Практическая психология

ЧАЯНОВ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1888–1937) – советский экономист, основоположник крестьяноведения.

Родился 17 января 1888 в Москве . Отец Чаянова по происхождению крестьянин, стал московским купцом. В 1906 Чаянов поступил в Московский сельскохозяйственный институт и после его окончания в 1911 начал работать там преподавателем. Его специализацией стала аграрная экономика. В 1908 появилась первая печатная работа, посвященная кооперации в Италии . К окончанию института он опубликовал уже около 20 работ. Параллельно с научными трудами он занимался и практической работой – главным образом, в области льноводческой кооперации. Созданное при его активном участии в 1915 Центральное товарищество льноводов начало активно и быстро завоевывать рынок.

Чаянов никогда не был членом каких-либо партий, но участвовал в политической деятельности как представитель кооперативного движения. В 1917, накануне Октябрьской революции , Чаянов в течение двух недель входил в состав последнего Временного правительства как заместитель министра земледелия. После прихода к власти большевиков он, как и другие российские кооператоры, начинает с ними активно сотрудничать. В 1919 он возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. В феврале 1921 он утверждается членом коллегии Наркомата земледелия, всерьез обсуждалось даже предложение В.И.Ленина включить его в число руководителей только что образованного Госплана. Весной 1921 он был членом комиссии, которая разработала и приняла «Основные принципы построения продналога».

На 1920-е приходится расцвет научной деятельности Александра Чаянова. В 1923, находясь в научной командировке за рубежом, он издал в Берлине свой главный научный труд – Учение о крестьянском хозяйстве . В 1925 эта книга была опубликована и в России под названием . В эти же годы Чаянов издал ряд художественных произведений в жанре историко-мистической фантастики.

В конце 1920-х, когда началось усиление административно-командных принципов управления, Чаянова подвергли резкой критике как «неонародника». В 1928 его уволили с поста директора Института сельскохозяйственной экономики. В 1930 Чаянов, как и его коллега и близкий друг Н.Д.Кондратьев , был арестован по делу «Трудовой крестьянской партии»: Кондратьева объявили главой этой несуществующей подпольной партии, а Чаянова – ее активным участником. Парадоксально, что само название «Трудовая крестьянская партия» было взято из опубликованной в 1920 научно-фантастической повести Чаянова Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии , в которой он описывал будущий строй «цивилизованных кооператоров». На закрытом процессе в 1932 профессора Тимирязевской академии А.В.Чаянова приговорили к 5 годам заключения. После 4 лет тюрьмы Чаянова сослали в Казахстан, где он начал работать консультантом в республиканском комиссариате земледелия. Однако пережить «великий террор» конца 1930-х он не сумел – его расстреляли в 1937. В 1987 после пересмотра дела «Трудовой крестьянской партии» все проходившие по нему, включая Чаянова, были реабилитированы.

Главная тема трудов Чаянова – изучение крестьянских хозяйств как особого социально-экономического уклада, отличающегося и от капиталистического и от социалистического типов хозяйствования.

В своей концепции семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянов рассматривал взаимоотношения крестьянского хозяйства с окружающей средой и приходил к выводу, что для него свойственны особые закономерности, отличающиеся от деятельности капиталистической фирмы. Главная задача крестьянина – не максимизация прибыли, а удовлетворение потребностей членов семьи. Соответственно, цель производства в крестьянском хозяйстве – это потребление, но не накопление. В Организация крестьянского хозяйства он доказал, что крестьянство стремится к увеличению валового дохода, а не к получению максимальной прибыли. Для объяснения хозяйственного поведения крестьян Чаянов использовал модель равновесия предельных выгод и предельных издержек, предложенную экономистами-неоклассиками. «…Мы можем установить, – писал он, – что степень самоэксплуатации [крестьянского] труда устанавливается некоторым соотношением между мерой удовлетворения потребностей и мерой тягости труда».

Большой вклад Чаянов внес в анализ дифференциации крестьянства. По его мнению, из-за демографических факторов уровень жизни крестьянской семьи меняется волнообразно. Так, в недавно образовавшейся молодой семье (муж, жена, малолетние дети) соотношение едоков и работников крайне неблагоприятно. Через некоторое время дети становятся полноценными работниками, в результате чего число едоков совпадает с числом работников. Это – самый благоприятный период в жизни крестьянской семьи: без применения наемного труда растут площади посевов, объем собираемой продукции, возрастают доходы, а расходы на бытовые нужды (жилье, отопление и др.) остаются прежними. Когда у второго поколения рождаются дети, то происходит распад большой семьи на молодые семьи. Соотношение едоков и работников снова изменяется, сокращается подушный посев, снижается и уровень потребления.

Отсюда Чаянов сделал вывод, что имущественная дифференциация крестьянских хозяйств в основном не носит социального характера. Он считал, что распространенная в советской экономической литературе схема трех классов (кулак, середняк, бедняк) слишком груба, так как сводит в одну кулацкую группу не только капиталистические, но и крепкие крестьянские хозяйства, использующие труд преимущественно членов своей семьи. В противовес этой ложной схеме Чаянов приводил свою, более дробную классификацию, включающую шесть типов хозяйств – 1). капиталистическое, 2). полутрудовое, 3). зажиточное или семейно-трудовое, 4). бедняцкое, 5). полупролетарское и 6). пролетарское. Основная масса крестьянских хозяйств в России, по его мнению, была представлена хозяйствами 2–4-го типов. Что касается характерных для «чистого» капитализма хозяйств 1-го, 5-го и 6-го типов, то они составляют явное меньшинство и не определяют «лица» деревни. Схожую – некапиталистическую – форму имеет дифференциация крестьянских хозяйств и в современных странах «третьего мира».

Для Чаянова характерно большое внимание к сельскохозяйственной кооперации. Хотя трудовое крестьянское хозяйство устойчиво, оно тормозит прогрессивное развитие. По его мнению, для подъема советской агроэкономики надо было объединять в кооперативы всех крестьян, кроме первой и шестой групп, с последующим ограничением и вытеснением эксплуататорских отношений и привлечением сельских пролетариев к семейно-трудовому хозяйствованию через предоставление кредита. По Чаянову, ценность кооперации двояка: она имеет, с одной стороны, антикапиталистическое содержание, освобождая крестьян от перекупщиков, а с другой – антибюрократическое, развивая трудовое самоуправление. Он выступал против огосударствления кооперативов и отстаивал их самостоятельность при решении хозяйственных вопросов.

Главным путем подъема эффективности аграрного сектора Чаянов считал развитие кооперации не по горизонтали (объединением многих одинаковых единоличных хозяйств в одно коллективное), а по вертикали – путем объединения производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки и обслуживания техники, племенной и селекционной работы и т.д. Выступая за вертикальную кооперацию, он очень критически относился к сталинским колхозам, предлагая вместо национализации земли передать ее в трудовую собственность без права купли – продажи.

Кооперативные концепции совпадали со многими идеями Ленина начала 1920-х, который при написании известной статьи О кооперации , вероятно, пользовался работами Чаянова. Однако в 1930-е идеи Чаянова разошлись со сталинским курсом, что стало причиной репрессий против самого Чаянова и его сторонников.

«Крестьяноведение» Чаянова на долгое время оказалось забытым. Лишь в 1960-е, когда началось изучение специфики «третьего мира», западные ученые неожиданно обнаружили, что еще почти полвека назад русский ученый раскрыл основные особенности, отличающие крестьянское хозяйство от капиталистического. Идеи Чаянова о вертикальной кооперации как оптимальном пути модернизации крестьянских хозяйств находят свое применение в современных странах «третьего мира».

Труды: Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство . Избранные труды. Москва: Экономика, 1989.

В России в конце XIX - начале XX в. наблюдался рост сельскохозяйственного производства, формирова­лись крестьянские кооперативы. Усложнение сель­скохозяйственного сектора в экономике привело к необходи­мости осмысления его нового состояния, а также к выработке адекватного инструментария управления им. В результате этого возникло организационно-производственная экономи­ческая школа, которая опиралась на исследования А. А. Рыб­никова, Н.П. Макарова, А.Н. Минина и т.д. Признанным ее лидером являлся Александр Васильевич Чаянов (1888- 1937), ведущий отечественный экономист. За выступление против социалистического строя он был приговорен к рас­стрелу в 1937 г. по обвинению в причастности к деятельно­сти Трудовой крестьянской партии. А.В. Чаянов является автором работ «Организация крестьянского хозяйства», «Краткий курс кооперации».

Основные направления его исследований связаны с изучением сельскохозяйственного сектора экономики, особенностей его развития, а также разработкой ме­тодологии управления им. А.В.Чаянов провел типологизацию хозяйств:

На пролетарские;

Полупролетарские;

Капиталистические;

Полутрудовые;

Зажиточные семейно-трудовые;

Бедняцкие семейно-трудовые.

Он исходил из того, что выделенные им особенности сель­скохозяйственного производства в России характерны и для Китая и Индии;

Кроме того, он высказывался за необходимость введения трудовой собственности на землю, устранение права сво­бодного распоряжения земельными участками, передачу пра­ва собственности на землю индивидуальным и кооператив­ным хозяйствам, введение единого по всей России налога на сельскохозяйственную продукцию. Передача крестьянам земли в собственность должна происходить на основании оценки их возможностей эффективно ее использовать. Те хозяйства, которые работают эффективно, получают в соб­ственность еще больше земли.

При оценке эффективности сельскохозяйственного секто­ра экономики в России А. В. Чаянов отмечал его низкую резуль­тативность. Выход из этой ситуации виделся им в применении основ кооперации в сельскохозяйственном производстве, но с ликвидацией ее капиталистических и бюрократических эле­ментов. Он считал вредным формирование государственных кооперативов, так как частные кооперативы отличаются боль­шей эффективностью, низкими затратами и низкой ценой ко­нечной продукции.

А.В.Чаянов выделял индивидуальные и кооперативные крестьянские хозяйства. Индивидуальное хозяйство спо­собно эффективно обрабатывать почву, вести животновод­ство. Но более глубокая обработка продукции и другие виды деятельности могут эффективно осуществляться кооперативными сельскими хозяйствами - объединения скольких индивидуальных хозяйств. Эти два вида хозяйств должны присутствовать в экономике, так как они эффектив­ны в строго определенной области.


Им также разработана теория, дифференциального оп­тимума, основывающаяся на достижении минимальной се­бестоимости продукции при прочих равных условиях. Этот показатель зависит от следующих факторов:

Биологического;

Географического;

Климатического.

Чаянов выделил три составляющие себестоимости сель­скохозяйственной продукции:

1) постоянную - машины, строительные материалы;

2) минимизирующуюся при объединении хозяйств - со­держание управленческого состава;

3) увеличивающуюся при объединении хозяйств - сни­жение качества продукции.

Задача управления сельскохозяйственным сектором эко­номики заключается в достижении максимального дифферен­циального оптимума для всех хозяйств.

А.В. Чаянов внес большой вклад в развитие экономиче­ской науки, прежде всего тем, что сформулировал актуаль­ную теорию и методологию оценки сельскохозяйственного сектора экономики, а также управления им, пригодную для использования в России.

57. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА

Для России конец XIX - начало XX в. - период кар­динальных преобразований во всех сферах жизни об­щества, в том числе и экономической, в результате установления социалистического строя. Это также время активного развития российской экономической школы, яр­ким представителем которой, получившим мировую извест­ность, был Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938). Долгое время он возглавлял Конъюнктурный институт, а в 1938 г. был расстрелян за антисоветские выступления. Ему принадлежат такие труды, как «Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии», «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», «Мировое хо­зяйство и его конъюнктуры во время и после войны», «Боль­шие циклы конъюнктуры», «Проблемы экономической ди­намики»

Н.Д. Кондратьев считал необходимым целенаправлен­ное воздействие на экономику крестьянских хозяйств, государства, производственных структур, органов местного самоуправления. Ученый исходил из того, что одно только государство не может осуществить эффективное ре­гулирование экономики, для этого необходимы привлечение и участие разнообразных центров экономики. Экономическая политика, по его мнению, должна органично сочетать госу­дарственное и предпринимательское влияние. Он считал, что необходимо достижение равновесного воздействия на эко­номику, так как только государственное воздействие или ис­ключительно предпринимательское наносит вред экономике. Н.Д. Кондратьев обосновал необходимость органичного соразвития сельскохозяйственного и индустриального секто­ров экономики.

Н.Д. Кондратьев разработал объективные и четко про­работанные планы развития экономики, основанные на конъюнктурном анализе. Он исходил из того, что рынок яв­ляется связующим элементом между всеми экономически­ми субъектами. Целью экономического планирования он полагал нахождение оптимального равновесия в развитии экономики. Н.Д. Кондратьев считал, что для каждого секто­ра экономики должны разрабатываться уникальные мето­ды регулирования.

Неоспоримой его заслугой является создание револю­ционного для того времени «единого конъюнктурно­го показателя» - методологии анализа и прогнози­рования экономической динамики.

Главной его заслугой считается разработка теории цик­лов, получившей мировую известность и признание. На осно­вании обобщенных статистических данных Германии, Англии, Франции им были выделены закономерности функциониро­вания экономики. Изначально он предполагал, что разрабо­танная им теория описывает цикличное развитие только раз­вивающихся стран, но в дальнейшем было установлено, что она применима для мировой экономики и развитых стран. Исходя из его теории, можно сделать вывод о поступательном цикличном развитии экономики, которая движется в сторону формирования постиндустриального хозяйства. Н.Д. Конд­ратьев выделил три вида циклов: долгосрочные, длящиеся 48-55 лет; среднесрочные, длящиеся 8-11 лет; короткие, длящиеся 3-4 года. Они протекают параллельно друг другу и могут накладываться друг на друга - тогда происходит их усиление или ослабление. Основной его вывод заключался в том, что цикличное развитие экономики -это не частность, а закономерность. Короткие и среднесрочные циклы вклю­чают спад и подъем экономики, активизацию или снижение торговли, производства, потребления и т.д. Большое внима­ние он уделял долгосрочным циклам, начало которых харак­теризуется качественным изменением технологий производ­ства, торговли, инфраструктуры и т.д. Экономика выходит на качественно иной виток развития. Наряду с констатацией наличия цикла Н.Д. Кондратьев выступал за возможность и необходимость воздействия на него со стороны государства с целью смягчения его последствий.

Н.Д. Кондратьев внес большой вклад в развитие экономической науки, прежде всего разработав теорию циклов, которая была признана и получила широкое распростране­ние только после его смерти.

58. «ЭКОНОМИКС» П. А. СЭМЮЭЛСОНА

Пол Антонии Сэмюэлсон (р. 1915) - один из ведущих теоретиков экономической мысли XX в. За особый вклад в развитие экономической мысли отмечен Но­белевской премией. Его главный и основной труд - «Эконо­микс» - стал основой современной экономической науки. Его научная деятельность на протяжении всей жизни была связана с Массачусетским технологическим институтом. Здесь он вел активную научную и педагогическую деятель­ность. Он также был советником при президенте США по эко­номическому направлению.

Его вклад в экономическую науку заключается прежде всего в систематизации и обобщении разработок его пред­шественников и соотечественников. Этим он подвел четкую теоретическую базу под экономику как науку. Его собствен­ные разработки - это синтез существующих теорий и вы­вод из них.

П. А. Сэмюэлсон первый, кто получил Нобелевскую пре­мию в области экономики. В 1970 г. её ему вручили за вклад в научный анализ экономической науки. Она была присуждена обоснованно, так как его учебник «Экономикс» был издан бо­лее 15 раз в Америке, а также переведен на многие языки мира.

«Экономикс» логично разделен на две части:

2) собственные экономические теории.

В первой части «Экономикс» проведен четкий и систем­ный анализ истории развития экономики. Зарождение эко­номики относится к древнейшим временам. С течением вре­мени происходили постоянная эволюция и усложнение науки экономики, которые привели ее к современному со­стоянию. В отличие от других авторов он признает логиче­скую обусловленность существующих экономических теорий. П. А. Сэмюэлсон не считает правильным отдавать предпочтение какой-либо одной, а предлагает соединять их для решения практических задач.

П. А. Сэмюэлсон во второй части «Экономикс» проводит оценку современного состояния мировой экономики. В чис­ле требующих регулирования проблем экономики он назы­вает:

Инфляцию (снижение ее темпов);

Безработицу (снижение уровня безработицы);

Достижение стабильного и ускоренного уровня эко­номического развития.

Для их решения целесообразно привлечение всех разра­боток в области управления экономикой - от монетаризма до кейнсианства. Он обосновывает необходимость их синтеза, так как использование только одной теории госу­дарственного регулирования не приводит ни к каким поло­жительным результате»! или же наносит вред. П. А. Сэмюэлсон считает целесообразным использование широкого спектра методов государственного регулирования экономи­ки: от фискального до политического. Главное в этом - сгла­живание «галопирующей инфляции», кризиса перепроизвод­ства, высокого уровня безработицы. Этим он подводит теоретическое основание под концепцию устойчивого раз­вития. Им сводятся в единое целое микроэкономика и макро­экономика как два уровня экономической системы. Только при их взаимосвязанном анализе можно понять суть проте­кающих экономических процессов. Несмотря на то что эко­номика - это саморегулирующаяся система, он видит необ­ходимость ее государственного регулирования.

Т В заключении книги «Экономикс» подводятся итоги, а так­же оцениваются перспективы развития экономики как науки. Обозначена главная цель - достижение общественного бла­госостояния. Несмотря на высокие темпы и большие масш­табы научно-технического прогресса и научно-технической революции, увеличение уровня жизни и снижение смертно­сти, экономике не удалось реализовать свою главную цель. Главная заслуга П. А. Сэмюэлсона в том, что он обобщил и систематизировал существующие экономические теорий, вывел теорию неоклассического синтеза - использование методологии различных школ для решения практических за­дач. Этим он подвел теоретическую базу под современную науку экономику.

Чаянов Александр Васильевич

российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина моральная экономика.

28 сентября 1987 года в конференц-зале ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) английский профессор Теодор Шанин выступил с лекцией «А.В. Чаянов в мировой экономической науке». Многие из собравшихся впервые услышали имя Чаянова, за полтора месяца до этого прочитав в газете «Московские новости» материалы «круглого стола», собранного журналистом Львом Воскресенским с участием докторов наук Н.К. Фигуровской, В.Л. Данилова и М.О. Чудаковой, где рассказывалось о реабилитации 15 учёных-аграрников, репрессированных в самом начале тридцатых годов по обвинению в подготовке антисоветских заговоров и кулацких мятежей. По именам двух главных обвиняемых «преступная организация» получила тогда название «кулацко-эсеровской группы Кондратьева - Чаянова». Более чем через полвека, 16 июля 1987 года, по протесту Генерального прокурора СССР А.М. Рекунова, Верховный суд нашей страны прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

Александра Васильевича Чаянова нельзя оценить и понять без знания всего того, чем он интересовался и жил. Нельзя говорить о Чаянове только как экономисте-аграрнике, как нельзя говорить о профессоре химии Бородине, оставляя в стороне Бородина-композитора, или, постигая Леонардо да Винчи, сузить необозримый диапазон его дарования до скульптуры и живописи, не касаясь его занятий механикой, оптикой, анатомией. Как и всякий другой человек, Чаянов может быть понят, если к нему подойти как к целостной личности.

Он родился в Москве 17(29) января 1888 года. Его отец, Василий Иванович Чаянов, происходил из крестьян Владимирской губернии. В пореформенную пору мальчиком пришёл Василий Чаянов в Иваново-Вознесенск и начал работать на ткацкой фабрике. Со временем он стал пайщиком, затем компаньоном хозяина, а потом завёл и собственное дело.

Из Иваново-Вознесенска В.И. Чаянов переехал в Москву. Здесь он женился на Елене Константиновне Клепиковой, происходившей из мещан города Вятки. Мать будущего учёного окончила Петровскую земледельческую и лесную академию в первой группе женщин, туда принятых. То, что она была агрономом, не могло не сыграть роли в выборе жизненного пути её сына.

В 1899 году 11-летний Саша Чаянов поступает в лучшее реальное училище Москвы на Мясницкой улице 59. Реальные училища в отличие от гимназий давали естественно-математическое образование. В их старших классах преподавались прикладные предметы механико-технологического и химико-технологического циклов, а также основы коммерции. Ни латыни, ни древнегреческого языка в программе не было, но были языки немецкий и французский.

Жили тогда Чаяновы в Малом Харитоньевском переулке, где всё напоминало о далёкой старине. В домах, расположенных поблизости, бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин, Веневитинов. По преданию в старом юсуповском саду, в одном из флигелей, в самом начале XIX века жили Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины. Именно сюда «к Харитонью в переулок» приезжала Татьяна Ларина и слышала звон колоколов. Звоны колоколов слышит и юный Чаянов. Эта музыка увлекает его, и он начинает её изучать.

(В 1920 году Чаянов напишет книгу «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». В фантастической Москве 1984 года он предложит читателю «музыкальную программу, исполняемую на кремлёвских колоколах в сотрудничестве других московских церквей». Вот как опишет он начало этого концерта: «Через минуту густой удар полиелейного колокола загудел и пронёсся над Москвой. Ему в октаву отозвались Кадаши, Никола Большой крест, Зачатьевский монастырь – и ростовский перезвон охватил всю Москву. Медные звуки, падающие с высоты на головы стихшей толпы, были подобны взмахам крыл какой-то неведомой птицы. Стихия ростовских звонов, окончив свой круг, постепенно вознеслась куда-то к облакам, а кремлёвские колокола начали строгие гаммы рахманиновской литургии».) Именно в юности Чаянов на всю жизнь заболел историей Москвы и в конце концов стал одним из крупнейших её историков.

В 1906 году Чаянов окончит училище и поступит в Московский сельскохозяйственный институт, как с 1894 года станет официально называться бывшая Петровская земледельческая и лесная академия, открытая 21 ноября 1865 года.

(В 1925 году директор Научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономии при Тимирязевской сельскохозяйственной академии и её профессор А. В. Чаянов напишет книгу «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем» – своеобразный путеводитель по ТСХА, где причудливо переплетаются история и современность.)

В институте его жизненной страстью становится наука. Но, человек в высшей степени общественный, он занимается ею как делом, преображающим жизнь людей. Такое понимание общественной роли науки проистекало у молодого Чаянова из представлений, почерпнутых прежде всего в студенческо-преподавательской среде.

Двадцатилетним студентом 3 курса Чаянов пишет свою первую научную работу. Его интересует кооперация в сельском хозяйстве Италии. Он говорит об экономическом возрождении Италии и связывает его прежде всего с кооперированием сельского хозяйства, когда тысячи бедных маленьких хозяйств сливались в различные союзы и на началах самодеятельности создали мощную экономическую организацию кредита, закупок, сбыта, организовали производственную кооперацию, поддержали дело агрономической помощи крестьянам. Чаянов призывал русских крестьян следовать примеру итальянцев, создавая у себя в деревнях различные кооперативы.

Вскоре появилась и вторая работа Чаянова «Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии», написанная после того, как он, студент выпускного курса, в течение двух месяцев работал в этой стране. В ней он снова поставил вопросы, тесно связанные с отечественной практикой, в частности о сохранении лучших пород животных.

В 1910 году Чаянов оканчивает институт, и его оставляют на два года при кафедре аспирантом. Он едет во Францию, Германию, Англию, Италию и Швейцарию. Возвратившись, он продолжает пропагандировать всё то полезное, о чём узнал, но прежде всего его занимают внутренние проблемы отечественного сельского хозяйства. Молодой учёный начинает изучать это хозяйство как большой и сложный механизм в его многообразных экономико-производственных связях с окружающей природной и народнохозяйственной средой, а также как некую клеточку социального организма.

В 1912 году в Москве вышла первая часть книги Чаянова «Очерки по теории трудового хозяйства», где выдвигалось положение, впоследствии получившее развитие во многих трудах Чаянова, из-за которого его стали подвергать ожесточённой критике. Он написал тогда, что «всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи». Этот постулат, уже тогда подкреплённый цифровым и фактическим материалом, он сделал в дальнейшем одним из главных вопросов своей научной и общественной деятельности. Через год вышел и второй выпуск «Очерков», посвящённый основам сложения потребительского бюджета. Чаянов постоянно занимается и проблемами русского льна, который после ржи и пшеницы занимал в сельском хозяйстве страны едва ли не самое важное место, исследует экономическую и земледельческую стороны мелиорации.

Учёный совет Московского сельскохозяйственного института, отдавая должное необычайному трудолюбию и разносторонности Чаянова, присвоил ему в 1913 году звание доцента. Ему было тогда 25 лет.

К 1913 году три четверти России жило и работало в деревнях, в 20 миллионах дворах.

Во время Первой мировой войны (1914–1918) Чаянов занимается работой по организации хлебозаготовок и продовольственного дела. История продовольственного вопроса в это время отражена в лекциях, прочитанных им в апреле 1917 года на курсах по подготовке культпросветчиков при Московском совете студенческих депутатов. Здесь высказан также ряд интересных соображений и принципиальных оценок. Так, Чаянов замечает: «В настоящее время мы стоим перед долгими годами тяжёлой и ответственной творческой работы строительства новой России. В области политического строительства и строительства гражданского почти всё находится в нашей власти, власти человеческих законов. Не то мы видим в области жизни экономической. Здесь, помимо наших человеческих законов, перед нами стоят законы экономической жизни, законы, которых изменить мы не в силах и к которым должны приспособить наши человеческие законы, чтобы равнодействующую экономической жизни приспособить к нашему идеалу».

В 1918 году, выступая на 3 Всероссийском съезде «Лиги аграрных реформ» с докладом «Природа крестьянского хозяйства и земельный режим», Чаянов отмечает: «Кладя крестьянское хозяйство в основу будущего народнохозяйственного строя в России, мы должны учитывать, что оно по самой природе своей отлично от хозяйства, капиталистически организованного, в рамках которого мы привыкли обычно разрешать экономические проблемы. Хозяйство крестьянское есть прежде всего хозяйство семейное, весь строй которого определяется размером и составом хозяйствующей семьи, соотношением её потребительских запросов и её рабочих рук». Это положение, направленное на защиту некапиталистического крестьянского хозяйства, впоследствии объявили основной теоретической установкой так называемой «антимарксистской неонароднической школы», которая исходила из того, что, работая на своей земле и не эксплуатируя чужого труда, крестьянин оказывается в таком положении, когда категории заработной платы, прибавочной стоимости и рентных отношений как бы размываются и классическая политэкономия уже не может дать традиционные ответы на новые, не рассматривающиеся ею обстоятельства и ситуации.

Чаянов не был большевиком, но он был социалистом, демократом по убеждениям и аналитиком по складу ума. Самым значительным трудом, над которым он работал в годы гражданской войны (1918 – 1920), стала книга «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации». Здесь он обобщил всё, что писал и говорил ранее о кооперации.

Рассматривая сельское хозяйство как конгломерат самых разнообразных хозяйственных форм и образований, Чаянов признавал, что самыми распространёнными из них являются две формы: капиталистическая и противостоящая ей семейно-трудовая. Внешне капиталистическое хозяйство значительно более крупное, а семейно-трудовое более мелкое. Но если капиталистическое хозяйство строится на наёмном труде, то семейно-трудовое – на совершенно иной основе, ему «свойственны иные мотивы хозяйственной деятельности и даже иное понимание выгодности. Закономерным шагом развития последних должно стать объединение этих некапиталистических семейных трудовых коллективов в некапиталистические же кооперативы. (Социалистическую подоплёку кооперации Чаянов понимал в значительной мере в духе русских социалистов-утопистов. Он преклонялся перед одним из основателей утопического социализма Робертом Оуэном, о «возвышенном» учении которого писал так: «Он говорил, что люди дружными, общими усилиями должны помогать друг другу жить и, основывая особые общества, совместно устраивать свою хозяйственную жизнь». Эта идея казалась Чаянову пригодной для любого времени и для любого общества, ибо была общечеловеческой, а общечеловеческое он ставил выше классового.)

«Многие полагают, – писал Чаянов, – что существующее частичное кооперирование хозяйств есть только переходная фаза и что со временем все процессы сельскохозяйственного производства будут кооперированы в «интегральную» земледельческую артель, своего рода земледельческую коммуну. Но крестьянское хозяйство должно кооперировать и коллективизировать те отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, и оставлять в индивидуальном семейном хозяйстве всё то, что лучше организуется в мелком предприятии. Трудовая коммуна всегда будет слабее трудового кооперированного хозяйства, так как по своей природе она принуждена организовывать в крупных формах не только те отрасли хозяйства, которые её выгодно так организовывать, но также и те, в которых мелкое производство технически всегда более совершенно».

С 1918 года Чаянов стал одним из самых молодых профессоров Московского сельскохозяйственного института и в этом качестве высказал немало ценных мыслей о задачах и методике работы высших учебных заведений.

До 1920 года Чаянов занимал руководящие посты в кооперации, а с 1920 года – в Народном комиссариате земледелия. В 1921 – 1923 гг., оставаясь членом коллегии наркомзема, был представителем наркомзема в Госплане. Занимая ответственные посты, Чаянов стал известен самым высоким должностным лицам СССР. Отдавая ему должное как высококвалифицированному специалисту, некоторые руководители в политическом отношении считали его честным буржуазным спецом или, в лучшем случае, сочувствующим попутчиком. Многогранный, неоднозначный человек не вписывался в схему, упрощённо делившую всех людей лишь на друзей и врагов.

В 1918 – 1921 гг. Чаянов занимается также литературой и историей. Он пишет «Историю Миюсской площади», фантастическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», романтические повести «История парикмахерской куклы, или последняя любовь московского архитектора М.», «Венедиктов, или достопамятные события жизни моей», трагедию «Обманщики», по которой был поставлен спектакль в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Он становится активным членом общества «Старая Москва», где работает вместе с В.А. Гиляровским, братьями А.А. и Ю.А. Бахрушиными, П.В. Сытиным, а также одним из учредителей московского Русского общества друзей книги.

К 1925 г., в период новой экономической политики советского государства, группа Чаянова, тогда профессора экономического факультета Тимирязевской сельскохозяйственной академии, как с 1923 г. стал называться Московский сельскохозяйственный институт, провела работу по установлению оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий, определила количественный эффект землеустройства, разработала методы безденежного учёта хозяйства и нерыночных продуктов, а также таксацию вообще всех работ в сельском хозяйстве.

В.И. Ленин перед смертью (1924) написал две статьи, посвящённые кооперации (известно, что в его библиотеке были книги Чаянова). После этого слово «кооперация» стало самым популярным в обиходе. В связи с этим Чаянов в своей переизданной работе «Краткий курс кооперации» замечает: «Когда в наши дни говорят о будущем деревни, то чаще всего возлагают свои надежды на кооперацию… Однако это вовсе не означает, что многие отчётливо понимают сущность кооперации, её основные идеи и организационные принципы». Чаянов разъясняет свою мысль на конкретных примерах и говорит о том, что будущее сельского хозяйства за кооперацией. «Это будущее заставляет нас видеть в нашей работе… будущий грандиозный социально-экономический переворот, превращающий распылённое стихийное крестьянское хозяйство в стройное хозяйственное целое, в новую систему организации земледелия, и вполне согласиться с мыслью предсмертной статьи Ленина о том, что развитие кооперации совпадает с развитием социализма».

Летом 1924 года Чаянов заканчивает работу над главным трудом своей жизни «Организация крестьянского хозяйства». (Автор считал эту работу итогом своих более чем десятилетних изысканий, впервые сведённых вместе в книге «Учение о крестьянском хозяйстве», изданной на немецком языке в Берлине в 1923 году.) Едва появившись, работа Чаянова сразу же вызвала целый шквал замечаний и критических обзоров. Теоретические положения этой работы привели в конце концов к гибели как идеи, высказанной в книге, так и физическому устранению самого автора. Однако в то время он ещё не ждал такого оборота событий и наряду с кабинетной академической деятельностью много времени проводил в поле, на фермах, во дворах и избах крестьян.

Чаянов открывает для себя ещё одну стезю. Вместе с известным журналистом А.Г. Баргиным пишет киносценарий, по которому на киностудии «Межрабпомфильм» молодой режиссёр Л.Л. Оболенский ставит фильм с остродетективным сюжетом «Альбидум 0604» – так назывался особый засухоустойчивый и необычайно плодоносный сорт пшеницы. Продолжаются и беллетристические увлечения Чаянова. В 1928 году выходит в свет его последняя романтическая повесть «Юлия, или встречи под Новодевичьем».

Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Путь деревни был предопределён ¬– она должна была стать колхозной. Эта установка противоречила теории Чаянова. (Чаянов считал кооперацию основой социально-экономического развития деревни. Масштабы кооперации зависят от состояния технической базы и преобразования этой базы. В сферу кооперирования вовлекаются прежде всего те функции, которые становится невыгодно выполнять в отдельном крестьянском хозяйстве. Эти функции должна выполнять не «горизонтальная»: артели, коммуны, товарищества, – а «вертикальная» концентрация крестьянских хозяйств на кооперативной основе: выделение функции снабжения, сбыта и переработки продукции. Участие крестьян в кооперации выводит их на внешние рынки и, в конечном итоге, в орбиту мирового хозяйства.)

Чаянов не был кабинетным затворником. Он знал жизнь и понимал, что его теории уже выходят из разряда научных дискуссий и трактуются как подрывная антисоветская деятельность. 12 декабря 1929 года в «Сельскохозяйственной газете» было опубликовано письмо Чаянова, где он признавал свои исторические прогнозы ошибочными, а теорию классовой кооперации и защиту индивидуального сектора сельского хозяйства «грубой и реакционной ошибкой». Однако это его покаяние не было принято во внимание. В стране царила атмосфера подозрительности, доносов и шпиономании. На открывшейся через неделю после публикации письма Чаянова конференции аграрников-марксистов «ошибкам» Чаянова и злокозненным заблуждениям его школы отводилось много места.

XVI съезд партии дал установку на «форсирование темпов создания материально-технической базы социализма, на ликвидацию всех капиталистических элементов в стране». 21 июля 1930 года Чаянова арестовали. Открытого суда над ним не было. Сначала он некоторое время сидел в тюрьме, где работал над двумя книгами: о внутрихозяйственном транспорте и об истории гравюры, а затем был сослан в Казахстан.

Чаянов приехал в Алма-Ату в первой половине 1932 года, а в 1933 – 1935 годах работал в Казахском сельскохозяйственном институте им. Л. И. Мирзояна. Как и в Москве, он не только преподавал, но и занимался приобщением студентов к искусству. Поставил на сцене институтского клуба 11 пьес и организовал издание «Ежегодника СХИ». Кроме занятий в институте, Чаянов работал старшим экономистом-аналитиком Наркомата земледелия в балансовой группе планово-финансового отдела. В 1935 – 1936 гг. работал в выставкоме по подготовке к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 июня 1935 г. срок ссылки Чаянова был продлён ещё на три года. В конце 1936 г. он был арестован ещё раз, но вскоре выпущен. Е. Д. Эйгинсон, бывший студент Казахского сельскохозяйственного института, случайно встретил Александра Васильевича неподалёку от тюрьмы. Он оброс бородой, был одет в рваную телогрейку, подошвы его ботинок были обмотаны проволокой. 16 марта 1937 г. Чаянов был арестован в последний раз. 3 октября 1937 года Особое совещание при НКВД СССР вынесло ему смертный приговор. Он был расстрелян в тот же день.

Из книги А.В. Чаянова «Возможное будущее сельского хозяйста»:

«Усовершенствования в области путей сообщения, радиосвязи и, по крайней мере, удесятерение количества людского населения нашей планеты заставят просто-напросто превратить всю её площадь в сплошные города-сады, прерываемые обширными, в несколько десятков километров, полянами цветов и растений, преследующих цель быть освежителями атмосферы, или же плодовыми садами, приносящими те фрукты, ароматность которых и вкус, по всем вероятиям, никогда не могут быть воссозданы химическим способом производства. Эстетические же соображения заставят покрыть остальную площадь нашей земли садами, где место теперешних полей злаков и культур льна и подсолнуха займут роскошные клумбы фиалок, роз и не виданных нами до сих пор, но совершенно изумительных цветов будущего. Можно сказать, что из всех наших культурных растений наилучшей будущностью и вечностью обладает, несомненно, красная роза, с её одуряющим, свежим, сладостным запахом – ей, и именно ей, должны будут уступить место все теперешние наши культурные растения, вытесняемые стальной машиной, изготовляющей из воздуха хлеб и ткани будущего».

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937, Алма-Ата) - российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Биография

Родился в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец - из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г. Вятки.

Окончив частное реальное училище К. П. Воскресенского, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра - известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.

Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы:

Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.

В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.

Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов - Льноцентра) России.

В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда - высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель). В 1917 году кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.

С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921-1923 годы - член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928-1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н. чаяновщина была объявлена «агентурой империализма», находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова».

В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева - Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я. С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А. С. Славатинский. 26 января 1932 г. Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 г. ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 г. А. В. Чаянов был вновь арестован НКВД, а 3 октября 1937 г. расстрелян в Алма-Ате.

Чаянов Александр Васильевич [ 17(29).1.1888, Москва - 3.10.1937, Алма-Ата] - прозаик.

Родился в московской разночинной семье. Отец - из крестьян Владимирской губ. Мальчиком он работал на одной из ткацких фабрик Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г.Вятки, была в первой группе женщин, допущенных к учебе в Петровской земледельческой и лесной академии, окончила ее. Она оказала большое влияние на формирование вкусов, литературных и художественных пристрастий Чаянова.

Начальное образование Чаянова было домашним. С детства он владел основными европейскими языками. Продолжил образование в одном из лучших московских реальных училищ - частном училище К.П.Воскресенского. В 1906 поступил в Петровскую академию, как по традиции москвичи называли Московский сельскохозяйственный институт. По замечанию одного из студентов академии, она «не давала ни чиновной, ни денежной карьеры. Лучшим в ней элементом были те из окончивших среднюю школу, которые шли сюда или ради ее революционной репутации, или для изучения естественно-исторических и общественных наук...».

На 2-м курсе определились научные интересы Чаянова. Он занялся земельными науками. В кружке общественной агрономии (КОА), одним из активных членов которого он был, вырабатывались его «взгляды и мировоззрение, вылившиеся в построение кооперативного идеала и новой теории крестьянского хозяйства, организационно-производственной». О значимости идей Чаянова для нашего времени написано многими специалистами. В своей теории развития крестьянского хозяйства Чаянова, как заметил его первый биограф Вл.Муравьев, «исходил из тщательного изучения и глубокого уважения объективных внутренних законов существования и деятельности крестьянского хозяйства... отрицал сам принцип попыток насилия над объективными законами...».

В предреволюционные годы Чаянов был крупнейшим ученым в области организации сельского хозяйства. Он читал курсы лекций в Петровской академии, Московском университете, университете Шанявского. Его привлекали для консультаций и работы общественные и государственные организации, связанные с сельским хозяйством. Он выдвигался на должность товарища министра во Временном правительстве. После Октябрьской революции Чаянов создал Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, был его директором, занимал различные руководящие посты в Центросоюзе, ездил советником на Генуэзскую конференцию. Некоторые работы Чаянова использовались Лениным, когда он писал статью «О кооперации».

Во второй половине 1920-х взгляды Чаянова и его школы объявили антимарксистскими. В 1929 на конференции аграрников-марксистов в Москве Чаянова обвинили в стремлении реставрировать капитализм в СССР. 21 июля 1930 Чаянов был арестован в президиуме ВАСХНИЛ. Одновременно арестовали и многих его друзей - видных экономистов Н.Д.Кондратьева, А.Н.Минина и др. Чаянову предъявили обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии». Вел дело Агранов, который, используя различные способы психологического давления, вынудил Чаянова оговорить себя. В марте 1931 после судебного процесса по делу «контрреволюционной организации "Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)"», на котором «кулацко-эсеровская группа Кондратьева-Чаянова» обвинялась в намерении организовать кулацкие восстания, Чаянов был приговорен к 5 годам тюремного заключения и отправлен в Суздальскую тюрьму.

После 4-летнего заключения Чаянов был сослан в Алма-Ату, где работал в сельскохозяйственном институте. Осенью 1937 он снова был арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян в тот же день.

Как незаконно репрессированный Чаянов был реабилитирован в 1956. Обвинения по делу ТКП «за отсутствием события или состава преступления» - т.е. после признания их полностью ложными - были сняты с Чаянова постановлением Верховного Суда СССР 16 июля 1987.

Круг интересов Чаянов не замыкался рамками профессиональной и связанной с ней общественной деятельности. В юности увлекшись коллекционированием икон и гравюр, он изучал историю искусства и коллекционирования, написал несколько работ на эту тему: «Московские собрания картин сто лет назад» (1917), «Старая западная гравюра» (1926) и др. Чаянов и сам занимался гравированием по дереву.

Постоянно входила в его круг интересов история Москвы. В обществе «Старая Москва», членом которого он был, Чаянов сделал ряд докладов о топографии Москвы. По истории и топографии Москвы Чаянов читал лекции в университете Шанявского и Московском университете, опубликовал работы «История Миусской площади» (1918) и «Петровско-Разумовское в прошлом и настоящем» (1925).

Литературное творчество наравне с другими занятиями было частью образа жизни Чаянова. Писать он начал рано, вероятно, еще в реальном училище. В годы учебы в Петровской академии входил в один из московских литературных кружков, но в какой - неизвестно. В 1912 был издан сборник стихов Чаянова «Лелина книжка». Сборник Чаянов послал В.Брюсову.

В дальнейшем Чаянов писал прозу. В 1918-28, во время его наиболее напряженной профессиональной и общественной деятельности, он под псевдонимом «ботаник X» опубликовал 5 повестей: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), «Венецианское зеркало, или Удивительные похождения стеклянного человека» (1923), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, описанные по семейным преданиям» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» (1928). Все они вышли в издании автора, за его счет.

В 1920 Чаянов опубликовал под именем И.Кремнева повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Эта книга была опубликована Госиздатом и, по некоторым воспоминаниям, вышла по указанию Ленина. Ее открывало предисловие В.В.Воровского, который замечал: «...эта утопия - явление естественное, неизбежное и интересное... Она имеет те преимущества, что написана образованным вдумчивым человеком... Он пишет искренно то, во что верит и чего желает; это придает его утопии бесспорный интерес». «Путешествие...» - не столько утопия в привычном понимании, сколько изложение взглядов Чаянова на будущее России, на устройство процветающей крестьянской страны. Это взгляды человека, убежденного в том, что крестьянское дело должно быть «действительно мощным социальным движением, а не предприятием только!».

Остальные свои повести сам Чаянов относил к жанру романтических. При этом они не являются просто подражанием сочинениям XIX в.

Они также не стилизации и уже тем более не пародии. В повестях Чаянова, независимо от времени их действия, разворачивается характерный романтический конфликт - схватка героя с судьбой, попытка человека освободиться от власти неведомых и чуждых ему сил, не подчинить свою жизнь их вмешательству. В десятилетие, когда создавались повести Чаянова, этот «романтический» конфликт приобрел новую и опасную оптимистическую актуальность.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 634-636.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: