Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения. Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами.
Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования - См.: Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. С.36.. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека - См.: Маклаков А. Г. Общая психология. -- СПб.: Питер, 2001. С.15.. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Предметом исследования психологии являются душевные процессы, или переживания. Первое необходимое условие успешного решения стоящих перед психологией задач заключается в том, чтобы по возможности полнее и адекватнее учитывать весь материал, касающийся предмета исследования. В связи с этим перед нами встает новый вопрос -- как, каким путем добывает психология материал для своего исследования, каковы ее методы.
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований -- это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это -- методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук - См.: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. С.17..
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики - См.: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. -- 3-е изд. -- СПб.: Питер, 2004. С.20..
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера--Вебера, Вебера--Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование - См.: Немов Р.С. Указ.соч. С.18..
Несомненно, метод, используемый той или иной наукой, зависит от особенностей предмета изучения. Как мы знаем, предметом психологии являются психические феномены, или переживания. Однако, каждый отдельный факт переживания именно в силу того, что оно -- переживание, изначально известен субъекту, то есть он существует не только объективно -- как факт, но и субъект знает о его существовании - См.: Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. -- М.: Смысл, 2004. С.33.. Проще говоря, переживание не только факт, но, вместе с тем, это, непременно, и факт сознания. Отсюда заведомо предполагается существование первичного, данного в готовом виде факта знания о наличии психических феноменов. Это и есть основной источник, дающий нам сведения о психическом. Обычно его называют внутренним чувством, внутренним восприятием, или восприятием переживаний, чтобы отличить его от внешнего чувства, внешнего восприятия, то есть того, что считается источником постижения внешнего опыта, или физических феноменов.
При познании психики человека сталкиваются две парадигмы: естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать психику естественнонаучными средствами, расчленить ее на составные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие явления. При таком подходе психология становится наукой лишенной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер, приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных явлений к элементарным процессам и состояниям.
Познание психики на основе второй парадигмы требует целостного понимания духовного мира человека, непосредственного его восприятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описательный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изучение поведения и продуктов деятельности человека.
В результате столкновения в научном исследовании этих двух парадигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной стороны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект своего исследования. Если же он ограничивается описанием духовного мира человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в ненаучном объяснении психических явлений.
Кроме того трудность в изучении психики человека заключается также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы их проявления. Поэтому познание духовного субъективного мира человека возможно только на основе применения самых разнообразных методов как объяснительной, так и описательной психологии - См.: Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. С.37..
Таким образом, человек -- это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства. В соответствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. В системе наук, изучающих человека, таким фактором является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития.
Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования -- принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития. При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития: а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе; в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические
14 Часть I. Введение в общую психологию
Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 1 5
свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Рис. 1.2. Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические
14 Часть I. Введение в общую психологию
Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 1 5
свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Рис. 1.2. Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 ч
Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной одаренности родителей
Родители
Дети,%
Ярко выраженная музыкальность
Совсем немузыкальны
Часть IV. Психические свойства личности
нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух,
Часть IV. Психические свойства личности
Как вы помните, развитие способностей в значительной мере зависит от условии, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семенного воспитания. Если родители пр
Часть IV. Психические свойства личности
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональны
Часть IV. Психические свойства личности
этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в ос
Различия в типах темпераментах (по У. Шелдону)
Типы темперамента
Висцеротония
Соматотония
Церебротония
Рассл
Часть IV. Психические свойства личности
были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и ге
Часть IV. Психические свойства личности
физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Одна
Часть IV. Психические свойства личности
медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо отклик
Часть IV. Психические свойства личности
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособи» для вузов. - М.: ЧсРо, 1997.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Све
Часть IV. Психические свойства личности
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэт
Часть IV. Психические свойства личности
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение
Часть IV. Психические свойства личности
серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
1.Дистимиый тип. Его характеризует низк
Часть IV. Психические свойства личности
черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблю
Часть IV. Психические свойства личности
привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальн
Часть IV. Психические свойства личности
позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчинит
Часть IV. Психические свойства личности
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим бли
Часть IV. Психические свойства личности
4. Что вы знаете о классификации черт характера?
5. Как характер проявляется через деятельность?
6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к иссле
Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).
Психология – наука о душе (с древнегреческого).
В научном употреблении впервые термин психология появился в XVI веке. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются сущностные закономерные связи и механизмы. Объектом психологии является психика и мир психических явлений. (Константинов Виктор Вениаминович)
По учебнику: Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачей психологии является исследование психических явлений.
Структура психических явлений:
Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.).
Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.).
Психические свойства (направленность, темперамент, способность, характер).
Наиболее популярным в отечественной психологии подходом к изучению человека является подход Б.Г.Ананьева. Борис Герасимович Ананьев разработал принципиально новый психологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить не только новые разделы в психологии, но и по новому взглянуть на самого человека. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.
Ананьев выделял в системе человекознания 4-е основных понятия:
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. (Биологическая сущность человека, в котором выделяются первичные и вторичные свойства: первичные свойства: возрастные, половые, индивидуально-типические характеристики, конституциональные (сложение тела), нейро-психо-физиологические, особенности ВНД, темпераментальные характеристики. Они определяют вторичные свойства, т.е. динамику психофизиологических функций, структуру органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств реализуется в темпераменте и задатках).
Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (характеризует человека как социальное существо).
Субъект деятельности – среднее м/д индивидом и личностью – это понятие соединяет воедино целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Субъект – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность:
Индивид + субъект + личность = индивидуальность.
Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
(Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому одна из основных методологических концепций, используемых для изучения человека – концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства: любая система существует потому, что существует системообразующий фактор (- сам человек).)
*Методологические основы изучения человека
Основные понятия
Индивид - человек как представитель рода, имеющий природное и телесное бытие человека
Субъект деятельности - человека как субъект деятельности определяется с т.з. и при включении в конкретную деятельность, человек как носитель предметно-практических свойств (способности)
Личность - человек как представитель общества, включений в систему социального взаимодействия и действия, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей
Индивидуальность - человек как уникальное самобытная личность обладающая только ему присущей единичной своеобразией качествами и особенностями реализующие себя творческой деятельности (Ананиев: личность - вершина человеческих свойств характеристик) – глубина личностных проявлений.
Универсум - /Слободчиков, Иссаев/ высшая ступень духовного развития человека, человек как звено макрокосмо, человек осознающий свое место в мире.
Человек как индивид
1. свойство: Первичное
– нейрофизиологическое свойство
– функциональная ассиметрия мозга
– конституциональные особенности (физическое Я)
– признак пола или половой деморфизм
– возраст и фаза жизни
2. свойство: Вторичное
– динамика психофизиологических функций (изменения в процессе развития, наследование функциональных механизмов)
– структура органических потребновтей индивида
– потребность в безопасности
все эти свойства проявляются в задатках и темпераменте
Методы исследования: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.
Понятие о психике. Основные этапы развития психики
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.
Из этого определения следует:
1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.
2) – это способность активно отражать объективную реальность.
3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана - свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).
4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.
Основные функции психики
:
Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:
1. Функция психического отражения объектов мира;
2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);
3. Регуляция поведения и деятельности.
Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Эволюция психики.
Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:
1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.
Идеалистическая точка зрения.
2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.
С большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.
3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.
4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)
В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:
II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).
В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.
Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.
Формы психического отражения |
Системный признак, который при этом образуется |
Физическое отражение или Физическая форма отражения Биологическая
Сознание
|
(Живое возникает из неживого) раздражимость (Живая клетка) нервизм
Идеальный образ + появление 2 сигнальной системы по Павлову: это речь, слова, понятия. |
*Развитие психики у животных проходит ряд этапов
1. Стадия элементарной чувствительности - поведение определяется врожденными инстинктами,
2. появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3. III стадия - отражать межпредметные связи, в целом, способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач. Интеллектуальное поведение не выходит за рамки биологической потребности.
Психика человека - развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий.
Опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Структура: 3 крупные группы психических явлений, а именно:
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)
4) характер как систему отношений и способов поведения.
Психология как наука. Основные методы психологии
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:
Естественные (изучают природу),
Гуманитарные (изучают общество, культуру, историю),
Технические (связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда)
Человек – существо социальное => психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Любая наука вскрывает сущностные закономерные связи, исследования, необходимые повторяющиеся связи объективной действительности. Каждая наука имеет предмет исследования и объект исследования в связи со своим предназначением.
Предмет – это, что наука изучает, а объект – это на что она направлена, т.е. на какую область.
В современном понимании психология – это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).
Психология – с древнегреческого – «наука о душе»
(psyche –«душа»; logos –«понятие», «учение»)
Первый термин для обозначения мира психических явлений ввел Гераклид – «психея».
Первый термин «психология» принадлежит Гоклениусу, первый трактат « Психология».
В начале 19 века термин «психология» входит в научный оборот, благодаря работам Христиана Вольфа 1832, 1834 гг.
Предметом психологии являются сущностные закономерные связи механизмы.
Объектом психологии является психика и мир психических явлений (объект психологии с точки зрения А.Г.Маклакова, Куликова и др. – человек, индивид, группа людей, животные, сообщество животных).
Методы психологии: исторически сложилась следующая систематика:
1. Метод интроспекции (самонаблюдение, саморефлексия) – это наблюдение, анализ своих собственных субъективных состояний, переживаний.
Идею этого метода приписывают Сократу: « Познай самого себя», в последующем как научный метод – исследование сознания – его научно обосновывает Р.Декарди.
Метод экспериментальной интроспекции осуществлялся в первых психологических лабораториях Вундта, Титченера, Г.Эбенгауса и др. Затем в силу субъективности метод интроспекции перестает удовлетворять ученых и идет поиск объективных методов, они широко используются в современных психологических школах и направлениях, такие как: наблюдение и эксперимент , с использованием специальной аппаратуры и в лабораторных условиях или без использования их.
Начали их использовать в естественных науках, а затем были перенесены на область психических явлений (Сеченов, Павлов, Бехтерев (опыты с козлами), представители бихевиоризма: Э Торндайк (крысы), Б.Скиннер).
2 . Метод герменевтики (или понимания)
Схватывание чужой души.
Психолог, занимающийся этим методом должен обладать эмпатией и интуицией.
Таким образом методы психологии можно разделить на субъективные :
Наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.
Опрос: устный, письменный, свободный, стандартный.
Тест: тест-опросник, тест-задание.
И объективные методы:
Эксперимент и его разновидности (естественный, лабораторный).
Ряд тестовых заданий на выявление способностей, знаний, навыков, физиологических функций (тесты объективные, проективные).
Основными методами получения фактов в психологии являются: наблюдение, беседа (опрос), эксперимент.
1. Учение о предмете и методах и теория психологического познания (экспериментальная психология).
2. Учение о психических процессах (общая психология)
3. Учения о личности (прикладная психология)
Классификация методов
1. Ананиев Б.Г. выделяет 4 основные группы методов:
1 метод. Организационный
– требования к составу рабочей группы
– порядку информирования испытуемых при проведении исследования
– особенности организации внешней среды
2 метод. Лонгитюдиональные
характеристика длительности психологического исследования (процесс длительного психологического исследования можно дифференцировать на лонгитюдные - длительные и срезовые - диагностика характеристик осуществляется единовременно)
3 метод Комплексный (сразу несколько групп методов)
--- 2 гр. Эмпирические методы
1 метод Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) в форме фронтального наблюдения, свободной форме
цель: Выявить ключевые закономерности
2 метод Экспериментальные
Виды экспериментов:
– Лабораторный эксперимент (искусственные ситуации в лабораторных условиях)
– Естественный эксперимент (изменение параметра в естественных условиях)
– Формирующий эксперимент (психолого-педагоический – научение, развитие, ыормирования)
Стандартизированные (перечень вопросов, заданий - ключ для анализа)
Проективные методики (качественный анализ)
Опросники, анкеты-аопрос (статистический анализ)
Социометрия (метод социометрических исследований)
– Неограниченные
– Заранее ограниченные выбором
Интервью (вопрос-ответ)
Метод Бесед (равноправие и участие)
4 метод Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности
Метод хронометражных измерений (объективный критерий оценки)
Метод Профессиональных описаний
– Психографические исследования (выявление требованиий к человеку - психограмма)
– Профессиографические исследования (личночтно-деятельностное описание + психограмма)
Метод Контент-анализ (анализ письменных и словесно-логических явлений)
Анализ дневниковых записей
Анализ результатов деятельности человека
В форме анкетирования (авт. Головик)
1 метод Количественно и качественный анализ
2 метод Прием группировки (объединения)
3 метод Классификация
4 метод Интрепретационный метод (принцыпы объяснения психологии) генетический и/или структурный методы общедисциплинарных исследований
Метод типологии (идентификация метода исследования существующей классификации)
Психология профессии (особенности на направление практической деятельности)
2. Классификация П. Пирьова
1 метод Объективное наблюдение
Непосредственное
Опосредованное
– при помощи анкет
– при помощи опросников
2 метод Самонаблюдение
Интраспекция (отчет)
Опосредованное самонаблюдение
– дневники
– письма
--- 2 гр. Экспериментальная
1 метод Лабораторный
Классический (среда, деятельность)
Тестовый
2 метод Естественный (по рез. анализа)
Игровой деятельностью
Учебной
Трудовой
3 метод Психолого-педагогические эксперименты
Констатирующие (срезовая диагностика)
Формирующие
--- 3 гр. Метод моделирования психологии
1 метод Математическое моделирование
2 метод Физическое моделирование
3 метод Схематическое моделирование (до начала исследования ключевые понятия)
4 метод Кибернетическое моделирование (оценка по объективным критериям)
--- 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных псих. данных) - практические рекомендации, прогноз развития ситуаций по 2-м направлениям:
а) как будет развиваться ситуация сама по себе
б) как может развиваться ситуация при вмешательстве психологов
--- 5 гр. Вспомогательные методы
1 метод Математической статистики
2 метод Экспериментальных оценок
3 метод Анализа продуктов деятельности
1 метод Генетический метод (наследственность)
2 метод Филогенетические метод (в исторической перспективе)
3 метод Биографический (особенности индивидуального развития)
4 метод Сравнительный (причинная обусловленность)
5 метод Патопсихологический (отклонения, неблагоприятного развития)
Основные направления психологии ХХ века
1. Психоаналитическое направление в :
Психоанализ: основатель З.Фрейд (1856-1939) 3 знач. термина «психоанализ»:
1). Теория Л и психопатологии
2). Метод терапии личностных расстройств
3). Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Карл Густав ЮНГ (1875-1961) аналитическая теория Л.
Структура Л
Типология: экстраверсия, интроверсия
Адлер Альфред (1870-1937) индивидуальная теория Л, он первый социальный психолог.
Неофрейдизм: развилось из фрейдизма, сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в соц-ый контекст.
Карен Хорни (1885-1952)герм социокультр-ая теория Л
Эрик Эриксон (1902-1994) эго-теория Л
Эрих Фромм (1900-1980) гуманистич теория Л
2. Бихевиоризм:
Предметом явл-ся поведение (а не сознание)
Переход от интраспекциик научным методам наблюдения
Цель - управление поведением
Влечение чел-ка зависит от внешних воздействий
Эдвард Торндайк (1874-1949) считал себя «коннекслонистом» (связь) изучал взаимосвязь м/у поведением и средой
Джон Уотсон (1878-1949) – ам психолог, написал программу бихевиоризма: предмет- поведение; метод - - наблюдение, цель – управление поведением.
Необихивиористы:
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – теория оперантного научения: поведение можно предсказать и предвидеть.
Джуман Роттер (1916) – теория соц-ого научения: прогноз поведения чел-ка в сложных ситуациях.
Адьберт Бандура (1925-1988) канадец. Соц. когнитивная теория Л: необходимо рассматривать единство среды, поведения и познавательных процессов.
3. Когнитивное направление : ! когнитивный – познавательный
Джордж Келли (1905-1966) когнитивная появилась в 1955г. В основе ее конструктивный альтернативизм (у каждого чел-ка есть свой выбор)
Жан Жан Пиаже (1896-1980) швейцарец. Цель чел-ка: адаптация к среде, к окружающему миру.
4. Гештальтпсихология : самая ранняя психол-ая концепция ХХ в. «Гештальт» единое «целое» «структура». Гл идея – идея целостности; гл задача – изучении св-в целого.
Фредерик Перлз (1883-1970) – Гештальт терапия – помощь людям стать целостными.
5. Гуманистическая :
Понимание сущности чел-ка как личностного потенциала;
Личностный рост – гл цель и критерий работы психолога;
Осн. предмет собственно человеческие проявления: свобода, любовь, ответ-ть;
Переход на позиции принципа развития и саморазвития (от принципа равновесия)
Гордон Олпорт (1897-1967) – диспозиционная теория Л
Абрахам Маслоу (1908-1970) – гуманистическая теория Л
Карл Роджерс (1902-1987) – феноменологическая теория Л
6. Переходные концепции
Роберто Ассаджиоли (1888-1974) итальянец – психосинтез (сложные теории З. Фрейда)
Эрик Берн (1910-1970) канадец – трансактный аналез
Курт Левин (1890-1947) герм – США – теория поля (Гештальтпсихология)
Джордж Мид (1864-1931) ам. – символический интеракционизм; концепция соц-ого бихевиоризма (внурт. акция)
Нейролингвистическое программирование -НЛП нач.70-х.гг ХХв
Вернандский гов – о взрыве научного творчества во всех науках.
НОВЫЕ психологические направления:
Фрейд разрушил представление о отожествления сознания с психологией, а объявил наукой о функциях сознания.
Против анатомизма и сенсуализма выступила целостная психология – описательная психология, гештальтпсихология.
Психоанализ, бихевиоризм/когнитив, гуманистич/экзистенцион
~~~36. Функционализм – 260
~~~37. Бихевиоризм
Влияние работ Павлова и Бехтерева. S-R. Все через научение. Кривая научения.
Предмет изучения. Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Основные теоретические положения. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта -
Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.
Практика. Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Вклад. Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)
~~~38. Гештальтпсихология
~~~39. Фрейдизм / глубинная психология
~~~40. Когнитивная психология – 474
~~~41. Гуманистическая психология – 478
А также французская школа (смена мышлений со временем) и описательная психология (методы понимания и объяснения).
Рефлексологическое и бихевиористское направление в психологии
На протяжении длительного времени метод интроспекции был не только главным, а и единственным методом . Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), кот развил термин Декарта о непосредственном постижении мыслей.
Дж. Локк утверждал, что существует 2 источника всех Зн.: объекты внеш. мира и деятельность нашего собственного ума.
На объекты внещнего мира че-к направляет свои внеш. чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия.
Локк определял ее как «наблюдение, кот ум подвергал свою деятельность» (мышление, сомнение, веру, рассуждения. познание, желание).
Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на Д собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.
У детей – рефлексии нет, т.к. они заняты познанием внеш. Мира, но рефлексия может и не развиться у взрослого, если он не научится размышлять над собой.
Исходя из данного положения – Локк считает возможным раздвоение психики.
Психические процессы (по Локку) протекают на 2-х уровнях:
1).процессы восприятия, мысли, желания и т.д.
2).«наблюдение» или «созерцание» этих мыслей и образов восп-ия.
Ученый может проводить психол-ие исследования только над самим собой, т.к. процесс сознания открывается только самому субъекту.
В основе данного направления 2 принципа английского материализма 16-18 вв., кот развивался под влиянием достижений в механике и физике (открытие Ньютона):
1. Принцип сенсуализма – чувственность опыта, как единственного источника познания.
2. Принцип автоматизма – задача кот разложить все сложные явл-ия на элементы, и объяснить их опираясь на связи м/у этими элементами.
Это т.зр. называется сенсуалистический материализм (Дж. Локк придерживался принципа сенсуализма)
Параллельно с учением Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение – ассоциативное направление. И связано оно с именами Юма и Гартли (в основе принцип автоматизма).
К середине 19 века ассоциативная была господствующим направлением (в конце 19 в. широко использовался метод интроспекции)
Теория элементов сознания(Вундт, Титченер) на место реал
актов сознания (Брентано) чел-ка стано-
Теория потоков сознания (Джейли) виться сознание в в кот растворяется
человеческое сущ-во
Но широкое применение метода интроспекции привело к кризису.
И во втором десятилетии 20 в. возникло новое направление , предметом кот-ого явилось поведение (а не психика и сознание) и получилось название «бихевиоризм».
Курс лекций по разделу « Общая психология»
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человекеи человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология», Психология как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа», и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных: в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Хомо Сапиенс (существо разумное). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда, Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности
функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей, В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект: реального мира, «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования, В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются этакие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности . Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность.
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомофизиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек - один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Хомо Сапиенс в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узкопрофильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела:
-морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий - от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),
Учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и
-расоведение.
Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека - также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены
палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.