Практическая психология

Млад­ший сын Мар­ка Юния, знат­но­го пат­ри­ция, и Тарк­ви­нии, доче­ри чет­вёр­то­го рим­ско­го царя Тарк­ви­ния Древ­не­го. После того, как в 534 г. до н. э. Тарк­ви­ний Гор­дый, захва­тив­ший цар­скую власть, убил его отца и стар­ше­го бра­та и кон­фис­ко­вал иму­ще­ство, Луций симу­ли­ро­вал глу­пость и вос­пи­ты­вал­ся вме­сте с сыно­вья­ми царя в каче­стве их шута; отсюда полу­чил про­зви­ще Брут (« тупой» ) (Cic. Brut . 53; Dion. Hal. IV. 68- 69; 77. 3- 4; Liv. I. ; Diod. X. 22; Plut. Popl . 3; Dio Fr. 11. 10; Macrob. Sat . III. 20. 5; De Vir. Ill . 10. 1). Вме­сте с ними отпра­вил­ся в Гре­цию к Дель­фий­ско­му ора­ку­лу и един­ст­вен­ный пра­виль­но понял его пред­ска­за­ние: власть доста­нет­ся тому, кто пер­вым поце­лу­ет мать: Брут поце­ло­вал зем­лю (Cic. Brut . 53; Liv. I. ; Dion. Hal. IV. 69; Ovid. Fast . ; Dio Fr. 11. 10- 12; De Vir. Ill. 10. 2- 3).

Когда в 509 г. до н. э. Секст Тарк­ви­ний, сын царя, изна­си­ло­вал Лукре­цию, а та покон­чи­ла с собой, Брут при­звал рим­лян к вос­ста­нию, и народ вынес поста­нов­ле­ние об изгна­нии Тарк­ви­ния; после это­го Брут набрал вой­ско и отпра­вил­ся в лагерь царя под Арде­ей, чтобы взбун­то­вать сто­яв­шую там армию (Rhet. ad Herenn . IV. 66; Cic. Rep . II. 46; De Or . I. 37; II. 225; Brut . 53; Fin . II. 66; Planc . 60; Phil . I. 13; II. 26; 114; III. 9; 11; Liv. ; Dion. Hal. IV. 67; 70- 85; Ovid. Fast . ; Val. Max. V. 8. 1; Sen. Cons. ad Marc . 16. 2; Suet. ; Plut. Brut . 1; Dio Fr. 11. 13- 19; Eutrop. I. 8. 2; De Vir. Ill. 10. 4- 5; Hieron. Adv. Iovin . I. p. 192; RRC. 433/2) В 509 г. Брут был избран пер­вым рим­ском кон­су­лом вме­сте с Тарк­ви­ни­ем Кол­ла­ти­ном (Polyb. III. 22. 1; Cic. Brut . 53; Liv. I. ; II. ; IV. 15. 3; Dion. Hal. IV. 76; 84. 4; Val. Max. IV. 4. 1; Plin. NH . XXXVI. 24. 112; Tac. Ann . ; ; Suet. ; Plut. Popl . 1; Dio fr. 12. 1; Eutrop. I. 9. 2; De Vir. Ill. 10. 5; Oros. II. 5. 1; Chron. 354 ; Chron. Idat .; Chron. Pasch .; RRC 433/1 ; 506/1).

Осно­вал обы­чаи совер­ше­ния ауспи­ций перед вступ­ле­ни­ем в долж­ность, при­ня­тия кури­ат­но­го зако­на и чере­до­ва­ния кон­суль­ских фас­ций (Val. Max. IV. 4. 1; Tac. Ann . ; Liv. II. ). 1 июня совер­шил жерт­во­при­но­ше­ние богине Карне в память об изгна­нии царей, вслед­ст­вие чего месяц был назван в его честь (Macrob. Sat . I. 12. 31). При­вёл граж­дан к при­ся­ге в том, что они более не потер­пят цар­ской вла­сти; уве­ли­чил чис­лен­ность сена­та до 300 чело­век (Liv. II. ; Dion. Hal. V. 13. 2; Tac. Ann . ; Serv. Aen . I. 426). Учредил жре­че­скую долж­ность царя свя­щен­но­дей­ст­вий (Liv. II. ; Dion. Hal. V. 1. 4) и празд­ник Ком­пи­та­лий (Macrob. Sat . I. 7. 34- 35). Каз­нил сво­их сыно­вей, ули­чён­ных в заго­во­ре с целью воз­вра­ще­ния Тарк­ви­ния (Liv. ; IV. 15. 3; VIII. 34. 3; Propert. IV. I. 45; Dion. Hal. V. 6- 12; Val. Max. V. 8. 1; Plut. Popl . 4- 6; Brut . 1; Flor. I. ; Dio fr. 12. 1; XLIV. 12. 1; De Vir . Ill. 10. 5; Ampel. 18. 1; Oros. II. 5. 1). Отстра­нил от вла­сти сво­его кол­ле­гу Кол­ла­ти­на, запо­до­зрен­но­го в сочув­ст­вии Тарк­ви­ни­ям из-за род­ства с ними, и про­вёл закон об изгна­нии всех Тарк­ви­ни­ев (Cic. Rep . II. 46; 53; Brut . 53; Off . III. 40; Liv. II. ; IV. 15. 4; Dion. Hal. V. 10- 12; 19; Plut. Popl . 4- 7; Gell. XV. 29; Eutrop. I. 9. 3; Obseq. 70). В его кон­суль­ство был заклю­чён пер­вый дого­вор Рима с Кар­фа­ге­ном (Polyb. III. 22. 1). Вёл вой­ну про­тив этрус­ков, под­дер­жав­ших изгнан­но­го Тарк­ви­ния, и погиб в поедин­ке с его сыном Аррун­том (Cic. Tusc . I. 89; IV. 50; Cat . 75; Liv. II. ; Dion. Hal. V. 15- 17; Val. Max. V. 6. 1; Plut. Popl . 9; Flor. I. ; Sil. Ital. XIII. 721; Eutrop. I. 10. 1; Oros. II. 5. 2; De Vir. Ill. 10. 6). Похо­ро­нен с поче­стя­ми за государ­ст­вен­ный счёт (Liv. II. ; Dion. Hal. V. 17; Dio fr. 13. 1).

Основателем Римской республики и главным инициатором изгнания Тарквиниев считался у римлян Луций Юний Брут. Легенда об изгнании царей и о личности Брута, конечно, не может претендовать на историчность, как и вся римская история до времени децемвиров. Отделить подобные легенды от истины с полной достоверностью просто не представляется возможным. А потому остается лишь следовать традиции.

Семья Брута принадлежала к сословию патрициев и была одной из знатнейших в Риме. Ее производили от одного троянца, будто бы приехавшего в Рим еще с Энеем. Отцом Брута был Марк Юний, почтенный человек, женатый на Тарквинии, одной из сестер царя Тарквиния Гордого. Деспот царь приказал убить его вскоре после убийства Сервия, чтобы завладеть его богатствами. А для того чтобы обезопасить себя от кровного мщениями лишил жизни и его старшего сына, Марка. Младшего же сына, Луция, Тарквиний пощадил, поскольку тот был еще ребенком и казался безопасным, и Луций рос в доме Тарквиния с его собственными сыновьями. От юного Луция не осталась тайной судьба его родных и, чтобы избежать той же участи, он предоставил в распоряжение Тарквиния все свое имущество, притворился полупомешанным и играл свою роль так искусно, что его в насмешку прозвали Брутом, т.е. идиотом. Так он обезопасил себя презрением там, где нельзя было защититься справедливостью, и стал с терпением ждать удобного случая, чтобы отомстить за себя.

Плохие сны и угрожающие признаки начали с некоторого времени предвещать близкое несчастье царю. Коршуны разрушили орлиное гнездо вблизи царского дворца, убили молодых орлят и прогнали отца и мать, возвратившихся домой; змея унесла у царя быков, приготовленных им для принесения в жертву богам; чума начала губить матерей и грудных младенцев. Царь начал бояться за свой дом и решил вопросить знаменитейшего оракула – дельфийского. А так как он не решался доверить постороннему лицу касавшийся его семейства ответ бога, то отправил в Грецию двух своих сыновей - Тита и Арунса. А чтобы они не скучали, послал с ними в качестве шута Луция Юния. Прибыв в Дельфы, царские дети принесли богу Аполлону драгоценные подарки, Брут же отдал ему только свою дорожную палку. Но эта палка была выдолблена внутри и заключала в себе другую палку, золотую – тайный символ его ума. Выполнив поручение отца, царевичи спросили оракула, кому из них достанется царствовать в Риме. Ответ был таков: «Главным владыкой сделается тот из вас, о, юноши, который первый поцелует мать» . Оба Тарквиния договорились держать в тайне слова оракула, чтобы их брат Секст, оставшийся дома, не опередил их. Относительно же себя они предоставили судьбе решить, кто из них двоих первым поцелует мать. Умный Брут, поняв более глубокий смысл изречения оракула, опередил их так, что они этого и не поняли - он, как будто споткнувшись, упал и поцеловал землю, общую мать всех смертных.

В то время, когда они вернулись в Рим, там шли приготовления к войне с Ардеей, рутульским городом, богатства которого давно влекли царя Тарквиния. Взятие этого сильно укрепленного города, стоявшего на высоком крутом утесе, было делом нелегким и требовало долгой осады. Пока римское войско стояло лагерем под Ардеей, сыновья царя пировали в палатке Секста Тарквиния, где находился также их родственник Люций Тарквиний, прозванный Коллатином, от города Коллации, в котором его отец Эгерий был наместником. Разговор молодых людей зашел об их женах, и каждый восхвалял свою, как превосходившую всех прочих. «В таком случае, – воскликнул наконец Коллатин, – сядем сейчас на коней, и я надеюсь убедить вас наглядно, что все ваши жены должны уступить моей Лукреции». «Так и быть!» – воскликнули остальные. И вот они, разгоряченные вином, понеслись на конях сначала в Рим, где застали жен царевичей за роскошным ужином, а оттуда в Коллацию. Было уже очень поздно, но Лукреция еще сидела в кругу своих девушек и пряла. Победа досталась ей.

Но красавица возбудила в Сексте Тарквинии гнусные замыслы и через несколько дней он в сопровождении одного раба поспешил в Коллацию и с помощью насилия, угроз и обнаженного меча заставил Лукрецию уступить его преступным побуждениям. Лукреция, полная скорби и негодования, тотчас же отправила одного посла в Рим к своему отцу Спурию Лукрецию, а другого – в Ардею к своему мужу с просьбой, чтобы они приехали к ней как можно скорее и чтобы каждый взял с собой верного друга, так как случилось страшное несчастье.


Гибель Лукреции. С картины Лукаса Кранаха. 1538

Лукреций приехал с Публием Валерием, а Коллатин – с Луцием Юнием Брутом. Они застали Лукрецию в спальне в глубочайшей печали. Она рассказала им о злодеянии Секста Тарквиния, объявила, что умрет, и требовала от них наказания преступника. Все они дали ей слово и старались ее утешить, но она не принимала утешений. «Вы позаботитесь, – сказала она, – чтобы виновник этого дела получил достойное возмездие; я же, хотя признаю себя невинной, не хочу избегнуть наказания; пусть ни одна женщина после меня, ссылаясь на Лукрецию, не остается в живых при потере целомудрия» . С этими словами она вонзила себе в грудь кинжал, спрятанный у нее под платьем, и упала мертвая.

В то время как все присутствующие еще были повергнуты в горе, Брут вынул окровавленный кинжал из груди Лукреции, и сказал: «Этой чистой и священной кровью я клянусь и призываю вас, боги, в свидетели, что буду огнем и мечом и всеми возможными для меня средствами преследовать высокомерного злодея Луция Тарквиния с его безбожной женой и всеми детьми его племени и не потерплю, чтобы они, или кто бы то ни было другой были царями в Риме». После этого он подал кинжал Коллатину, Лукрецию и Валерию, с изумлением глядевшим на нового Брута. Они повторили клятву, продиктованную им Брутом, вынесли труп Лукреции на городской рынок и стали призывать народ к восстанию. Все граждане схватились за оружие, закрыли городские ворота и Брут повел молодежь в Рим. Здесь, в качестве начальника всадников, он созвал народное собрание и пламенной речью о гнусном насилии Секста Тарквиния, жестокости царя и бедствии народа вызвал в гражданах решение отнять у Тарквиния власть и изгнать его из Рима вместе со всем его семейством. После этого Брут вооружил и приготовил к бою всех способных к военной службе людей, добровольно предложивших свои услуги, и отправился с ними в Ардейский лагерь, чтобы и там возбудить войско против царя. Во время этого возмущения Туллия, ненавистная царица, бежала из города с небольшой свитой, сопровождаемая проклятиями возбужденной толпы.


Брут берет клятву с товарищей

Войско, стоявшее перед Ардеей, встретило Брута с восторгом и присоединилось к народному решению. Царь же, получив известие о происходившем в Риме, поспешил туда из лагеря. Он нашел ворота города запертыми и услышал о своем изгнании. Пришлось покориться судьбе и с двумя старшими сыновьями отправиться изгнанником в Этрусскую землю. Секст Тарквиний переселился в Габии, город, ранее отданный ему в полную собственность, где и был убит за свои прошлые преступления озлобленными жителями.

После изгнания царя руководители восстания занялись основанием нового порядка в государстве и учреждением нового правительства. Место царя теперь должны были занимать два ежегодно сменявшихся консула, облеченных такой же властью и такими же военными и политическими правами, какими пользовались цари. Но ежегодная смена и разделение власти между двумя лицами ограждали государство от опасности деспотического господства. Только жреческие права, бывшие у царей, были переданы сановнику, называвшемуся «rex sacrificulus» или «rex sacrorum». Первыми консулами, избранными в центуриатских комициях, стали Юний Брут и Тарквиний Коллатин.

Консул Брут в качестве хранителя новой свободы обнаружил такую же энергию, какой он отличался в качестве основателя ее. Во-первых, он обязал народ клятвой никогда в будущем не допускать, чтобы в Риме появились цари. Во-вторых, было восстановлено государственное устройство Сервия Туллия вместе со всеми остальными законами этого царя. Сенат, численность которого сильно сократилась при Тарквинии, снова стал насчитывать 300 членов благодаря принятию в их ряды знатных плебеев.

Народ так сильно заботился о сохранении своей молодой свободы, что консул Тарквиний Коллатин, несмотря на то, что его мысли и действия были безупречны, возбуждал подозрение уже одним своим именем. Тарквинии, говорил народ, не научились жить жизнью честных людей, имя их возбуждает подозрения, оно опасно для свободы; до тех пор, пока есть в городе хотя бы один Тарквиний, за свободу нельзя ручаться, а тут даже правление находится в руках Тарквиния. Когда Брут заметил эти подозрительные сомнения граждан, он созвал народное собрание и, прочтя вслух клятву народа, что этот последний не будет терпеть в городе никакого царя и вообще никакую власть, от которой народу может грозить какая бы то ни было опасность, – обратился к своему товарищу с просьбой, чтобы он добровольно удалился и тем избавил граждан от тревожного чувства, возбуждавшегося в них присутствием в городе царского имени Тарквиниев. Для консула это предложение было так неожиданно, что он сначала онемел от изумления. Когда же он захотел возразить, первые сановники государства окружили его с настоятельными просьбами принести эту жертву отечеству. Даже его тесть, старый Спурий Лукреций, горячо присоединился к этим просьбам. Но так как Коллатин медлил подчиниться народной воле, то Брут лишил его должности решением народного собрания и бывший народный консул отправился со своим имуществом в Лавиниум. Вслед за этим Брут добился вынесения еще одного народного решения - чтобы все поколение Тарквиниев было изгнано из пределов римского государства. На место Коллатина Брут избрал себе в товарищи Публия Валерия, и народ утвердил это избрание.


Луций Юний Брут

Царь Тарквиний не желал так легко сдаваться и начал придумывать способы снова вернуться в город. Сначала в ход пошла хитрость. Он отправил в Рим послов с поручением (не упоминая о его желании вернуться) требовать выдачи его имущества. Пока в сенате шли совещания по этому делу, послы завязали с некоторыми знатными гражданами отношения, имевшие целью ниспровергнуть новый порядок вещей и возвратить в Рим царскую семью. Главными стали братья Вителлии и братья Аквиллии. Первые были близкими родственниками Брута, женатого на их сестре Вителлии. Аквиллии были племянниками консула Коллатина. Стараниями этих людей в заговор было вовлечено еще значительное число знатной молодежи, дружной с сыновьями Тарквиния и жаждавшей возвращения прежней веселой жизни. Даже сыновья Брута, Тит и Тиберий, приняли участие в преступных замыслах.

Между тем в сенате было решено выдать Тарквинию его имущество, и посланники воспользовались сроком, предоставленным им консулами для получения этого имущества, чтобы вести дальнейшие переговоры с заговорщиками. Накануне своего отъезда они собрались вместе на ужин в доме Вителлиев и много говорили о составленном плане, чувствуя себя в полной безопасности. Посланникам также были переданы письма заговорщиков к Тарквинию. Но один раб, по имени Виндиций, все слышал и видел передачу писем. Он тут же уведомил обо всем обоих консулов. Консулы арестовали посланников и заговорщиков, и так как найденные письма подтвердили показание раба, изменников тотчас же заковали в цепи. Тем не менее, посланников выпустили из города, но царского имущества не возвратили. Сенат отдал это имущество на расхищение народу, чтобы он, став участником ограбления царской семьи, потерял всякую надежду когда-либо помириться с ней.

Поле между Капитолием и Тибром, принадлежавшее Тарквинию, было посвящено богу Марсу и с тех пор называлось Марсовым полем (campus Marcius). Это поле было покрыто хлебом, готовым для жатвы, но народ боялся брать плоды земли, посвященной богу, и колосья бросили в реку. Вся эта масса осталась в воде. Впоследствии к ней пристал в большом количестве ил, и из всего этого образовался священный остров Тибра, который в дальнейшем соединили с городом мостами и украсили храмами, колоннадами и публичными садами.


Гравюра Пиранези «Вид на Тибрский остров».

За расхищением царского имущества последовало обвинение и казнь изменников. Сенат и весь народ собрались на площади. Оба консула сидели на своих судейских креслах. Заговорщики, в числе которых были и сыновья Брута, стояли привязанные к столбам, ожидая приговора Брута, так как он в этот день председательствовал на суде. В Бруте жил такой истинно римский дух, какого не было ни в ком из его сограждан. Преступление его сыновей было очевидно и они сами не отрицали своей вины. Выбора не оставалось никакого. «Ликторы, – сказал Брут, — исполняйте свою обязанность» . И ликторы схватили юношей, сорвали с них платье, связали им на спине руки и стали бить розгами, после чего повалили на землю и секирами отрубили головы. Брут сидел неподвижно на своем судейском кресле и без внешних признаков скорби смотрел, как истекали кровью его сыновья, бывшие единственной надеждой его дома. Потом, закрыв голову и лицо, он удалился с места казни. То, что было для него дороже всего на свете, он принес в жертву свободе и отечеству. Остальные заговорщики были осуждены на смерть собравшимся на площади народом. После этого раба, открывшего заговор, торжественно объявили свободным и дали ему все права римского гражданина.

Тарквиний, увидев, что хитрость и измена ему не удались, решил вернуть себе власть силой оружия. Он начал объезжать города Этрурии и просить помощи. Жители городов Тарквиниев и Вей собрали для него войско в надежде отомстить за многие поражения, понесенные ими в прежнее время от римского народа. Навстречу им двинулось римское войско под началом обоих консулов. Валерий вел пехоту, расположенную четырехугольником, а впереди во главе конницы шел Брут. Таким же точно образом двигалась и неприятельская армия - Арунс Тарквиний составлял с конницей авангард, а царь Тарквинский следовал за ним с пехотой. Как только Арунс увидел своего смертельного врага во главе неприятельской конницы, он воскликнул в сильном гневе: «Вот он, человек, изгнавший нас из отечества! Смотрите, как надменно скачет он на коне, украшенный нашими знаками отличия! О, боги, защитники царей, помогите мне!» С этими словами он помчался прямо на консула. Брут понял, что речь шла о нем, и, воспламененный такой же ненавистью, ринулся в бой. В порыве озлобления ни один из них не думал о самосохранении - каждому хотелось только поразить врага. Они столкнулись со всего размаха, пронзили копьем щит и грудь друг друга и оба упали замертво с лошадей. Вслед за этим началась кровопролитная схватка конницы и пехоты. Победа склонялась то на одну, то на другую сторону, пока буря не развела озлобленные войска. Каждое из них удалилось в свой лагерь, не зная, кто победил. С наступлением ночи в обоих лагерях водворилась тишина. Но вдруг в Арсийском лесу поднялся шум и громкий голос возвестил, что со стороны этрусков в битве пало одним человеком больше, чем у римлян, и что римляне, таким образом, победили. Это был голос лесного бога Сильвана, который имел способность повергать в панический ужас самое храброе войско. Страх до такой степени овладел этрусками, что они стремительно оставили свой лагерь и бросились в бегство. Римляне погнались за ними с победоносными криками, взяли в плен не менее пяти тысяч человек и завладели богатой добычей, оставленной в лагере.

Валерий с победоносным войском возвратился в Рим, но римлян не порадовала победа, купленная ценой жизни Брута, отца их свободы. Труп Брута был похоронен с большой торжественностью, и консул Валерий произнес над ним надгробную речь. Римские матроны в течение целого года оплакивали его как мстителя за оскорбленную честь женщины. Память Брута всегда чтилась римлянами как память основателя римской свободы, человека, который из-за этой свободы не пощадил жизни собственных детей и пал в битве за нее. Благодарные потомки воздвигли ему железную статую с обнаженным мечом в руке и поставили эту статую в Капитолии между изображениями царей.

Со смертью Луция Юния Брута окончился патрицианский род Юниев, так как оба казненных сына были его единственными детьми. Убийца Цезаря, Марк Юний Брут, был по рождению плебей и, следовательно, не был потомком этого древнего Брута.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Луций Юний Брут, принадлежавший к древнему роду Юниев , был племянником (сыном сестры) царя Тарквиния Гордого. Во время массовых репрессий Тарквиния он сумел «спрятать природный ум под принятою личиной» и избежать таким образом участи родственников и других представителей знати. Само прозвище «Брут » (Brutus) буквально означает «тупица ».

С именем Брута связывают предание. В Дельфы от царя Тарквиния было послано посольство для истолкования несчастливого знамения в доме царя. Послами были сыновья царя Тит и Аррунт , а сопровождающим с ними - Брут, который в дар Аполлону преподнес золотой жезл, скрытый внутри рогового, - иносказательный образ своего ума. После исполнения царского поручения юноши испросили оракула, кто будет следующим царем, на что получили ответ: «Верховную власть в Риме получит тот, кто первый поцелует мать». Брут, поняв, о чём речь, поцеловал землю .

Позже царевич Секст Тарквиний обесчестил жену своего родственника Тарквиния Коллатина Лукрецию . Та рассказала об этом мужу, отцу и их спутникам Юнию Бруту и Публию Валерию , после чего покончила с собой. Это событие возмутило римлян; под воздействием пламенных речей Брута они низложили царя, осаждавшего в это время Ардеи . Войско их поддержало, и царь с сыновьями были изгнаны. Первыми консулами стали Брут и Тарквиний Коллатин (509 год до н. э.).

В этом же году в Риме возник процарский заговор. В число заговорщиков входили сыновья Брута Тит и Тиберий. Один из рабов донес на них консулам, они были схвачены и казнены (Брут сам вынес приговор своим сыновьям).

Осенью Тарквиний при поддержке этрусских городов Вейи и Тарквинии собрал войско и пошёл на Рим. Против них выступили консулы Луций Юний и Публий Валерий (Коллатин к тому времени был изгнан из города из-за родственных связей с царем). В стычке передовых конных отрядов Юний Брут убил Аррунта Тарквиния , но и сам погиб.

Напишите отзыв о статье "Луций Юний Брут"

Примечания

Литература

  • Брут, Люций Юний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Обнорский Н. П. ,. Юнии, римский род // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вольтер . «Брут», трагедия (1730).

Отрывок, характеризующий Луций Юний Брут

– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?
– Не знаю, сестра. Не пробовал. – Покачал головой Радан. – Мне другой наказ дан. Светодара бы сохранить. А там посмотрим... Может и получится твой Добрый Мир...
Присев рядом с Магдалиной, и забыв на мгновение свою печаль, Радан восторженно наблюдал, как сверкает и «строится» дивными этажами чудесное сокровище. Время остановилось, как бы жалея этих двух, потерявшихся в собственной грусти людей... А они, тесно прижавшись друг к другу, одиноко сидели на берегу, заворожено наблюдая, как всё шире сверкало изумрудом море... И как дивно горел на руке Магдалины Ключ Богов – оставленный Радомиром, изумительный «умный» кристалл...
С того печального вечера прошло несколько долгих месяцев, принёсших Рыцарям Храма и Магдалине ещё одну тяжкую потерю – неожиданно и жестоко погиб Волхв Иоанн, бывший для них незаменимым другом, Учителем, верной и могучей опорой... Рыцари Храма искренне и глубоко скорбели о нём. Если смерть Радомира оставила их сердца раненными и возмущёнными, то с потерей Иоанна их мир стал холодным и невероятно чужим...
Друзьям не разрешили даже похоронить (по своему обычаю – сжигая) исковерканное тело Иоанна. Иудеи его просто зарыли в землю, чем привели в ужас всех Рыцарей Храма. Но Магдалине удалось хотя бы выкупить(!) его отрубленную голову, которую, ни за что не желали отдавать иудеи, так как считали её слишком опасной – они считали Иоанна великим Магом и Колдуном...

Так, с печальным грузом тяжелейших потерь, Магдалина и её маленькая дочурка Веста, охраняемые шестью Храмовиками, наконец-то решились пуститься в далёкое и нелёгкое путешествие – в дивную страну Окситанию, пока что знакомую только лишь одной Магдалине...

БРУТ, ЛУЦИЙ ЮНИЙ

(Lucius Iunius Brutus), согласно римской традиции, основатель республиканского строя в Риме (509 до н.э.). Брут уничтожил царскую власть, изгнав своего дядю Тарквиния Гордого. По преданию, Брут, служивший при дворе Тарквиния конюшим, и Тарквиний Коллатин, супруг Лукреции, в том же 509 до н.э. стали первыми римскими консулами.

Вероятно, Брут - фигура историческая, однако во всех рассказах о нем присутствуют элементы мифологии. В юности ему пришлось прикинуться слабоумным, чтобы избежать смерти, которая грозила ему от Тарквиния, который убил его отца и старшего брата (отсюда прозвище Брут, лат. "тупой"). Затем, согласно легенде, когда Дельфийский оракул объявил Бруту и сыновьям Тарквиния, что править Римом будет тот, кто первым поцелует мать, Брут тут же сделал вид, что споткнулся и, упав на землю (Земля-Мать), поцеловал ее. Считается, что, став консулом, Брут сделал более гуманными некоторые культы, ввел должность rex sacrorum (жреца, на которого возлагалось отправление религиозных обрядов, прежде совершавшихся царем), увеличил число сенаторов и ввел некоторые обычаи, соблюдавшиеся затем в римской республике, в том числе попеременное пребывание фасций, символа власти, у двух консулов. Согласно другим, более сомнительным сообщениям, Брут изгнал своего коллегу Коллатина из Рима, проведя закон, требовавший удаления из Рима всех Тарквиниев, и даже казнил за участие в заговоре с целью восстановления царской власти собственных сыновей. Рассказывается также, что Брут погиб в единоборстве с сыном Тарквиния Гордого, когда тот при поддержке этрусков пошел на Рим войной, чтобы восстановить здесь свою власть.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРУТ, ЛУЦИЙ ЮНИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРУТ ЛУЦИЙ ЮНИЙ
    По римскому преданию, подробно изложенному Ливием, легендарный основатель Римской республики. Он вел римлян в Этрурию свергать римского царя Тарквиния Гордого, …
  • БРУТ, ЛУЦИЙ ЮНИЙ
    (VI в. до. н. э.) - один из основателей Римской республики и ее первых консулов (509 г. до н. …
  • БРУТ ЛУЦИЙ ЮНИЙ
    Луций Юний (Lucius Junius Brutus), согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 до н. э. восстание римлян против этрусского правителя …
  • БРУТ ЛУЦИЙ ЮНИЙ
    по римскому преданию, патриций, возглавивший восстание против Тарквиния Гордого и установивший в 510-509 до н. э. республиканский строй в Риме, …
  • БРУТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Брут Марк Юний (85—42 гг. до н.э.) — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до …
  • БРУТ в Словаре полководцев:
    (Brutus) Марк Юний (85-42 до н.э.), сподвижник Цицерона (сохранилась их обширная переписка). Сторонник Помпея в борьбе против Юлия Цезаря. После …
  • БРУТ в Литературной энциклопедии:
    (англ. Brutus) - герой трагедии У.Шекспира «Юлий Цезарь» (1599). Исторический прототип - римский сенатор-республиканец Марк Юний Брут (85-42 до н.э.). …
  • БРУТ
    (Brutus) Децим Юний Альбин (ок. 84-43 до н. э.), в Др. Риме один из военачальников Цезаря; участвовал в 44 в …
  • БРУТ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    363013, Северной Осетия-Алания Республики, …
  • ЛУЦИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 13:1) - общее Римское прозвание. В Деян 13:1 мы встречаем имя Луция Киринеянина, упоминаемое между прочими учителями и пророками …
  • БРУТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • БРУТ
    Мифический предок бриттов, великий внук Энея, изгнанный из Италии за случайное убийство своего отца Сильвия. После различных приключений в Греции …
  • БРУТ в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В мифологии романо-британских кельтов Брут, по преданию, считался родоначальником британского народа. Будучи правнуком легендарного троянского героя Энея, он, как считалось, …
  • ЛУЦИЙ в Литературной энциклопедии:
    (лат. Lucius) - герой романа Л. Апулея «Метаморфозы» (II в. н.э.). Поначалу роман имел только это название, но в V …
  • ЛУЦИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Лукий Лука) (1 в.), апостол от 70-ти, (Послание к Римлянам 16:21), епископ Лаодикии Сирийской (Фригия). Память в Православной церкви 4 …
  • БРУТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Brutus) Децим Юний Альбин (ок. 84-43 до н. э.) в Др. Риме один из военачальников Цезаря; участвовал в 44 в …
  • БРУТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Брут (Марк-Юний Brutus) - известнейший между убийцами Цезаря,происходил из плебейского рода, родился, вероятно, в 79 г. до Р. Х. ибыл …
  • БРУТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БРУТ в Энциклопедическом словарике:
    (Brutus) Децим Юний Альбин (около 84 - 43 до нашей эры), в Древнем Риме один из военачальников Цезаря. Участвовал в …
  • БРУТ
    Марк Юний (85-42 до н.э.), в Др. Риме глава (вместе с Кассием) заговора в 44 против Цезаря. По преданию, одним …
  • БРУТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Луций Юний, по рим. преданию, патриций, возглавивший восстание против Тарквиния Гордого и установивший в 510-509 до н.э. респ. строй в …
  • БРУТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Brutus) Децим Юний Альбин (ок. 84-43 до н.э.), в Др. Риме один из военачальников Цезаря; участвовал в 44 в заговоре …
  • БРУТ в Словаре русского языка Лопатина:
    Брут, …
  • БРУТ в Орфографическом словаре:
    брут, …
  • ЛУЦИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Лукий, Лука) (1 в.), апостол от 70-ти, (Послание к Римлянам 16:21), епископ Лаодикии Сирийской (Фригия). Память в Православной церкви …
  • БРУТ ЛУЦИЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Юний По римскому преданию, подробно изложенному Ливием, легендарный основатель Римской республики. Он вел римлян в Этрурию свергать римского царя Тарквиния …
  • БРУТ ЮНИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Brutus Iunius). 1) Сын Марка Юния и Тарквинии, сестры Тарквиния Гордого. Он назван был Брутом, т. е. безумным, за то, …
  • БРУТ МАРК ЮНИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (85-42 до н. э.) Потомок Брута Луция, поборник республики, убивший вместе с Гаем Кассием (44 до н. э.) Юлия Цезаря. …
  • БРУТ МАРК в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Юний (85-42 до н. э.) Потомок Брута Луция, поборник республики, убивший вместе с Гаем Кассием (44 до н. э.) Юлия …
  • ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-12 Time: 08:26:56 Децим Юний Ювенал (ок. 60 — ок. 127) — римский поэт-сатирик.- = В = * Воздержись …
  • ЛУЦИЙ ВЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Цезарь Аврелий Август Римский император из рода Антонинов, правивший в 161 -169 гг. Соправитель Марка Аврелия. Род. в 15 дек. …
  • АВРЕЛИАН ЛУЦИЙ ДОМИЦИЙ (214-275 ГГ.) - РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР С 2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АВРЕЛИАН 1 Аврелиан Луций Домиций (214—275 гг.) — римский император с 270 г. Провозглашён императором дунайскими легионами в Сирмии (ныне …
  • ЛУЦИЙ ВЕР, ЦЕЗАРЬ АВРЕЛИЙ АВГУСТ в биографиях Монархов:
    Римский император из рода Антонинов, правивший в 161 —169 гг. Соправитель Марка Аврелия. Род. в 15 дек. 130 г. Умер …
  • ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (ок. 60 - после 127) - римский …
  • ЮВЕНАЛ ДЕЦИМ ЮНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(около 60, Аквинум, близ Рима, - около 127, Египет (-)], римский поэт-сатирик. Написал 16 сатир …
  • ЦИНЦИННАТ ЛУЦИЙ КВИНКЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Луций Квинкций (Lucius Quinctius Cincinnatus), древнеримский патриций, консул 460 до н. э., диктатор 458 (во время войны римлян против племён …
  • ЦИННА ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Луций Корнелий (Lucius Cornelius Cinna) (умер 84 до н. э.), древнеримский политический деятель, сторонник Гая Мария. Консул 87 . …
  • ФЛОР ЛУЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Луций (или Юлий) Анней , древнеримский историк 2 в., автор "Эпитом", или "Двух книг извлечений из Тита …
  • ТАРКВИНИЙ ПРИСК ЛУЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Приск, Тарквиний Древний Луций (Lucius Tarquinius Priscus), согласно римскому преданию, 5-й царь Древнего Рима, 616/615 - 578/577 до н. э. …
  • ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ ЛУЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Гордый Луций (Lucius Tarquinius Superbus), согласно римскому преданию, последний (7-й) царь Древнего Рима, 534/533 - 510/509 до н. э. Традиция …
  • КОЛУМЕЛЛА ЛУЦИЙ ЮНИЙ МОДЕРАТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Луций Юний Модерат (Lucius Junius Moderatus Columella), римский писатель и агроном 1 в. н. э. Около 36 - трибун в …
  • БРУТ МАРК ЮНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Марк Юний (Marcus Junius Brutus) (85 - 42 до н. э.), римский политический деятель. В борьбе между Цезарем и Помпеем …
  • БРУТ ДЕЦИМ ЮНИЙ АЛЬБИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Децим Юний Альбин (Decimus Junius Albinus Brutus) (р. около 84 - умер 43 до н. э.), римский политический и военный …
  • БРУТ, МАРК ЮНИЙ в Словаре Кольера:
    (Marcus Iunius Brutus) (85?-42 до н.э.), римский сенатор. Брут происходил из семьи, сознательно культивировавшей тираноборческие традиции. По отцовской линии его …
  • АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ в Словаре Кольера:
    (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. - после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия). Получив образование …
  • ЛАТИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.

Один из основателей Римской республики. Погиб в легендарном сражении у Арсийского леса.

Луций Юний Брут

545 г. до н. э. – 28 февраля 509 г. до н. э.

лат. Lucius Iunius Brutus

Консул Римской республики
509 г. до н. э.
Коллега Луций Тарквиний Коллатин
Суффекты Публий Валерий Публикола, Спурий Лукреций Триципитин, Марк Гораций Пульвилл
Предшественник
Преемник Публий Валерий Публикола, Тит Лукреций Триципитин (508 г. до н. э.)
Место рождения Рим
Место смерти Сильва Арсия
Вероисповедание древнеримская религия
Место погребения
Отец Марк Юний Брут
Мать Тарквиния
Род Юнии
Жена Вителлия
Дети Тит Юний Брут
Тиберий Юний Брут

Клятва Брута. Анри Пинта (1884 г.)

Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть консула Брута, 1728/30. Музей истории искусств, Вена

Луций Юний Брут принадлежал к древнему роду Юниев , был племянником римского царя – его мать Тарквиния была сестрой . , захвативший царскую власть, во время массовых репрессий убил его отца, чтобы завладеть его богатством, а затем, чтобы обезопасить себя от кровного мщениями лишил жизни и его старшего сына, Марка . Младшего же сына, Луция , пощадил, поскольку тот был еще ребенком, и не казался ему опасным. Луций Юний Брут , отдав в распоряжение все свое имущество, сумел «спрятать природный ум под принятою личиной» (симулировал глупость и воспитывался вместе с сыновьями царя в качестве их шута; отсюда получил прозвище Брут (лат. Brutus — тупица)). Таким образом, он избежал участи родственников и других представителей знати.

С именем Брута связывают предание. Плохие сны и угрожающие признаки начали с некоторого времени предвещать близкое несчастье царю. В Дельфы от царя было послано посольство для истолкования несчастливого знамения в доме царя. Послами были сыновья царя Тит и Аррунт , а чтобы они не скучали в качестве шута их сопровождал Брут . Прибыв в Дельфы, царские дети принесли богу Аполлону драгоценные подарки, Брут же отдал ему только свою дорожную палку. Но эта палка была выдолблена внутри и заключала в себе другую палку, золотую – тайный символ его ума. Выполнив поручение отца, царевичи спросили оракула, кому из них достанется власть в Риме. Ответ был таков: «Главным владыкой сделается тот из вас, о, юноши, который первый поцелует мать». Оба Тарквиния договорились держать в тайне слова оракула, чтобы их брат Секст , оставшийся дома, не опередил их. Относительно же себя они предоставили судьбе решить, кто из них двоих первым поцелует мать. Брут , поняв более глубокий смысл изречения оракула, опередил их так, что они этого и не поняли - он, как будто споткнувшись, упал и поцеловал землю, общую мать всех смертных.

Затем они вернулись в Рим. Шел 509 г. до н. э. и там шли приготовления к войне с рутульским городом Ардеей, богатства которого давно влекли царя . Город был сильно укреплен и стоял на высоком крутом утесе, поэтому его взятие требовало долгой осады. Пока римское войско стояло лагерем под Ардеей, сыновья царя пировали в палатке Секста Тарквиния , где находился также их родственник , прозванный , от города Коллации, в котором его отец Эгерий был наместником.

Разговор молодых людей зашел об их женах, и каждый восхвалял свою, как превосходившую всех прочих. «В таком случае, – воскликнул наконец , – сядем сейчас на коней, и я надеюсь убедить вас наглядно, что все ваши жены должны уступить моей Лукреции». Остальные согласились и вот они, разгоряченные вином, понеслись на конях сначала в Рим, где застали жен царевичей за роскошным ужином, а оттуда в Коллацию. Было уже очень поздно, но Лукреция еще сидела в кругу своих девушек и пряла. Победа досталась ей.

Красавица понравилась Сексту Тарквинию и через несколько дней он в сопровождении одного раба поспешил в Коллацию и с помощью насилия и угроз изнасиловал Лукрецию . Негодуя и скорбя, она отправила одного посла в Рим к своему отцу Спурию Лукрецию , а другого – в Ардею к своему мужу с просьбой, чтобы они приехали к ней как можно скорее и чтобы каждый взял с собой верного друга.

Лукреций приехал с Публием Валерием , а – с Луцием Юнием Брутом . Лукреция была в глубочайшей печали, и рассказав им о злодеянии Секста Тарквиния , объявила, что умрет, и требовала от них наказания преступника. Все они дали ей слово, но она вонзила себе в грудь кинжал, спрятанный у нее под платьем, и упала мертвая. Последними ее словами были: «пусть ни одна женщина после меня, ссылаясь на Лукрецию , не остается в живых при потере целомудрия».

Брут вынул окровавленный кинжал из груди Лукреции и поклялся, что будет «огнем и мечом и всеми возможными для меня средствами преследовать высокомерного злодея с его безбожной женой и всеми детьми его племени и не потерплю, чтобы они, или кто бы то ни было другой были царями в Риме». Все присутствующие поддержали его и повторили клятву, затем они вынесли труп Лукреции на городской рынок и стали призывать народ к восстанию. Граждане схватились за оружие, закрыли городские ворота и Брут повел молодежь в Рим. Здесь, в качестве начальника всадников, он созвал народное собрание и пламенной речью о гнусном насилии Секста Тарквиния , жестокости царя и бедствии народа вызвал в гражданах решение отнять у власть и изгнать его из Рима вместе со всем его семейством. Затем Брут вооружил добровольцев и отправился с ними в Ардейский лагерь, чтобы и там поднять войско против царя. В это время Туллия , ненавистная царица, бежала из города с небольшой свитой, сопровождаемая проклятиями возбужденной толпы.

Царское войско, стоявшее под Ардеей, присоединилось к народному восстанию, а царь, получив известие о происходившем в Риме, поспешил туда из лагеря. Но ворота города для него оказались запертыми и ему пришлось покориться и отправиться в изгнание в Этрусскую землю с двумя старшими сыновьями. Секст Тарквиний переселился в Габии, город, ранее отданный ему в полную собственность.

После изгнания царя было решено, что место царя теперь должны были занимать два ежегодно сменявшихся консула, облеченных такой же властью и такими же военными и политическими правами, какими пользовались цари. Но ежегодная смена и разделение власти между двумя лицами ограждали государство от опасности деспотического господства. Только жреческие права, бывшие у царей, были переданы сановнику, называвшемуся rex sacrorum .

В 509 году до н. э. Брут и были избраны первыми римскими консулами. Брут привел граждан к присяге в том, что они более не потерпят царской власти, снова увеличил число сенаторов до 300 человек за счет принятию в их ряды знатных плебеев, восстановил государственное устройство Сервия Туллия вместе со всеми остальными законами этого царя.

Но не желал сдаваться. Он направил в Рим послов с поручением требовать выдачи его личного имущества. Пока в сенате шли совещания по этому делу, послы нашли сторонников в некоторых знатных домах с целью ниспровергнуть новый порядок и возвратить в Рим царскую семью. Главными заговорщиками стали братья Вителлии (братья жены консула Брута ) и братья Аквиллии (племянники консула ). Стараниями этих людей в заговор было вовлечено еще значительное число знатной молодежи, дружной с сыновьями и жаждавшей возвращения прежней веселой жизни. Даже сыновья Брута , Тит и Тиберий , приняли участие в преступных замыслах.

Но один раб, по имени Виндиций узнал о готовящемся заговоре. Он побоялся сообщать о нём консулам, поскольку среди заговорщиков были родственники и Брута , но открыл тайну Публию Валерию Публиколе . Публий Валерий с братом Марком Валерием при помощи клиентов и рабов схватили заговорщиков и нашли у них письма к царю . Заговорщики были отданы на суд консулов. Брут велел казнить своих сыновей, после чего отдал право судить остальных заговорщиков второму консулу и удалился. не мог вынести столь сурового решения относительно своих родичей и сочувствовал им. Те, в свою очередь, чувствуя слабость консула, требовали вернуть раба и отпустить их. Этому воспротивился Публий Валерий . На суд вернули Брута , после чего все заговорщики были казнены. Виндиций же стал первым рабом, отпущенным на свободу.

Посланников выпустили из города, но царского имущества не возвратили — сенат отдал это имущество народу.

Консул возбуждал подозрение у граждан уже одним своим именем. Брут , заметив сомнения граждан, созвал народное собрание и обратился к своему товарищу с просьбой, чтобы он добровольно удалился и тем избавил граждан от тревожного чувства, возбуждавшегося в них присутствием в городе царского имени Тарквиниев . Но так как медлил подчиниться народной воле, то Брут лишил его должности решением народного собрания и бывший народный консул отправился со своим имуществом в Лавиниум. Также было решено изгнать всех Тарквиниев за пределы римского государства. На место Брут избрал себе в товарищи Публия Валерия , и народ утвердил это избрание.

После изгнания из Рима и его сыновья отправились просить помощи у этрусков. Вейи и Тарквинии предоставили им войско, в других городах были навербованы наемники, и бывший царь выступил в поход на Рим. Консулы Брут и Публикола переправились через Тибр и встретили царскую армию на Невийском лугу, рядом с дубовой рощей. Согласно Плутарху , легендарное сражение у Арсийского леса, считающееся первой битвой Римской республики, состоялось в канун мартовских календ, то есть в последний день месяца очищения (28 февраля). В стычке передовых конных отрядов Юний Брут убил Аррунта Тарквиния , но и сам погиб.

Публикола командовал правым крылом, стоявшим напротив вейентов, а Брут - левым - напротив тарквинийцев, которыми командовали царские сыновья. Правый фланг римлян опрокинул вейентов, но Тит и Секст Тарквинии нанесли поражение левому флангу и гнали римлян до самого лагеря. Бой завершился ничейным исходом, по словам Плутарха , противников развела непогода.

Вернувшись в Рим, Публикола 1 марта 509 г. до н. э. справил триумф, причем, по словам Плутарха , первым из триумфаторов въехал в город на колеснице, запряженной четверкой.

Память Брута всегда чтилась римлянами как память основателя римской свободы, человека, который из-за этой свободы не пощадил жизни собственных детей и пал в битве за нее. Благодарные потомки воздвигли ему железную статую с обнаженным мечом в руке и поставили эту статую в Капитолии между изображениями семи царей.

Со смертью Луция Юния Брута пресекся патрицианский род Юниев , так как оба казненных сына были его единственными детьми.

Марк Юний Брут , убийца Цезаря , не был потомком этого древнего Брута , и вообще был по рождению плебей.

Брут основал обычаи совершения ауспиций перед вступлением в должность консулов, принятия и чередования консульских фасций (попеременное пребывание фасций, символа власти, у двух консулов). В его консульство был заключён первый договор Рима с Карфагеном. Считается, что месяц июнь был назван в его честь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: