Практическая психология

Файл содержит статью с презентацией, в которой раскрывается суть системно-деятельностного подхода, его принципы. Даётся небольшой анализ новым учебникам русского языка (на примере учебника под редакцией М.М.Разумовской). Рассматриваются некоторые приёмы и техники, которые можно использовать на уроке для достижения поставленных целей.

Просмотр содержимого документа
«системно-деятельностный подход и его реализация на уроках русского языка»

Системно-деятельностный подход в обучении.

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

Китайская мудрость

чтобы не затемнять ума воспитанников

пространными рассуждениями,

а возбуждать собственное его действие.

Воспитание школьников должно строиться

на основе формирующей их деятельности .

В. И. Журавлёв,

профессор МОПИ, академик РАО

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. (слайд 3) Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

В основе ФГОС лежит , который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ;

проектирование и конструирование социальной среды развития

обучающихся;

особенносте й обучающихся. (слайд 4)

развитие личности .

вести за собой развитие . (слайд 5)

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний , но и

Главной задачей педагога является создание условий для организации такой деятельности школьников, которая подготавливала бы их к самостоятельной жизни в обществе. (слайд 6)

Принцип деятельности - заключается в том, что

Принцип непрерывности – означает

Принцип целостности (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, взаимосвязи профессий и пр.) (слайд 7)

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования и обеспечить минимума (ФГОС)

– – предполагает , создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

Принцип творчества , приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности (слайд 8)

– наличие у школьников познавательного мотива учебной цели

– выполнение школьниками определённых действий ;

– выявление и

– формирование у школьников как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. (слайд 9)

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (слайд 10)

В чём же основное отличие традиционного системы образования от современной, требующей системно –деятельностного подхода в преподавании?
- В традиционной системе знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами, учитель лишь организует

деятельность ученика в информационно- образовательной среде.
- В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. (слайд 11)

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.

При реализации системно-деятельностного подхода учитель не может обойтись без современного учебника. Современный учебник должен:

– обеспечивать «пошаговость» в подаче теоретического и практического материала, алгоритмизировать действия учителя и ученика;

Учебник русского языка учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы).

Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия. Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ определения написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово. В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной деятельности.

Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимсяпроводить анализ….», «Учимсяпонимать…», «Создаём текст…», «Пробуемредактировать…», «Совершенствуемтекст…» и т.д., работу в парах.

Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния (в начале урока и в конце деятельности)

– рефлексия деятельности (при проверке домашнего задания, защите творческого проекта)

– рефлексия содержания учебного материала (в конце урока)

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

    Начало урока – Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд. Удивляй! Фантастическая добавка. Необъявленная тема.

2. Актуализация знаний – Цепочка признаков Я беру тебя с собой. Да - нет. Шаг за шагом. До-после. Жокей и лошадь. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Согласен - не согласен. Игровая цель. Развивающий канон. Ложная альтернатива. Корзина идей, понятий, имен.

3. Изучение нового материалы – Пинг-понг «Имя – Значение». Лови ошибку.

Послушать-сговориться-обсудить Инсерт. Изобретательская задача Хорошо -плохо. Связи. Зигзаг. Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора.

Целое-часть. Часть-целое. ЗХУ. Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей».

4. Обсуждение и решение проблем – Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун».Силовой анализ. Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм.

5. Решение учебных задач – Морфологический ящик. Создай паспорт.

Ситуационные задачи. Изобретательские задачи.

6. Контроль знаний, обратная связь – Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. Цепочка признаков. Диаграмма Венна. Рюкзак.

7. Формирование умения задавать вопросы – Хочу спросить. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Вопрос к тексту. Ромашка Блума.

8. Рефлексия – «Телеграмма». Цветные поля. Мысли во времени. Шесть шляп. Синквей. Райтинг. Хайку. Диаманта. До -после. ЗХУ. Сообщи свое Я. Рюкзак. (слайды 22-42)

В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Достичь определённых результатов в изучении русского языка возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград: Учитель, 2008 .

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

6. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа, 2004

Просмотр содержимого презентации
«Системно-деятельностный подход и его реализация»

и его реализация на уроках

русского языка и литературы


в обучении

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я научусь.

Китайская мудрость

Основное правило доброй методы состоит в том,

чтобы не затемнять ума воспитанников пространными рассуждениями, а возбуждать собственное его действие.

Из Устава Царскосельского лицея

Воспитание школьников должно строиться на основе формирующей их деятельности .

В. И. Журавлёв,

профессор МОПИ, академик РАО


Учебная деятельность -

самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает


В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенносте й обучающихся

  • В системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает одно из ключевых мест , а сама деятельность рассматривается как своего рода система.
  • Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности .
  • Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие .

  • Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний , но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.
  • Главной задачей педагога является создание условий для организации такой деятельности школьников , которая подготавливала бы их к самостоятельной жизни в обществе

Принципы

  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании , что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся
  • Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, взаимосвязи профессий и пр.)

Принципы системно-деятельностного подхода

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа

должна предложить ученику возможность освоения содержания

образования на максимальном для него уровне и обеспечить

при этом его усвоение на уровне социально безопасного

минимума (ФГОС)

Принцип психологической комфортности – предполагает

снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса ,

создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы,

ориентированной на реализацию идей педагогики

сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Принцип вариативности – предполагает формирование

обучающимися способностей к систематическому перебору

вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на

творческое начало в образовательном процессе , приобретение

обучающимся собственного опыта творческой деятельности


  • наличие у школьников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение школьниками определённых действий для приобретения недостающих знаний ;
  • выявление и освоение школьниками способа действия , позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

в основной школе обеспечивает

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Участники

образовательного процесса

Учитель

Ученик

В традиционной

образовательного

процесса

Транслирует

образования

образования

в готовом виде

Организует

деятельность

ученика в

информационно-

образовательной

Осуществляет

деятельность

по усвоению

образования

В модернизированной

образовательного

процесса

Главная задача – организовать деятельность ученика, направленную на достижение результатов образования

Учебник – инструмент организации учебного процесса


Современный учебник

Современный учебник должен:

  • содержать аппарат для внедрения системно-деятельностных методов обучения в практику педагогов;
  • обеспечивать «пошаговость» в подаче теоретического и практического материала, алгоритмизировать действия учителя и ученика;
  • содержать задания на формирование и развитие метапредметных умений (обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы)

теоретического материала


Деятельностный аспект предъявления теоретического материала

Усилен семантический аспект в подаче лингвистического материала

Из учебника М.М. Разумовской


Работа по орфографии

Провозглашаются:

Принцип единства сознания и деятельности

Навык как автоматизированный компонент

сознательной деятельности

Сознательная природа орфографического навыка


Не заучивание правила,

а овладение способом действия


Работа по орфографии

Прием толкования

слова путем опоры

на ближнеродственное

помогает избежать

ложных аналогий ,

которые типичны

для орфографии.

Например,

«от гараж иваться

от проблем»


Работа с текстом лингвистического содержания

Текст членится на микротемы (абзацы)

1. О чём говорится в каждом абзаце? (уточняем значения незнакомых слов)

2. Выпишите предложение, передающее главную мысль.

3. Составьте план по абзацам.

4. Приведите свои примеры.

5. Выпишите новые термины.

6. Перескажите.

«Пошаговость» заложена в методическом аппарате


схемы

связные тексты

памятки-инструкции

таблицы

ТЕКСТ -

предмет изучения и единица обучения

формулировки заданий к упражнениям

словарные статьи

планы (текста, устного высказывания, языкового разбора)

афоризмы

эпиграфы к главам и параграфам учебника


Текстоцентрический принцип

подачи материала

Проблемы правописания не могут быть решены

только посредством орфографических

упражнений. Для решения этих проблем

необходимо орфографическую работу связать с

морфемико-аналитической,

лексико-семантической,

а также с этимологической

и проводить ее на живом речевом материале –

на основе текста.

Степанова Л.С.



Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй!

Фантастическая добавка

Необъявленная тема

1. Начало урока

2. Актуализация

знаний

Цепочка признаков

Я беру тебя с собой

Да - нет

Шаг за шагом

До-после

Жокей и лошадь

Толстый и тонкий вопрос

Вопросительные слова

Согласен - не согласен

Игровая цель

Развивающий канон

Ложная альтернатива

Корзина идей, понятий, имен


Пинг-понг «Имя – Значение»

Лови ошибку

Послушать-сговориться-обсудить

Инсерт

Изобретательская задача

Хорошо -плохо

Связи

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ»

Своя опора

Целое-часть. Часть-целое

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

3. Изучение нового

материала

Стратегия «ИДЕАЛ»

Стратегия «Фишбоун»

Силовой анализ

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна

Обратный мозговой штурм

4. Обсуждение и

решение проблем


5 . Решение

Морфологический ящик

Создай паспорт

учебных

задач

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи

Метод интеллект-карт

Кластер

Жокей и лошадь

Цепочка признаков

Диаграмма Венна

Рюкзак

6. Контроль знаний, обратная связь

Хочу спросить

Толстый и тонкий вопрос

Вопросительные слова

Вопрос к тексту

Ромашка Блума

7. Формирование умения задавать вопросы


« Телеграмма»

Цветные поля

Мысли во времени

Шесть шляп

Синквей

Райтинг

Хайку

Диаманта

До -после

Сообщи свое Я

Рюкзак

8. Рефлексия


Кластер / Ментальная карта /

карта ума / Интеллект-карта

Кластер – способ графической организации учебного материала.

  • Выделить ключевое слово текста
  • Составить модель «Планета и ее спутники»



Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это: маркировка текста значками по мере его чтения

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.


Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Пример. Tема любви в произведении "Гранатовый браслет"

Роковая, невзаимная,

увлекается, страдает, гибнет.

Да святится имя твое.


Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

Русский язык:

голова - Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

нижние косточки - морфема, правило

хвост- знать условия выбора буквы.


Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них - неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Приём «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Приём “Зигзаг”

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.


Приём “Да-нет”.

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Лестница успеха

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.


Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого

то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие


Стратегия “ИДЕАЛ”

Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

  • умения определять проблему;
  • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
  • умение выбирать сильное решение.

Пример.

И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как .

Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём “Морфологический ящик”

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Пример.

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

литература – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Приём “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

на литературе – героев литературных произведений;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример.

Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Приём "Цветные поля".

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю,

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке».

Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.

Приём “Диаграмма Венна”

Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Приём “Райтинг”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

" Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.


Фразы рефлексивного характера

На уроке я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Анкета

1.На занятии я работал ……………………………….

2.Своей работой на занятии я ………………………..

активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше /

3.Занятие для меня показалось ……………………….

не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

4.На занятии я …………………………………………

5.Мое настроение ……………………………………..

6.Материал мне был ………………………………….


  • http://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
  • http://netedu.ru / - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
  • https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна . )
  • http://www.openlesson.ru / - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом)
  • http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Главные принципы системно- деятельностного подхода:

научить учиться

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.

научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,

научить решать проблемы

Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании?

В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.

В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне»

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении темы «Фразеология» дети готовили мини – проекты, оформляли свои фразеологические словарики, в которых давали объяснение записанным фразеологизмам.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным?

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам».

Так сказал немецкий конструктор - Фердинанд Порше и создал автомобиль своей мечты. Свою мечту может воплотить каждый, только для этого нужно приложить усилия и сделать все самому.

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

По моему мнению, очень важно положительно мотивировать учеников на уроке, то есть должно быть включение учащегося в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и ученика, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

На своих уроках мы с ребятами непосредственно работаем со словом, предложением, текстом. Я учу детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; учу аргументировать свои высказывания; воспитываю у учащихся бережное уважительное отношение к слову.


Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.


Также я готовлю к сдаче ОГЭ, где нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.


Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

Я, в своей работе, практикую метод конспекта. Очень важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ , так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии , когда традиционно учитель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы узнали нового?» Это в прошлом, сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; ; свободное высказывание; смайлики и т.д.

Ещё один важный момент: для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Основные этапы урока-исследования:

■актуализация знаний; ■мотивация; ■создание проблемной ситуации;

■постановка проблемы исследования; ■определение темы исследования;

■формулирование цели исследования; ■выдвижение гипотезы;

■проверка гипотез; ■интерпретация полученных данных;

■вывод по результатам исследовательской работы;

■применение новых знаний в учебной деятельности;

■подведение итогов урока; ■домашнее задание.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

5 классе при изучении сказок А.С.Пушкина, необходимо сформулировать тему. (А.С.Пушкин. «Руслан и людмила»).

На доске записаны слова : Добро всегда побеждает зло .Ученикам предлагается притча

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики приходят к мнению, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина «Руслан и людмила», а конкретнее, Руслане и Черноморе, будем сравнивать их.

На уроке ставится проблемный вопрос: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске.

Также, при изучении темы: Проблема равнодушия встихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», вырываются слова, которые пишутся на доске.
«Палка лучше, чем неверный друг, зеленый лист лучше пустоцвета»(узбекская мудрость).

Первый вопрос на уроке: « Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? ». От понимания того, что в стихотворении столкнулись две противоположных образа, олицетворяющих собой отчаяние и молодость, ученики переходят к осознанию живости этих героев. Вспоминая биографию поэта, учащиеся предполагают самого поэта на чужбине. Тема равнодушия развивается далее.


Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.


Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Щеки розовые – Щеки стали розоветь – Щеки стали розовыми.


Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:


– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы?
- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

При изучении темы: Изъявительное наклонение глагола, на доске написан эпиграф: "Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

Выражать само действие!”

Ученики догадываются, что речь пойдет о глаголах, признаки которых, вследствие, мы перечисляем всух. (Такие морфологические признаки этой части речи:

Спряжение, переходность-непереходность, время, лицо, наклонение, вид, род).

В слайде с морфологическими признаками, ребята видят, новый для них признак –Наклонение.

Снова делают вывод, что речь пойдет о наклонении.

Ну и, наблюдая слайд, на котором по очереди следуют реплики сказочных братьев-героев. Получают задание: изучить, 3 глагола, которые подчеркнуты.

Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!

То возьми! Подай того!

Слов на ветер не бросаю,

что надумал – выполняю!

Делают вывод, что наклонений всего – три. Начнем изучать первое- изъявительное наклонение.

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения о глаголах, наклонениях глаголов, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.


Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Выполнила: Петрова Лиана Няимовна,

учитель русского языка и литературы «Черемишевская ООШ»


Системно-деятельностный подход на уроках

русского языка и литературы

Аннотация

В данной статье перечисляются причины необходимости изменения образовательной парадигмы современной школы. Автор статьи приводит примеры того, как реализовать на практике системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова

Системно – деятельностный подход, универсальные учебные

действия, учебная деятельность, личностные результаты.

Базовым документом Концепции новых образовательных стандартов является программа развития универсальных учебных действий, призванная конкретизировать требования к результатам общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Почему это стало необходимостью?

Современный человек живет в потоке большого объема информации. Телевидение, средства массовой информации, интернет требуют новых способов ее освоения. Сегодня выпускник школы не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как, прежде всего, он только исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, т.е. овладеть метапредметными умениями, включающими личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).

Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной парадигмы образования. Простая передача новых знаний, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить выполнения требований ФГОС второго поколения, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов образования.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Сущность системно – деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива учащегося, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? Зачем я это делаю? Как я это делаю? Как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.

Задача учителя при введении материала заключается не в том, чтобы доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы таким образом организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, кроме того обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Данная технология носит интегрированный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности традиционной школы.

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия её реализации – дидактические принципы. Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности;

принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;

принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире;

принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне;

принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества;

принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений;

принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

С чего начать учителю, переходящему на новые стандарты? Наверное, прежде всего с переосмысления самого главного – подготовки и проведения урока в условиях новых требований.

Реализация деятельностного метода на уроках литературы и русского языка позволит:

повысить качество обучения;

осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;

формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции;

формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов;

применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

усвоить основы научных знаний о родном языке;

формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.

Первое, о чём следует помнить учителю, начинающему работать в рамках системно - деятельностного подхода: в конспекте урока должна быть отражена реализация деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Как известно, системно - деятельностный подход выступает в качестве методологической основы стандарта. Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Этапы урока должны отражать структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для её достижения, результат:

1). Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

2). «Открытие» нового знания.

Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

3). Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.

4). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

5). Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

6). Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В условиях перехода на Стандарты нового поколения появилось много вопросов, которые связаны с реализацией образовательных программ по разным предметам, в том числе по литературе. Сегодня надо особое внимание обратить на личностные результаты (компетенции), которые определяют мотивацию и направленность деятельности личности, а не на предметные, как это делалось раньше.

Взаимоотношение учителя и ученика в рамках системно-деятельностного подхода (дальше СДП) субъект - субъектное. Это отражается в изменении технологий обучения, в усовершенствовании плана - проекта урока.

Каков может быть урок литературы в рамках СДП? На этот вопрос сейчас нельзя ответить однозначно. Так, из анализа современной методики литературы, а также на основе опыта современных учителей, работающих в этом направлении, можно выделить некоторые черты, приемы и методы современного урока литературы в рамках СДП.

Особенности структуры и содержания урока литературы зависят от специфики жанра произведения, которое изучается. Именно от специфики жанра определяется выбор типа урока, постановка целей, задач и др. СДП содержит коммуникативную основу уроков, диалогичную форму освоения произведения. Таким образом, на уроке должен быть организован диалог читателей с автором и диалог учащихся между собой по тексту.

Перед учителем стоит задача создать ситуацию общения учеников с автором и его произведением, здесь главное не навязывать учащимся единую правильную точку зрения, а побудить их к высказыванию собственных суждений, организовать дискуссию, обсуждение прочитанного.

Диалогическая модель изучения литературного произведения отличает структуру урока от традиционного, вносит разнообразие форм проведения, предполагает большее количество вариантов его планирования. Диалог нацелен на освоение содержания произведения, а также на самостоятельную подготовку учеников к его выразительному чтению (выделение пауз, ключевых слов, интонации), на само чтение, а также беседу по тексту. Далее ученики знакомятся с произведением художественной литературы. Посмотрим, как могут выглядеть такие уроки литературы.

    Этап первичного самоопределения в тексте .

На этом этапе используются приѐмы: знакомство с автором произведения и названием, жанром; предположение содержания текста по заголовку, эпиграфу, иллюстрациям; выразительное чтение учителем текста; пошаговое чтение произведения учениками (чтение с комментариями, чтение «вслед за автором», формулировкой вопросов, выделение непонятных мест, новых для детей слов в тексте, обмен мнениями, остановки в чтении, предположение возможного развития сюжета и др.).

    Этап анализа текста и интерпретация его смысла.

Анализ текста должен начинаться с постановки основной задачи урока учителем вместе с учениками (определить жанр, период написания, описание героев, раскрыть идею произведения, понять, о чѐм хотел сказать автор, попробовать определить замысел и т.д.). Основной метод работы – творческий диалог учащихся с автором по произведению. Вид работы: разработка способов деятельности для решения поставленной в начале урока задачи, составление заданий и вопросов по тексту; выполнение самостоятельных заданий по тексту в подгруппах, а далее коллективное обсуждение полученных результатов и наблюдений; исследовательские задания по произведению (выбор слов и цитат, характеризующих персонажей, выбор способов создания образов персонажей и др.), составление плана текста.

    Этап работы с текстом произведения после прочтения .

На этом этапе систематизируются и обобщаются все наблюдения над текстом, оценивается качество решения поставленных в начале урока задач, выполнение проверочных заданий (это могут быть любые задания, например, тестирование, для оценки каждым учащимся уровня освоения прочитанного, а также его вовлеченность в работу на протяжении урока, и осмысление произведения). Затем необходимо провести творческие работы на основе прочитанного: сжатый пересказ, пересказ от третьего лица, инсценирование, написание сочинения, эссе, репродукции сцен, пейзажа произведения, отображение иллюстрационно общего настроения произведения, необычная характеристика персонажей, устное рисование и др.

При планировании урока литературы учитель должен выбрать такую форму и логику урока, которая будет в большей степени способствовать к активации творческой деятельности ученика, как непосредственного читателя, воспитывать в нѐм любовь и интерес к чтению, способствовать накоплению опыта общения с автором и его произведением, и в конечном итоге обогащать и расширять нравственное сознание ребѐнка, его способность к социализации - другими словами, делать урок литературы уроком жизни. Нужно помнить, что занятие должно быть проблемным и развивающим, творческим, надо учитывать уровень и возможности учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление и настроение учащихся, вывод должны сделать сами учащиеся. И ещё одно необходимое условие должно соблюдаться - урок должен быть добрым.

Всё вышеперечисленное необходимо и для проведения уроков русского языка. В дополнение нужно сказать, что не помешает заранее спланированный, тщательно продуманный проект урока. Как же подготовиться к современному уроку русского языка?

Во - первых, учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

Во - вторых, необходимо сконструировать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Посмотрим, как можно организовать на уроке русского языка в пятом классе проблемную ситуацию. Тема урока «Повелительное наклонение глагола».

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол НАПИСАТЬ- I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ, выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Таким образом, в ходе проблемного диалога учащиеся формулируют проблему урока в виде темы:

Какой же будет тема нашего урока? (Повелительное наклонение глагола)

Что поможет нам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

Давайте найдем верный путь решения этого вопроса.

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И– является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ– окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Другой пример. При изучении темы «Правописание буквы И-Ы после приставок на согласную» работа проводится в группах. Каждая группа получает карточки со словами, в которых нужно было вставить пропущенные буквы (задание на ошибку):

БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ, РАЗ_ГРАЛСЯ.

Проверка привела детей в недоумение: многие ошиблись при выполнении задания. В этой учебной ситуации учащиеся встретились «с затруднением», они понимают, что для выполнения данной задачи им необходимо получить новые знания. Их вопросы приводят к формулировке темы, постановке цели. Дальше учащиеся выдвигают и проверяют гипотезы. С урока дети уходят довольные, потому что сами сумели разрешить проблемную ситуацию, ответить на все вопросы.

В – третьих, учителю предстоит чётко спланировать действия свои и учащихся. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя направить деятельность учащихся в нужном направлении. Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний при помощи мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

В – четвёртых, нужно правильно спланировать решения. Планируя решение проблемы, необходимо: во – первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.

Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Данный диалог развивает учащихся творчески. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен появляться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

Далее следует планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

И завершающим этапом становится планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но интересная. Главным же является то, что она дает положительные результаты. Ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству, работают не по шаблону. Им выходить в большую жизнь, которая потребует от выпускников школы умения принимать решения быстро и самостоятельно. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий быстро решать возникающие перед ним сложные жизненные задачи.

Литература:

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.

Интернет – источники

1 Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.

2.Системно-деятельностный подход на уроке. Конструктор урока. [Электронный ресурс] Режим доступа

3.Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе (из опыта работы) [Электронный ресурс] Режим доступа

4.Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании

[Электронный ресурс] Режим доступа www.festival.1septembr.ru

5.Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] Режим

доступа www.pedsovet.org

6. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы основного среднего (полного) общего

образования [Электронный ресурс] Режим доступа

http://shkolakolbino.narod.ru/opsoo.htm




Актуальность Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.


Идея Для жизни, а не для школы учимся мы. Сенека Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности, то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями.




Задачи проекта: 1. проработать Примерную Образовательную Программу основного общего образования; 2. изучить теоретические основы проектирования современных уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода; 3. разработать серию уроков по русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода; 4. обобщить результаты работы.


Пути реализации проекта: Подготовительный этап: информационно-аналитический 2013–2014 уч.г. изучение педагогической и методической литературы по проблеме (обучение на курсах повышения квалификации по теме «Организация индивидуально-ориентированных учебных занятий в условиях ФГОС», участие в работе семинаров в школе и т.д.) ; отбор инновационных форм и методов обучения, ориентированных на развитие УУД в условиях личностно-ориентированной направленности образования (участие в работе районных семинаров, посещение открытых занятий «Формирование УУД» и т.д. ; осмысление основных принципов организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода (участие в работе педсоветов, МО, РМО) ; освоение новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы (участие в работе педсоветов, МО, РМО)


Пути реализации проекта: Организационно-практический 2014–2015 уч.г. апробация форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода; разработка и внедрение рабочих программ, соответствующих образовательному стандарту








Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация знаний; Проблемное объяснение нового знания; Первичное закрепление во внешней речи; Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь); Включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия. Структура урока с применением деятельностного подхода


В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке Мотивация


При изучении басен в 5 классе тема «Уроки жизни в басне». В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос. Родной человек… Такие слова напесаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне». Мотивация


Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напе´ш - ЕТЕ напеш – и´- ТЕ


Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?


Инсерт (чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.


Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.




Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, напесанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.




Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы) Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Что Вам в этом помогло? Какие трудности возникли? Рефлексия деятельности (итог урока) Что для меня самым полезным было на уроке? Что для меня на уроке было самым интересным? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Где можно применить полученные знания?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: