Практическая психология

П. Д. Успенский

Психология человеческих возможностей

P. D. Ouspensky.

The Psychology of Man’s Possible Evolution

* * *

Вступительное слово издателя

Эти лекции, изначально названные «Шесть лекций по психологии», были напечатаны частным образом в 1940 году для Историко-психологического общества в Лондоне. Сто двадцать пять копий было отпечатано, пятьдесят из них переплетено, но продана не была ни одна. Лекции впервые были опубликованы в Нью-Йорке в 1950 году (через три года после смерти Успенского) издательством «Хеджлок Пресс Инкорпорейтед» под названием «Психология человеческих возможностей». Книга состояла из пяти лекций, так как вторая и третья из «Шести лекций по психологии» были объединены в одну, но сам текст соответствовал напечатанному в 1940 году в Англии. В 1954 году издательство «Альфред Кнопф Инкорпорейтед» выкупило публикацию у «Хеджлок Пресс» и в 1974 году выпустило второе издание «Психологии возможностей человеческого развития». В него вошли «Заметки о решении начать работу», которые с тех пор включаются вместе с двумя дополняющими их эссе («Заметки о работе над собой» и «Что такое школа?») в книгу «Совесть: поиск истины» (1979).

Данное издание включает дословную запись встречи Успенского с одной из групп в Лондоне, которая прошла 23 сентября 1937 года. Ответы, данные Успенским в ходе этой встречи, касаются некоторых сложностей понимания основных идей системы, принадлежащей к Четвертому пути, принципов и методов организации школ и важности правил. Первая запись этой встречи, проверенная и исправленная Успенским собственноручно, находится в памятной коллекции П. Д. Успенского в отделе рукописей и архивов библиотеки Йельского университета и опубликована в этой книге впервые (с разрешения библиотеки).

Введение

Несколько лет назад я начал получать от читателей письма. И во всех был один вопрос: чем я занимался после того, как написал свои книги в 1910 и 1912 годах? (Опубликованы на английском языке они были в 1920 и 1931 годах.)

Я никогда не мог ответить на эти письма – для этого пришлось бы сочинять новые книги. Но если писавшие мне люди жили в Лондоне, где, начиная с 1921 года, жил и я сам, я приглашал их прослушать курс лекций. В этих лекциях я пытался ответить на все вопросы и рассказать о том, что узнал после того, как написал две своих книги, и над чем работаю в настоящий момент.

В 1934 году я написал пять вводных лекций, дававших общее представление о моих исследованиях и темах, над которыми вместе со мной работали и другие люди. Объединить все это в одной или даже двух-трех лекциях было совершенно невозможно; поэтому я всегда предупреждал слушателей, что не имеет смысла слушать одну или две лекции, что только пять, а еще лучше десять лекций позволят им понять направление моей деятельности. С тех пор я не прекращал чтения лекций, постоянно исправляя их и переписывая.

В целом я удовлетворился таким выходом из положения. Пять лекций читались в моем присутствии или без меня; слушатели могли задавать вопросы; и если они старались следовать советам и указаниям, которые давались им и касались, главным образом, самонаблюдения и определенной самодисциплины, то очень скоро начинали понимать, чем я занимаюсь.

Конечно, я всегда осознавал, что пяти лекций недостаточно, и в последующих беседах развивал и дополнял уже предоставленные сведения, пытаясь показать людям их собственное положение относительно нового знания .

Я обнаружил, что большинству людей труднее всего было осознать, что они действительно услышали нечто новое , то есть нечто такое, о чем никогда не слышали прежде.

Себе они в этом не признавались, но каждый раз пытались все отрицать и переводить услышанное, каким бы оно ни было, на знакомый язык. И я, разумеется, не мог этого принять.

Я знаю, как нелегко осознать, что слышишь нечто новое . Мы так привыкли к старым мелодиям и заезженным мотивам, что давно уже перестали надеяться и верить в то, что возможно нечто новое.

И когда мы слышим новое, мы принимаем его за старое или считаем, что его можно объяснить и интерпретировать при помощи старого. Осознать возможность и необходимость совершенно новых идей – действительно сложная задача, и время от времени необходимо проводить переоценку всех ранее усвоенных ценностей.

Я не могу гарантировать, что вы сразу услышите новые, то есть неизвестные вам прежде идеи, но если вы проявите терпение, то очень скоро начнете их замечать. И тогда я желаю вам не упустить их и попытаться не толковать их по-старому.

Нью-Йорк, 1945 год

Первая лекция

Я буду говорить об изучении психологии, но должен предупредить, что подразумеваемая мной психология весьма отличается от той, что вам известна под этим названием.

Прежде всего я должен отметить, что, пожалуй, еще никогда психология не находилась на таком низком уровне , как в наши дни. Она утратила всякую связь со своими корнями и смыслом, так что сейчас трудно даже дать определение термину «психология», то есть сказать, что она есть и что изучает. И это при том, что никогда прежде не существовало такого множества психологических теорий и трудов.

Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология – это, пожалуй, древнейшая , но, к сожалению, во многом забытая наука .

Для того чтобы понять, как определить психологию, необходимо осознать, что она (за исключением новейшего времени) никогда не существовала под своим собственным именем. По тем или иным причинам психологии всегда приписывались дурные или разрушительные стремления религиозного, политического и морального характера, и поэтому ей приходилось скрываться, принимая различные обличья.

Тысячи лет психология существовала под именем философии. В Индии все формы йоги , являющейся, по сути, психологией, относились к одной из шести философских систем. Учения суфиев – также в основном психологические – считаются отчасти религиозными, отчасти метафизическими. В Европе еще совсем недавно, в конце XIX века, многие работы по психологии относили к философии. И несмотря на то, что почти все разделы философии (логика, теория познания, этика, эстетика) напрямую связаны с работой человеческого ума и чувств, считалось, что психология стоит ниже философии и занимается менее важными или низшими сторонами человеческой природы.

Существуя под именем философии, психология одновременно (и даже с еще более давних времен) присутствовала в рамках различных религий. Это не означает, что религия и психология когда-либо были одним или что связь между ними получала признание. Но нет сомнений в том, что почти все известные религии (разумеется, я имею в виду не современные фальшивые религии) создавали то или иное психологическое учение, нередко связанное с определенной практикой, поэтому изучение религии зачастую включало в себя и изучение психологии.

Пётр Демьянович Успенский (5 марта 1878, Москва — 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) — русский философ, теософ, эзотерик, оккультист, таролог, журналист и писатель, математик по образованию.

Был исключен из школы за неуспеваемость. Самостоятельно изучал философию, физику и математику. Исследовал проблемы времени и вневременных явлений.

В 1907 году, работая журналистом в московской газете «Утро», увлекся теософией. В 1908 г. предпринял журналистскую поездку на Восток в поисках мистических откровений и видений. Посетив в Индии йогов, пришел к выводу, что оккультная мудрость заключается в активной деятельности, а не в созерцании, что привело его к идеологии мистических сект ислама. В 1913 г. Успенский предпринял новую поездку в Индию, где в Адьяре жил в штаб-квартире Теософского общества. В Адьяре он познакомился с немецким мистиком Германом Кезерлингом, с которым решил объединиться и создать собственное мистическое общество. Однако этим планам помешала I мировая война.

Весной 1915 г. Успенский познакомился с Г.Гурджиевым, вскоре став его учеником и помощником. В октябре 1916 г. Успенского призвали в армию. После февральской революции 1917 г. Успенский вновь примкнул к группе Гурджиева и отправился с ним в Ессентуки. Оставшись с приходом красных войск в Ессентуках, он работал библиотекарем до прихода армии Деникина. Успенский стал советником майора Пайндера, главы Британской экономической делегации. Отступая с белыми войсками, в марте 1920 г. Успенский прибыл в Константинополь. Туда же вскоре приехала и группа Гурджиева.

В августе 1921 г. Успенский перебрался в Лондон. В 1941 году Успенский, предвидя распространение II мировой войны на всю Европу, переехал в США, поселившись в Нью-Йорке.

Автор книг «Странная жизнь Ивана Осокина», «В поисках чудесного», «Новая модель Вселенной», «Четвертый путь», «Психология и космология возможного развития человека», «Совесть: поиск истины», «Искания новой жизни».

Книги (7)

Новая модель Вселенной

Автор рассказывает о корнях и сути многих эзотерических учений, включая йогу, Таро, экспериментальную мистику, рассматривает в духе идей современности мифы и свидетельства о сверхчеловеке, четвертом измерении, жизни после смерти и трансмутации, увлекательно повествует о лаборатории Вселенной, неустанно рождающей Великих Посвященных.

Совесть: Поиск Истины

Подходя к любой из напечатанных работ П.Д. Успенского, начиная с Tertium Organum (впервые выпущена в России в 1912 году, впоследствии переведена и опубликована в Англии в 1920 году, с тех пор неоднократно переиздававшаяся), важно помнить, что сам Успенский мало верил в написанное слово как основной метод достижения Истины.

Нет, у этого «О» (так члены кружка Успенского называли его между собой) не было какого-либо неуважения к учености или к желанию получить доступ к знанию. Сам «прожорливый», но разборчивый читатель, Успенский в шестилетнем возрасте впервые прочитал Тургенева, что является ярким доказательством выдающегося таланта, уже проявившегося в раннем возрасте.

Письма из России

С 1907 по 1913 Успенский довольно регулярно писал для русских газет, главным образом о зарубежных событиях. В то же время он работал над различными книгами, основанных на идее, что наша сознательность —незавершенное состояние, не особенно далекое от сна, и что наш трехмерный взгляд на вселенную неадекватен и несовершенен.

Дальнейшие записи

Возвращение - в вечности. Это не та же самая жизнь. Эта жизнь кончается, и время кончается. Есть теория - и эта система допускает эту теорию - что время можно продолжить. У меня нет доказательств. Когда думаешь о времени, как много попыток было сделано спиритуалистами и другими, - но доказательства все-таки нет.
Изучение возвращения должно начинаться с изучения ментальности детей, и особенно до того, как они начнут говорить. Если бы люди помнили это время, они могли бы вспомнить очень интересные вещи. Но к сожалению, начиная говорить, они становятся настоящими детьми и забывают все через полгода или год. Это очень редко, чтобы люди помнили, о чем они думали до этого, в очень раннем возрасте. Если же они все-таки помнят, они помнят себя взрослыми. Они вовсе не дети. Затем, позже, они становятся детьми. Если они помнят свой ум, это ум вполне взрослых людей. Это самое интересное.

Комментарии читателей

Гость / 10.04.2019 Чтобы в голове всё встало на свои места, рекомендую зайти на лайфинтернет и после ссылки сайта дописать /users/alphand/ - прочитаете Решение гносеологической проблемы всех поколений. Очень многое поймёте. Тонны книг будут для вас делиться исключительно на полезно/не полезно.

Виктор / 6.01.2018 Юлия / 11.10.2016> "Возможны ли вообще практические занятия по системе без школы, на основании книг?". Без школы можно, только руководствуясь книгой - нет. Школа - это то, что нас окружает, семья, работа, тех, кого мы встречаем на улице... нас всему учит Жизнь... при восприятии ситуации - радуемся мы или злимся, как на нее смотрим?!

Бугимен / 7.04.2017 Сам то Петя, понимал ли о чем писал, а исполнить то на практике мог? Вот в чем главный вопрос, а балоболить мы все умеем...

Юлия / 11.10.2016 Начала с книги "4-ый путь". Книга сильно повлияла на мое мировоззрение и ответила на многие вопросы. Очень хотелось бы знать,среди прочитавших П. Успенского, есть ли те, у кого кардинально изменилась жизнь и появился " центр"? Возможны ли вообще практические занятия по системе без школы, на основании книг?

Ирина / 11.12.2014 Читала Новую модель вселенной лет 20 назад и удивлялась -столько много информации и своего опыта дает писатель,и все в одной книге!!

Георгий / 8.12.2014 По-моему, начинать следует с книги "В поисках чудесного",Время и место как раз соответствуют и по ходу всей книги происходит как бы диалог Успенского Гурджиевым, а это усиливает восприятие. Потом может быть полезно прочесть "Учителя Гурджиева" Рафаэля Лефорта и, конечно же, Идрис Шах! Удачи.

татьянна / 19.11.2014 Мы долгое время изучали Успенского в курве по психологии. Особенно обращалось внимание на отработку негативного эмоционального фона. Начинать изучение этого увлекательного и полезного чтения лучше с маленькой синенькой книжечки " Психология возможного развития человека. Интересна ее первая часть. Именно психология, а не космология. Потом " Четвертый путь", потом вторая часть маленькой синенькой книжечки " Космология развития человека". .

Я / 5.05.2014 Всем привет!У меня на руках две книги Успенского:"Четвёртый путь"и"Новая модель вселенной".Другие книги Успенского не читал.Хочу спросить с какой лучше начать читать?Спасибо за ответ всем кто откликнется!

_str / 20.03.2014 Издательство Aenigma просто великолепно выпустили Главную книгу П. Успенского. Must Recomended! не проходите мимо!! http://www.aenigma.ru/php/pages.php?id=125&group=1&page=0

механик / 21.02.2013 Читал Е.Блаватскую - Тайная доктрина - я впечатлен.
Не все так просто в этом мире. В чем эволюция? Куда идти? Больше потреблять? Тупик?!

dzogchen / 17.01.2013 исключительно начинать знакомиться с этим направлением надо с 1-ой лекции книги Успенского "Психология возможной эволюции человека". этого достаточно для начала, потом - "Четвёртый путь". Но не всё в этой системе соответствует Реальности. Но это именно то, с чего надо начинать Познание.

Виталий / 26.12.2012 Можно обучатся у ныне живущего мастера Селима Айсселя, он прошел обучение там же где и Гурджиев и достойно продолжает его дело..

викки / 21.03.2012 успенский разграничил себя от гурджиева, приняв только его учение - и на этой основе созданы его книги, стоит прочитать.

Гость / 9.02.2012 Фарит
Истина, выраженная в словах,теряет свое значение,но увидеть ее между строк,понять и почувствовать среди многослойности всех учений и указать верный Путь,это могут только великие Учителя! Луч света в темном спящем царстве,так можно сказать о Г.Гурджиеве и П.Успенском.



Русский философ, мистик, теософ, эзотерик и писатель. Родился в Москве в семье разночинцев. Окончил общую гимназию, получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. В 1905 увлекся эзотерическими учениями, неоднократно путешествовал по странам Западной Европы и Востока. В 1907 году работал журналистом в московской газете «Утро», в 1914 году издавал газету «Новь» (Москва). Испытал влияние теософии, йоги, религиозно-философской системы Георгия Ивановича Гурджиева. Особенно интересовался идеей четвертого измерения и выдвинул идею многомерности мира, рассматривая время в качестве его четвертого измерения. Сотрудничал со многими «левыми» изданиями, выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге. В 1908 году предпринял журналистскую поездку на Восток в поисках мистических откровений и видений. Посетив в Индии йогов, пришел к выводу, что оккультная мудрость заключается в активной деятельности, а не в созерцании, что привело его к идеологии мистических сект ислама. В 1910 году в Петербурге выходит его первый опыт исследования области неизмеримого – книга «Четвертое измерение». Она переиздавалась при жизни автора несколько раз, но тексты всех изданий монографии отличались друг от друга после авторских доработок. Затем были изданы такие труды П. Д. Успенского, как «Tertium Organum» (1911), «Символы Таро» (1912), «Искания новой жизни; Что такое йога» (1913) и «Внутренний круг» (1913). В 1913 году Петр Успенский предпринял новую поездку в Индию, где в Адьяре жил в штаб-квартире Теософского общества. Там же он познакомился с немецким мистиком графом Германом Кейзерлингом (Hermann Keyserling, 1880-1946), с которым решил объединиться и создать собственное мистическое общество. Однако разразившаяся вскоре Первая мировая война помешала этим планам и поставила двух теософов «по разные стороны баррикад». А весной 1915 года произошла встреча Петра Успенского с философом-мистиком Георгием Ивановичем Гурджиевым, которая определила направление всех дальнейших исканий молодого Успенского. Он становится учеником и помощником Учителя (так называл себя Гурджиев). Тот дает ему знания о законах мира, частью которого является человек, и практические методы развития способностей человека, которые обеспечивают его осознанную связь с этим миром. Гурджиев строил свое учение по принципу восточных школ, где очень важно беспрекословное подчинение ученика Учителю до тех пор, пока ученик не приобретает способностей, позволяющих ему развиваться самостоятельно. Гурджиев сохранил и само название – Школа, по аналогии с обычной школой, главная цель которой – обучение. Но в отличие от восточных школ, у Гурджиева человек мог работать и в «миру», не уходя от обычной жизни. Мистику Успенский считал способом, позволяющим достичь кантовских «ноуменов». Он развивал идеи духовного совершенствования и достижения индивидуального бессмертия как результата движения по «четвертому пути», отличного от пути «факира», «монаха» и «йога». По мнению Э. Радлова, одного из авторов «Очерков истории русской философии», из русских писателей мистического направления, имеющих наиболее наукообразный вид, упоминания заслуживают А. Ладыженский («Сверхсознание» и др.) и П. Д. Успенский («Tertium organon» и др.). В этот период Успенский написал две художественные книги. Первая – сборник оккультных рассказов «Разговоры с дьяволом» (1916), в котором поместил два произведения, где дьявол беседует с автором на философские темы и рассказывает ему две разные истории, в которых, по мнению дьявола, он делал людям, а особенно человечеству, только лишь добро. Вторая – фантастическая повесть «Кинемодрама» (1917), в которой герой запутывается в своей жизни настолько, что уже думает о самоубийстве. Но знакомый волшебник возвращает его назад на одиннадцать лет, где герой пытается исправить свое собственное будущее. В конце жизни Петр Успенский вновь обращается к повести, в которой переписывает (уже по-английски) заключительные главы и изменяет название. В итоге книга «Странная жизнь Ивана Осокина » выходит в 1947 году в лондонском издательстве «Holme Press». Совсем недолгое время – с октября 1916 по февраль 1917 года Петр Успенский был призван в армию. Если бы не события февральской революции 1917 года, он бы попал на фронт, но после демобилизации он вновь примыкает к группе Гурджиева, под руководством которого вплоть до 1918 года работает над овладением системой. Петр Демьянович отправился с ним в Ессентуки. Оставшись с приходом красных войск в Ессентуках, он работал библиотекарем до прихода армии Деникина. Успенский стал советником майора Пайндера, главы Британской экономической делегации. Отступая с белыми войсками, в марте 1920 года прибыл в Константинополь (туда же вскоре приехала и группа Гурджиева). А в августе 1921 году П. Успенский перебрался в Великобританию и поселился в Лондоне. С лета 1918 года Успенский, по его словам, начинает чувствовать, что или он перестает понимать Гурджиева, или взгляды Гурджиева изменились. Он продолжает встречаться с Учителем, но старается избегать продолжительной совместной работы. Проводив Гурджиева в Америку в декабре 1923 года, Успенский вернулся в Лондон, собрал своих учеников и сообщил им о своем решении порвать всякие связи с «загрязненным источником». Учение, принесенное Гурджиевым, истинно, заявил им Успенский, но тот, через которого оно пришло, изменил самому себе, и общение с ним может нанести большой вред. Успенский поставил своих последователей перед выбором: остаться с ним или перейти к Гурджиеву. Под влиянием распространившихся в Европе идей австрийского философа Рудольфа Штейнера (Rudolf Steiner, 1861-1925) в области образования стал разрабатывать собственную систему, согласно которой приобрести эзотерические знания невозможно без приобщения к истинной педагогической традиции. С этого момента и до конца жизни Успенский работает самостоятельно: читает лекции, ведет группы учеников. Начиная с 1927 года он работал над толстым томом своих произведений, который представлял из себя перевод и новую редакцию его работ, опубликованных в России до 1917 года. Книга эта вышла в 1931 году под названием «Новая модель вселенной» с подзаголовком «Принципы психологического метода в его приложении к науке, религии и искусству». Этот труд был логическим продолжением, развитием и разработкой основных аспектов его старой книги «Tertium Organum», опубликованной в России в 1911 году, а в Америке – в 1921 году. В 1935 году Успенский переехал в большой дом с фермой в Шурее. Место это, известное как Лэйн Плэйс. Туда съезжалось одновременно до ста студентов, которые не только учились, участвовали в гурджиевских «движениях» и слушали лекции Успенского; они работали в поле и по дому, выполняя всевозможные хозяйственные поручения. В 1937 году было куплено большое здание, известное как Колет Хауз, в котором проводились занятия по «движениям» и было в 1938 году основано «Историко-психологическое общество», в котором в момент его основания было 300 членов. В программе общества были следующие пункты: изучение проблем эволюции человека и особенно идеи психотрансформизма; изучение психологических школ, существовавших в различные исторические периоды и в разных странах, и изучение их влияния на интеллектуальное и моральное развитие человечества; практическое исследование методов самоизучения и саморазвития; исследование истории религии, философии, науки и искусства. Влияние Успенского в довоенной Англии трудно переоценить. Его идеи и терминология «системы» стали проникать в литературные салоны и вплетаться в ткань романов и пьес, написанных в Англии в эти годы. Ученик и друг Успенского А. Н. Рабинек рассказывал о большом сборе, устроенном Успенским в 1938 году в Колет Хаусе, на который собралось, выстроившись во дворе... около тысячи учеников(!). Успенский, стоявший на крыльце с группой близких учеников, поймал взгляд стоявшего рядом Рабинека и шепнул как будто бы про себя по-русски: «Это все я». Это был пик его силы и славы. Летом 1941 года Успенский, предвидя распространение Второй мировой войны на всю Европу, переехал в США, поселившись в Нью-Йорке. В последние годы своей жизни Успенский осуществлял групповую эзотерическую работу в Англии, Франции и США. Среди посещавших его лекции в Лондоне были известные писатели Олдос Хаксли (Aldous Huxley, 1894-1963), Томас Элиот (Thomas Eliot, 1888-1965) и другие. Его горячим поклонником был и Бернард Шоу, у которого герой пьесы «После многих лет» д-р Проптер, обладающий способностью «выходить из личности», воплотил в себе многие черты Успенского. «Личность – это тюрьма , – говорит этот герой. – Потенциальным добром является все, что помогает выйти из тюрьмы ». Летом 1946 года на последней лекции в Нью-Йорке Успенский сообщил своим американским ученикам о решении вернуться в Англию, куда прибыл в январе 1947 года больным и постаревшим. Он еще провел шесть встреч в Колет Хаусе, но его состояние было очень плохим. Умер Петр Демьянович Успенский в г. Лэйн Плэйс (Суррей, Англия) в возрасте 69 лет. А спустя два года в Лондоне выходит его последняя книга «В поисках чудесного» (In Search of the Miraculous). Вообще, после книг, опубликованных Успенским в Петербурге в период между 1910 и 1917 годами, из которых самой значительной считается «Tertium Organum», до конца своей жизни Успенский не опубликовал ни одной оригинальной работы. Но это не значит, что он не писал. После смерти теософа и эзотерика остались многочисленные архивные материалы, машинописные и рукописные стенограммы и записи, хранящиеся в США в библиотеке Йельского университета. Время от времени разрозненные фрагменты этих материалов извлекаются из архива бесстрастными исследователями и публикуются в виде книг с произвольными названиями «Четвертый путь», «Совесть», «Поиск истины» и другие.
Произведения автора
    Сборники
  • 1916 – Разговоры с дьяволом
      То же: Под названием «Talks with a Devil» / Пер. с рус. Кати Петровой (Katya Petroff). – изд. «Turnstone», 1972 (п) ISBN 0-85500-004-X То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1973 То же: изд. «Weiser», 2000 (о) ISBN 1-57863-164-5

    Повести

  • 1917 – «Кинемодрама»
      То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Holme Press» (Нью-Йорк – Лондон), 1947. – 166 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Stourton» (Лондон), 1947. – 180 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Faber & Faber» (Лондон), 1948. – 204 с. То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Hermitage House» (Нью-Йорк), 1955. – 166 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Faber & Faber» (Лондон), 1971. – 204 с. То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin) / Обложка Уолтера Брукса (Walter Brooks). – изд. «Penguin» (Балтимора), 1971. – 204 с. – (The Penguin Metaphysical Library). (о) ISBN 0-14-00-3366-1 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin) / Обложка Уолтера Брукса (Walter Brooks). – изд. «Penguin» (Балтимора), 1972. – 204 с. – (The Penguin Metaphysical Library). (о) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Routledge» (Лондон), 1983. – 168 с. (о) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1987. – 162 с. (о) ISBN 0-1401-9058-9 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Steiner Books», 2002. – 192 с. (о) ISBN 1-58420-005-7 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Floris / Lindisfarne Books» (Лондон), 2002. – 192 с. (о) ISBN 1-5842-0005-7 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Kessinger», 2004. – 204 с. (о) ISBN 1-4179-5010-2

    Рассказы

  • 1916 – Добрый черт

    Книги

  • 1910 – Четвертое измерение
  • 1911 – Tertium Organum
      То же: Под названием «Tertium Organum: The Third Canon of Thought, a Key to the Enigmas of the World» / Пер. с рус. Николаса Бессарабова (Nicholas Bessaraboff) и Клода Брэгдона (Claude Bragdon). – изд. «Manas Press» (Рочестер-Нью-Йорк), 1920 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1922 То же: изд. «Kegan Paul» (Лондон), 1923 То же: изд. «Trubner), 1934 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1945
  • 1912 – Символы Таро
      То же: Под названием «The Symbolism of the Tarot» / Пер. с рус. А. Л. Погосского (A. L. Pogossky). – СПб., 1913 То же: Под названием «The Symbolism of the Tarot» / Пер. с рус. А. Л. Погосского (A. L. Pogossky). – изд. «Dover Publications Inc.» (Нью-Йорк), 1976
  • 1913 – Искания новой жизни; Что такое йога
  • 1913 – Внутренний круг: О «последней черте» и о сверхчеловеке
  • 1919 – Письма из России (Letters from Russia) / Пер. с рус. Ч. Э. Бичхофера (C. E. Bechhofer), Пола Леона (Paul Leon) // газета «The New Age», 1919, 4 сентября (№1408) – с.305-306, 27 ноября (№1420) – с.53-54, 4 декабря (№1421) – с.70-72, 11 декабря (№1422) – с.89-90, 18 декабря (№1423) – с.105-106, 25 декабря (№1424) – с.121-123
      То же: Под названием «Letters from Russia». – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1978
  • 1931 – Новая модель Вселенной (A New Model of the Universe: Principles of the Psychological Method in Its Application to Problems of Science, Religion and Art) / Пер. с рус. Р. Р. Мертона (R. R. Merton). – изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1931
      То же: изд. «Routledge» (Лондон), 1931 То же: изд. «Routledge» (Лондон), 1934 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1934
  • 1949 – В поисках чудесного (In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching). – изд. «Routledge» (Лондон), 1947
      То же: изд. «Brace» (Нью-Йорк), 1949
  • 1950 – Психология возможной эволюции человека (The Psychology of Man’s Possible Evolution). – изд. «Hedgehog Press» (Нью-Йорк), 1950
  • 1951 – Космология возможностей эволюции человека (The Cosmology of Man’s Possible Evolution: The Cosmological Lectures 1934-1940)
      То же: изд. «Robertsbridge», 1989
  • 1957 – Четвертый путь (The Fourth Way: A Record of Talks and Answers to Questions Based on the Teaching of G. I. Gurdjieff). – изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1957
      То же: изд. «Routledge & Kegan Paul» (Лондон), 1957
  • 1979 – Совесть: поиск истины (Conscience: The Search for Truth). – изд. «Routledge & Kegan Paul» (Лондон), 1979
  • 1986 – Дальнейшие записи: Выдержки из писем 1928-1945 гг. (A Further Record: Extracts from Meetings 1928–1945). – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1986
Отдельные издания
  • Разговоры с дьяволом: Оккультные рассказы. – Петроград: Издание А. Н. Брянчанинова (Новое звено), 1916. – 164 с. 2 р. 30 к. (п)
      Изобретатель – с.9-88 Добрый черт – с.89-162 «Кинемодрама» (Не для кинематографа): Оккультная повесть из цикла идей «Вечного возвращения». – Пг.: Издательство А. Н. Брянчанинова (Новое звено), 1917. – 158 с. 2 р. 40 к. (п) Странная жизнь Ивана Осокина : Оккультная повесть из цикла идей «Вечного возвращения». – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 192 с. – (Четвертый путь). 10 000 экз. (о) ISBN 5-88596-013-5 Странная жизнь Ивана Осокина : [Повесть]. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 144 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2118-7
Публикации в периодике и сборниках
  • Разговоры с дьяволом: Часть I, Часть II // П. Д. Успенский. Совесть: Поиск истины (Из неопубликованных трудов). – СПб.: Невский курьер; Диалог, 1997 – с.107-207
  • Странная жизнь Ивана Осокина : оккультная повесть из цикла идей «вечного возвращения» // П. Д. Успенский. Вечный поиск чудесного: Избранные труды. – М.: ФАИР-Пресс, 2009 – с.553-682
Другие книги
  • Четвертое измерение: Опыт исследования области неизмеримого. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1910. – 100 с. (о)
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1911. – 264 с. (о)
  • Символы Таро: Философия оккультизма в рисунках и числах: (Очерки из книги «Мудрость богов»). – СПб.: Городская Типография, 1912. – 48 с. (о)
  • Искания новой жизни; Что такое йога. – СПб.: Типография Акционерного общества типографского дела в Санкт-Петербурге («Герольд»), 1913. – 46 с. (о)
  • Внутренний круг: О «последней черте» и о сверхчеловеке (Две лекции). – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печати и издательского дела «Труд», 1913. – 152 с. 1 р. 50 к. (п)
      О «последней черте» – с.1-80 О сверхчеловеке – с.81-149
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печати и издательского дела «Труд», 1914. – 102 с. 2 р. 40 к. (п)
  • Искание новой жизни; Что такое йога. – Издание второе. – Пг.: Книгоиздательство «Новый человек», 1915. – 56 с. (о)
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – Издание второе, пересмотренное и дополненное автором. – Пг.: Издание Н. П. Таберио, 1916. – 328 с. 2 р. 25 к. (п)
  • Символы Таро (Старинная колода карт): Философия оккультизма в рисунках и числах. – Издание 2-е. – Пг.: Литературная Книжная Лавка, 1917. – 48 с. (о)
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 3-е, вновь пересмотр. и дополненное. – Пг. Издание М. В. Пирожкова, 1918. – 116 с. (п)
  • Искание новой жизни; Что такое йога. – Изд. 3-е. – Пг. Издание М. В. Пирожкова, 1918. – 46 с. 2 руб. (о)
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 4-е. – Берлин: Издательство «Парабола», 1931. – 117 с. (о)
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1992. – 528 с. 50 000 экз. (п) ISBN 5-85555-001-Х
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – [Репринтное издание 1911 года]. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992. – 242 с. – (Свет на Пути). 100 000 экз. (п) ISBN 5-87452-017-1
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока; Худ. Г. Линьков. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993. – 560 с. 50 000 экз. (с.о.) ISBN 5-85555-005-2
  • Символы Таро: Старинная колода карт: Философия оккультизма в рисунках и числах. – М.: Гелиос, 1993. – 48 с. 15 000 экз. (о) ISBN 5-86155-004-6
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – [Репринтное издание 1911 года]. – СПб.: Андреев и сыновья, 1994. – 242 с. – (Свет на Пути). (п)
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1994. – 530 с. 10 000 экз. (п) ISBN 5-85555-029-Х
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно учения Г. И. Гурджиева: В 2-х томах. – М.: Либрис, 1995. 5 000 экз. (п)
      Том 1 – 384 с. ISBN 5-86568-078-1 Том 2 – 384 с. ISBN 5-86568-079-Х
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможностей эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 160 с. – (Четвертый путь). 5 000 экз. (о) ISBN 5-88596-004-6
      Психология возможной эволюции человека / Пер. А. М. Руткевича – с. Космология возможностей эволюции человека / Пер. Д. С. Басова – с.
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 522 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-88596-009-7
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1996. – 524 с. 5 000 экз. (с.о.) ISBN 5-85555-035-4
  • Совесть: Поиск истины (Из неопубликованных трудов) / Пер. с англ. – СПб.: Невский курьер; Диалог, 1997. – 256 с. – (Учителя четвертого пути). (о) ISBN 5-86072-090-4
      Совесть: Поиск истины – с.5-106 Разговоры с дьяволом: Часть I, Часть II – с.107-207 Письма из России 1919 года – с.208-243 П. Д. Успенский: Биографический очерк – с.244-253
  • Лекция о сверхчеловеке. – М.: ГУМУС, 1997. – 144 с. – (Психология возможной эволюции человека). 2 000 экз. (о) ISBN 5-87037-027-2
      Лекция о сверхчеловеке – с. Психология возможной эволюции человека – с.
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева / Пер. с англ.; Послесл. В. Алексахина. – СПб.: Издательская компания «Курс», 1997. – 526 с. 3 000 экз. (п) ISBN 5-88596-009-7
  • Четвертое измерение. – М.: Харвест, 1998. – 832 с. – Тайные знания). 5 000 экз. (п) ISBN 985-433-273-Х
      Предисловие – с.5-16 Четвертое измерение – с.17-559 Искания новой жизни – с.560-608 О «последней черте» – с.609-716 О сверхчеловеке – с.717-831
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева. – М.: Издательство Березинского биосферного государственного заповедника, 1999. – 522 с. 2 000 экз. (п) ISBN 985-6327-12-1
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 1999. – 528 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0075-7
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 1999. – 560 с. 7 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0133-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 688 с. – (Антология мысли). 8 000 экз. (п) ISBN 5-04-005123-9
      Петр Успенский. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока – с.5-256 Е. П. Блаватская. Тайная доктрина (выдержки) – с.257-282 Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания (выдержки) – с.283-290 В. Джемс. Многообразие религиозного опыта – с.291-687
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2000. – 640 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2000. – 528 с. 7 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-0075-7
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 640 с. (п)
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: ИГ «Весь», 2001. – 192 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-266-00130-5
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: ИГ «Весь», 2002. – 192 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-266-00130-5
      Психология возможной эволюции человека / Пер. А. Руткевича – с. Космология возможной эволюции человека / Пер. Д. Басова – с.
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2002. – 424 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0171-0
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 560 с. (п) ISBN 978-5-8183-0133-8
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2003. – 640 с. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • Символы Таро: В поисках чудесного. – М.: Эксмо, 2005. – 464 с. – (Антология мудрости). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-09339-7
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2005. – 640 с. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2005 – 528 с. 2 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-0075-7
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2006. – 560 с. 2 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0133-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2006. – 432 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1511-9, ISBN 5-8183-1134-0
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 640 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1508-9, ISBN 5-8183-1135-7
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 528 с. 5 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-1403-7, ISBN 5-8183-0075-7
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 432 с. 7 000 экз. (п)
  • Вечный поиск чудесного: Избранные труды. – М.: ФАИР-Пресс, 2009. – 688 с. 2 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-1567-6
      А. Б. Ровнер. Петр Демьянович Успенский – с.5-66 Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – с.67-288 В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – с.289-474 Психология возможного развития человека / Пер. с англ. А. Б. Ровнера – с.475-552 Странная жизнь Ивана Осокина : оккультная повесть из цикла идей «вечного возвращения» – с.553-682 Вехи биографии П. Д. Успенского – с.683-684 Основные публикации П. Д. Успенского – с.685
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2010. – 560 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1592-2, ISBN 5-8183-0133-4, ISBN 5-8183-0133-8
  • Психология человеческих возможностей / Пер. О. Звонаревой. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 96 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2120-0
  • Символика Таро: Философия оккультизма в рисунках и числах / Пер. О. Звонаревой. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 112 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2121-7
  • Четвертый путь / Пер. А. Гаспаряна. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 496 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2119-4
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2011. – 528 с. (п) ISBN 978-5-8183-1403-7
Публицистика
  • В поисках нового человека: Глава XXVI // Новь (Москва), 1914, 9 апреля (№71) – с.
  • Идеи Хинтона и их приложение к жизни: [Вступительная статья] / Пер. с англ. // Ч. Х. Хинтон. Воспитание воображения и четвертое измерение. – Пг.: М. В. Пирожков «Литературная книжная лавка», 1915. – 60 с. – [На титульном листе указан номер издания: №11]
  • Психология возможного развития человека // Заблуждающийся разум? – М.: Политиздат, 1990 – с.383-447
      То же: Пер. А. Ровнера // АУМ: Синтез мистических учений Запад и Востока: №2. – М.: TERRA – ТЕРРА, 1990 – с.209-229, №3 – с. , №4 – с.
  • Четвертое измерение // П. Успенский. Четвертое измерение; С. Тухолка. Оккультизм и магия. – Ташкент: Шарк, 1993 – с.
  • Символы Таро // Смертельная игра. – Ташкент: Шарк, 1993 – с.
      То же: Предсказательное Таро. – М.: РИПОЛ-Классик, 2002 – с.335-392
  • В поисках чудесного (главы из книги о Г. Гурджиеве) // Г. Гурджиев. Вестник грядущего добра. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993 – с.
      То же: Г. Гурджиев. Вестник грядущего добра. – СПб.: Грааль, 2002 – с.129-256
Творчество автора
  • Bob Hunter. Don"t Forget: P.D. Ouspensky"s Life of Self-Remembering, Bardic Press, 2006. ISBN 0-9745667-7-2.
  • Gary Lachman. In Search of P. D. Ouspensky: The Genius in the Shadow of Gurdjieff. Quest Books, 2004, ISBN 0-8356-0840-9.Chapter VI, Online
  • J. H. Reyner. Ouspensky, The Unsung Genius. George Allen & Unwin, London, 1981, ISBN 0-04-294122-9.

Наш сегодняшний герой - Петр Демьянович Успенский. Биография его будет подробно рассмотрена далее. Речь идет о русском писателе, журналисте, философе, теософе, эзотерике, оккультисте и тарологе. По образованию он математик. Он является автором книг «Новая модель Вселенной» и Tertium Organum. Сподвижник Гурджиева. Проявлял интерес к космологическим метафизическим идеям четвертого измерения. Он использовал в изучении мистицизма логико-аналитический подход. В числе первых озвучил идею плодотворности от синтеза эзотерики и психологии.

Биография

Успенский Петр Демьянович происходит из семьи разночинцев. Наш герой появился на свет в марте 1878 года в Москве. Окончил гимназию. Получил математическое образование. Петр Демьянович Успенский увлекся теософией во время работы журналистом в команде московской газеты «Утро». С этого момента сотрудничал с множеством «левых» изданий. Выступал с лекциями в Петербурге и Москве.

Деятельность

Петр Демьянович Успенский в 1908 году совершил журналистскую поездку. Так он попал на Восток. Там он искал мистические откровения и видения. В Индии посетил йогов. После этого заключил, что оккультная мудрость заключена в деятельности, а не созерцании. В результате Успенский Петр Демьянович заинтересовался идеологией сект ислама. Наш герой снова отправился в Индию. Там жил в стенах штаб-квартиры Теософского общества, которая находилась в Адьяре. Будущий писатель именно там познакомился с Германом Кезерлингом - немецким мистиком. Наш герой решил объединить усилия с этим человеком и вместе создать новое объединение. Оно должно было ориентироваться на мистику. Однако Первая мировая война помешала реализации этих планов. В 1915 году журналист встретился с Г. Гурджиевым. Вскоре он стал помощником и учеником этого человека. В 1916 году нашего героя призывают в армию. После революции писатель примкнул к объединению Гурджиева. Вместе они поехали в Ессентуки. Наш герой после прихода красных войск остался в этом городе. Там работал библиотекарем. Вскоре пришла армии Деникина. После этого наш герой занял пост советника майора Пайндера, который был главой Британской экономической делегации. Отступая вместе с белыми войсками, наш герой в 1920 году попал в Константинополь. Туда же приехала вскоре группа Гурджиева. В 1921 г. писатель отправился в Великобританию. Жил в Лондоне. Наш герой перестал сотрудничать с Гурджиевым. Причиной стало неприятие жестких отношений между учителем и учеником. Испытал влияние идей Штейнера, которые распространились в Европе. В результате занялся разработкой собственной системы в сфере образования. Согласно ей, обрести эзотерические знания нельзя без приобщения к педагогической традиции. В 1938 г. выступил создателем Лондонского «Историко-психологического общества» - института, который занимался изучением эзотерического развития людей. В 1941 г. предвидел распространение войны на всю территорию Европу и отправился в США. Поселился в Нью-Йорке. С 1941 по 1947 год осуществлял эзотерическую групповую работу в США, Франции и Англии. Среди посетителей его лекций были даже известные писатели, такие как и Олдос Хаксли.

Учение

Успенский Петр Демьянович имел собственные весьма оригинальные взгляды. Их оценила интеллектуальная элита дореволюционной России. При этом в истории наш герой остался лишь в качестве сподвижника Гурджиева и соавтора его учения саморазвития. Следует отметить, что писатель сыграл неоценимую роль в «Четвёртом пути» - одной из самых заметных течений в эзотеризме XX века. Учение «Гурджиева — Успенского» зачастую считают работой первого. Однако реализована не только базовая ее версия. Не сохранившийся первоначальный вариант, не удовлетворил нашего героя в полной мере. Он являлся одним из основных подвижников «4-го пути». После долгих лет активного участия в этой работе наш герой полагал, что Гурджиев скрывает либо не знает некоторые ключевые аспекты учения. Для таких выводов у писателя были основания. Он принимал и осознавал необходимость «тайны», которая распространялась на непосвящённых. Однако считал это допустимым лишь до того момента, пока такой подход способствует правильному развитию адепта.

Книги

Выше мы уже рассказали, какой путь прошел Успенский Петр Демьянович. Книги его будут представлены далее. Перу нашего героя принадлежат следующие труды: «Четвёртое измерение», «Странная жизнь Ивана Осокина», Tertium Organum, «Символы Таро», «Новая модель Вселенной», «В поисках чудесного», «Разговоры с дьяволом».

Другое

Успенский Петр Демьянович печатал статьи на страницах оккультного журнала мартинистов «Изида». Издал сборник лекций «Психология возможной эволюции человека» (продолжение этой работы говорит о космологии). Вышел ряд посмертных изданий: «Дальнейшие записи», «Четвёртый путь», «Письма из России 1919-го года», «Совесть. Поиск истины.».

+

П. Д. Успенский начинает свою книгу с того, что рассказывает о сути системы «Четвертый путь» и кратко формулирует ее основные идеи. А затем конкретизирует их в ответах на вопросы, которые ему задавали ученики из разных стран.

С точки зрения автора, мы не используем даже малой части своих способностей и сил. Мы рождены, чтобы жить в четырех состояниях сознания, но, по сути, постоянно находимся лишь в двух из них: либо спим, либо «бодрствуем». Но и в последнем случае, по мнению Успенского, человек действует всего лишь как «машина», автоматически реагирующая на внешние обстоятельства. Но в нашей власти по-разному использовать то, что нам дано. Аэроплан может стать повозкой, если в него запрячь лошадей, а может парить в небе.

П. Д. Успенский рассказывает о том, как достичь высших состояний сознания (самосознание и объективное сознание) и, в конечном счете, вести подлинно человеческую жизнь, в которой мы не жертвы реальности, разбивающей наши мечты, а ее полноправная часть.

Эта книга состоит из дословных выдержек бесед с Успенским периода между 1921 и 1946...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: