Практическая психология

Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!

В процессе сбора и анализа данных от вузов Екатеринбурга я обратил внимание на одну примечательную деталь - наличие в несколько высших учебных заведениях новой и довольно диковинной специальности – инноватики. У большинства людей значение этого слова вызывает массу вопросов, а уж получить профессию с таким чудным названием кажется верхом безрассудства.

Гуманитарные технари
Теоретически, основной задачей, стоящей перед теми, кто внедряет инноватику в вузах, является продвижение на производстве (обычно крупном промышленном) новых, самых современных технологий и разработок. Специалисты по инноватика должны по своему функционалу максимально оперативно и оптимально модернизировать производство в высокотехнологичных отраслях: например, авиакосмическом секторе, на биомедицинских производствах и т.п.- там, где необходимо их постоянное внедрение в практику.

Правда, на практике можно столкнуться с тем, что представления об инноватике в различных вузах заметно отличаются. Чаще всего ее проработка, обоснование и преподавание связано с физико-техническим направлением (физтех УрФУ либо УрГЭУ, физфак УрГПУ).

Но есть и иное толкование, заметно отличающееся от взгляда на инноватику, как на техническую дисциплину. Другая концепция специальности - якобы ее социальная ориентированность. Специалисты в этой сфере должны заниматься не только внедрением новых технологий, но и эффективным управлением, менеджментом качества, распространяя свою деятельность и на коллективы предприятий, причем не только промышленных, но и «гуманитарных» организаций. Так, к примеру, видят инноватику в Курганском и Южно-Уральском государственных университетах.

Если анализировать территориальную распространенность данной специальности в России, можно сделать вывод, что лидером в этой области является Санкт-Петербург. Причем как по продолжительности преподавания и проработанности содержания курсов, так и по «раскрученности». Например, в СПбГУ существует целый факультет инноватики, где готовятся специалисты, востребованные на высокотехнологичном производстве. Примечательно так же и то, что на данный момент, пожалуй, только СПбГУ обладает стабильным потоком заказов на специалистов по ииноватике от работодателей, а не просто рассуждениями об актуальности этой специальности в условиях современного общества.

В Екатеринбурге инноватика подается в основном в техническом ключе и пока особенно развита на базе физико-технического факультета УрФУ. Их кафедра инновационных технологий уже несколько лет занимается этой темой. Кроме УрФУ подготовку в этом направлении ведет УрГПУ, УрГУ и УрГЭУ. Однако в этих вузах данная специальность имеет куда меньший срок развития. Пока очевидно, и это неофициально признают преподаватели вузов, что администрация открыла такую специальность не по конкретным запросам с производства, а из «желания развиваться». Это объясняет тот факт, что далеко не все из них могут объяснить, где конкретно востребованы их выпускники.

По приблизительным оценкам создателей программ по инноватике, люди, получившие подобную специальность, могут быть востребованы на следующих профессиях:

1. Директора и менеджеры по развитию, креативные директора компаний;
2. Руководители проектов;
3. Руководители развивающихся компаний;
4. Руководители новых и развивающихся направлений производства;
5. Специалисты в узких высокотехнологичных отраслях;
6. Бизнес-консалтеры по продвижению, маркетингу и развитию;
7. Специалисты надзорных органов (контроль качества и т.п.);
8. IT-Специалисты в сфере новых разработок.

Что касается интереса абитуриентов к инноватике в Екатеринбурге, то пока его оценить сложно. Можно говорить лишь о некоторых особенностях. К примеру, в УрГЭУ в этом году набрали группу из 25 будущих бакалавров по инноватике только из контрактников, стоимость обучения – 26 тысяч в семестр. А в УрГУ запланировали 25 бюджетных мест по этой специальности и набрали их с конкурсом семь человек на место.

В общем-то, рост, а значит и осознание интереса к теме, есть. Однако у инноватики как предмета остро ощущается проблема, которая вроде бы свойственна многим вузовским специальностям, но здесь грозит проявиться особенно заметно. Первичной функцией «инноваторов» является внедрение новых технологий на производстве, его оптимизация, повышение эффективности и производительности. Специалисты по инноватике должны заниматься очень важной и ответственной работой, но эта работа требует не только профильного образования, но и очень серьезного опыта, практических умений, навыков и компетенций. Ситуацию можно сравнить с управленческим образованием: менеджеру желательно специальное образование (необходимость профессионального менеджмента отмечают многие, ссылаясь на его отсутствие в советский период, когда менеджерами становились специалисты отрасли с опытом), но занимать руководящие посты можно только после получения большого опыта на исполнительской должности. Так и специалисты по инноватике, очевидно, должны довольно долго поработать на основном производственном процессе. А лишь затем начинать модернизировать то, о чем они узнают не понаслышке.

Инноватика – это наука об особенностях процессов деятельности в сфере инноваций, о внедрении вновь обретаемых знаний в новшества, которые востребованы и необходимы обществу. Инновации могут рассматриваться в различных аспектах деятельности, как в коммерческих, связанных с получением прибыли, так и в сугубо социальных аспектах некоммерческой направленности.

В качестве фундаментальных наук специальность инноватика привлекает различные отрасли знаний и научные направления, среди них:

  • экономические знания и бизнес;
  • философские науки и психология;
  • знания в сфере педагогики и социологии;
  • знания организации производственных процессов и маркетинга,
  • информационные технологии и логистика.

Формы обучения в ВУЗах по специальности инноватика могут быть наряду с очной, заочно-очной и заочной формой обучения.

Срок обучения на очной форме бакалавриат – четыре года.

Профильные предметы при предъявлении результатов ЕГЭ - это математика, физика и русский язык. Некоторые ВУЗы требуют результаты ЕГЭ по физике и иностранному языку.

Проходными баллами на специальность 27.03.05 инноватика , например, в московских ВУЗах являются результаты ЕГЭ от 60 до 75 баллов по каждому из предметов.

Специальность инноватика - ВУЗы

Среди 66 российских ВУЗов, имеющих специальность инноватика, тройка лидеров рейтинга высших учебных заведений по уровню подготовки этой специальности выглядит таким образом:

на первом месте – МВТУ , а следующие призовые места занимают ВУЗы Томска – ТПУ и ТГУ .

Основными дисциплинами, которые изучают студенты по специальности инноватика , кроме профильных предметов физики и математики, являются такие, как:

  • ТРИЗ (аббревиатура теории решения изобретательских задач);
  • компьютерная графика;
  • патентные исследования;
  • информационные технологии;
  • основы интеллектуального права и его защита;
  • анализ инвестиционной деятельности и др.

Во время обучения студенты имеют возможность получать совмещенные знания, как инженеров, так и менеджеров.

Работа по специальности инноватика

Получив специальность инноватика , кем работать выпускники могут выбрать помимо должностей в органах государственного управления в сфере инновационного развития страны, региона, отдельных отраслей, также и в коммерческих компаниях и холдингах, занимая должности ведущих менеджеров, руководителей проектов бизнес-планирования или директоров департаментов, которые отвечают за программное обеспечение управлением развития инновационной деятельности.

Дипломированные кадры по инноватике восребованы в IT- индустрии, внешней и внутренней торговле, логистике, патентном деле и защите интеллектуальной собственности и многих других видах, как коммерческой, так и социально-экономической деятельности.

Имея инноватика – специальность, зарплата на первых порах будет в пределах 30 тысяч рублей. Однако, карьера с хорошими знаниями инновационных моделей бизнеса вместе с технологиями IT и практическим опытом очень быстро может вознести недавнего выпускника к должностям, где заработная плата или оклад вполне могут быть в 100 и более тысяч рублей.

В современных условиях от предприятий всех видов собственности требуются действия по переходу на инновационные механизмы развития. Это требование диктуется рынком и поставлено на особый контроль со стороны правительства Республики Беларусь.

Однако специалистов, полностью владеющих всеми аспектами такой работы практически нет. Опыт показывает, что выпускники инженерных и экономических направлений не всегда являются достаточно подготовленными специалистами в смежных областях: инженеры - в сфере управления, а менеджеры - в инженерных науках. Исключением является бакалавр подготовленный по направлению «Инноватика».

Выпускник этого образовательного направления будет подготовлен как специалист-инженер и как специалист-менеджер, то есть и как “технарь”, и как “управленец”. В его подготовке «пересекаются» знания из разных областей, формирующие, прежде всего, навыки решения инженерных задач, а также все то, что требуется знать для коммерциализации и практического внедрения инноваций и изобретений в производство.

Он будет уметь выполнять анализ эффективности деятельности предприятия и выявлять проблемы, требующие решения, осуществлять поиск возможных решений и генерировать новые идеи, обеспечивать формирование оптимальных проектов и управлять их воплощением в производство, оценивать возможные риски на пути реализации проекта и минимизировать их, и тем самым обеспечивать экономический подъем своего предприятия.

Он будет способен адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других видах информационных компьютерных технологий.

Такой объем знаний и умений сегодня очень востребован на рынке труда и дает особые конкурентные преимущества перед другими экономическими специальностями.

Практически каждая организация, фирма или предприятие в любой отрасли и в любом регионе страны решают задачи изменений и улучшений, которые и создают для них конкурентное преимущество на рынке, позволяют сохранять лидерские позиции в экономике. Оценить привлекательность и достоинства идеи, определить оптимальные пути ее реализации, привлечь заинтересованных инвесторов и, обойдя всевозможный риск, превратить нововведения в успешный бизнес - в этом заключается искусство и мастерство специалиста-инноватора!

Выпускники специальности «Инноватика» могут работать на производственных предприятиях, предприятиях бизнеса, исследовательских, конструкторских и проектных организациях, инжениринговых центрах, страховых компаниях, банках, органах власти. На промышленном предприятии это одни из основных помощников руководителей предприятия, а в перспективе – главные специалисты или руководители предприятия или фирмы.

Присваиваемая квалификация

Квалификация – бакалавр. Направление подготовки «Инноватика»

Занимаемые должности

  • проектный менеджер;
  • специалист по бизнес-планированию;
  • технический директор;
  • руководитель

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусско-Российский университет (проходные баллы в , )

ВНИМАНИЕ! При расчете проходных баллов не учитывается балл аттестата (правила поступления РФ)

Выпускники данной специальности получают диплом российского образца, так как обучение осуществляется за счет российского бюджета и по российским образовательным программам. Поступать на данную специальность граждане респубики Беларусь могут на равных условиях с гражданами России. Обучение бесплатное .

Начиная настоящую статью, совершенно не хочется повторять мантру «мы отстаем, мы отстаем!». Пусть этим занимаются другие. Мы же постараемся подняться на уровень восприятия хотя бы на одну планку выше и за счет расширения горизонта осмыслить, где находится страна на путях интеграции в реалии новой экономики. Поэтому, в первую очередь, следует обратить наш взор на такое понятие, как инноватика – весьма непростое явление институциональной науки и прикладной сферы деятельности в экономике.

Место инноватики в общем поле нововведенческих понятий

Истории вопроса на нашем сайте будет посвящена целая серия материалов. В настоящей статье мы сконцентрируемся на поиске наиболее близких к сущности понятия инноватики определений и выяснении того значения, которое оказывает данное явление на формирование нового технологического уклада.

Окончание «атика» имеет сложную грамматическую природу древнегреческого происхождения. Предполагается, что родоначальным словом явилась «математика» как царица всех наук. Поэтому такое окончание свидетельствует в современном мире о сопричастности к науке. В этой связи мы можем предположить, что инноватика должна рассматриваться как отрасль научного знания об инновационной деятельности. Далее возникает вопрос, в каком понятийном поле находится рассматриваемая область знания? Обратим внимание на далеко неполный список родственных понятий:

  • новшество (новация);
  • нововведение (инновация);
  • инновационный процесс;
  • инновационная деятельность;
  • коммерциализация;
  • инновационная инфраструктура;
  • инновационный потенциал компании (региона, отрасли, страны);
  • инновационный проект;
  • рынок инноваций;
  • рынок интеллектуального труда;
  • инжиниринг;
  • трансфер технологий;
  • инновационно-инвестиционный процесс.

В наших осмыслениях я предлагаю рассматривать инноватику с трех точек зрения, которые в последние годы получили закрепление в различных литературных источниках. Безусловно, инноватика – это весьма молодая и перспективная область научного знания. Кроме того, под инноватикой следует понимать комплекс системной методологии приведения авторской идеи через новшество в состояние рынком принимаемого продукта. И в этом ее глубокое прикладное значение. Наконец, нами обязательно должна быть рассмотрена инноватика как специальность и как профессия, к овладению которой стремится профессионал, решивший посвятить себя менеджменту в сфере нововведений.

Исходя из отмеченного выше, мы можем дать более полную характеристику трем аспектам обозначенного комплексного явления.

  1. Под инноватикой предлагается понимать отдельное направление научной деятельности. В данном направлении осуществляется разработка и развитие теоретических основ, создаются научная методология и методы прогнозирования, творческого поиска, проектирования и внедрения инноваций в практику. В основе теории и методологии инноватики находятся методы из последних достижений в сфере системного анализа, именуемых системологией. Именно системология позволяет исследовать явления и объекты познания целостно, находить и принимать наиболее взвешенные социотехнические решения. Естественным образом из области теоретического знания возникает прикладная инноватика.
  2. Под прикладным аспектом инновационного знания мы понимаем особое направление научной практики, в котором разрабатываются теоретико-прикладные задачи планирования, организации инфраструктуры, процессов и реализации инновационной деятельности.
  3. Сущность инноватики тесно связана с таким явлением, как рынок интеллектуального труда, то есть с той сферой, в которой возникает предложение и спрос соответствующих категорий персонала. И среди такого персонала, помимо деятелей науки, специалистов инженерных профессий, других работников разных областей инновационной деятельности, мы выделяем особую группу профессионалов, именуемых инноваторами.

Значение персонала в инноватике

С приходом в нашу жизнь новой экономики роль человеческого капитала многократно возрастает. Такое направление, как инноватика требует серьезного переосмысления многих управленческих блоков: организационной культуры, трудовых рыночных отношений, функционального состава управления персоналом, особенно его мотивации и организационного поведения. В мире идет активное формирование рынка интеллектуального труда, в том числе и в международном масштабе. Наглядным примером этих событий являются процессы, происходящие в сфере информационных технологий, в том числе в оффшорном программировании. И численность занятых в IT-секторе косвенно свидетельствует об уровне развития информационной экономики как определенного инфраструктурного базиса массовых нововведений.

Характерно, что в Индии с ее 1,3 миллиардным населением армия программистов растет невиданными темпами. В 1999 г. их было около 300 тысяч, в 2005 г. – 1,3 млн., а в 2013 г. уже 2,75 млн. Планируется также, что к 2018 году специалистов IT-индустрии в этой стране будет уже 5,2 млн. И это при том, что в ведущей стране планеты США численность IT-специалистов составляла на 2013 г. 3,6 млн. человек. Активно прогрессирует в данном направлении и Китай: прогнозируется, что к 2018 году численность программистов из Поднебесной на глобальном рынке труда приблизится к уровню 1,9 млн. человек.

Конкуренция на рынке труда, связанного с новой экономикой, растет не только в IT-секторе. Растущее число инновационных проектов в мире рождает небывалый спрос на ученых, имеющих реальную авторскую позицию, на специалистов других профессий: проектировщиков, инженеров и т.п. Конкуренция на национальных и международных рынках растет, и это только начало. Сегодня молодой человек, начинающий задаваться вопросом, кем работать, уже не может не учитывать тех реалий, которые происходят в мире. Вместе с тем, по предмету статьи нас интересует, в первую очередь, профессия инноватора.

Под инноватором мы будем понимать проект-менеджера, занятого в инновационной деятельности, избравшего своей целью успешную реализацию проектов коммерциализации новшеств. Люди, намерившиеся освоить данную профессию, должны четко представлять, какая работа их ожидает, какие знания, умения и навыки они должны получить. И в первую очередь, это компетенции руководителя инвестиционно-инновационных проектов.

В России по специальности 222000 «Инноватика» ВУЗы готовят специалистов-инноваторов двух квалификаций: бакалавров и магистров. Выпускников пока немного, но процесс идет. При этом под одноименным названием преподаются также и специализированные курсы для будущих экономистов, менеджеров, инженеров и инженеров-менеджеров. Главными задачами предметной подготовки специалистов являются:

  • формирование системного видения о профессиональной практике по созданию новшеств, их производства в промышленных масштабах и дальнейшей коммерциализации;
  • освоение основных правил работы и сопутствующих видов деятельности, связанных с трансформацией новаций в рыночный продукт с высокой добавленной ценностью, в чем и выражается суть нововведений.

История нашей страны демонстрирует массу парадоксов, связанных с особенной национальной культурой. Так, например, самые значимые инновационные прорывы в экономике страны происходили в мобилизационном режиме. Это самый тяжелый и затратный путь, потому что сопровождается он небывалым напряжением человеческих сил. Что-то подсказывает, что и переход на шестой технологический уклад произойдет у нас в подобном авральном режиме. В таком случае стране, все равно, нужно взращивать поколение новаторов, а значит, таких специалистов нужно готовить значительно больше, закладывая в них максимум из того, что ВУЗовская система способна сегодня дать.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: