкер, 2006, 94 с.

    Обербайль К. Чудо-вода. М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.

    Суслов Б. Н. Вода. М.: Гос.изд. технико-теоретической литературы, 1950, 64 с.

    Эмото Масару. Тайная жизнь воды. Мн.: «Попурри», 2006, 160 с.

    Эмото Масару. Энергия воды для самопознания и исцеления. М.: ООО Издательский дом «София», 2006, 96 с.

    Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008

    Начальная школа. Справочник школьника. М.: 1996

1. «Вулканы»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.

2. «Мир моря»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.

3. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519, с.: ил.

4. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.

5. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:

Учебная тема проекта Экологический мониторинг водных объектов. Работу выполнили учащиеся 11 класса Шишкина Настя и Бакулина Маша. Руководитель: учитель русского языка и литературы Филина Надежда Андреевна

Учебная тема проекта Экологический мониторинг водных объектов. Работу выполнили учащиеся 11 класса Шишкина Настя и Бакулина Маша. Руководитель: учитель русского языка и литературы Филина Надежда Андреевна

Объект исследования: литература. Новизна: тема воды в творчестве писателей и поэтов остаётся не до конца исследованной, поэтому не утратила остроты и на сегодняшний день. Гипотеза: вода – это жизнь, Литература – изображение и отражение жизни.

Цель: исследование темы воды в литературе. Задачи: - в рамках проекта оформить и провести тематическую экскурсию «Литература о воде» в школьную библиотеку; - собрать и структурировать информацию из печатных и электронных учебников; - представить результаты исследования в виде электронной презентации.

Ход исследования: - оформили и провели тематическую экскурсию «Литература о воде» в школьную библиотеку; - собрали и структурировали информацию из печатных и электронных учебников; - представили результаты исследования в виде электронной презентации.

Результаты теоретических исследований: Водаассоциация фразеология река человек слезы символ фольклор имя

Вода – река. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л. Толстой напишет: "Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…"

У Г. Р. Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение "Водомет" ("Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса!. . . Мой последний слышьте вздох"), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: "Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…" Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличие от нас.

Вода – человек. В литературе вода помогает нам представить смену времён года (особенно ярко в стихах Ф. И. Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Эту особенность мы можем выделить у Пушкина, Лермонтова…

Вода-слезы. "Слезы людские…" С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М. И. Цветаевой это слезы неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – вода, – в крови, в слезах умывался!", а у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным

Вода – имя. Марина – морская. Моисей – извлечённый (из воды). Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская… (М. Цветаева)

Вода в фольклоре. В сказках: Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…«. Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.

Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А. С. Пушкина "Русалка", у Гоголя в "Майской ночи…" Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.

Водяной – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.

Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора. К ней относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которыхто и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно.

Вода-символ Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем

Вода и фразеология. Водой не разольешь кого. Разг. Очень дружны, неразлучны. Возить воду на ком. Разг. Обременять кого – либо тяжёлой, унизительной работой. Из посл. : На сердитых воду возят. Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. (Будто) дар речи потерял. Воды не замутит. Разг. Одобр. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср. : мухи не обидит

Вывод: - оформили и провели тематическую экскурсию «Литература о воде»; - собрали и структурировали информацию из печатных и электронных учебников; - представили результаты исследования в виде электронной презентации.

Гипотеза подтвердилась: Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни.

Информационные ресурсы: http://pushkin. aha. ru/TEXT/map. htm http://www. feb-web. ru/ http://www. geocities. com/Athens/Ithaca /3880/osn. html http://yamal. org/ook/ http://writerstob. narod. ru/ http://mlis. ru/

Спасибо за внимание

Вода - это жизнь, основа всего живого на Земле. Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для будущих поколений, ежегодно с 1992 года по инициативе ООН 22 марта отмечается Всемирный День водных ресурсов - День воды. А в 2003 году ООН объявила 2005-2015 годы - Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В России этот день впервые отмечался в 1995 году.

Каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были слова: «Забота о наших водных ресурсах является делом каждого», «Вода и женщины», «Достаточно ли воды в мире?», «Грунтовые воды - невидимый ресурс», «Водные ресурсы для здоровья», «Водные ресурсы и стихийные бедствия», «Водные ресурсы и культура», «Решение проблемы дефицита воды», «Чистая вода для здоровья мира», «Вода для городов», «Вода и энергия», «Вода и устойчивое развитие» и другие. 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.
Россия - великая водная держава, занимающая по объему речного стока второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека - третье, после Бразилии и Канады. Всего по территории России протекает 2,5 млн. рек общей протяженностью 8 млн. км и находится 2,7 млн. озер. Запасы воды в озерах составляют около 26,5 тыс. куб. км, из них на озеро Байкал приходится 23 тыс. куб. км - а это 20 % от мировых запасов поверхностных пресных вод. Кроме того, в России существует 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб. м.

Водное изобилие накладывает на Россию и особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего природного ресурса. Проблема дефицита пресной воды, по мнению международных экспертов, станет одной из самых острых к середине XXI в.

С приходом воды появляется жизнь. Пропадает вода, и жизнь становится невозможной. Потому что вода - это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза - загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания?

Да, если мы будем безразличны к воде!

Несколько интересных фактов о воде

Вода - самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

Вода - первое, что ищут исследователи на других планетах.

Водой называют химическое соединение H2O. Но оно является уникальным универсальным растворителем. Именно поэтому найти чистую воду в природе невозможно. Вода вбирает в себя множество встреченных на пути веществ и соединений. В результате человек потребляет не чистую воду, а сложный раствор с множеством самых разных компонентов.

Учеными доказано, что у воды есть память - после соприкосновения с веществом она знает о нем все. Отражается это на ее структуре.

Вода является единственным веществом на земле, которое способно пребывать в трех состояниях - газообразном, жидком и твердом. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.

Все хорошо помнят из школьного курса физики, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода - без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.

Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода - это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Вода - основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные - на 75%, рыбы - на 75%, медузы - на 99%, картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды - именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды - пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.

Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.

Морская вода - весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1.5 г белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.

Викторина к Празднику воды

1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).

2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).

3. Чем знаменито озеро Байкал? (Это самое глубокое озеро в мире)

4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).

5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).

6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).

7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).

8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).

9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря - возникают в природе без участия человека).

10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).

11. Какая рыба крякает? (Морской карась).

12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).

13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).

14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).

15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).

16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).

17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).

18.Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).

19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).

20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).

21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).

22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).

23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).

24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).

25. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).

26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).

27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).

28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).

29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).

30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).

31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).

32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).

33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).

34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).

35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).

36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).

Познавательная литература о воде (для детей)

Баландин, И. Дарующая жизнь/ И. Баландин // Домашний лицей. - 2001. - № 2. - С. 58-65

Бесценный и загадочный источник жизни // Клепа. - 2006. - № 5. - С. 10-11

Великое богатство Земли // Клепа. - 2010. - № 6. - С. 2-7

Вода - это жизнь // Детская энциклопедия. - 2006. - № 10. - С. 1-54

Калашников, В. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны: занимательное естествознание / В. Калашников. - М.: Белый город, 2010. - (Энциклопедия тайн и загадок)

Капля, речка, океан. - С.-Пб.:Лицей,1992

Клейман, Т. Многоликая вода/ Т. Клейман // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-56

Окунемся во вселенную воды // Костер. - 2014. - №10. - С. 17. - О музее воды в Санкт-Петербурге

Остапчук, О. Голубые нити жизни/ О. Остапчук // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-16. - Путешествие по рекам России, главным источникам питьевой воды

Павлова, Е. Живая вода/ Е. Павлова // А почему? - 2005. - № 6. - С. 4-5. - О родниковой воде

Петрова, Е. На то и водица, чтобы вдоволь напиться? // А почему? - 2008. - № 3. - С. 28-29. - Игротека посвещена сказочной воде

Петрова, Е. Сколько в воздухе воды?/ Е. Петрова // А почему? - 2011. - № 6. - С. 4-7

Петрянов, И. Самое необыкновенное вещество в мире/ И. Петрянов. - М.: Педагогика,

1981. - [Библиотека «Детская энциклопедия». - «Ученые - школьникам»]

Почему моря соленые? // Клепа. - 2012. - № 4. - С. 2-5

Художественная детская литература о воде

Бианки, В. Рыбий дом

Гернет, И. Хорошая вода

Гумилевская, М. Рассказ о водяной капельке

Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина. - М.: Детская литература, 1987

Константиновский, М. Почему вода мокрая

Мар, Е. Океан начинается с капли: рассказ о воде

Пластов, М. Капля в море: познавательная сказка

Поступальская, М. Планета Океан: рассказы о воде

Рыжова, Н. История одного пруда; Как люди речку обидели; Вы слыхали о воде?

Сахарнов, С. Кто в море живёт?; По морям вокруг Земли; Человек под водой; В теплом море; Дельфиний остров; Подводные приключения и другие

Сладков, Н. Подводная газета; В подводном лесу

Тамбиев,А. Как увидеть морское дно?

Чуковский, К.И. Мойдодыр

Шим, Э. Ручей

Эти книги и статьи из периодических изданий есть в нашей библиотеке.

Использовано:

http://tenyaeva.ucoz.ru/publ/informacija_uchenikam/ehto_polezno_znat_interesnye_fakty/interesnye_fakty_o_vode/5-1-0-14 Интересные факты о воде

  1. Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. - М.: Протектор, 2000.
  2. Миклашевский Н.В., Королькова С. В. Чистая вода. Системы очистки и бытовые фильтры. - Дюссельдорф, Киев, Москва, Санкт-Петербург: «Арлит», 2000.

    Государственный контроль качества воды. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

    Громогласов А.А. и др. Водоподготов-ка: процессы и аппараты. - М.: Энерго-атомиздат, 1990.

    Учебное пособие: Вода, которую мы пьем. Издатель: ЗАО «Компания Медиа-Сервис».

    Отчетпотеме:«Гигиеническаяоценкаи изучение барьерной роли природных цеолитов Холинского месторождения по отношению к ряду химических и биологических загрязнителей при использовании их в качестве фильтрующей загрузки для очистки питьевой воды». - Новокузнецк: Академия медицинских наук СССР, Сибирское отделение, 1990.

    Савченко М.Ф.,Ткачев П.Г.,Львова И.П. Цеолиты России (Мед.-биол., гигиен., экол. и экон. аспекты).- Иркутск: Иркутский университет, 1998. - С. 253.

    Цеолиты - минерал XXI века. // Сантехника, отопление, кондиционирование, №4, 2004. - С. 50-52.

    Герасимов Г. Н. Адаптация технологии обработки питьевой воды к новым условиям: применение. // Водоснабжение и санитарная техника. - №б. - М.: Изд-во ВСТ, 2003.

    Бернал Дж., Фаулер Р. Структура воды ионных растворов // Успехи физических наук, 1934.-Т. 14, вып. 5.

    Сикорский Ю.А., Вертепная Г. И., Красильник М.Г. Физические свойства талой воды // «Известия вузов». - Физика, №3.-1959.

    Самойлов О.Я. Структура водных растворов и гидратация ионов. Сб. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.

    Классен В. И. Омагничивание водных систем. - М.: Наука, 1982.

    Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. Сборник второго всесоюзного совещания. - М.: Цветметинформация, 1971.-С.316.

    Тринчер К.С. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.-С. 143-149.

  3. Соловьева Г. Р. Перспективы применения магнитной обработки воды в медицине. // В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1974.
  4. Чеснокова Л.Н. Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М.: Цветметинформация, 1971.-С. 75.

    Шимкус Э.М., Каленкович Н.И., Аксенов Ж.П. Применение намагниченной воды для лечения мочекаменной болезни. // Материалы симпозиума «Неоперативные методы лечения МКБ и медикаментозная профилактика рецидивов». - Киев, 1972.

    Моргунов И. И. Проблемы клинической патологии. - Рязань, 1966. - С. 105.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины - Киев: Донецкий мединститут, 1979. 21.ГребневА.Н., Классен В.И., Стефанов-ская Л. К., Жужгова В. П. Растворимость мочевого камня человека в омагни-ченной воде. В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1971.

    Шимкус Э.М., Аксенов Ж. П., Каленкович Н.И., Живой В.Я. О некоторых лечебных свойствах воды, обработанной магнитным полем. В сб.: Влияние электромагнитных полей на биологические объекты. - Харьков, 1973.

    Шимкус Э.М. и др. Труды Крымского медицинского института. 1973. -Т. 53. - С. 67-70.

    Гигиеническая оценка магнитных полей (материалы симпозиума 22-23 мая 1972 г.). - М.: Минздрав РСФСР, 1972.-С. 182.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины. - Киев: Донецкий мединститут, 1970.

  5. Протокол №01-6/23 исследований методом биоиндикации воды, пропущенной через фильтры. ГУ Научный Центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, 13.01.2004.
  6. Педашенко Д.Д., Божко Л.И. Осветление мутных поверхностных вод на коммунальных водопроводах. // Водоснабжение и санитарная техника, 2004, №1.

    Морина М.В., Блажко А.В. Водоочистные устройства - практика сертификации //Питьевая вода. - 2002. - №4. -С. 14.

    Ананьева Е. А. и др. К вопросу о методике определения эффективности водоочистных устройств бытового назначения // Питьевая вода. - 2001, №3. - С. 9.

    Веремьянина Л. Сколько Вам лет, спросите у Михайловой // Вечерний Новосибирск, 23 января 2003 г.

    Зуев Е.Т., Фомин Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и

    европейских стандартов к качеству и безопасности. - М.: Протектор, 2003.

    Каталог продукции Компании АРГО. Информационный пакет. Выпуск №16.- Новосибирск: ООО «Арго-Сибирь», 2003.

Творческое название проекта:

« Свободная стихия

в произведениях русских

п оэтов и писателей» .

учитель литературы Морозов Михаил,

Авдонина В. В. Малышев Никита,

Васина Мария,

Диденко Анастасия,

Федюнина Татьяна.

г. Первомайск,

МОУ ПСОШ №2, 2009 г.


Проблемный вопрос.

  • Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии?

Гипотеза.

  • Ее величество вода- это источник вдохновения для поэтов и писателей.
  • Водная стихия- это особый символический образ, который помогает передать настроение героев в поэзии и прозе, участвует в их судьбах .

1)Вспомнить, какие поэты обращались к образу воды в своих лирических произведениях?

2)Вспомнить, какие писатели обращались к водной стихии в прозаических произведениях?

3)Выяснить, в каких произведениях поэты и писатели затрагивали образ воды.

4)Проанализировать выбранные произведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

5)Результаты своей работы представить в виде презентации.



Заглянем в словарь

Вода

  • Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
  • Напиток
  • Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень.
  • Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории.
  • Потоки, волны, водная масса.
  • Минеральные источники и т.д.

Следовательно, вода- это многозначное слово.

А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.


Посмотрите, как красива её величество вода!

Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.



Василий Андреевич Жуковский

«Море» (1822)

Где море, там романтика! В стихах Жуковского у моря, как у

человека,- своя суть, своя тайна. Поэт хочет разгадать эту

тайну.

Он рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после неё

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…

Выводы:

1) Море - особая подвижная стихия, его спокойствие обманчиво.

2) Когда Жуковский пишет о море, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа.

3) Он создает не столько «пейзаж природы», сколько «пейзаж души», сливая в тесное единство картину природы с ее переживанием.


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Среди произведений А.С. Пушкина много стихов о воде:

  • «Вода и вино»
  • «Земля и море»
  • «На тихих берегах Москвы»
  • « Кто, волны, вас остановил…»
  • « Меж горных стен несется Терек…»
  • « К морю»

Среди стихов А.С. Пушкина есть четверостишие о воде

« Воды глубокие».

Воды глубокие

Плавно текут,

Люди премудрые

Тихо живут.


А.С. Пушкин. « К морю» (1824 год)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

В этом стихотворении море для А.С. Пушкина- это символ

свободы, символ безбрежной, вольной стихии. Поэт

любуется морем, любит и его «тишину в вечерний час», и «

своенравные порывы» в бурю. « Свободная стихия»

напоминает поэту о тех счастливых днях, когда он также был

свободен, жил среди людей, близких его сердцу.


А.С. Пушкин. « Погасло дневное светило» .(1820 год)

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Море помогает передать настроение героя. Оно

грустно, шумит при отъезде Пушкина на север.

Таким образом, в обоих стихотворениях настроение

начинает жить тем же чувством, каким проникнут сам

поэт.


«Весна», «Для чего я не родился этой синею волной?»,

«Русалка», «Дробись, дробись, волна ночная», «Морская царевна»,

«Воздушный корабль»,

«Дары Терека» и т. д.


Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Одно из самых замечательных явлений в русской поэзии – стихи Ф.И.Тютчева о

пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена.

«Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег, «Весенняя гроза»,

А воды уж весной шумят- «Как хорошо ты, о море ночное …»,

Бегут и будят сонный брег, «Сияет солнце; воды блещут …»

Бегут и блещут и гласят…

Ручьи в этих стихах – 1 ые вестники

весны оповещают о приходе праздника

природы!

Таким образом, в стихах Тютчева о природе вода – это поэтический образ,

вызывающий философские размышления.

Ты, вода моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!


Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Это поэт- чародей. Водной стихии он посвятил целый цикл стихов под названием «Море» : «Морской залив», «Вечер у взморья», «Море и звезды», «Весенний дождь» и т. д.

Морская даль во мгле туманной;

Там парус тонет, как в дыму,

А волны в злобе постоянной

Бегут к прибрежью моему.

Водная стихия в этих стихах выражает состояние

человеческой души.


Стихотворение «На Волге»

Многие поэты в своих произведениях писали о реке нашей области

Волге. Среди них Н.А. Некрасов.

« О, Волга! После многих лет

Я вновь принёс тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь….»

Волга была «колыбелью» для Н.А. Некрасова. На всю жизнь запечатлелись в душе поэта картины нечеловеческого труда бурлаков, их стоны, хватающие за душу песни. Впоследствии любимую реку он назвал «рекою рабства и тоски».


Имя поэтессы Марины Цветаевой является наиболее художественно - значимым.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя –Марина.

Я бренная пена морская…

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена-

Высокая пена морская!

Марина переводится с латинского языка как «морская». Море для Цветаевой – олицетворение свободы, это полёт души, и если уход, то и уход в свободную морскую стихию. Эту мысль подтверждают сточки из стихотворения «Две песни»:

Когда - нибудь морские струи

Выглядывая с корабля,

Ты скажешь: «Я любил – морскую!»

Морская канула – в моря!


Многие поэты писали о её величестве воде!

У Николая Гумилева Алексей Николаевич Константин Дмитриевич

много стихов, которые Плещеев Бальмонт

с географической «Весна» («Уж тает снег, «Лебедь» (« Заводь

точностью сообщают о бегут ручьи…»), « В бурю», спит, молчит вода

путешествиях поэта: «Песня» (« Выйдем на зеркальная…») ,

« Озеро Чад», берег; там волны…») « Воззвание к океану»,

« Красное море», «Белый пожар»,

« Замбези», «Озера», «Водоворот».

«Нигер», «Суэцкий канал» и т.д.


Николай Рубцов Сергей Есенин Иван Бунин

« Вспомнилось море», «Топи да болота», «Родник»,

«Над рекой», «О край дождей «Речка»

«Море», «Шторм», и непогоды» , «Роса, при

«Весна на море», «Проплясал, проплакал бледно-розовом

«Утро на море», дождь весенний», огне…»

«В океане», «За рекой горят огни…»

«На озере»


Вода в сказках.

В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.


Максим Горький (1868-1936)

Рассказ « Челкаш ».

Вода принимает активное участие в прозаических произведениях. В 8 классе мы читали рассказ М.Горького « Челкаш ». Во 2-ой главе мы нашли описание ночного спокойного моря: « Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солнечным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который устал за день…»

При описании моря М.Горький использует много эпитетов и олицетворений. Море одушевлено: « Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль…».

Море является участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени символическое значение и говорит о той грядущей буре, которая очистит жизнь. По описанию моря можно догадаться об отношении героев к водной стихии.


Иван Алексеевич Бунин . (1870- 1953)

Описание моря встречается и в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Герои счастливы, отдыхая на море «…часть моря имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что казалось никогда не будет конца этому покою, этой красоте.

или

«…в прибрежном овраге, спустившемся из лесу к морю, прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка . Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из- за гор и лесов, точно какое- то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Описание водных пространств в рассказе придают бунинской прозе особую выразительность .


Вода в народных выражениях.

В прозаических произведениях можно встретить много

народных выражений со словом вода: «Много воды

утекло», «водой не разольёшь», «как в воду глядел», «толочь

воду в ступе», «из воды сухим выйти», «как воды в воду

набрал» и т. д.

Они придают речи героев разговорный оттенок.


В ходе работы мы узнали много интересного,познава-тельного.

Научились объединять полученные знания в целостную систему,

анализировать их, что пригодится нам в будущем.


Вода- это одна из четырёх стихий,

определяющих наше мироустройство.

Она является участником русской поэзии и прозы.

А также вода - это источник вдохновения.

Море, например, вдохновляло поэтов и писателей

на создание поэтических шедевров .

Гипотеза подтвердилась !!!


Выводы

Обратившись к произведениям художественной литературы 18, 19, 20 веков, мы пришли к выводам:

  • Писатели и поэты писали о водной стихии, чтобы воспеть красоту этого явления природы.
  • Вода-это свободная стихия; морская стихия – это символ свободы.
  • Подлинно в высоком состоянии души рождались поэтические строки о воде. Водная стихия вдохновляла многих поэтов и писателей сочинять стихи.
  • Вспомнив школьную программу с 5 по 9 классы, мы решили, что многие русские классики 18, 19, 20 в. обращались в своих произведениях к образу « водной стихии». Писатели и поэты 21 в. решают на страницах своих произведений экологические проблемы, призывал нас бережно относиться к водным пространствам. Следовательно, эта тема актуальна и по сей день!

Информационный материал .

  • Сборники стихов А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова и т.д.
  • «Челкаш» М. Горького, «Кавказ» И.А. Бунина, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева и т.д.
  • Журналы «Литература в школе».
  • Толковый словарь С.И. Ожегова.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: