Практическая психология

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

На странице собраны результаты ЕГЭ по всем предметам за прошлые годы - с 2010 года по настоящее время. В таблицах приводится средний балл по каждому из предметов, число стобалльников, процент не сдавших экзамен (не преодолевших порог, установленный по предмету), общее количество сдававших экзамен.

Материал подготовлен по официальным релизам Рособрнадзора.

Результаты ЕГЭ 2019

Предмет Средний балл Высоко-балльники (81-100) 100-балльники Не сдали ЕГЭ 2019, % Количество cдававших экзамен
Русский язык 69,5 23,5 2 590 0,6% (порог 24 балла) 664 000
Математика профиль 56,5 7,1 6,7% (порог 27 баллов) 362 600
Математика база 4,1 - - (порог 3 балла) 312 000
Обществознание 54,9 7,8 (порог 42 балла) 315 200
Физика 54,4 8,6 (порог 36 баллов) 139 500
История 55,3 9,4 6,9 (порог 32 балла) 103 300
Биология 52,2 5,6 (порог 36 баллов) 123 800
Химия 56,7 11,5 14,4 (порог 36 баллов) 89 000
Английский язык 73,8 42,7 (порог 22 балла) 74 300
Информатика и ИКТ 62,4 21,7 (порог 40 баллов) 74 900
Литература 63,4 15,9 4% (порог 32 балла) 44 200
География 57,2 7,4 6% (порог 37 баллов) 16 600
Немецкий язык 72,4 42,1 (порог 22 балла) 1 250
Французский язык 73,1 39,3 (порог 22 балла) 800
Испанский язык 72,2 45,5 (порог 22 балла) 132
Китайский язык 62,5 29,2 1 (порог 22 балла) 75
Итого: 302 000 6 729 6,4% 750 000

На участие в основном периоде ЕГЭ-2019 зарегистрировано почти 750 тысяч человек, из них 662 тысячи - выпускники текущего года. Во время основного периода ЕГЭ было задействовано 5 713 пункта проведения экзаменов (ППЭ), около 51 тысячи аудиторий. Во всех ППЭ применена технология печати экзаменационных материалов в аудиториях, в 8 регионах, впервые в этом году, - технология передачи экзаменационных материалов в ППЭ по интернету.

  • С 2019 года выпускники имеют право выбрать для сдачи только один уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный), но при пересдаче этот уровень может быть изменен.
  • С 2019 года выпускники прошлых лет не вправе участвовать в ЕГЭ по математике базового уровня.
  • Выросла популярность предметов естественно-научной направленности. Так, в 2019 году рост числа участников ЕГЭ по биологии составил 25 тысяч по сравнению с прошлым годом, по химии - порядка 16 тысяч, по физике - около 13 тысяч участников. Также, в сравнении с 2018 годом, заметно вырос уровень интереса к информатике и ИКТ (рост числа участников на 27 тысяч человек), английскому языку (рост на 18 тысяч человек) и истории (рост на 15 тысяч).
  • В 2019 году впервые прошел ЕГЭ по китайскому языку, на участие в нем подали заявления 289 человек. Сдали экзамен в основные сроки всего 75 человек. Москвичка Анастасия Андрюнина единственная из всех сдала ЕГЭ по китайскому на 100 баллов, и собирается поступать в РУДН.
  • 300 баллов на ЕГЭ набрал житель Северска по фамилии Путин. Выпускник Александр Путин сдал на максимальный балл русский язык, математику и физику.
  • Два участника ЕГЭ-2019 смогли набрать 400 баллов по итогам четырех экзаменов. 30 участников стали 300-балльниками . 445 человек набрали 200 баллов по двум ЕГЭ.
  • За различные нарушения с экзамена были удалены 812 человек, в том числе за наличие мобильных телефонов (355 удаленных) и шпаргалок (323 удаленных)
  • ЕГЭ по иностранному языку планируется ввести в число обязательных предметов с 2022 года. Этому будет предшествовать необходимая подготовительная работа, апробации, обсуждение того, как лучше дифференцировать экзамен по уровню сложности.
  • С 2020 года может появиться возможность сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере.

Результаты ЕГЭ 2018

Предмет Средний балл Высоко-балльники (81-100) 100-балльники Не сдали ЕГЭ 2018, % Количество cдававших экзамен
Русский язык 70,93 26,7% 3722 (0,6%) 0,4% (порог 24 балла) 645 500
Математика профиль 49,8 145 (0,03%) 7% (порог 27 баллов) 421 000 (61%)
Математика база 4,29 - - 3,1% (порог 3) 567 000
Обществознание 55,7 16,43% (порог 42 балла) 368 000 (53%)
Физика 53,2 (порог 36 баллов) 171 500 (25%)
История 55,1 7,4 206 (0,002%) 9,6% (порог 32 балла) 112 000 (20%)
Биология 51,7 45 (0,03%) 17,01% (порог 36 баллов) 140 000 (21%)
Химия 55,1 634 (0,75%) 15,88% (порог 36 баллов) 84 500 (14%)
Английский язык 69,2 15 (0,02%) (порог 22 балла) 83 500
Информатика и ИКТ 58,4 13% 254 (0,4%) 11,51% (порог 40 баллов) 67 000
Литература 62,7 599 (1%) (порог 32 балла) 42 500
География 56,6 64 (0,4%) 7,3% (порог 37 баллов) 16 000
Немецкий язык 68,9 3 (0,2%) (порог 22 балла) 1 758
Французский язык 77,3 2 (0,2%) (порог 22 балла) 948
Испанский язык 79,1 (порог 22 балла) 153
Итого: 6 136 4,8% 731 000

Экзамены в 2018 году сдавали 731 000 человек (в основной период - 670 000), в том числе 645 000 выпускников текущего года.

  • Выпускники, которые не набрали минимальных пороговых баллов на обязательных ЕГЭ (базовая математика и русский язык), могут пересдать экзамен в этом же году в резервный день. Если снова не получилось - то в сентябре.
  • При обнаружении у участников ЕГЭ средств мобильной связи или шпаргалок они удаляются с экзамена без права пересдачи в текущем году.
  • Предметы по выбору можно пересдать только на следующий год. В 2018 году за телефоны с экзамена было удалено 478 человек, за шпаргалки - 463. "В этом году было несколько ребят, которые пользовались микронаушниками, и камера была не на телефоне, а на одежде. Все эти выпускники были удалены с экзаменов без права пересдачи",- рассказал начальник управления оценки качества общего образованию Рособрнадзора Игорь Круглинский.
  • При подаче заявления в вуз можно использовать любой результат, срок действия которого не истек.
  • Результаты ЕГЭ на отметку в аттестате не влияют.
  • Заметным событием ЕГЭ-2018 стал , факт которой Рособрнадзор не признал.
  • Число стобалльников выросло на 1000 по сравнению с прошлым годом.
  • Один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета.
  • 1,9% (12 252 человека) не получили аттестат по итогам ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ 2017

Предмет Средний балл Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2017, % Количество cдававших
Русский язык 69,1 25,04% 3 099 0,5% (порог 24 балла) 617 000
Математика профиль 47,1 4,51% 224 14,34% (порог 27 баллов) 391 981
Математика база 4,24 - - 3,4% (порог 3 балла) 453 000
Обществознание 55,4 4,46% 142 13,8% (порог 42 балла) 318 000
Физика 53,2 4,94% 278 3,78% (порог 36 баллов) 155 281 (24%)
История 52,7 8,7% (порог 32 балла) 110 000
Биология 52,6 6,54% 75 18% (порог 36 баллов) 111 748
Химия 55,2 15% (порог 36 баллов) 74 000
Английский язык 70,2 59 (порог 22 балла) 64 422
Информатика и ИКТ 59,2 9,3% (порог 40 баллов) 53 000
Литература 59,6 343 2,9% (порог 32 балла) 41 267
География 55,1 8,6% 9,3% (порог 37 баллов) 14 000
Немецкий язык 63,8 24,56% 0 3,36% (порог 22 балла) 1 769
Французский язык 75,9 50,81% 0 0,43% (порог 22 балла) 1 123
Испанский язык 68,4 38,04% 0 6,75% (порог 22 балла) 231
Итого: 5 026 703 000

В экзаменах приняли участие около 703 тысяч человек, из них около 617 тысяч человек — выпускники текущего года.

  • Тем, кто не набрал минимального балла по одному обязательному предмету, разрешили пересдать экзамен в резервный день . Математику базового уровня в резервный срок пошли пересдавать 12 тысяч человек. Математику профильного уровня в резервный день пересдавали 2 тысячи выпускников.
  • В регионах довольно много стобалльников по русскому языку . Например, в Вологодской области таких 27 человек, в Красноярском крае - 61, в Челябинской области - 76, в Новосибирской - 89.
  • 21 человек сумел набрать 300 баллов за ЕГЭ в 2017 году. Это значит, что они на трех ЕГЭ получили по 100 баллов.
  • Количество попыток списать или пронести телефон на экзамен в 2017 году в среднем уменьшилось на 25 процентов. В одном из регионов за попытку помочь ученикам на экзамене уволен директор школы. В другом - учителя уволили за то, что он пришел на ЕГЭ с мобильным телефоном.
  • Общее количество нарушений в этом году сократилось более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим.
  • В 2017 году, как и в 2016 году, наиболее популярными среди предметов по выбору были обществознание (выбрали 54% участников ЕГЭ), физика (26%), история (21%), биология (20%), химия (13%).
  • 2,6% (15 878 человек) не получили аттестат по итогам ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ 2016

Предмет Средний балл Количество высоко-балльников (81-100) Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2016, % Количество cдававших
Русский язык 68 25,58% 3433 1% 658 000
Математика профиль 46,2 2,69% 296 15,33% 439 229
Математика база 4,15 - - 4,6% (порог 3 балла) 453 000
Обществознание 53,1 3,11% 59 17,6% (порог 42 балла) 382 000
Физика 50,0 6,11% (порог 36 баллов) 180 000
История 16% (порог 32 балла)
Биология 52 7,16% 61 18,6% (порог 36 баллов) 126 006
Химия 84 000
Английский язык 69,78 27 64 050
Информатика 56,6 12,4% (порог 40 баллов)
Литература 57,91 256 4,3% (порог 32 балла) 43 585
География 13% (порог 37 баллов)
Немецкий язык 66,76 32,77% 1 3,29% 1 980
Французский язык 73,62 42,31% 6 1,25% 1 273
Испанский язык 74,59 49,65% 2 2,8% 204

300 баллов на трех ЕГЭ в 2016 году набрали только три ученика во всей России. Михаил Чеканов из Оленегорска Мурманской области сдал на самый высокий балл физику, профильную математику и информатику. Выпускница из Кемерово Елизавета Шабанова получила 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию. В Кирове выпускник знаменитого физико-математического лицея Александр Артемьев сдал на 100 баллов физику, информатику и математику и поступил в Физтех.

  • Количество удалений выпускников с ЕГЭ в 2016 году составило около тысячи человек, при этом школьники стали чаще пользоваться бумажными шпаргалками.
  • 1,9% (12 308 человек) не получили аттестат по итогам ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ 2015

Предмет Средний балл Количество высоко-балльников (81-100) Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2015, % Количество cдававших
Русский язык 65,8 19,8% 3036 1,5%
Математика профиль 45,6 521 151
Математика база 3,95 - - 7,4%
Обществознание 58,6 371 200
Физика 51,4 159 500
История 47,1 145 000
Биология 53,6 122 936
Химия 57,1
Английский язык 64,9 61 946
Информатика и ИКТ 54
Литература 57,1 5,3% (порог 32 балла) 37 512
География 53
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык

Всего в ЕГЭ приняли участие 725 тысяч человек, из них 650 тысяч человек - выпускники текущего года. Общее количество стобальников по всем предметам в 2015 году - 3 922 человека.

В 2015 году экзамен по математике впервые проводился на двух уровнях - профильном и базовом. Участник экзамена имел право самостоятельно выбрать любой из уровней, либо оба уровня в зависимости от своих образовательных запросов, а также перспектив продолжения образования.

  • 4,8% (31 343 человека) не получили аттестат по итогам ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ 2014

Предмет Средний балл Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2014, % Количество cдававших
Русский язык 62,5 2385 4%
Математика 46,4
Обществознание 53,1
Физика 45,7 16,7%
История 46,4 20,4%
Биология 54,8
Химия 55,7 13,4%
Английский язык 61,3
Информатика и ИКТ 57,2 11,5%
Литература 54,1
География 53,1 15,5%
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык

Всего в ЕГЭ приняли участие 733 368 человек, из них 684 574 человек - выпускники текущего года. Общее количество стобальников по всем предметам в 2014 году - 3 705 человека.

  • Количество не сдавших обязательные предметы (русский язык и математику) в 2014 году снизилось на 24% по сравнению с 2013 годом.
  • Количество стобалльников снизилось в три раза.
  • В этом году был понижен минимальный балл по обязательным предметам. Если бы этого не произошло, 28 000 учеников не получили бы аттестатов.

Результаты ЕГЭ 2013

Предмет Средний балл Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2013, % Количество cдававших
Русский язык 63,9 2531 1,9 834020
Математика 48,7 538 6,2 803741
Обществознание 59,5 84 481990
Физика 53,5 474 11,0 208875
История 54,8 500 11,0 164219
Биология 58,6 466 7,1 162248
Химия 67,8 3220 7,3 93802
Английский язык 72,4 581 3,3 74668
Информатика 63,1 563 8,6 58851
Литература 457 5,6 44420
География 57,2 193 12,1 20736
Немецкий язык 58,6 4 3,2 2768
Французский язык 69,5 5 0,5 1561
Испанский язык 68,9 0 1,7 233

Результаты ЕГЭ 2012

Предмет Средний балл Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2012, % Количество cдававших
Русский язык 61,5 1923 2,2% (порог 36 баллов) 827529
Математика 45,2 54 5,5% (порог 24 балла) 803913
Обществознание 55,5 84

5,8% (порог 39 баллов)

455942
Физика 47,3 44 13,5% (порог 36 баллов) 205988
История 52,1 219 12,4% (порог 32 балла) 153502
Биология 54,3 46 8,1% (порог 36 баллов) 159448
Химия 57,8 370 10,8% (порог 36 баллов) 89529
Английский язык 61,2 28 3,3% (порог 20 баллов) 71825
Информатика 60,7 364 11,6: (порог 40 баллов) 59646
Литература 337 4,9% (порог 32 балла) 42102
География 56,1 66 8,4% (порог 37 баллов) 23523
Немецкий язык 58,0 1 3,2 2970
Французский язык 67,1 0 0,7 1621
Испанский язык 70,4 1 0,8 265

Результаты ЕГЭ 2011

Предмет Средний балл Количество 100-балльников Не сдали ЕГЭ 2011, % Количество cдававших
Русский язык 60,02 1437 4,1 760618
Математика 47,49 205 4,9 738746
Обществознание 57,11 23 3,9 280254
Физика 51,54 206 7,4 173574
История 51,2 208 9,4 129354
Биология 54,29 53 7,8 144045
Химия 57,75 331 8,6 77806
Английский язык 61,19 11 3,1 60651
Информатика 59,74 31 9,8 51180
Литература 57,15 355 5 39317
География 54,4 25 8 10946
Немецкий язык 48,99 2 6,6 2746
Французский язык 62,97 0 1,2 1317
Испанский язык 70,09 0 1,4 143

Количество сдававших ЕГЭ по сравнению с 2010 годом количество выпускников, сдававших ЕГЭ, в 2011-м сократилось с 850 тысяч до 720 тысяч (на 15%).

Результаты ЕГЭ 2010

В таблице собраны результаты сдачи ЕГЭ в 2010 году по всей России.

Предмет Количество сдававших Не сдали ЕГЭ 2010, % Количество 100- балльников Количество сдававших, не приступивших к части С, %
Русский язык 901929 3,7 1415 5,4
Математика 854708 6,1 160 38,81
Обществознание 444219 3,9 34 3,01
Физика 213186 5 114 32,32
История 180900 9 222 12,08
Биология 171257 6,1 133 8,51
Химия 83544 6,2 275 11,27
Английский язык 73853 5 2 5,51
Информатика 62652 7,2 90 22,33
Литература 54313 5 422 1,69
География 22256 6,3 17 14,06
Немецкий язык 4177 12 0 10,06
Французский язык 1883 1 0 4,99

Всего выпускников в 2010 году было 836565 человек. Эта цифра несколько ниже, чем общее количество сдававших ЕГЭ, за счет пересдач выпускников прошлых лет.


Рособрнадзор подвёл итоги основному и дополнительному этапу ЕГЭ 2017 года. В целом статистика показывает, что выпускники этого года справились с экзаменами более успешно по сравнению с прошлым годом. В ЕГЭ приняли участие порядка 620 тысяч человек.

Вдвое сократилось количество двоечников. Так, например, произошло на экзамене по истории. По другим предметам цифры разнятся, но неудовлетворительных работ действительно стало меньше: по биологии - на 0,3%, по химии - на 1,1%, по литературе - на 1,5%, по физике - на 2%, по обществознанию - на 4%, по иностранным языкам - на 25%.

На 2% увеличилось число участников, набравших на ЕГЭ 2017 года от 80 до 100 баллов.

Не упускает из виду Рособрнадзор и талантливых выпускников, которым удалось набрать высший балл по трём предметам сразу. В этом году таких ребят оказалось шесть: двое из Екатеринбурга и по одному из Санкт-Петербурга, Пензы, Перми и Кургана. В 2016 году было всего три трёхсотбалльника: из Оленегорска (Мурманская область), Кемерово и Кирова.

На четверть по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество нарушений, связанных со списыванием. Однако "достаётся" не только выпускникам, но и учителям. Так, в Ингушетии за попытку помочь ученикам на ЕГЭ был уволен директор школы. По всем регионам точечно увольняют учителей за случайный звонок телефона во время проведения ЕГЭ, а также за то, что они "недоглядели" за учениками, пронёсшими на экзамен свой телефон. Подобные случаи показательной расправы (даже над заслуженными учителями с двадцатилетним стажем) порой вызывают недоумение.

Но что касается скандалов, то в этом году они пришлись не на момент сдачи экзамена, а на апелляции. По всей стране участники ЕГЭ жалуются на грубые несоблюдения правил апелляции.

В некоторых регионах конфликтная комиссия принимала решение об изменении баллов ещё до начала самой процедуры, а выпускников оповещала уже постфактум (без права на обжалование, поскольку все баллы уже были вписаны в итоговый документ; естественно, никакой речи о подписи выпускника рядом с итоговой оценкой и речи не шло). В других случаях организаторы препятствовали как подаче заявления об апелляции, так и личному присутствию участника ЕГЭ на заседании (например, "забывая" назвать дату или намеренно не давая подписать необходимые для присутствия документы). Жаловались выпускники и на то, что их аргументацию не принимают во внимание, а письменное обоснование апелляции отказываются подшивать к делу. Эксперты всеми силами пытались сохранить исходный балл, ссылаясь на несуществующие критерии оценки и придираясь к мелочам, которые вообще не влияют на выставление баллов. Всё это вызвало волну негодования среди выпускников и их близких. Обращения на горячую линию по ЕГЭ также не принесло результатов, поскольку на противоположном конце расстроенным родителям заявляли, что "порядок проведения заседания конфликтной комиссии оспариваться не будет".

Вопиющая несправедливость по отношению к апеллянтам, а также небрежность в изначальной проверке работ - вот, что запомнится нам о ЕГЭ 2017 года.

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по обществознанию был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по обществознанию

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2017 г. – 317 883 человека, что, как и в предыдущие годы, составило более половины (55%) от общего числа участников ЕГЭ.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к получению минимального балла).

Особенностью контингента участников ЕГЭ по обществознанию является его крайняя неоднородность: определенная доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, не способных в то же время сдать экзамены по естественным и точным наукам или рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта.

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 55,44, что на 2,3 балла выше, чем в 2016 г. (53,14).

Повышение среднего тестового балла может быть обусловлено эффективностью комплекса мер по повышению качества проверки заданий с развернутым ответом (методические материалы для экспертов предметных комиссий, вебинары, введение дополнительного условия назначения работ участников ЕГЭ на третью проверку), а также практически полным исключением из числа участников основного периода экзамена выпускников прошлых лет, которые показывали самые низкие результаты. Процент участия выпускников текущего года – 98,98.

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2017 г. сократилась в сравнении с 2016 г. и составила 13,8% (в 2016 г. – 17,6%). К перечисленным выше обстоятельствам, повлиявшим на повышение среднего балла ЕГЭ, в данном случае следует добавить акцентирование методической работы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ на дифференцированной подготовке выпускников с разным потенциалом, помощь обучающимся из группы «рискующих не получить минимальный балл». Число стобалльников в 2017 г. повысилось в сравнении с 2016 г.: 142 против 59, их доля от общего числа участников увеличилась вдвое (соответственно 0,04% и 0,02%).

В 2017 г. доля высокобалльников в сравнении с 2016 г. увеличилась до 4,46% (с 3,11% в 2016 г.), что вполне объяснимо с учетом тенденции повышения среднего тестового балла и повышения качества работы предметных комиссий, а также сформированностью методических походов к организации предэкзаменационной подготовки участников ЕГЭ.

ЕГЭ является важным этапом в жизни выпускников. Это - пропуск в мир взрослой жизни, первая серьезная ступенька для получения профессии. ЕГЭ имеет две функции: служит выпускным испытанием в школе и позволяет оценить способности абитуриента для поступления в высшее учебное заведение.

Итоги экзамена 2016 года показали, что отношение к подготовке со стороны учеников стало более серьезным. Об этом свидетельствуют результаты, которые в текущем году значительно лучше прошлогодних. Немного выросло число высокобалльников и значительно снизилось количество тех, кто не перешел минимальный барьер. Это отметил и Дмитрий Ливанов — министр образования и науки России .

Всего в процессе приняло участие около 750 000 человек, в том числе 640 000 — это выпускники 2016 года . Обязательными экзаменами в этом году, как и в предыдущих, были русский язык и математика. Но помимо них есть и ряд других дисциплин: популярность некоторых в этом году значительно возросла.

Популярные предметы

Естественнонаучные предметы в этом году стали значительно популярнее, чем в прошлом. Химия, физика и биология все чаще выбирались выпускниками школ . Причем физика порадовала и результатами: число учеников, не достигших минимальной необходимой оценки, уменьшилось .

Меньше положительных новостей принесли экзамены по химии и биологии. В этих направлениях учеников, не преодолевших барьер, стало больше — на 4% .

Количество сдавших, статистика

ЕГЭ 2016 года показал рост уровня подготовки по обязательным дисциплинам. Число учеников, которым не удалось перейти минимальный барьер для получения аттестата, уменьшилось двукратно . Результаты ЕГЭ по математике базового уровня стали ярким показателем этого момента. Недостаточное количество баллов получили только 4,7% учеников. В 2015 году эта цифра составляла 7,4%. Экзамен в этом направлении оценивается по пятибалльной системе, средний балл составил 4,14. Это очень хороший показатель, поскольку в прошлом году этот балл не дотягивал до четверки на пять сотых пунктов .

По физике минимальный порог при сдаче экзамена не преодолели 6,11% школьников. Это на 0,4% меньше, чем в прошлом году. Положительные тенденции наблюдаются и при сдаче ряда других предметов. Допустимой оценки по истории достигли 84,1% учеников, по географии — 87%, по информатике — 87,6%. Очень хорошие показатели по английскому языку: в 2016 году экзамен успешно прошли 98,1% . Число сдающих иностранный язык пока не очень велико, но рассматривается возможность в течение ближайших нескольких лет сделать это испытание обязательным.

Динамика участников ЕГЭ, не преодолевших минимальную границу

В текущем году увеличилось и количество учеников, которые сдали экзамены на 100 баллов. Число отличников выросло на 401 человека. В 2015 году в списке лучших было 4608 экзаменуемых, а в этом году — 5009 .

Как выпускники сдали ЕГЭ-2016 по математике (профильный уровень)?

Результаты экзамена по профильной математике нужны для того, чтобы поступать в технические вузы, а также на специальности, связанные с экономикой. В отличие от обязательного базового уровня, этот вариант ЕГЭ выбирается выпускниками. В этом году экзамен по математике профильного уровня сдавали около 439 000 учеников .

Математика профильного уровня показала значительные результаты в сторону улучшения. В этом году не сдали ЕГЭ-2016 по профильной математике 15,3% учеников. Прошлогодний показатель составлял чуть более двадцати одного процента . Учитывая сложность предмета, это действительно замечательный результат.

Также некоторые учителя и многие родители отмечали, что экзамен действительно был трудным, но сложность заключалась именно в объемах задач. Для ряда заданий требовались решения на несколько листов . Вопрос по-прежнему остается открытым, но при этом нельзя не брать во внимание существенные улучшения в сдаче этого предмета.

Как выпускники сдали ЕГЭ-2016 по русскому языку?

Русский язык — это также обязательный экзамен, он требуется для получения аттестата об общем среднем образовании. В 2016 году результаты испытаний значительно улучшились, хотя и в прошлом году показатели были вполне положительными. Итого не сдали ЕГЭ-2016 по русскому языку и не преодолели границу для получения аттестата 0,7% учеников. В 2015 году таких выпускников было полтора процента . Для поступления в вузы, как и в прошлом году, установлен барьер в 36 баллов. Этот порог не смогли перешагнуть два с половиной процента учащихся. Это тоже меньше, чем в 2015 — тогда упустили шанс поступить в высшее учебное заведение четыре процента потенциальных абитуриентов .

Хорошие показатели и среди тех, кто сдал экзамен по русскому языку на высокий балл. Таким считается любой результат, который находится в диапазоне от 81 до 100. Более четверти учеников (25,5%) порадовали такими показателями. Это на целых 5,6% процентов выше результатов предыдущего ЕГЭ .

Сколько всего учеников не сдали ЕГЭ-2016?

Прошлогодние показатели выглядят не так устрашающе. Всего ЕГЭ в 2015 не сдало 1,5% учеников — так выглядели предварительные и окончательные данные в целом по испытаниям. Но в 2016 году эта цифра намного лучше. Как отмечают эксперты, занимающиеся статистикой, показатели 2016 года меньше где-то в два раза. То есть можно говорить, что число выпускников, которые не прошли испытания и не получат аттестат, составляет примерно 0,7% .

Что ждет выпускников в будущем году?

Испытания 2017 года, возможно, будут проходить с некоторыми изменениями. Так, одна из перемен может коснуться экзаменов по химии, физике и биологии — в заданиях уберут тестовую часть. Таким образом, тесты пропадут практически во всех предметах. Поставлена задача по разработке и апробации устного раздела экзамена по русскому языку, а также будет прорабатываться творческая часть в экзамене по литературе. Под контроль будут взяты слабые школы. Комплексная работа по подготовке поможет ученикам получить больше шансов для достойного прохождения выпускных испытаний. Также планируется развитие единой системы оценки качества образования, которая будет максимально объективна и удобна. Какие-то из этих изменений вступят в силу уже в 2017 году, прочие могут вступить в силу позже.

Других особенно серьезных перестановок в этой сфере не планируется, но специалисты отмечают, что по-прежнему много внимания будет уделяться технической подготовке процесса. Квалифицированный контроль, комфортные условия, честные системы подсчета баллов — все это будет в приоритете и в 2017 году .

Будущим выпускникам не стоит бояться предстоящей сдачи экзаменов в следующем году. Необходимо верить в свои силы, проявить немного упорства и ответственности при подготовке - и мечта о высоких баллах на экзамене станет вполне реальной. Практика показывает, что процент успешных сдач очень высок и увеличивается с каждым годом. Тем более сейчас без особых проблем можно найти много возможностей для дополнительной подготовки к ЕГЭ. Это позволяет успешно готовиться к экзаменам и «подтягивать» свои знания даже отстающим ученикам, которым сложно дается изучение того или иного предмета. Так, сейчас все более популярными становятся онлайн-курсы по подготовки к ЕГЭ. Они позволяют будущим выпускникам улучшать свои навыки с максимальным удобством, не отнимая лишнего времени от основной учебы и других дел.

Желающим хорошо сдать математику и физику стоит ознакомиться . Также в ближайшее время планируешься запуск программы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Наш сервис предлагает дистанционное обучение онлайн. Каждый ученик, который приложит силы и грамотно распределит свое время, сможет получить достойные баллы. Получить аттестат и поступить в высшее учебное заведение не так сложно, как это может показаться первоначально. Каждый год значительное число учеников получает не просто хорошие, а лучшие баллы. Если эта возможность доступна одному выпускнику, то и другой сможет справиться с заданиями если не на сто процентов, то очень близко к такому результату.

Курсы подготовки к ЕГЭ по математике и физике от сайт

  1. Итоги ЕГЭ: Выпускники 2016 года лучше справились с экзаменами, чем их предшественники , Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2016), http://ege.edu.ru/;

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: