Практическая психология

«Самооценка стрессоустойчивости личности»

Конфликты, как и другие негативные факторы нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Предлагаемый вам тест позволит оценить ваш уровень стрессоустойчивости. Вы получите более объективный результат, если ваши ответы будут искренними. Обведите кружком подходящий вариант вашего ответа на каждое утверждение (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе .

2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров.

3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю.

4. Я бываю настроен агрессивно.

5. Я не терплю критики в свой адрес.

6. Я бываю раздражителен.

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

10. Своим недругам я могу дать отпор.

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать на другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Теперь, когда вы ответили на вопросы, займемся обработкой результатов.

Обработка результатов (ключ)

Подсчитайте, какое количество ваших ответов совпадает с приведенными ниже:

ШКАЛА «ИНТРОВЕРСИЯ – ЭКСТРАВЕРСИЯ»

1+, 3+, 5−, 8+, 10+, 13+, 15−, 17+, 20−, 22+, 25+, 27+, 29−, 32−, 34+, 37−, 39+, 41−, 44+, 46+, 49+, 51−, 53+, 56+.

ШКАЛА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ − НЕУСТОЙЧИВОСТЬ»

2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

ШКАЛА «СКРЫТНОСТЬ − ОТКРОВЕННОСТЬ»

6+, 12−, 18−, 24+, 30−, 36+, 42−, 48−, 54−.

Все 57 вопросов делятся на три группы − шкалы «интроверсия – экстраверсия» (24 вопроса), «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» (24 вопроса) и «скрытность – откровенность», или «корректурная шкала» (9 вопросов). За каждый ответ, совпадающий с ключом , вы ставите себе один балл. Баллы по каждой из шкал суммируются. Результат отложите на оси координат. Третья шкала – корректурная – на схеме не отображена, так как диагностирует только вашу склонность давать социально желательные ответы. высокий балл (5 баллов) по шкале «скрытность – откровенность» рассматривается как большое желание понравится окружающим, а это в той или иной мере присуще многим.

Вы уже подсчитали свои баллы, и вероятно, кое-кто обнаружил, что полученные результаты на совпадают с теми, которых он ожидал, и расстроился. Напрасно. Нет хороших и плохих темпераментов. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом, быть артистичными. Суворов и Менделеев были холериками, Герцен, Энгельс и Бомарше – сангвиниками, Крылов и Кутузов – флегматиками, а Ньютон и Гоголь – меланхоликами.

Посмотрим, что означают результаты теста, выраженные в цифрах.

Эмоциональная неустойчивость – 24 балла

Интроверт – 0 баллов

Меланхолик

Легко расстраивающийся

Тревожный

Склонный к рассуждениям

Пессимистичный

Сдержанный

Необщительный

Холерик

Чувствительный

Беспокойный

Агрессивный

Изменчивый, непостоянный

Импульсивный

Оптимистичный

Активный

Экстраверт – 24 балла

Флегматик

Пассивный

Рассудительный, благоразумный

Управляемый, контролируемый

Внушающий доверие

Осмотрительный

Доброжелательный

Миролюбивый

Сангвиник

Общительный

Разговорчивый

Спокойный

Лидирующий

Контактный

Отзывчивый

Жизнерадостный

Эмоциональная устойчивость – 0 баллов

ЭКСТРАВЕРТЫ

Люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск, стремящееся к объективности. Для экстравертов характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, душа компании, заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обаятельные, прямолинейны в суждениях, как правило ориентируются на внешнюю оценку, поэтому, как правило, хорошо сдают экзамены. Они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстравертам следует быть осторожными.

ИНТРОВЕРТЫ

Люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них часто собственные теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся. Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ

Люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывающие доверие, склонные к лидерству, обладающие терпением.

ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЕ

Люди чувствительные, эмоциональные, тревожные, склонные болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Этот тест поможет вам также определить тип своего темперамента. Если на осях координат отложить получившиеся по результатам тестирования баллы (от 0 до 24) по шкалам «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» и «интроверсия – экстраверсия», то сочетание характеристик укажет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части (устойчивые экстраверты) − сангвиники; в левой нижней (устойчивые интроверты) − флегматики и в левой верхней части (неустойчивые интроверты) − меланхолики.

Этот тип темперамента характеризуется высоким уровнем активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

САНГВИНИК

Характеризуется высокой активностью, энергичностью, работоспособностью, быстрой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

ФЛЕГМАТИК

Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

МЕЛАНХОЛИК

Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью, Меланхолика отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающиеся повышенной тревожностью, глубиной и неустойчивостью эмоций при слабом их проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. при неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых событий, людей и всякого рода испытаний.

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

3. Я переживаю за качество своей работы

4. Я бываю, настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я страдаю бессонницей

10. Своим недругам я могу дать отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

12. У меня не хватает времени на отдых

13. У меня возникают конфликтные ситуации

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

16. Я все делаю быстро

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

1 - очень низкий

2 - низкий

3 - ниже среднего

4 - чуть ниже среднего

5 - средний

6 - чуть выше среднего

7 - выше среднего

8 - высокий

9 - очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот.

Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Источник:

Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон, 1995

Профиль кризиса

Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - МН.: Харвест, 2005.- 640 с.

1. Я страдаю от головных болей, недомогания или чувствую себя плохо.

2. Я стал рассеянным.

3. Меня не покидает чувство тревоги, которая окрашивает мои суждения и чувства.

4. Временами у меня возникают мысли, что нет смысла продолжать жить как прежде.

5. Я избегаю думать или говорить о своей неудаче (несчастье).

6. Временами мое сердце бьется учащенно.

7. Мне кажется, что я утратил способность реально оценивать события и воспринимать их отчетливо.

8. Я рассержен на весь свет за то, что это случилось со мной.

9. Я ощущаю физическую усталость, апатию, вялость чувств.

10. Мысли о случившемся беспрестанно крутятся у меня в голове, и я не могу остановить их.

11. Временами я не могу нормально дышать.

12. Временами я затрудняюсь четко формулировать свои мысли.

13. После случившегося я не плачу и не скорблю так, как это обычно должно быть.

14. Все окружавшие меня кажутся чужими, холодными и безнадежными.

15. Я совсем не могу работать как прежде, у меня все валится из рук.

16. Запоры (поносы) меня беспокоят чаще, чем обычно.

17. Я стал забывчивым и пропускаю некоторые обязательные мероприятия.

18. Временами я плачу или близок к слезам.

19. Я не получаю удовольствия от приятных и радостных событий, как прежде.

20. Мне хочется забыться и бежать куда глаза глядят.

21. У меня имеются трудности с засыпанием.

22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

23. Почти все время я испытываю необъяснимую тревогу.

24. Временами я ненавижу себя.

25. Временами мысли о случившемся лишают меня сна.

26. Мой пульс учащен (замедлен), кровяное давление повышено (понижено).

27. Мое восприятие окружающего сужено и ограничено моей проблемой и всем, что ее касается.

28. Мне стыдно за себя и за все, что со мной произошло.

29. Временами все кажется мне бессмысленным.

30. Я не в состоянии выполнять свои профессиональные и домашние обязанности как прежде.

31. У меня неустойчивый сердечный ритм (замедленный, учащенный).

32. Мне кажется, что ряд моих решений, принятых в настоящее время, непродуман, скоропалителен и скорее даже импульсивен.

33. Временами меня охватывает состояние полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось.

34. Мое Я так изменилось, что временами я не узнаю сам себя.

35. Я стал уделять гораздо больше времени работе (службе) и в этом нахожу выход из создавшегося положения.

36. У меня часто бывает сухость во рту.

37. Мне сложно запомнить информацию, которую раньше я запоминал без особого напряжения.

38. Зачастую у меня возникает желание рассказать о своих душевных переживаниях даже малознакомым людям.

39. Подавленное, угнетенное настроение у меня длится долго.

40. Время от времени у меня непроизвольно (в виде своеобразной вспышки) оживляются наиболее травматические воспоминания о случившемся.

41. Часто у меня возникает субъективное ощущение нехватки воздуха и даже ощущение остановки дыхания.

42. Я не могу должным образом сосредоточиться при исполнении своих служебных обязанностей.

43. Временами у меня возникает ощущение, что все внутри сжалось в комок.

44. У меня обострилось критическое отношение к себе и своим поступкам.

45. Я устаю даже от выполнения своих обычных обязанностей.

46. У меня ухудшился аппетит, временами появляется тошнота.

47. Иногда мне кажется, что все происходящее нереально.

48. С каждым днем мне все чаще приходит мысль о том,

что я не сделал все возможное для того, чтобы избежать такого развития событий.

49. Мое настроение стало крайне неустойчивым.

50. Я стал пить больше, чем следует.

51. Я стал чрезмерно потливым.

52. Когда ко мне обращаются, я зачастую отвечаю с задержкой.

53. Меня охватило состояние безразличия к окружающему, ничто не волнует, не беспокоит, не интересует.

54. Я никого не хочу видеть и стараюсь быть один.

55. Большую часть времени я продолжаю размышлять о случившемся, хотя это и мучительно.

56. Мой сон стал беспокойным, и иногда прерывается кошмарами.

57. Я стал замечать, что зачастую не могу вспомнить информацию, которую всегда помнил.

58. Я настолько поглощен своими чувствами, что из-за этого становится только хуже.

59. У меня часто бывает ворчливое настроение, я стал раздражительным, угрюмым, агрессивным по отношению к родным и близким.

60. Я стараюсь избегать трудностей как в мыслях, так и в действиях.

Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, затем сумму умножьте на соответствующий данной шкале множитель (если он есть).

1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ: (1).

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

а) нарушения функционирования вегетативной системы (26, 36, 51 х 4)

б) нарушения сердечной деятельности (6, 31 х 6)

в) нарушения дыхания (11, 41 х 6)

г) нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта (16, 46 х 6)

д) проблемы со сном (21, 56 х 6)

2. ОСЛОЖНЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) осложнения функционирования внимания (2, 22, 42 х 4)

б) осложнения функционирования восприятия (7, 27, 47 х 4)

в) осложнения функционирования мышления (12, 32, 52 х 4)

г) осложнения функционирования памяти (17, 37, 57 х 4)

3. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

а) тревога (3, 23, 43 х 4)

б) генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) (8, 28, 48 х 4

в) эмоциональная тупость (13, 33, 53 х 4)

е) слабодушие, повышенная эмоциональность (18, 38, 58 х 4)

4. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ (4, 9, 14, 19, 24, 29,

34, 39, 44, 49, 54, 59)

5. ПЕРЕМЕНЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) попытки уйти от проблемы (5, 20, 35, 50 х 3),

б) поглощенность проблемой (10, 25, 40, 55 х 3)

в) проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей (15, 30, 45, 60 х 3).

Определение индивидуального профиля переживания кризиса производится по ключевой таблице, где отражаются набранные баллы по приведенным 17 позициям.

Строится график: по горизонтали шкала состояний 17 позиций, а по вертикали от 0 до 12 баллы по каждому состоянию.

Уровень стресса

Уважаемые коллеги, ответьте на утверждения, данные ниже:

1 балл согласен

2 балла не очень согласен

3 балла скорее не согласен

4 балла полностью не согласен

1. Пожалуй, я человек нервный

2. Я очень беспокоюсь о своей работе

3. Я часто ощущаю нервное напряжение

4. Повседневная деятельность вызывает у меня большое напряжение

5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение

6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически

7. В моей семье часто возникают напряженные отношения

Уровень стресса

Рассчитайте средний балл

3 балла - низкий уровень стресса

2-2,99 - средний уровень стресса

1-1,99 - высокий уровень стресса

Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для Вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут Ваши ответы, тем более точный результат Вы получите.

Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 1
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы
4. Я бываю настроен агрессивно
5. Я не терплю критики в свой адрес 1
6. Я бываю раздражителен
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 3
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым
9. Я страдаю бессонницей
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

Определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице:

Чем меньше баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни. Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.


2. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день
Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю
Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день Я не курю!!!
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) - Вес (кг) =100 ± 10
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
Вас поддерживает Ваша вера
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
У Вас много друзей и знакомых
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
Вы здоровы
Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
Вы можете организовать Ваше время эффективно
За день Вы употребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
«Цена» ответа (в баллах):
ИТОГ:

Теперь сложите результаты Ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов. Итого______30_ _____________



Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, Вашему здоровью ничто не угрожает.



Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов - у Вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, то Вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели : изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табличной и графической форме.

Комплекс состоит из 8 тестов:

1.«Выявление акцентуации характера»;

2.«Определение структуры темперамента»;

3.«Диагностика агрессивного поведения»;

4.«Определение уровня тревожности»;

5.«Оценка коммуникативных и организаторских способностей»;

6.«Самооценка стрессоустойчивости личности»;

7.«Выявление мотивов поведения»;

8.«Ваше поведение в конфликтных ситуациях».

Тест №6.«Самооценка стрессоустойчивости личности».

На титульном листе теста изложено описание и рекомендации по прохождению и сохранению результатов тестирования, предложено ввести фамилию и имя тестирующегося и переход к вопросам теста. Напротив каждого вопроса необходимо выбрать вариант правильного ответа. При выделении ячейки, в которую нужно ввести или выбрать ответ, появляется соответствующее сообщение о выборе. По завершении заполнения всех ячеек с ответами нужно нажать «Ваши результаты». Результаты теста отображены графически и подробно описаны. После прохождения тестирования необходимо напомнить учащимся сохранить результаты теста под своей фамилией в папке своей группы или класса.

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Воспитание стрессоустойчивости у детей как средство укрепления их здоровья"

Цельданной лекции охарактеризовать родителям синдром хронической усталости, предложить профилактические мероприятия депрессии и неврозов, разработать стратегию и тактику воспитания стрессоустойч...

В данной статье говорится об организации психологической поддержки в условиях профессиональной деятельности педагога. Сегодня не каждый педагог владеет навыками саморегуляции, однако, это самый правил...

(Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995)

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уров­ня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем бо­лее искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).


Утверждения Редко Иногда Часто
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки
Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54 I - очень низкий
53-50 2 - низкий
49-46 3 - ниже среднего
45-42 4 - чуть ниже среднего
41-38 5 - средний
37-34 6 - чуть выше среднего
33-30 7 - выше среднего
29-26 8 - высокий
18-22 9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1 -й и даже 2-й уро­вень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!



Приложение 14

Техники расслабления (релаксации, аутотренинга)

(Легальные и нелегальные наркотики: Росийско-германское учебное

пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики

среди подростков / ред. В. А. Ананьев. -

СПб.: Иматон, 1996)

МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ Расслабление в позе сидя

/ этап

Следите за вашим дыханием, вдохом и выдохом. При вдохе - живот вы­пячивается, при выдохе - втягивается. Закройте глаза, слегка приоткройте губы. Весь процесс дальнейшего напряжения/расслабления лучше сочетать с дыханием: на вдохе - напряжение, на выдохе - расслабление. Теперь мы сосредоточиваем свое внимание на правой руке (если вы левша, то на ле­вой). Сожмите руку в кулак, крепко, но не судорожно. Почувствуйте напря­жение каждой мышцы руки (примерно 5 с), затем расслабьте мышцы. Ра­зожмите кулак. Расслабленная рука лежит на передней поверхности бедра. Каждый палец расслабляется, становится мягким, вялым.

Теперь сосредоточиваемся на предплечье и плече: снова сожмите паль­цы в кулак, согните локоть, напрягите ваши мышцы, почувствуйте, какие они твердые (5 с), и снова расслабьте их. Положите руку на верхнюю поверх­ность бедра. Кисть руки и рука могут совершенно расслабиться. Возможно, вы почувствуете дрожь в мышцах. Если это так, напрягите их снова на один миг и расслабьте. Ваша рука, расслабленная и тяжелая, лежит на бедре. Она расслабляется все больше и больше. Ваше дыхание ровное и спокой­ное.

Теперь сосредоточиваемся на другой руке. Сожмите пальцы руки в кулак. Почувствуйте определенное напряжение (5 с), но не сжимайте пальцы до судорог и снова расслабьте их. Рука расслабленно лежит на бедре. Вам приятно, легко, вы расслаблены.

Теперь - плечо и предплечье: сожмите пальцы в кулак, согните руку в локте, напрягите все мышцы, сосредоточьтесь на них (5 с) и снова рас­слабьте. Положите руку на бедро, каждая мышца расслаблена. Дыхание спокойное и ровное. При каждом вдохе живот слегка выпячивается, при вы­дохе - легко втягивается. Наслаждайтесь приятным чувством расслабления во всем теле.

Теперь сосредоточиваемся на лице: поднимите брови, наморщите лоб, отчетливо почувствуйте напряжение (5 с) и снова опустите брови. Напряже­ние уходит. Теперь сведите брови к переносице, крепко зажмурьте глаза (5 с) и снова расслабьте мышцы. Мышцы расслабляются все больше и боль­ше, расслабление нарастает.

Теперь сожмите зубы, но без судорог. Почувствуйте напряжение в челю­сти (5 с) и снова отпустите мышцы. Прижмите язык крепко к небу (5 с) и снова отпустите. Расслабляется все лицо, вам легко и приятно. Губы слегка приоткрыты, зубы не давят друг на друга, язык мягко лежит во рту. Вы на­слаждаетесь расслаблением в лице. Расслабление нарастает во всем теле. Дышите спокойно и ровно. При дыхании живот сам по себе легко поднима­ется и опускается.

Теперь сосредоточиваемся на шее и затылке: потяните голову вперед, подбородок прижимается к груди. Почувствуйте напряжение в шее и затылке


(5 с) и с облегчением опустите голову. Зафиксируйте это чувство расслабле­ния. Теперь запрокиньте голову назад. Осознанно почувствуйте напряжение (5 с), затем расслабьтесь, почувствуйте, как уходит напряжение. Вся сила напряжения уходит из мышц. Вы сидите, приятно расслабившись, на стуле или в кресле. Вы чувствуете, как при дыхании живот поднимается и опускает­ся. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже.

Теперь сосредоточиваемся на плечах и животе: разведите плечи, они по­чти касаются друг друга, мышцы очень твердые (5 с), и снова расслабьтесь, опустите плечи. Теперь подтяните плечи вперед к груди, отчетливо почув­ствуйте напряжение (5 с) и снова расслабьтесь. Расслабление, облегчение, покой. Теперь поднимите плечи, они почти касаются ушей, зафиксируйте напряжение в мышцах (5 с) и снова расслабьтесь. Плечи опускаются, висят. Вы дышите спокойно и равномерно.

Теперь немного приподнимите ноги от пола. Ноги немного приподняты, живот напрягается, вы чувствуете напряжение в мышцах живота (5 с). Затем опустите ноги, живот расслабляется. Дыхание спокойное, ровное. При каж­дом цикле дыхания живот равномерно поднимается и опускается. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже. Вам легко, приятно.

Теперь сосредоточьтесь на ногах и ступнях: чтобы напрячь переднюю по­верхность бедра, прижмите ноги крепко к полу. Зафиксируйте напряжение в бедрах (5 с) и снова расслабьте мышцы. Передняя поверхность бедра рас­слабляется.

Теперь разверните пальцы ног так, как будто вы хотите взять ими каран­даш. Почувствуйте напряжение (8 с), но не доводите его до судорог, и снова отпустите пальцы. Потяните кончики пальцев ног к корпусу. Зафиксируйте напряжение (5 с) и расслабьте мышцы. Из ваших ступней вытекает напряже­ние. Расслабление все глубже и глубже. Вы дышите спокойно и ровно. Ваш живот поднимается и опускается в ритме дыхания.

Теперь снова мысленно пройдитесь по всем мышцам. Если вы где-то чув­ствуете напряжение - скажите сами себе: «Расслабься, освободи мышцы». Наслаждайтесь чувством расслабления. Вы сидите спокойно. Ваше тело тя­желое и расслабленное. Вы дышите спокойно и ровно. С каждым выдохом вы все больше и больше расслабляетесь.

Сейчас вы медленно выходите из расслабления. Избегайте любых вне­запных и резких движений. Вы заметите, что расслабление дает вам све­жесть и энергию, и вы почувствуете себя лучше и приятнее.

4 - вы двигаете кистями рук, даете работу вашим пальцам, 3 - вы двига­ете руками и ногами, слегка покачивая ими, 2 - вы потягиваетесь всем кор­пусом во всех направлениях, 1 - вы открываете глаза, медленно встаете.

Вы чувствуете себя приятно и обновленно, как будто только что приняли освежающий душ.

// этап

Сядьте на стул, голова опущена на грудь. Положите свои руки на перед­нюю поверхность бедер и закройте глаза.

Наморщите лоб и сожмите губы, как будто вы хотите сделать устрашаю­щее лицо. Напрягите всю мускулатуру лица (5 с), но без судорог. Теперь расслабьте мышцы лица и тела. Они снова становятся мягкими и рыхлыми. Попытайтесь сознательно оценить чувство расслабления (10 с).

Следующий участок тела, за который мы возьмемся, - это плечи, руки и кисти рук. Сожмите пальцы рук в кулак и напрягите каждую мышцу. Вы по­чувствуете, как все мышцы становятся твердыми и крепкими. И теперь вы снова возвращаетесь в состояние расслабления. Все мышцы ослабевают, напряжение уходит. Вы чувствуете себя легко, свободно (10 с). Повторите также и это упражнение: напрягите плечи, руки и кисти рук. Все мышцы ста­новятся твердыми (5 с), но не до судорог, затем снова расслабьте мышцы. Плечи опускаются, руки свободно свисают, кисти рук расслабляются (-10 с).

Теперь мы примемся за мышцы груди и живота. С силой напрягите мыш­цы груди и живота. Руки остаются расслабленными (5 с), снова расслабьте их, вернитесь в состояние покоя, насладитесь чувством покоя, которое рас­пространяется по всему телу (10 с). Теперь повторите напряжение в торсе. Напрягите мышцы груди и живота, удерживайте напряжение (5 с). Снова расслабьтесь, напряжение уходит. Все мышцы расслаблены. Мышцы лица, ллеч, груди, рук, живота. Дышите спокойно и равномерно (10 с).

Теперь мы переходим к ногам и ступням. Попробуйте напрячь все мышцы ног и ступней, не совершая движений. Почувствуйте напряжение до кончи­ков пальцев ног (10 с).

Повторите также следующее упражнение: напрягите мышцы бедер, мышцы ступней. Держите напряжение (5 с) и снова расслабьте мышцы, мышцы становятся рыхлыми. Сейчас все ваши мышцы расслаблены, рас­слабление распространяется по всему телу... Вы дышите спокойно и равномерно. Оставайтесь в этом положении еще минуту. Теперь мед­ленно выходите из состояния расслабления. Вы двигаете пальцами рук, легко встряхиваете руками, двигаете ногами, потягиваетесь, открываете глаза и приходите в себя.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ВСЕЙ МУСКУЛАТУРЫ

Если вам удается достигнуть расслабления мышц тела во время продол­жительных упражнений, можно перейти к кратковременному расслаблению, при котором все тело напрягается за один раз, а потом, в уже указанной выше последовательности, расслабляются отдельные мышечные группы.

1. Фаза напряжения. Сядьте, выгните спину, как кошка, опустите голову на грудь. Одновременно скрестите руки перед грудью. Плечи поднимаются высоко вверх, а кисти рук лежат на предплечьях. Разверните ноги под углом, тогда ступни будут легко отрываться от пола. Сделайте вдох, напрягите жи­вот и ягодицы. И, наконец, напрягите мышцы лица: зажмурьте глаза, намор­щите нос и лоб. Усиливайте напряжение в данной выше последовательнос­ти. В конце упражнения тело еще раз сконцентрированно напрягается, а дыхание задерживается.

2. Фаза расслабления. Теперь расслабьте все мышцы, лягте и глубоко и свободно выдохните. Для расслабления потребуется больше времени, чем для напряжения. Полностью расслабьте мышцы в выученном порядке.

РАССЛАБЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП

Все упражнения для расслабления мышц могут проводиться изолиро­ванно. Можно напрягать и расслаблять сведенные судорогой руки (на­пример, в результате длительного письма в течение нескольких часов); напряженное лицо после длительной концентрации, напряженные мыш­цы затылка после длительной поездки в поезде.

«Кинг-Конг»

7. Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает гро­мадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед гру-


дью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равно­мерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук - кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.

2. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдох­ните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. По­том откройте глаза.

Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет - кусок дерева, камень, вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих. Вы можете про­водить это упражнение где и когда хотите. Его хорошо применять при внут­реннем напряжении - перед контрольной работой, а также в ситуациях, ког­да необходимо быстрое и несложное мышечное расслабление. Также хоро­шо выполнять это упражнение при замерзании рук.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: