Практическая психология

Химия – чем-то сродни волшебству. Всех нас завораживали в школе опыты с пробирками и колбами, из которых шел дым, а содержимое меняло цвета от таинственных реакций... Но своей профессией химию все же делают потом немногие. О том, кто, почему и зачем выбирает ее делом жизни, мы поговорим с и.о. ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.х.н., профессором Александром Мажугой. Тем более, что он сам еще хорошо помнит, каково это – быть студентом.

- Александр Георгиевич, начнем с главного. Каково это - быть таким молодым ректором?

Поначалу было очень тяжело: большой вуз, ответственная позиция. Хотя до этого назначения я работал заместителем декана химического факультета МГУ. Там, как и в РХТУ, тоже примерно две тысячи сотрудников. Теперь, спустя несколько месяцев, я освоился.

Сотрудники сначала отнеслись ко мне настороженно, что понятно и объяснимо. Сейчас у нас с коллективом сложились очень добрые отношения; установилось взаимопонимание, уважение друг к другу. На прошлой неделе в ректорат поступило анонимное письмо: «Спасибо большое, что вы пришли в наш вуз. Нам не хватало такого руководителя, как вы». Было очень приятно.

Я стараюсь принимать участие в студенческой жизни университета. В РХТУ - не только самые лучшие студенты-химики, студенты-инженеры, студенты-технологи, многие ребята чрезвычайно одарены и как личности. У нас с ними идет постоянное общение. В часы приема любой студент может прийти и поговорить с ректором, а сейчас создается и электронная площадка для общения. Мне кажется, залог успеха руководителя состоит из двух вещей. Первая – каждый день надо сделать что-то хорошее, позитивное. Во-вторых, нужно как можно чаще общаться с коллективом. Это сложно, поскольку свободного времени у меня не так много, но я стараюсь.

- С чем к вам приходят на прием?

Каждый - со своими проблемами и предложениями, как улучшить жизнь университета. Обращений много, кому можем - помогаем сразу. Специалисты в области компьютерных технологий долго не могли купить нужную программу, – эту проблему мы смогли решить. Кафедре иностранных языков был нужен лингафонный кабинет, - мы запускаем процедуру закупки. Ремонтируем учебные лаборатории для студентов… Сейчас мы с вами находимся в Миусском комплексе РХТУ, строительство которого было начато в 1898 году, и, конечно, к 2018-му инфраструктура успела прийти в не очень хорошее состояние. Пытаемся восстановить, реконструировать, отремонтировать старые корпуса.
С личными просьбами тоже приходят. У кого юбилей, у кого трагедия случилась в семье, - всем стараемся помогать.

- Чем и.о. ректора отличается от ректора?

В связи с уставными документами сначала на должность назначается исполняющий обязанности ректора, который в течение года должен организовать выборы. Это открытая процедура, участвовать в ней может кто угодно, если он удовлетворяет квалификационным требованиям. Каждый из факультетов, службы (бухгалтерия, закупки…) и студенты выделяют представителей–выборщиков – всего 222 человека. Мы надеемся, что уже в ближайшее время будут представлены кандидатуры, и на общем собрании трудового коллектива состоится голосование. После этого и.о. превратится в настоящего ректора. Есть такой момент, что когда разговариваешь с бизнес-партнерами - крупными компаниями, которым интересно РХТУ, они говорят: «Лучше бы вы были ректором, а не исполняющим обязанности». Хотя для работы нет разницы, занимаешь ты позицию и.о. или нет.

- Что уже сделано на новом посту и что еще планируется?

Первое, что мы сделали, - собрали команду из специалистов, имеющих большой опыт работы и в области управления, и в химии. Я считаю, это очень важно. Большая часть руководства РХТУ – это его сотрудники, но часть – новые люди. Они не были связаны с РХТУ, у них нет предвзятых отношений к тем или иным ученым и преподавателям. Плюс, человек со стороны по-другому смотрит на ситуацию в целом, а еще - предлагает новые решения. Когда кто-то долгое время работает на одной позиции в одной организации, конечно, взгляд у него немного «замыливается».

Мы налаживаем взаимодействие с бизнес-партнерами. Подписано большое количество соглашений с крупными компаниями и коллегами из-за рубежа, с университетами Турции, Китая, Японии, Англии. В России - c МГУ, томским ГУ, со вторым медицинским университетом, с рядом других вузов. Встраиваемся в вузовскую жизнь Москвы и России, активно сотрудничаем с коллегами. Очень хороши результаты в области научных проектов: из 8 поданных в последнее время, 4 – выиграны. Ждем результаты остальных. Подготовлено большое число новых заявок. Если говорить об инфраструктуре, то мы начали небольшие ремонтные работы. Отремонтирована проходная, начался ремонт коридоров и санузлов в университете, нескольких аудиторий. Работа кипит.


- Современные студенты чем-то отличаются от своих предшественников?

Если мы сравниваем со студентами моего времени (я поступил в МГУ в 1997-м), то у студентов сегодня, во-первых, есть возможность быстро и легко найти необходимую информацию. Открыл Википедию - и готово. Наверное, это хорошо, но, с другой стороны, немного теряется умение искать информацию, анализировать ее. Мы старались не заучивать информацию, а логически ее осмысливать - сейчас это умение утрачено, приходится ему обучать. Зато сегодня студенты умеют информацию представлять наглядно. Не только красиво нарисовать и сделать презентацию, но и рассказать о проекте, причем, рассказать очень убедительно. Наверное, это тоже связано с тем, что в сети они видят хорошие примеры презентаций. Ребята, которые учатся сейчас - мотивированные, они адекватно оценивают свою реальную стоимость на рынке труда, понимают, зачем пришли в университет и чего хотят в итоге. При этом они, начиная с 1 курса, пытаются зарабатывать деньги, чего практически не было в наше время. Учиться и одновременно работать - в МГУ это было невозможно, в РХТУ некоторые студенты успевают. Они более самостоятельные.

- Чего в них, по Вашему мнению, не хватает?

- Думаю, всего хватает. Единственное, о чем я прошу студентов: прямо с 1-го курса больше заниматься наукой. Надо стараться находить на это время.

- Кому нужно поступать в РХТУ?

Ребятам, которым нравится химия. Это такая профессия, что человек не может решить вдруг: «Я буду химиком!»; всегда есть предпосылки. Первый вариант – когда к химии есть способности. Самая распространенная причина - хороший учитель химии в школе, который может замотивировать, и третья - если в семье есть родственники-химики. Как профессия химия не очень популярна, многим кажется, что она связана с чем-то вредным для здоровья, опасным. Но если мы посмотрим на ПРОФИ.РУ – сайте с рейтингом профессий, то увидим, что инженеры находятся на втором месте после специалистов в области IT. Рынок перенасыщен менеджерами, экономистами, юристами, и эта профессия становится более востребованной. А РХТУ им. Д.И. Менделеева как раз готовит инженеров-химиков, инженеров-технологов, специалистов химических производств. Ребята понимают, что это сейчас востребовано, и выбирают РХТУ как место, где будут учиться. Менделеевский университет - вуз №1 в области химической технологии в нашей стране.


- Какова сегодня ситуация в российском образовании?

- Есть заметные изменения, начиная со школы. Я всегда буду говорить, что химии в школе мало, и качество преподавания не всегда идеальное. Но если мы возьмем школьный ЕГЭ, который все ругали, то увидим, что он сильно трансформировался. Из теста на заучивание ЕГЭ превратился в хороший метод оценки знаний выпускников школ. «Знать» трансформировалось в «уметь», «включать логику». Программа РХТУ тоже меняется. У нас есть три типа подготовки – бакалавры, магистры и специалисты. Мы переходим на новый образовательный стандарт ФГОС 3++ , в котором появляется больше профессиональных компетенций, больше свободы в выборе дисциплин, что очень важно. Мы думаем, куда потом пойдут наши выпускники. Доля трудоустройства выпускников РХТУ - 85%, это очень хорошо для химического вуза. Залог успеха наших студентов на рынке труда в том, что они должны быть востребованы. Мы составляем программу под конкретного работодателя, ребята заканчивают обучение и едут на определенное предприятие. По этому методу мы работаем с разными компаниями. Начинаем активно взаимодействовать с Лукойлом, с Газпромом, с Роснефтью. Три самых больших направления РХТУ – это нефтегазохимия и полимерные материалы, факультет технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов (это неорганика, минеральные удобрения, высокотемпературные материалы, строительные материалы) и химико-фармацевтический. Выпускники всех трех очень востребованы.

- Вы как-то еще помогаете выпускникам находить работу?

Конечно. Два раза в год устраиваем ярмарки вакансий, куда приглашаем представителей бизнеса и наших выпускников. Они присматриваются друг к другу, общаются, договариваются о сотрудничестве.

- Каково соотношение в университете юношей и девушек?

Кажется, что химия – это мужская профессия. А у нас в вузе - 58% девушек и 42 % - молодых людей. Их в РХТУ надо оберегать! Работу по окончании университета находят все в равной степени, независимо от пола. Мужчины идут в инженеры, в технологи, девушки - в аналитические лаборатории, занимающиеся контролем качества. В химии есть разные направления. Хотя есть у нас и «мужские» факультеты, где девушек совсем немного. Один занимается проблемами ядерной энергетики и радиохимии, радиофармацевтическими препаратами, второй - взрывчатыми веществами. Химия – дисциплина, которую зачастую выбирают, «чтобы повзрывать» (смеется), и мы единственный вуз в стране, имеющий такую специализацию.


- Расскажите о стратегии развития вуза.

РХТУ - вуз базовый, опорный, отраслевой для химической технологии РФ. Развивающаяся промышленность страны требует от вуза, чтобы он отвечал всем современным требованиям, был лучшим в России и за рубежом. Конечно, мы работаем над тем, чтобы поднимать РХТУ в рейтингах. Надо выбирать стратегические направления, по которым нам стоит двигаться. По-моему мнению, первое из них – экология . В РХТУ есть Институт проблем устойчивого развития, он занимается зеленой химией, безопасным производством, безотходным производством. Экологическое направление будет занимать важную роль, причем, не только с точки зрения создания безопасных производств, но и с точки зрения переработки. У нас есть, например, кафедра переработки пластмасс.
Второе - это материалы и технологии для улучшения качества жизни, здравоохранения. Хотя РХТУ и химический вуз, он имеет большое количество наработок в области здравоохранения и биомедицины. Это материалы для адресной доставки препаратов, для создания имплантов; радиофамацевтические препараты. Все хотят жить долго и хорошо, поэтому медицинское направление будет развиваться в РХТУ, я надеюсь.

Третье направление мы условно называем «химическим производством будущего». Представим, что в будущем будут строить делать такие химические заводы, которые не были бы вредны для окружающей среды, работали в режиме замкнутого цикла, потребляли очень мало энергии и при этом были эффективны. И последнее – уже упомянутые взрывчатые вещества – энергонасыщенные материалы. Мы ведем разработки совместно с Министерством обороны и Фондом перспективных исследований. Вот четыре стратегических направления развития Менделеевского университета.

Ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», профессор кафедры физического материаловедения НИТУ «МИСиС».

Направления работы

22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов».

Профиль «Биомедицинские наноматериалы».

Область научных интересов (научная тематика)

Cинтез наногибридных функциональных материалов, биоорганическая химия, медицинская химия, нанохимия, развитие новых подходов к синтезу и исследованию биологически активных веществ.

Сильные стороны

Научно-исследовательская работа по реальной фундаментальной и прикладной тематике проводимая под руководством ведущих ученых. Публикация статей в высокорейтинговых международных журналах. Участие в международных и российских конференциях.

Основные исследовательские проекты:
  • Проект «Проведение доклинических исследований контрастного препарата на основе магнитных наночастиц оксида железа для диагностики мультиформной глиобластомы методом МРТ» ФЦП;
  • Проект «Разработка эффективных и адаптируемых лабораторных методов синтеза новых гибридных материалов на основе магнитных наночастиц для нужд биомедицины»;
  • Проект «Конструкции на основе ИК- фотосенсибилизаторов и наночастиц металлов для комбинированных методов терапии в онкологии» РФФИ;
  • Проект «Гибридные материалы на основе наночастиц железа и производных природных хлорофиллов» РФФИ;
  • Проект «Химический дизайн бионаноматериалов для медицинских целей» ФЦП;
  • Проект «Доклинические исследования лекарственного средства на основе органического диспиропроизводного для терапии колоректального рака» ФЦП;
  • Проект «Дистанцинное управление с помощью ультранизкочастотного магнитного поля функциями биополимеров и других макромолекул, иммобилизованных на магнитных наночастицах» ФЦП;
  • Проект «Разработка платформенной технологии доставки терапевтических миРНК в печень» ФЦП;
  • Проект «Разработка и создание высокотехнологичного производства препаратов на основе платформенной технологии адресной доставки терапевтических и диагностических агентов для лечения или диагностики рака предстательной железы» ФЦП;
  • Проект «Разработка метода экспресс-анализа токсичности наночастиц на клеточном уровне» ФЦП;
  • Проект «Разработка технологии персонализированной оценки и прогнозирования эффективности доставки наноформуляций противоопухолевых препаратов с использованием комплекса интравитальных методов исследования» ФЦП;
  • Проект «Разработка новых классов препаратов для терапии онкологических и метаболических заболеваний на основе коньюгатов лекарственных препаратов с тканеспецифическими лигандами» РНФ.
Научное признание, экспертиза, исследования:

Индекс Хирша: 16 (по Web of Science); количество статей 289 (по Web of Science).

  • Более 500 публикаций и 15 патентов;
  • Медаль Российской академии наук;
  • Лауреат конкурса «Инновационные технологии для реального сектора экономики и социальной сферы»;
  • Заслуженный работник образования республики (Саха) Якутии;
  • Победитель конкурса инновационных проектов МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • Лауреат Шуваловской премии МГУ имени М. В. Ломоносова за научное исследование в области химии бифункциональных соединения для биологического применения;
  • Победитель международного конкурса НИТУ МИСиС для создания новых лабораторий;
  • Победитель конкурса на соискание премии Правительства Москвы молодым учёным в номинации «Химия и наука о материалах».
Научное руководство:
  • Защитившихся к.х.н.- 9 человек.
Публикации в СМИ (примеры):
  • «Химики МГУ создали метод синтеза наночастиц для диагностики и терапии рака» (Аргументы и факты)

Ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», профессор кафедры физического материаловедения НИТУ «МИСиС».

Направления работы

22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов».

Профиль «Биомедицинские наноматериалы».

Область научных интересов (научная тематика)

Cинтез наногибридных функциональных материалов, биоорганическая химия, медицинская химия, нанохимия, развитие новых подходов к синтезу и исследованию биологически активных веществ.

Сильные стороны

Научно-исследовательская работа по реальной фундаментальной и прикладной тематике проводимая под руководством ведущих ученых. Публикация статей в высокорейтинговых международных журналах. Участие в международных и российских конференциях.

Основные исследовательские проекты:
  • Проект «Проведение доклинических исследований контрастного препарата на основе магнитных наночастиц оксида железа для диагностики мультиформной глиобластомы методом МРТ» ФЦП;
  • Проект «Разработка эффективных и адаптируемых лабораторных методов синтеза новых гибридных материалов на основе магнитных наночастиц для нужд биомедицины»;
  • Проект «Конструкции на основе ИК- фотосенсибилизаторов и наночастиц металлов для комбинированных методов терапии в онкологии» РФФИ;
  • Проект «Гибридные материалы на основе наночастиц железа и производных природных хлорофиллов» РФФИ;
  • Проект «Химический дизайн бионаноматериалов для медицинских целей» ФЦП;
  • Проект «Доклинические исследования лекарственного средства на основе органического диспиропроизводного для терапии колоректального рака» ФЦП;
  • Проект «Дистанцинное управление с помощью ультранизкочастотного магнитного поля функциями биополимеров и других макромолекул, иммобилизованных на магнитных наночастицах» ФЦП;
  • Проект «Разработка платформенной технологии доставки терапевтических миРНК в печень» ФЦП;
  • Проект «Разработка и создание высокотехнологичного производства препаратов на основе платформенной технологии адресной доставки терапевтических и диагностических агентов для лечения или диагностики рака предстательной железы» ФЦП;
  • Проект «Разработка метода экспресс-анализа токсичности наночастиц на клеточном уровне» ФЦП;
  • Проект «Разработка технологии персонализированной оценки и прогнозирования эффективности доставки наноформуляций противоопухолевых препаратов с использованием комплекса интравитальных методов исследования» ФЦП;
  • Проект «Разработка новых классов препаратов для терапии онкологических и метаболических заболеваний на основе коньюгатов лекарственных препаратов с тканеспецифическими лигандами» РНФ.
Научное признание, экспертиза, исследования:

Индекс Хирша: 16 (по Web of Science); количество статей 289 (по Web of Science).

  • Более 500 публикаций и 15 патентов;
  • Медаль Российской академии наук;
  • Лауреат конкурса «Инновационные технологии для реального сектора экономики и социальной сферы»;
  • Заслуженный работник образования республики (Саха) Якутии;
  • Победитель конкурса инновационных проектов МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • Лауреат Шуваловской премии МГУ имени М. В. Ломоносова за научное исследование в области химии бифункциональных соединения для биологического применения;
  • Победитель международного конкурса НИТУ МИСиС для создания новых лабораторий;
  • Победитель конкурса на соискание премии Правительства Москвы молодым учёным в номинации «Химия и наука о материалах».
Научное руководство:
  • Защитившихся к.х.н.- 9 человек.
Публикации в СМИ (примеры):
  • «Химики МГУ создали метод синтеза наночастиц для диагностики и терапии рака» (Аргументы и факты)

Мажуга Александр Георгиевич

и.о. ректора

РХТУ им.Д.И. Менделеева

Мажуга Александр Георгиевич, д.х.н., исполняющий обязанности ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Выпускник химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (2002 год).

В 2005 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук, в 2013 году - на соискание ученой степени доктора химических наук.

С 2003 года - сотрудник кафедры органической химии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 2016 года по настоящее время по совместительству профессор кафедры органической химии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 06.2017 года по настоящее время исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева».

Научная работа Мажуги А.Г. поддерживается грантами РФФИ, Минобрнауки, грантами Президента Российской Федерации, РНФ.

Победитель Конкурса на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым за 2017 год в номинации «Химия и наука о материалах». Имеет Шуваловскую премию (2014 год) МГУ имени М.В. Ломоносова за научное исследование в области химии бифункциональных соединения для биологического применения.

Мажуга А.Г. - эксперт аналитического центра при Правительстве РФ, научный консультант Центра национального интеллектуального резерва, член Американского химического общества, Российского Менделеевского общества, эксперт центра аккредитации образования АККОРК. Эксперт фонда Сколково, член рабочей группы Министерства образования и науки «Фарма-2020», секции по химической технологии РАН. Председатель Научно-методического совета ФГБНУ «ФИПИ» по химии.

Подробнее

МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ СПИКЕРА

    18.04 12:50–13:05

    На презентации будут приведены предпосылки формирования университета как центра создания инноваций. Будут представлены компетенции РХТУ в области исследований и разработок для химической промышленности, нефтехимии, биотехнологии и др. Поговорим о необходимость привлечения талантливой молодежи, построения карьерных траекторий, использования проектного подхода к обучению, развитии студенческого предпринимательства.

    Показать аннотацию

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: