Практическая психология

Научно-практическая конференция школьников и педагогов

“Первые шаги в науку”

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

Предметная область: педагогика

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2

Методическое сопровождение: ,

методист МБОУ ГИМЦ г. Брянска

Брянск 2013

Введение……………………………………………………………….. 2

Основная часть………………………………………………………….3

1. История вопроса………………………….. ……………………...……3-4

2. Определение понятия “компетенция”..……………………………... 4

3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация

. …………….…………..………………………………5

4.Формирование ключевых компетенций на уроках русского

языка и литературы…………………………………………………...6-9

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций ……………....6

4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций………..7

4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования

ключевых компетенций. ………………………………………..………..8

5.Заключение…………………………………………………………….10

6.Список литературы………………………….………………………….11

7.Приложения…………………………………………………………..12-27

Приложение ………………………………………………………...12

Приложение ………………………………………………………...13

Приложение ………………………………………………………...15

Приложение ………………………………………………………...22

Введение.

Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности образовательных учреждений на применение инновационных образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно - фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (,), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы определяют выбор темы исследования “Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы”.


Объектом исследования являются ключевые компетенции, формирующиеся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования – методы и приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции на уроках русского языка и литературы.
Цель исследования - выявить, какие методы и приёмы способствуют развитию сформированности ключевых компетенций; разработать методические рекомендации для учителя русского языка и литературы по развитию ключевых кометенций.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме дали основание выдвинуть следующую гипотезу : возможно, формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы у учащихся будет эффективным, если:

Уровень предполагаемой сформированности ключевых компетенций

будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;
- учитель должен формировать не только одну компетенцию, но и стараться способствовать формированию нескольких ключевых компетенций;

Учитель должен стараться достичь того уровня, когда учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности , управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования :
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить подходы к пониманию ключевых компетенций в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Охарактеризовать и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя русского языка и литературы по формированию ключевых компетенций.

3. Расширить педагогическое представление о возможностях формирования ключевых компетенций, теоретически осмыслить новые экспериментальные данные о состоянии и динамике развития ключевых компетенций.

4. Описать систему критериев сформированности ключевых компетенций у учащихся.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБОУ СОШ № 2 им. г. Брянска

Основная часть.

1. История вопроса.

В Стратегии модернизации образования РФ отмечено, что “основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. Ориентированное на компетенции образование формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Анализ работ по проблеме компетенции компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, и др.) позволяет условно выделить три этапа становления СВЕ-подхода в образовании. Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап – 1970–1990 гг. – использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ, где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.


2. Определение понятия “компетенция” .

Ключевая компетенция, по определению, - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.). Актуальность данного вопроса несомненна. Следует различать понятия "компетенция" и "компетентность". Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В словаре дается следующее определение: "Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы".

3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

Ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);

Общепредметные (касающиеся нескольких предметов);

Предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Доктор педагогических наук, академик, даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции. предлагает следующую классификацию ключевых компетенций: 1)ценностно-смысловая компетенция, 2) общекультурная компетенция, 3) учебно-познавательная компетенция, 4) информационная компетенция, 5)коммуникативная компетенция, 6) социально-трудовая компетенция, 7)компетенция личностного самосовершенствования.

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции .

4. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций.

Ценностно – смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, как он сможет ориентироваться в окружающем мире, в какой степени осознаёт своё назначение и роль, умеет ли выбирать целевые и смысловые установки его. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательную компетенцию определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Информационная компетенция – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями , поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативная компетенция является одной ведущих на уроках русского языка и литературы, она включает знание необходимых языков способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе . Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально - трудовая компетенция - э то владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций.

Начальным этапом данного исследования является выявление образовательных потребностей учащихся (стремление личности к приобретению ЗУН, усвоению основных методов познания). Именно в процессе развития и удовлетворения образовательных потребностей у школьника формируются ценностные ориентации - один из основных компонентов компетенций. Одним из методов выявления образовательных потребностей учащихся является наблюдение . При проведении наблюдений можно руководствоваться программой, разработанной , в которой отмечаются такие показатели как стремление к выполнению необязательных заданий, отношение учеников к окончанию работы. Наблюдение как метод исследования мотивации учения необходимо использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе .

Следующим эффективным методом выявления образовательных потребностей учащихся является анкетирование . Бесспорное достоинство данного метода – быстрое получение массового материала, доступного для точных математико-статистических способов обработки и анализа.

Предварительная диагностика сформированности ключевых компетенций школьников в году, которая осуществлялась с помощью специальных листов, заполняемых в конце каждого полугодия. Каждый учащийся оценивается учителем по определённой таблице (от 0 баллов до 2: 0 – компетенция не сформирована,1- компетенция частично сформирована,2 – компетенция сформирована полностью). Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов работы.

4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования ключевых компетенций.

Содержание и конструирование ценностно-смысловых компетенций при обучении русскому языку и литературе отражается в методических приемах. При смысловом чтении текста обучающимся может быть предложен поиск ценностных ориентиров. Задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета могут также стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся. Способность к диалогу раскрывается через умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, а способность видеть окружающий мир может проявиться при сочинении собственного текста на основе заданного или выработанного с педагогом плана. При этом развивается его способность видеть и понимать окружающий мир. Помочь ориентироваться в окружающем мире может проектная работа по русскому языку и литературе.

Одним из методов формирования на уроках литературы общекультурной компетенции является применение на уроках литературы и русского языка культурологического комментария текста. Успешно он проводится на уроке при анализе как лирических, так и прозаических произведений.

Изучая русский язык и литературу, учащимся предлагаются учебно-познавательные задания в необычной форме, создаются различные игровые ситуации. Создание проблемной ситуации в 10, 11 классах - одна из форм работы по формированию учебно - познавательной компетенции. Развивать мышление, обучать формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

Формирование информационной компетенции - это требование времени, которому необходимо следовать. На разных этапах уроков русского языка и литературы могут использоваться красочные презентации, которые подготовлены учащимися или учителем. Можно использовать различные электронные пособия. При помощи компьютера, проектора можно проводить различные формы работы на уроках, использовать множество методов.

Коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. Умение продуцировать и интерпретировать тексты в зависимости от ситуации делового общения формируется у учащихся старшей ступени обучения путём выполнения следующего задания.

Можно выделить основные направления в формировании социально- трудовой компетенции: 1)осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; 2)анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (пр.: при проектной деятельности - анализ) ; 3)владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (пр.: проект, исследование должны проводится с соблюдением информационной чистоты и безопасности продукта деятельности, корректности в высказываниях, соблюдением правил, принятых в обществе) .

Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться путём разрешения проблемных вопросов с вариантами выбора, написание сочинений - рассуждений по набору вопросов или по одному вопросу.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы формирования ключевых компетенций и проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:

1. В старшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для развития КМ, связанные с формированием абстрактного мышления, повышением эвристического потенциала, потребностью в самоопределении, ростом самосознания и самооценки, становлением мировоззрения.

2. Представленное опытно-экспериментальное исследование создало возможность для внедрения и проверки модели деятельности учителя русского языка и литературы по формированию ключевых компетенций, которая состоит из целевого, содержательного, технологического, контрольно-оценочного компонентов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение для повышения качества подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений.

3. Для повышения эффективности деятельности учителя по формированию ключевых компетенций необходимо соблюдение следующих психологических и педагогических условий: 1)учитель должен знать, какие методы, приёмы он должен применять для успешного развития ключевых компетенций, то есть иметь определённый уровень знаний и умений; 2)в образовательный процесс необходимо включать приёмы и методы, способствующие развитию данных компетенций; 3)на занятиях учитель должен способствовать созданию благоприятного психологического климата; 4)необходимо вести учет возрастных, личностных, индивидуальных особенностей учащихся при формировании.

4. Итоги проведенного исследования показали, что уровень сформированности ключевых компетенций учащихся напрямую отражается на их качестве знаний. Таким образом, задача исследования решена, гипотеза доказана, и результаты позволяют считать, что цель работы достигнута.

Список литературы.

1.Гребенюк педагогика: Курс лекций/Калининградский университет. Калининград, 1996. Степанов проблемы содержания, технологий формирования и оценки компетенций /
2. // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2012. – № 1.
3. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО “Мир книги”, 2001.
4.Полонский понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании - М.: МИРОС, 1995.

5.Хуторской компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

6. Хуторской компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www. *****/journal/2002/0423.htm
7.Зимняя компетенции – новая парадигма результата современного образования. Центр «Эйдос» http://www. *****/journal/2006/0505.htm.
8.Черненко сформированности ключевых компетенций учащихся.http://io. *****/index. php

Приложения.

Приложение№1. Анкета «Интересы в области русского языка и литературы» .

(предлагается учащимся 6-11 классов)

а) требованиями родителей;

б) желанием получить хороший аттестат;

в) желанием поступить в вуз;

г) желанием знать больше.

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

а) нравится больше других предметов;

б) не выделяю этот предмет среди других;

в) пока не определил отношение;

г) не интересуюсь этим предметом.

а) следует немного увеличить;

б) следует значительно увеличить;

в) следует оставить без изменений;

г) следует сократить;

а) биографии лингвистов, писателей;

б) теоретическое обоснование вопросов;

в) обсуждение текстового материала;

г) краеведческий материал, связанный русским языком (литературой).

Анализ результатов анкеты.

Вопросы и варианты ответов

1. Чем вызвана необходимость изучать русский язык (литературу)?

2. Какую отметку Вы могли иметь по русскому языку (литературе)?

3. Какое у Вас отношение к изучению русского языка (литературы)?

4. Нужно ли увеличить число часов на изучение русского языка (литературы)?

В ходе анализа данных анкеты было установлено, что учащиеся выбирают разные варианты ответов на предложенные вопросы, что обусловлено, во - первых, возрастными различиями, во - вторых, сформированностью целей, которые ставят перед собой учащиеся, общим интересом к изучению русского языка и литературы.

Формирование предметных компетенций по русскому языку сводится к позиции грамотного ученика, владеющего коммуникативной компетенцией. Программа по русскому языку - стандарт предметных компетенций. Современный учитель вооружён новыми методологическими подходами к преподаванию предмета - формированию ключевых компетенций. Нынешний стремительный век диктует свои требования - это вектор, необходимый ученикам в ориентировании выбора профессии, образа жизни. Как учителю-предметнику, преподающему русский язык и литературу, мне видится выпускник, владеющий речевыми компетенциями и применяющий их в окружающей действительности.

Замена слова «грамотный» на «компетентный» не означает подмены понятий. Всё-таки время вносит свои коррективы: знать не ради отметки, а ради здорового соперничества на «рынке» жизни, «рынке» труда. Вырос уровень требований к специалистам. Видимо, дальнейшее развитие технологий предполагает углубление и расширение компетенций профессиональных.

Учителя-словесники находятся в большей степени ответственности перед учащимися и их родителями. Социальный заказ, поступающий от них, - результативность ЕГЭ по русскому языку. Итоговая аттестация по предмету важна при определении дальнейшего пути выпускника. Но компетенции учащегося не появляются вдруг - это знания, накопленные за годы обучения, закреплённые и применяемые на практике навыки и умения. Учащийся ориентируется сам сообразно тому, что им усвоено.

Предметные компетенции - способность применения учащимися изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в любой речевой ситуации. Развитие творческих способностей учащихся через уроки развития речи даёт возможность демонстрации компетенций на данном этапе, по данной теме. Ведь в идеале важен автоматизм применения школьных предметных знаний на практике. Не помня правил, писать и говорить правильно! Один из путей достижения этого - многократность повторений, увеличивающая не столько количество повторений, сколько качественность получаемых компетенций.

С моей точки зрения, только отлаженная система может дать результат. Ученик, занимающийся в системе по предмету, всегда успешен. Сумма накопленного знания эквивалентна требованиям, предъявляемым к ученику при окончании школы. Компетенции расширили ЗУНы, но цель всё-таки осталась прежней. Она требует отдачи и от учителя, и от ученика. В век ИКТ надеяться на программу «Сервис», по меньшей мере, безрассудно. Компетенция учащегося должна быть в речевой ситуации и осознанной, и бессознательной. Формально, изучив программу, ученик должен знать правила и успешно применять их в практической деятельности, как в устной, так и в письменной речи. Знания должны стать настолько привычными, грамотная речь машинальна, бессознательна. Ученик не фиксирует пошаговость следования правилу, а выполняет это автоматически. Например, в слове «нарцисс» пишу в корне букву «и», так как это не слово-исключение. Такое научение - предметная компетентность ученика, проявляющаяся вне зависимости от ситуации. Компетентный подход предполагает продуманность, тщательность в подготовке каждой темы, в отборе методов и приёмов, используемых в учебной деятельности, стремление учителя в качественном усвоении учащимися темы уроков.

Коммуникативные компетенции, как ключевые (по А.В. Хуторскому), представляют собой «совокупность составляющих её отдельных компетенций: речевая, социокультурная, языковая, учебно-познавательная». Знание русского языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, паре, классном коллективе, владение различными социальными ролями - всё это коммуникативные компетенции. Ученик обязан уметь представить себя, составить резюме, устное сообщение, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется нужное и достаточное количество настоящих объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета. Ключевая компетенция по русскому языку - владение различными видами речевой деятельности: диалогом, монологом, полилогом (дискуссия). Программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 учебных часов. Учебник «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» (Под редакцией Т.А. Ладыженской), М.: Просвещение, 2007. Данный учебник претерпел 34 издания! Учебник, удостоенный Государственной премии СССР 1984 года, нужен сейчас. Значит, и коммуникативные компетенции, которые вырабатываются у учащихся при изучении русского языка по данному учебнику, применимы. Из 210 учебных часов по программе на развитие речи отводится 42 часа, на контроль знаний - 11 часов. На каждом четвёртом уроке по русскому языку в 5 классе ученик индивидуально отчитывается за усвоенное им на уроке, применяет в языковой ситуации, развивает коммуникативные компетенции.

Различные виды изложений (сжатое, выборочное, подробное, изложение с изменением лица, изложение с включением диалога), сочинений (сочинение по картине, сочинение - описание игрушки, предмета, животного, памятного дня, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную тему, сочинение-рассказ по рисунку, рассказ по сюжетным картинкам, сочинение-повествование), а также уроки по редактированию текста, по стилям речи, по типам текстов - всё в полной степени способствует развитию коммуникативной компетенции пятиклассников.

Учебник по русскому языку для 5 класса - это свод правил, понятий, закрепление материала, возможность многократного повторения учеником правил в домашних условиях. Компетентность учащегося-пятиклассника выше в большей степени самостоятельности выполнения домашних заданий без контроля со стороны взрослого. Учителю-словеснику при проверке домашних работ видна картина понимания пятиклассником темы и применения её при выполнении упражнений, о чём могут свидетельствовать и порядок разбора, и виды орфограмм, выделённых учеником.

Закрепление изученного материала выполнением заданий по печатным тетрадям - прекрасная возможность увидеть применение компетенции учащегося по данной теме. Характер заданий в рабочих тетрадях достаточно разнообразен. Учебное пособие данного уровня учитывает требования базового уровня обязательной подготовки учеников по предмету и так называемых обязательных результатов обучения. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса» (М.: Издательский дом «Генжер», 2007) удачно дополняет УМК учителя, работающего в 5 классах. Задания есть как повышенной трудности, на конструирование, синтез, анализ, так и не требующие углубления в тему, для «среднего» ученика.

Форма подачи материала, на мой взгляд, должна колебаться в 5 классе от академической до креативной, нестандартной, неожиданной для ученика. Применение информационно-компьютерных технологий на уроке русского языка, использование различных программ: «Наставник», «Репетитор-наставник», всевозможных тесторов - уместно, органично для современных учеников. Язык компьютера, алгоритм заданности шагов очень близок по логике отработки, отшлифовки речевых компетенций.

Современный учитель должен использовать все возможные ресурсы для развития компетенций учащегося. Понятно, что это требует большей отдачи, скрупулёзной тщательности при планировании каждой поурочной темы, мобильном реагировании на усвоение или, наоборот, затруднение при усвоении темы. Профессионализм современного учителя - залог успешности учеников. Быть сведущим в определённой области знаний, аргументировано выстраивать собственную точку зрения, логично и последовательно конструировать диалог - быть компетентным, обладающим знаниями и опытом. Знание учебной программы учеником должно быть прикладным. Стать успешным поможет знание русского языка, первым в этом поможет результат ЕГЭ - количество полученных баллов может оставить конкурентов далеко позади.

Литература

1. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса», М., Издательский дом «Генжер», 2007.

2. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., Просвещение, 2007.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-нацеленного образования. - Народное образование, 2003. - № 2.

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основные направления работы по развитию информационно-коммуникативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках

Русского языка и литературы

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Причем компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовать себя как «Я» и быть успешным в обществе.

Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; коммуникативное развитие, формирование логического мышления школьников; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой и справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Специфика предмета дает возможность развития, прежде всего информационно-коммуникативной деятельности. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации, выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; свободная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста; владение основными видами публичных выступлений. Этого требует и стандарт образования.

Необходимо правильно организовать работу с тестом, чтобы у детей сформировать целостное восприятие, понимание, осмысление. Необходимо использовать метод творческого чтения. Сущность – способствовать активизации художественного произведения.

Основные направления этой работы:

1.Начинать следует с анализа собственно информационных текстов (учебно-научный, научно-популярный, официально-деловой), т.к. эти тексты допускаю только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениям. Это легко предупреждается использованием толковых и энциклопедических словарей.

Приемы понимания текста:

Расчленение на главное и второстепенное;

Обнаружение ключевых слов и выражений;

Деление на ССЦ и определение микротем;

Установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;

Моделирование, составление таблиц и опорных схем, алгоритмов;

Формулировка вопросов по тексту и ответы на них;

сравнение с текстом-оригиналом.

2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объему тексты: поговорки, пословицы, афоризмы, а затем – образцы публицистического стиля.

3. На третьем этапе предъявляется образно-оценочно-информационный текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.

Определим основные умения восприятия текста, которым следует обучать школьников в первую очередь.

1.Поиск несоответствия и устранения противоречия (ошибки)

Например, ручка ковшика стальная, сделана из меди (сталь – медь – разные металлы)

Исправим: Ручка ковшика металлическая, сделана из стали.

2.Определение речевой доминанты.

Это либо повторяющиеся слова, либо слова, представленные разнообразными системными связями (синонимия, антонимия и т.д.)

Например, найдите фактическую ошибку в художественном тексте.

Где-то плачет иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется

На душе светло

Невнимательный ученик определяет, что иволга не живет в дупле, и он считает, что автор допустил фактическую ошибку, внимательный же пытается установить текстовые отношения, полярные позиции.

Плачет иволга – (обратный порядок слов) – внимание сосредоточено на действии.

Дупло – несвобода, темнота.

3.Использование приема наложения текстового значения на словарное.

Например, сравните два крылатых выражения

Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)

Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)

4. Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми средствами.

Например, определить максимально возможное количество вариантов пословицы:

Дерево определяют плодам девушку

Куст отгадывают шишкам человека

По а

Цветок узнают почкам юношу

Растение распознают соцветиям старика

Какой вариант закрепился в языковом опыте народа и почему?

5.Общение (диалог) с текстом и другим читателем. Аргументация своей точки зрения при анализе текста, выявление подтекста. Реконструкция образа автор.

6.Сопоставление разных текстов и выбор информации, необходимой для конструирования собственных знаний.

7.Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств языка.

Например, сравните стихи и словарную статью энциклопедии «Русский язык».

Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей.

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый

Осознавая русский язык как средство саморазвития, школьники постигают себя и другого человека, принимают иную точку зрения, уважая позицию автора.

Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.

Следовательно, общие учебные навыки можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленной целостной, интегративной.


Формирование ключевых компетенций учащихся

на уроках русского языка и литературы

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. Преобразования общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам общества. Возник спрос на “выпускника, умеющего творческого”, имеющего соответствующие ценностные ориентации. В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход”, основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к развитию умения самостоятельно добывать информацию.

Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Способ развития ключевых компетенций лежит в основе новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся, главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.

Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Я рассматриваю формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ. Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.

Для того чтобы учащийся увидел, понял и сформулировал проблему, я создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций - постановка цели. Наши ученики чаще привыкают к тому, что цели ставит учитель, а они лишь следуют им. Поэтому при самостоятельной постановки цели урока дети активно включаются в работу, экспериментируют, предполагают, направляют друг друга, ошибаются и стесняются своих ошибок, но со времен приходит осознание, что ошибки – это неотъемлемая часть работы. Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы имеющихся знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.

Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности. Ключевым моментом развития навыков критического мышления является диалоговое обучение, а в данном аспекте необходимо учитывать правильную постановку вопросов, ведь это является ключевым фактором. Четко сформулированные и правильно составленные вопросы становятся эффективным помощником для преподавания. На уроках я стараюсь чаще применять вопросы высокого порядка. Иногда мне приходся задавать наводящие вопросы для оживления обсуждения. У ребят диалог постепенно вытекает в дискуссию, что является явным показателем заинтересованности и наличия собственного мнения, точки зрения на тот или иной вопрос. Я отмечаю это, как положительную тенденцию, так как одной из особенностей критического мышления является рациональность, как стремление найти лучшее объяснение, вместо поиска категорических ответов, поставить правильно вопрос, опираться на причину, а не на эмоции и предположения.

И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции. На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля. При взаимоооценивании работ друг друга учащиеся иногда завышали свои оценки, учитывая симпатии и антипатии, но далее стали сознательно обдумывать свою самооценку и взаимооценку, для этого я использовала различные приемы и методы, такие как «+» и «- « интересно», незаконченные предложения, «светофор». Рефлексия приводит учащихся к реальной самооценке, организует обратную связь, они оценивают себя, определяют свою роль на занятии. После изучения материала рефлексии я поняла, что на данной стадии урока учащиеся размышляли о том, что они узнали на уроке, какие новые знания получили, как они могут применить их на практике. Рефлексия – это не просто итог урока, это оценивание процесса обучения и познание своих знаний.

Таким образом развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Разделы: Русский язык

Оборудование: презентация.

Цели модуля:

1. Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
2.Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
3.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.

– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации.

– создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.

– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Условия возникновения и становления опыта.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника, умеющего творческого” , имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования.

В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход” , основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании ключевых компетенций , то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества.

Поэтому вот уже 2 года основным направлением своей работы в школе я считаю развитие у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.

Становление опыта проходило, прежде всего, на основе изучения методик работы старших коллег, анализа передовых педагогических технологий, опубликованных в печати, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой моей системы является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Способ развития ключевых компетенций лежит, на наш взгляд, в основе новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся , главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.

Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Сущность опыта

Сущность моего педагогического опыта состоит в том, что я, отталкиваясь от определения “компетенция” (способность решать проблемы), рассматриваю формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ.

Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.

Для того чтобы ребенок увидел, понял и сформулировал проблему, создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций - постановка цели.

Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы их теперешних знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.

Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности.

На этом этапе для меня становится важным правильно выбрать способы деятельности, которые помогут решению проблемы.

Этот этап в технологии РКМ реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.

И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции . На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля.

Внедрение технологии РКМ (ее способов, методов и приемов) позволяет мне решить поставленную задачу.

Актуальность и перспективность

Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Область применения.

Опыт моей работы по заявленной теме доступен для использования, как в средних, так и в старших классах; как в общеобразовательных, так и в классах углубленного изучения предметов.

Трудоемкость.

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Внедрение

Используя методику технологии РКМ как путь для развития ключевых компетенций учащихся, я успешно работаю с разными группами учащихся: в 6-х, 9-х классах, опираясь при этом на соответствующие их возрастным и психологическим особенностям подходы, применяя на уроках различные методы и приемы этой универсальной технологии.

Результативность

В заключение отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Мой опыт работы по данной теме еще не велик (всего 2 года) и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений ключевых компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка, только работой одного учителя. Поэтому в нашей гимназии мы ищем возможности применения нового компетентностного подхода в организации учебного процесса, и, как говорится, дорогу осилит идущий.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: